Диалогические жанры
Интервью, диалог и беседа (полилог) образуют следующую группу – диалогических жанров публицистики. У них общее назначение и специфический предмет отображения – с помощью этих жанров журналисты сообщают не только о событиях, но и о мнениях людей об этих событиях. А различаются они количеством участников, их ролью и методами получения информации.
В интервью всегда участвуют два собеседника – интервьюер и интервьюируемый. При этом главную роль играет интервьюируемый, у которого журналист получает интересующую его информацию, а также узнает его мнение о фактах и ситуациях, о которых он сообщает. Эта роль изменяется в зависимости от вида интервью, которое предполагают напечатать в газете.
Подавляющее большинство текстов в этом жанре – устные интервью, материал которых журналист получает в ходе непосредственной встречи с человеком, который его интересует. Но иногда в газете появляется письменное интервью. Его текст журналист получает при невозможности личной встречи с интервьюируемым, например с государственным деятелем, не находящим времени для беседы с представителем газеты. В подобной ситуации журналист может, договорившись с пресс-секретарем лица, у которого он хотел бы взять интервью, направить ему письменное послание с вопросами, ответы на которые ждет редакция. Текст этих вопросов и ответов на них и публикуют в газете в форме эксклюзивного интервью.
Разновидность письменного интервью представляют и нередко публикуемые в газетах анкеты с вопросами к читателям. Ответы на такую анкету позволяют редакции получить лучшее представление о читательской аудитории газеты.
Нередко в газете появляется интервью-монолог. После единственного вопроса журналиста следует пространный ответ интервьюируемого, текст приобретает форму его монолога. Но большинство текстов в этом жанре составляют интервью-диалоги.
Интервью различают и по количеству его участников. Нередко журналисту приходится участвовать в пресс-конференции, публикуя затем текст – результат коллективного интервью. В пресс-конференции могут принимать участие один или несколько интервьюируемых, например, члены очередного экипажа международной космической станции, которые отвечают на вопросы нескольких журналистов, представляющих разные средства массовой информации. Разновидностью такого коллективного интервью является и текст, подготовленный участником пресс-релиза – встречи с представителем какой-либо государственной или коммерческой организации, который передает журналистам актуальную информацию.
Успех в работе интервьюера зависит, прежде всего, от его подготовки к интервью. А начинается она с выбора лица, у которого он намерен взять интервью. Понятно, что интересную информацию можно получить у человека, достаточно компетентного в той ситуации, которая интересует редакцию, и мнение которого представляет интерес для большинства читателей газеты. Лишь в некоторых случаях, когда редакции необходимо быстро получить представление о реакции граждан на какое-либо событие, работники редакции берут микроинтервью, задавая на улице вопросы первым встречным.
Договорившись о времени и месте встречи с человеком, избранным для интервью, полезно предварительно собрать информацию о нем – о круге его интересов, результатах его деятельности, особенностях его характера. Если речь идет об ученом, постараться познакомиться в библиотеке с его трудами, если предстоит встреча с депутатом местной Думы, – получить представление о его биографии, политических предпочтениях, круге обязанностей и интересов и т.п. И после этого посвятить какое-то время осмыслению и фиксации на листе бумаги вопросов, ответы на которые хотелось бы получить в ходе интервью. Без таких вопросов идти на интервью не стоит: в ходе беседы они могут измениться, возникнут новые вопросы, но интервьюер не имеет права забывать о главной цели интервью.
Одно из условий успешности интервью – обеспечение фиксации информации, получаемой в ходе беседы. Оптимальный вариант – использование в течение интервью диктофона (только с согласия интервьюируемого), но при его отсутствии важнейшую информацию полезно зафиксировать в журналистском блокноте; полагаться только на свою память не стоит, она может подвести.
Последний этап работы над интервью – оформление полученной в его ходе информации. Журналист выстраивает текст, свободно выбирая его форму. Но в любом случае он отвечает за точность воспроизведения информации, переданной ему собеседником. Он подтверждает свою ответственность во вступлении к интервью, сообщая о его теме и представляя его участников, или своей подписью по завершении текста.
Автор интервью может не ограничиться добросовестным воспроизведением в нем информации и мнения своего собеседника. Его роль при желании возрастает. Он ведет активный диалог: не только задает вопросы, но дополняет ответы на них своей информацией, даже, если требуется, оспаривает высказывание собеседника.
Повышенной эффективностью обладает так называемое интервью-зарисовка. Его автор не ограничивается сообщением информации, получаемой от собеседника, и его мнения. Он стремится воспроизвести и обстановку, в которой проходит интервью, использует встречу с интересным человеком как повод для того, чтобы рассказать о его жизни, характере, достижениях, воспроизводит отрывки из его воспоминаний. В интервью включаются элементы репортажа.
Интервью – гибкий разговорный жанр. Это предопределяет его стилистику – свободную, экспрессивную, насыщенную яркими сравнениями, характеристиками и другими образными элементами. И в то же время обеспечивающую точность в передаче информации и воспроизведении мнения человека.
Диалог ранее считался разновидностью интервью. Но постепенно выкристаллизовались его признаки, дающие право считать его самостоятельным жанром публицистики. От интервью он отличается, прежде всего, количеством участников – оно возрастает до трех. Кроме ведущего-журналиста в диалоге представлены еще двое участников. У каждого из них – своя роль. Журналист готовит диалог и при необходимости ведет его, «подбрасывая» его участникам вопросы. А последние активно обсуждают актуальную проблему, обмениваясь мнениями, полемизируя между собой, отстаивая свои позиции.
