logo
Гуревич

Система текстовых публикаций номера

Публикации номера периодического издания образуют систему, все элементы которой взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они различаются по их основным признакам – основаниям. Одно из таких оснований – источник информации, место, где она подготовлена. В зависимости от этого вся информация, включаемая в номер, делится на две части. Большая ее часть создается в самой редакции, ее журналистами. Это редакционная журналистская информация. Другая часть – внередакционная информация – создается государственными и общественными органами и организациями, информационными агентствами, а также внередакционными авторами: нештатными журналистами, авторами писем в редакцию и др. Она также подвергается в редакции обработке, превращаясь в журналистскую информацию.

Публикации, входящие в номер, различаются и по другому основанию – средству отображения действительности. В газете – это напечатанное слово – вербальная информация и иллюстрации – визуальная информация. В зависимости от этого все публикации здесь разделяются на текстовые и иллюстрационные.

Третье основание деления публикаций номера – метод отображения действительности. В зависимости от назначения его произведения журналист пользуется различными методами. Чаще всего – публицистическим методом, создавая заметку, репортаж, статью или тексты в других жанрах газетной публицистики. Но если ему нужно написать фельетон или сатирическую заметку, он обращается к сатирическому методу отображения действительности. При необходимости он может обратиться и к художественному методу, написав, если у него есть соответствующий талант, стихотворение в номер или рассказ.

Но, пожалуй, важнейшее – четвертое основание деления публикаций в номере – их назначение, функция. Это, прежде всего, определяет место и роль публикации в номере периодического издания.

Можно ввести и другие признаки публикаций, определяющие основу структуры номера, например «географию» материалов или состав авторов и др. Но решающую роль играют вышеуказанные четыре признака.

По их назначению все вербальные – текстовые публикации в номере печатного периодического издания четко разделяются на восемь групп или типов. Это публицистические материалы, документальные и официальные публикации, статистические данные, научные и технические материалы, литературно-художественные публикации, справочные, развлекательные и, наконец, реклама и частные объявления. Выбор публикации того или иного типа для конкретного номера и занимаемое ею место обусловлены задачами, которые ставит перед собой редакция.

В массовой общественно-политической газете важнейшую роль играют публицистические материалы. Мы имеем в виду публицистику в широком смысле слова, т.е. все журналистские произведения – от заметок и репортажей до статей, очерков и эссе, в которых освещаются факты и события, имеющие значение для жизни людей, поднимаются актуальные вопросы и проблемы политики, экономики и других важнейших общественных сфер. Все эти материалы образуют подсистему жанров газетной публицистики. Они представляют основное содержание большинства газет – как их комплектов, так и каждого отдельного номера. Эти тексты дают читателю ту разнообразную и непрерывно меняющуюся панораму событий в мире или в определенном регионе, которую он ожидает увидеть в газете.

Информация, содержащаяся в публицистических материалах, подкрепляется сообщениями, которые несут публикации других типов. Важное место среди них занимают документальные и официальные материалы.

Тексты законопроектов, представленных в Думу РФ, и новых законов, принятых ею и утвержденных президентом, его указов, межгосударственных договоров и соглашений, решений местных – областных или муниципальных властей, обращений руководства политических партий и движений к избирателям, сообщений центрального или местных избиркомов о результатах выборов депутатов в Государственную или региональные думы и другие официальные документы иногда занимают в газетах значительное место – в зависимости от типа и уровня издания, где они появляются. В «Российской газете», обладающей правом первоочередной публикации текстов новых законов, которые лишь после этого вступают в силу, такие публикации играют важнейшую роль наряду с публицистикой. А в местных – региональных, городских газетах они появляются реже, иногда лишь в сокращенном, сжатом виде под рубрикой «Официальный отдел». Все эти материалы создаются вне редакции, их обычно получают по официальным каналам – посредством ИТАР-ТАСС, в пресс-службах государственных органов, мэрий, политических партий или на пресс-конференциях и брифингах, которые проводят подобные службы. В редакции их лишь готовят к публикации – полностью или с сокращениями.

