Жанры новостной информации
В современной газетной публицистике используют около двух десятков жанров. Они образуют своеобразную цепочку, звенья которой дают возможность перехода от простейших жанров к более сложным. В зависимости от назначения жанров они объединяются в несколько групп. Первая из них – жанры новостной информации: заметка, отчет и репортаж.
К этим жанрам обращаются тогда, когда стремятся сообщить читателям новость. Под новостью мы понимаем то, что неизвестно всей читательской аудитории газеты или хотя бы ее части. Однако не каждый факт, не каждое событие могут представлять интерес для читателей и стать новостью. Это зависит от актуальности факта – его общественного значения. Актуально то, что привлекает к себе внимание читателей, возбуждает их интерес – личный и общественный. Факт может сохранять свою актуальность длительное время или быстро терять ее – это зависит от многих обстоятельств. В том числе – от масштабности факта. Иные факты актуальны лишь для ограниченной аудитории, другие представляют широкий общественный интерес. В определении их актуальности для газеты немалую роль играет ее тип и уровень. Так, например, решение студента и студентки университета создать новую семью вряд ли станет для журналиста городской или областной газеты поводом для написания репортажа или хотя бы заметки – слишком мелок для такого издания масштаб данного факта, в наше время подобное событие стало заурядным. Но в низовой, университетской газете о нем могут напечатать заметку, для узкой студенческой аудитории оно сохраняет свою актуальность.
В поисках актуальной информации следует различать новость и новое. Новость – это то, что неизвестно всем или подавляющему большинству читателей. Новое – это неизвестное об уже известном. Поясним это примером. Более века тому назад один из немецких медиков открыл замечательные лечебные свойства аспирина, ставшего с тех пор распространенным лекарством при простуде, гриппе и других инфекционных заболеваниях. Пресса поспешила сообщить широкой аудитории эту весьма актуальную новость. Однако лишь недавно была открыта неизвестная прежде способность аспирина, предотвращать свертываемость крови человека и образование в ней тромбов, являющихся причиной многих инфарктов и инсультов. Журналисты не замедлили, конечно, сообщить читателям в своих заметках эту новую, актуальную для многих информацию об известном всем лекарстве. Для многих читателей, страдающих сердечными болезнями, она стала сенсационной новостью.
Получить новость, представляющую интерес для всех читателей, сильнейшим образом воздействующую на их чувства, – стремление всех журналистов газеты. Такая новость долго сохраняет свою актуальность, она дорого ценится и приводит к быстрому расширению аудитории издания.
Цель автора заметки – возможно быстрее сообщить читателю актуальную новость – определяет основные особенности этого жанра газетных публикаций. Прежде всего, её структуру: обычно она представляет собой своеобразную перевернутую пирамиду – начинается с опорного факта, содержащего новость, и далее детализирует ее в последующих предложениях. Такое построение текста облегчает его восприятие и при необходимости его сокращение – с последних абзацев или строчек, суть сообщения остается неизменной в начальных абзацах. Стремление обеспечить оперативность передачи читателю информации, содержащейся в заметке, ограничивает ее объем: обычно она не превышает двух-трех десятков строк, нередко ограничивается в предельно лаконичном оперативном сообщении – разновидности этого жанра – всего одним-двумя предложениями. Тем же объясняются и особенности стиля заметки: в ней избегают стилистических красот, она деловита, подчас суха, но точна.
От автора заметки не требуют подробных описаний и характеристик. Но он обязан ответить на «триаду» вопросов: Что произошло? Где произошло? Когда произошло? Иногда к этому присоединяют ответ и на четвертый вопрос: Кто участвовал в событии? Этого достаточно для сообщения новости. О ее значении разъяснят в последующих репортажах и корреспонденциях.
Свои особенности – у названия заметки. Нередко заметки публикуют блоками, подборками, без заголовков – под тематическими рубриками. Чаще, однако, заметка имеет заголовок. Обычно в него выносят указание на опорный факт заметки, тогда заголовок передает ее суть: «Открыт памятник легендарному священнику-хирургу», «Увеличивается экспорт нефти», «Автокатастрофа в Новосибирске» и т.п.
Роль автора заметки ограничивается сообщением информации и обозначается иногда его подписью. Однако это не означает его пассивного отношения к факту, о котором он сообщает в заметке. Уже сам выбор этого факта фиксирует позицию автора – его заинтересованность в получении данной информации.