Обычно в диалоге встречаются представители какой-то одной области жизни общества: литературы – писатель и литературный критик, музыки – композитор и музыковед, науки – двое ученых, представляющих разные научные школы, и т.п. Это разговорный жанр, и обязанность журналиста – зафиксировать процесс диалога, всю информацию, возникающую в его ходе. И потом отобрать самое существенное и написать текст, включив в него свое введение, объясняющее цель диалога и представляющее его участников, и заключение, где подводятся итоги диалога и формулируются важнейшие выводы. Разумеется, он обязан соблюдать объективность, оценивая позиции участников диалога и формулируя свое отношение к ним.
В газете появляются диалоги, которые готовят другим методом. Стремясь осветить актуальную проблему и столкнуть противоположные точки зрения на возможность ее решения, журналист заказывает двум авторам, стоящим на противоположных позициях, два текста, выражающие разные точки зрения. Потом он сводит их в газете рядом на одной полосе, создавая, таким образом, своеобразный заочный диалог. Если нужно, журналист заключает его своим текстом, формулируя позицию редакции. Подобные диалоги иногда публикуют в газете «Известия».
Еще более возрастает роль журналиста, проводящего в редакции беседу (полилог) и готовящего о ней текст для газеты. Количество ее участников не ограничено и определяется необходимостью возможно более полного освещения избранной темы или проблемы. Представитель газеты отбирает участников беседы и приглашает их, информируя о её теме. Журналист-ведущий начинает обсуждение, ставит перед его участниками вопросы, все свободно – на равных – высказывают свои мнения. Перед автором текста встает нелегкая задача отобрать из записи беседы самое актуальное и объединить это в единое целое, дающее представление о ходе беседы.
- Глава 1. Как возникла газета
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Социальный статус газеты
- Место и роль газеты в обществе
- Газета как социальный посредник
- Газета в системе средств массовой информации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Правовые основы функционирования редакции газеты
- Цели и направления правового регулирования редакционной деятельности
- Правовой статус редакции и её газеты. Устав редакции
- Субъекты редакционной деятельности
- Устав газетной редакции
- Правовой статус журналиста
- Правовые отношения редакции и журналиста с читательской аудиторией
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Экономические основы функционирования редакции и выпуска газеты
- Основы медиабизнеса
- Редакционный менеджмент – цели, виды, организация
- Особенности производственного менеджмента
- Особенности экономического менеджмента
- Редакционный маркетинг
- Бизнес-планирование в редакции
- Оптимизация экономической деятельности редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Типологические особенности газеты
- Цель издания и концепция газеты
- Дополнительные типологические факторы
- Тенденции развития типологической системы газет
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Особенности журналистского труда
- Комплексный характер
- Индивидуально-коллективный характер
- Производственно-творческая деятельность
- Оперативность и непрерывность
- Сочетание универсальности со специализацией
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Редакционный коллектив
- Величина редакционного коллектива
- Состав редакционного коллектива
- Структура редакционного коллектива
- Пирамидальная структура газетной редакции
- Плоская структура газетной редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Ролевая структура редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Творческая часть редакции
- Звено управления
- Звено исполнения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Техническая и коммерческая части редакции
- Технические службы редакции
- Коммерческие службы редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Управление редакционным коллективом
- Система управления редакцией
- Методы управления редакцией
- Моделирование
- Структура информационного центра пресс-группы
- Сетевой график газеты
- Планирование
- Координация редакционной деятельности
- Нормирование труда и учет его результатов
- Стимулирование работников редакции
- Контроль и проверка исполнения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 12. Функционирование редакционного коллектива
- Основные направления
- Основные направления функционирования
- Вопросы для самопроверки
- Глава 13. Работа редакции с читателями
- Формирование редакционного актива
- Организационно-массовая работа редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 14. Работа с редакционной почтой
- Редакционная почта как источник информации
- Работа с письмами читателей
- Вопросы для самопроверки
- Глава 15. Формы организации редакционной деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 16. Имидж газеты и ее номер
- Вопросы для самопроверки
- Глава 17. Структура номера
- Система текстовых публикаций номера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 18. Жанровая система номера
- Особенности жанров газетной публицистики
- Жанры новостной информации
- Диалогические жанры
- Ситуативно-аналитические жанры
- Эпистолярные жанры
- Художественно-публицистические жанры
- Сатирические жанры
- Жанровые формы публикаций других типов
- Вопросы для самопроверки
- Глава 19. Дизайн номера, система его иллюстрирования
- Дизайн газетного номера
- Пример прямой асимметричной вертикально-горизонтальной верстки первой полосы газеты «московский комсомолец»
- Система иллюстрирования номера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 20. Заголовки в номере
- Виды заголовков в газете
- Система рубрик в газете
- Вопросы для самопроверки
- Глава 21. Подготовка журналистской информации
- Отбор информации
- Редактирование информации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 22. Формирование номера, организация его материалов
- Формирование номера
- Формы подачи материалов
- Вопросы для самопроверки
- Глава 23. Выпуск номера
- Выпуск бумажного периодического издания
- Примерный график выпуска номера газеты «надежда»
- Выпуск электронного периодического издания
- Вопросы для самопроверки
- Глава 24. Приложение к газете
- Вопросы для самопроверки
- Глава 25. Распространение газеты
- Продвижение газеты на рынок периодических изданий
- Методы и приемы распространения газеты
- Вопросы для самопроверки