Другую группу подобных текстов составляют направляемые в редакции развернутые сообщения руководителей различных коммерческих и финансовых обществ и других организаций о результатах собраний акционеров, о планах и программах будущей деятельности и т.п. Такие документы иногда занимают в «Известиях» и других газетах, распространяемых в разных регионах, целые полосы.

Третья группа документальных публикаций – частные документы. Это воспроизведение удостоверений, паспортов, свидетельств о рождении или о смерти какого-либо лица и т.п. – полностью или фрагментами. Обычно их объединяют с текстами корреспонденции, интервью и других публикаций, связанных с определенными лицами, или сопровождают развернутыми текстовками.

Иногда официальные или документальные публикации играют в газете роль источника информации для остальных материалов номера. Нередко это зримо видно на его страницах: после официального текста помещают подборку корреспонденции или интервью, конкретизирующих на местном материале важнейшие положения официального сообщения.

Официальные материалы часто дополняются статистическими данными. Почти всегда их готовят вне редакций – в статистических органах и других государственных и негосударственных структурах – в форме отдельных текстов: цифровых таблиц, сопровождаемых минимальным комментарием. В редакциях их обрабатывают и готовят к публикации: проверяют, не вкралась ли в них ошибка, иногда таблицу перестраивают, помогая читателю понять значение приведенных в ней цифр.

Цифра в такой таблице является статистическим фактом – специфическим отражением факта реальной действительности. Чаще всего она представляет собой результаты анализа совокупности нескольких эмпирических, реальных фактов, обобщенных с помощью некоторых специальных приемов исследования. Поэтому статистические данные помогают читателю газеты получить представление не только о результатах спортивных состязаний – олимпиад, футбольных встреч или шахматных матчей, но и о ситуациях, возникающих в различных областях политики, экономики и культуры, о развитии важнейших отраслей промышленности и сельского хозяйства всей страны или ее региона. Успехи или неудачи государственной, экономической, финансовой деятельности можно описать и проанализировать в статье или другом публицистическом тексте, но можно сжато представить ее результаты в статистической таблице.

Этим объясняется внимание многих газетных редакций к публикации статистических данных. Прежде всего, это относится к деловым изданиям, предназначенным для бизнесменов, предпринимателей, менеджеров государственных и коммерческих предприятий и фирм. Читатели таких газет внимательно изучают публикуемые здесь таблицы и сводки. Но и массовые общественно-политические издания нередко печатают статистические данные, особенно на тематических страницах, посвященных экономике. В каждом номере еженедельника «Аргументы и факты» читатели находят множество больших и малых таблиц, данные которых помогают им решать проблемы, связанные с их повседневной жизнью. А читатели спортивной газеты ищут в ней цифры, показывающие результаты футбольных или хоккейных матчей.

Однако вся эта информация может принести пользу лишь при соблюдении нескольких условий. Во-первых, ее не должно быть слишком много: восприятие цифровых данных читателем имеет определенные границы. Преступить их – значит снизить способность человека к осмыслению прочитанных цифр. И, во-вторых, статистические, цифровые данные, подаваемые на газетные страницы, должны быть предварительно обработаны журналистом – не только перепроверены, но и сконцентрированы на тех направлениях, которые представляют интерес для читателей. Наибольший эффект публикация статистических данных даст при их объединении с публицистическим комментарием журналиста.

С убыстрением процесса глобализации в мире повышается и роль науки и техники. Наука превратилась в мощную производительную силу. Это объясняет повышение внимания читателей газет к проблемам науки. Подготовка научных и технических публикаций становится важным направлением деятельности многих редакций. В крупнейших общенациональных газетах печатают статьи и очерки, посвященные достижениям мировой и отечественной науки, интервью с известными учеными. В «Известиях», «Литературной газете», еженедельнике «Московские новости» все чаще появляются полосы под рубрикой «Наука». А в региональных изданиях – городских и районных газетах регулярно печатают советы садоводам и огородникам, консультации местных медицинских работников.