Отношение журналиста к событию, привлекшему его внимание, выявляется с еще большей определенностью в отчете – жанре, который весьма часто выходит на газетные полосы. Автор отчета не ограничивается в его тексте ответами на вопросы, обязательными для заметки. Его цель – сообщить о существенных подробностях события, которое он описывает. Объем текста возрастает, как и роль автора, который может, если посчитает это нужным, сопровождать сообщение своим комментарием и оценкой. У отчета – свой предмет отображения: событие, развертывающееся во времени, состоящее из ряда деталей. Большинство событий, получающих отображение в этом жанре, имеет специфическую устную форму выражения содержания, их можно слышать, – тогда публикуют отчеты о конференции, собрании, встрече политиков, судебном заседании и т.п. Иногда за событием можно наблюдать, и в газете появляется отчет о спортивном матче или демонстрации.
В газетах используют разные виды отчета. Простейший из них – прямой информационный отчет. В нем воспроизводят событие в полном соответствии с его ходом во времени. Нередко здесь приводят выступления участников события – встречи, конференции и т.п. – в сжатом пересказе, изложении важнейших мыслей и положений, перемежая это цитатами из самых интересных высказываний. Авторская оценка выступлений выражается в отборе фактов, деталей и подробностей. Все, что журналист считает несущественным, он оставляет за рамками отчета.
Нередко автор отчета не только сообщает о событии, но стремится и прокомментировать его. Он играет в своем тексте более активную роль. Его комментарий может принимать различную форму сжатых характеристик, дающих представление о значении какого-либо выступления или о реакции на него других участников встречи, или выражаться в кратких авторских отступлениях и даже в сжатой полемике с выступавшим. Иногда комментарий принимает форму вступления к отчету, раскрывающего цели его публикации, или в авторском заключении, подводящем итоги обсуждения. В результате в газете появляется аналитический отчет. Точка зрения журналиста, редакции получает здесь развернутое выражение.
Разновидность аналитического отчета – тематический отчет. Его посвящают самой актуальной теме, важнейшей проблеме, поднятой на собрании или встрече. В соответствии с этим группируется материал отчета, второстепенные детали и подробности опускаются. В таком отчете иногда сообщают лишь о нескольких выступлениях, тематически связанных между собой. Или же посвящают его одному важнейшему выступлению, сообщая об остальном в кратком пересказе.
Иногда сообщение о событии в отчете используют лишь как повод для постановки актуальных вопросов. Автор отказывается от подробного освещения события в целом, используя отдельные его элементы. В таком – проблемном отчете анализ выходит далеко за рамки первоначального события, захватывая новые факты, необходимые для постановки важной проблемы. Автор проблемного отчета не только дает оценку событию, но и раскрывает значение вопросов большого общественного звучания. Отчет приобретает черты, сближающие его с проблемной статьей. От прямого информационного отчета он отличается и своей более свободной композицией, и стилистикой. Вообще для стиля отчета характерна деловитость, экономность, отказ от всего, что мешает передаче главного. Однако при необходимости в аналитическом и тем более проблемном отчете используют образные средства языка – метафору, яркий эпитет, сравнение и т.п. Они помогают автору выразить отношение к сообщаемому, воссоздать атмосферу, в которой проходило событие.
Выразительные языковые средства особенно часто применяют в отчетах о событиях, проходящих в зримой форме, – о народных празднествах, спортивных соревнованиях и т.п. Для таких отчетов характерна эмоциональность стиля.
Публикацию отчетов в газете полезно планировать. Это позволит, с одной стороны, избежать перегрузки газетного номера текстами в этом жанре. А с другой стороны, – даст журналисту возможность лучше подготовиться к написанию отчета, получить предварительно хотя бы первичное представление о том, чему будет посвящено событие. Выбор темы отчета и его формы обычно происходит на месте события, в процессе его развития. Это предопределяет необходимость присутствия автора отчета на месте события, о котором он собирается сообщать. Лишь в некоторых ситуациях, когда невозможно обеспечить присутствие журналиста на встрече или собрании, о котором он должен опубликовать отчет, ему позволяют написать его, используя протоколы, текст или тезисы доклада, диктофонную запись выступлений и т.п.