Еще чаще здесь публикуют технические материалы, связанные со строительством новых домов, реконструкцией квартир, использованием новой бытовой и сельскохозяйственной техники.

Роль научных и технических материалов в газете будет со временем возрастать – с ростом образовательного и культурного уровня читателей.

Литературно-художественные публикации в последние годы стали редко выходить на газетные полосы. Это объясняется многими причинами, главная из которых – ослабление интереса значительной части нашего общества к художественной литературе. Писатели и поэты перестали быть «инженерами человеческих душ». Все это приводит к ослаблению влияния периодических изданий на их читательскую аудиторию. Уже потому, что подобные материалы играют двойную роль: представляя собой отклик на актуальные события в специфической художественной форме, они не только дают читателям информацию, но и выполняют функцию эстетического воспитания. Рассказ и глава из романа, повесть с продолжением в нескольких номерах, стихотворение и отрывок из поэмы – все эти материалы, занимая ум читателей, одновременно воспитывают художественный вкус, учат видеть жизнь в образах. Поэтому к ним предъявляют повышенные требования. Они должны быть актуальны, написаны на злобу дня, и в то же время привлекать читателей своей совершенной художественной формой.

Литературно-художественные материалы могут быть созданы в редакции: журналисты публикуют написанные ими рассказы и повести не только в своих газетах, но и в чужих изданиях. И не случайно известные отечественные мастера художественного слова – К. Паустовский, А. Гайдар, А. Аверченко и др. – приходили в литературу через журналистику. И все же большую часть этих публикаций составляют произведения внередакционных авторов. Они могут быть созданы по заказу редакции: так, В. Маяковский писал свои сатирические стихи для «Известий» и «Комсомольской правды». Так Е. Евтушенко и А. Вознесенский, продолжая эти традиции, печатают свои поэмы в «Литературной газете» и «Известиях».

В детской прессе литературно-художественные материалы становятся одним из важнейших типов публикаций: ни один журнал или газета для детей не обойдутся без рассказов для малышей и сказок в стихах или прозе. Как и периодические издания для интеллигенции – «Культура» или та же «Литературная газета», в каждом номере которой одна из страниц предоставлялась для публикации новых стихотворений, рассказов или отрывков из повестей русских и зарубежных писателей. И здесь особенности читательской аудитории определяют отбор материалов: в течение нескольких месяцев 2001 г. «Известия», стремясь расширить свою аудиторию, печатали детективную повесть, рассчитанную на вкусы массового читателя. Старые добрые традиции публикации литературно-художественных материалов продолжают поддерживать и во многих небольших городских и районных газетах. Здесь нередко можно встретить «литературные страницы», материалы которых – стихи и рассказы подготовлены местными авторами, членами литературных студий и объединений, работающих при редакциях.

Обязательным элементом системы публикаций разных типов в подавляющем большинстве газет являются справочные материалы. Обычно они печатаются в конце последней страницы номера, но нередко их помещают и на других страницах. А самые важные для читателя, например сообщение о соотношении курсов рубля, доллара и евро, могут вынести и на первую страницу. В каждом издании – в соответствии с особенностями его целевой аудитории – устанавливается свой набор справочных материалов: телевизионные и радиопрограммы на очередную неделю или на каждый день, репертуар местных театров и кинотеатров, сводки погоды, расписание авиарейсов, железнодорожных и автобусных маршрутов и т.д. Значительную часть справочных публикаций составляет так называемая превентивная информация – сообщения о собраниях, конференциях, встречах, спортивных соревнованиях, фестивалях и тому подобных мероприятиях, которые должны будут проведены в ближайшее или более отдаленное время. К справочным материалам относится и информация, связанная с частной жизнью граждан: о вступлении в брак, юбилеях и даже некрологи – заключенные в траурные рамки краткие сообщения о смерти. К ним примыкают небольшие тексты, сопровождающие корреспонденцию или статью и публикуемые часто под заголовком «Справка». Обычно они содержат сжатую дополнительную информацию о биографии лица, упомянутого в основном тексте, или о результате деятельности его предприятия или фирмы.

Объем справочных разделов газеты обычно постоянен, что облегчает их включение в структуру очередных номеров. Однако он возрастает в номерах выходного дня, выходящих в пятницу или субботу, – необходимо помочь читателям организовать их отдых. Так, в пятничном номере «Известий» справочные материалы обычно полностью занимают одну из последних страниц. А в информационно-справочных изданиях они становятся важнейшим типом публикаций и заполняют почти весь объем газеты.

Острая конкуренция на рынке периодических изданий привела к возрастанию значения развлекательных (рекреационных) публикаций в газетах. Кроссворды и сканворды, шахматные и шашечные этюды, «загадочные картинки», подборки исторических анекдотов и остроумных изречений и тому подобные материалы пользуются популярностью у читателей. Они заполняют подчас целые полосы не только в еженедельнике «Аргументы и факты», но и во многих региональных изданиях. Они также играют двойную роль: с одной стороны, дают читателям возможность развлечься, отдохнуть после трудового дня, с другой – расширяют их кругозор, знакомя с новыми понятиями и терминами, развивая смекалку и тренируя память. От публикации развлекательных материалов теперь не отказываются и качественные общественно-политические, и даже некоторые деловые издания. Разумеется, они связывают такие публикации с интересами своих читателей: кроссворд и сканворд в деловой газете можно построить на терминах и понятиях, связанных с экономикой, и среди бизнесменов немало любителей шахмат.

Количество развлекательных материалов в газете зависит не только от ее типа, но и от периодичности выхода издания: в номере рабочего дня их, понятно, меньше, чем в номере выходного дня. А в специальных рекреативных изданиях они занимают почти все страницы номера.

Отдельный и весьма важный тип публикаций в газете составляют рекламные материалы. Их значение для редакции обусловлено не только тем, что они предоставляют читателям рекламную информацию, но и тем, что публикация рекламных объявлений является для подавляющего большинства газетных редакций важнейшим источником доходов и обеспечения их экономической, финансовой базы. В чисто рекламных изданиях эти публикации покрывают почти всю площадь каждого номера, однако в обычных массовых газетах реклама в соответствии с Законом о средствах массовой информации может занимать не более 40% площади номера. Для эффективного использования рекламных публикаций редакции приходится решать задачи, связанные с определением характера рекламных объявлений, выходящих на газетные страницы, их размещением – на специальных рекламных полосах или во всем номере и др.

Рекламные материалы газеты дополняются частными объявлениями. Некоторые из них представляет собой так называемую строчную рекламу, имеющую экономический характер. Авторы таких объявлений предлагают в одной-двух строках свои товары или услуги и сообщают свои адреса и телефоны. Однако значительную часть строчных публикаций составляют объявления, связанные с частной жизнью граждан – их интересами, занятиями, здоровьем и т.п. Если в крупных общефедеральных и региональных изданиях обычно печатают немного таких объявлений, то в местных – районных и городских газетах частные объявления нередко занимают целые полосы. А в столичной газете «Из рук в руки» и подобных ей специализированных на частных объявлениях региональных изданиях в каждом номере помещают тысячи таких мелких публикаций.

Нам известно, что определяет систему публикаций разных типов в газете, их удельный вес и значение. В номере деловой газеты на первый план, наряду с публицистикой, выдвигаются статистические данные и официально-документальные материалы. В детской газете важнейшее значение получают литературно-художественные и развлекательные публикации, значение публицистики здесь снижается. В низовой фабрично-заводской газете кроме публицистических материалов мы нередко найдем и технические. У каждого издания – своя система публикаций разных типов. В соответствии с этим строится система его рубрик и формируется структура номера.