Отчет – коварный жанр. Представление некоторых начинающих журналистов о легкости подготовки текста в этом жанре очень часто приводит к творческим неудачам. К публикации в газете раздутых скучных отчетов, нередко занимающих целые полосы. Чтобы избежать подобных неудач, от автора требуется, прежде всего, умение находить актуальную новость даже на скучном собрании, на бесполезной встрече. Если же это оказывается невозможным, у журналиста появляется повод для написания критического отчета с анализом причин неудачи организаторов события.
Один из самых популярных жанров газетной публицистики – репортаж (от лат. reportare – сообщать, передавать). Популярный и у читателей, и у журналистов. Объясняется это особенностями жанра, открывающими широкие возможности, как перед автором текста, так и перед его читателем.
Назначение репортажа по сравнению с отчетом усложняется. Репортер стремится возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития – от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это – жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами.
Предметом репортажа становится событие, сочетающее визуальную и устную форму выражения его содержания. Перед автором стоит непростая задача: добиться эффекта «присутствия» читателя на месте события. Это возможно, понятно, лишь при присутствии самого автора на месте события. Его роль велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором.
Не всякое событие достойно освещения в репортаже. Критерий выбора события – его актуальность, общественная значимость. Рассказ репортера должен раскрыть читателю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения. Это предопределяет одну из важных особенностей жанра – его динамичность.
Задача репортера и предмет репортажа определяют и другие важные его стороны. В частности, его «наглядность»: читатель должен как бы сам видеть все происходящее на месте события, как бы слышать голоса его участников. Этот эффект достигается прежде всего использованием в тексте репортажа деталей и подробностей, помогающих репортеру нарисовать зримую картину действительности. А если он оказался непосредственным участником события, о котором хочет рассказать, это дает ему возможность самому пережить те чувства, испытать то волнение, которые пережили другие участники события. Это позволит ему сильнее воздействовать на читателей. При этом он не просто регистрирует подробности события, которые заметил, он отбирает факты, группирует их в тексте, воссоздает событие, отражая при этом свое отношение к нему.
Тематический круг явлений действительности, для отображения которых используют репортаж, почти не ограничен. В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения. Стремясь оперативно информировать читателей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Тогда в газете появляется познавательный репортаж – из мастерской художника, из музея, научной лаборатории, книгохранилища или из кабинета писателя. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее.
Нередко рамки чисто информационного репортажа оказываются тесными для автора. Он не ограничивается воссозданием картины события, а стремится подвергнуть его анализу, сопоставляет факты, исследует их связи, изучает причины и следствия. Опыт М. Кольцова, А. Гудимова, А. Рубинова, В. Пескова и других известных отечественных публицистов показывает широкие возможности использования проблемного репортажа в газете.
Репортажи А. Гудимова на экономическую тему отличались стремлением раскрыть все стороны изучаемой проблемы, связанной с работой столичных такси, инспекторов ГАИ или продавцов продмагов. В его публикациях, связанных с «тайнами чужих профессий», яркие эпизоды перемежались с частями, в которых автор работал как опытный экономист, вел сложные расчеты – цифра становилась у него средством убеждения читателя.
Основой проблемных репортажей А. Рубинова становится тщательно продуманный эксперимент. Журналист воссоздавал всем известную жизненную ситуацию – при поиске медикаментов в аптеке или при покупке билета в железнодорожной кассе – и затем, как участник этой ситуации, всесторонне исследовал ее. На первый план при этом выдвигаются рассуждения автора, его исследование фактов, эмоциональная реакция на них и его выводы и предложения – как устранить недостатки. Так достигалась публицистичность эмоционального анализа.
Умение автора «вести» репортаж, «монтировать» его части определяет особенности его композиции. В тех случаях, когда автор рассказывает о путешествии, его маршрут чаще всего определяет и композицию текста. Так были построены, например, репортажи Л. Колодного в «Московской правде» о его «путешествии» вокруг столицы по кольцевой дороге. В иных случаях репортаж строится на выяснении обстоятельств, в которых происходило событие, на «поиске» людей, изображенных на фотографии, и т.п. Автор подобного репортажа выступает в роли исследователя, от него требуется умение использовать запись фамилии или строку из документа как повод для создания репортажного повествования, в котором история непосредственно связана с современностью.
Специфика репортажа проявляется и в его стиле – эмоциональном, энергичном. Для него характерно активное использование средств и приемов образного отображения действительности – яркого эпитета, сравнения, метафоры и т.д. И, если требуется, даже некоторых сатирических средств. Эффект присутствия, о котором говорилось выше, как бы включает в себя эффект сопереживания: репортаж достигнет цели в том случае, если читатель вместе с репортером будет восхищаться, негодовать, радоваться. И не случайно репортаж нередко определяют как «художественный документ».
- Глава 1. Как возникла газета
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Социальный статус газеты
- Место и роль газеты в обществе
- Газета как социальный посредник
- Газета в системе средств массовой информации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Правовые основы функционирования редакции газеты
- Цели и направления правового регулирования редакционной деятельности
- Правовой статус редакции и её газеты. Устав редакции
- Субъекты редакционной деятельности
- Устав газетной редакции
- Правовой статус журналиста
- Правовые отношения редакции и журналиста с читательской аудиторией
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Экономические основы функционирования редакции и выпуска газеты
- Основы медиабизнеса
- Редакционный менеджмент – цели, виды, организация
- Особенности производственного менеджмента
- Особенности экономического менеджмента
- Редакционный маркетинг
- Бизнес-планирование в редакции
- Оптимизация экономической деятельности редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Типологические особенности газеты
- Цель издания и концепция газеты
- Дополнительные типологические факторы
- Тенденции развития типологической системы газет
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Особенности журналистского труда
- Комплексный характер
- Индивидуально-коллективный характер
- Производственно-творческая деятельность
- Оперативность и непрерывность
- Сочетание универсальности со специализацией
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Редакционный коллектив
- Величина редакционного коллектива
- Состав редакционного коллектива
- Структура редакционного коллектива
- Пирамидальная структура газетной редакции
- Плоская структура газетной редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Ролевая структура редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Творческая часть редакции
- Звено управления
- Звено исполнения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Техническая и коммерческая части редакции
- Технические службы редакции
- Коммерческие службы редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Управление редакционным коллективом
- Система управления редакцией
- Методы управления редакцией
- Моделирование
- Структура информационного центра пресс-группы
- Сетевой график газеты
- Планирование
- Координация редакционной деятельности
- Нормирование труда и учет его результатов
- Стимулирование работников редакции
- Контроль и проверка исполнения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 12. Функционирование редакционного коллектива
- Основные направления
- Основные направления функционирования
- Вопросы для самопроверки
- Глава 13. Работа редакции с читателями
- Формирование редакционного актива
- Организационно-массовая работа редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 14. Работа с редакционной почтой
- Редакционная почта как источник информации
- Работа с письмами читателей
- Вопросы для самопроверки
- Глава 15. Формы организации редакционной деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 16. Имидж газеты и ее номер
- Вопросы для самопроверки
- Глава 17. Структура номера
- Система текстовых публикаций номера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 18. Жанровая система номера
- Особенности жанров газетной публицистики
- Жанры новостной информации
- Диалогические жанры
- Ситуативно-аналитические жанры
- Эпистолярные жанры
- Художественно-публицистические жанры
- Сатирические жанры
- Жанровые формы публикаций других типов
- Вопросы для самопроверки
- Глава 19. Дизайн номера, система его иллюстрирования
- Дизайн газетного номера
- Пример прямой асимметричной вертикально-горизонтальной верстки первой полосы газеты «московский комсомолец»
- Система иллюстрирования номера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 20. Заголовки в номере
- Виды заголовков в газете
- Система рубрик в газете
- Вопросы для самопроверки
- Глава 21. Подготовка журналистской информации
- Отбор информации
- Редактирование информации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 22. Формирование номера, организация его материалов
- Формирование номера
- Формы подачи материалов
- Вопросы для самопроверки
- Глава 23. Выпуск номера
- Выпуск бумажного периодического издания
- Примерный график выпуска номера газеты «надежда»
- Выпуск электронного периодического издания
- Вопросы для самопроверки
- Глава 24. Приложение к газете
- Вопросы для самопроверки
- Глава 25. Распространение газеты
- Продвижение газеты на рынок периодических изданий
- Методы и приемы распространения газеты
- Вопросы для самопроверки