Технические службы редакции
Активное участие в процессе подготовки и выпуска печатного периодического издания принимают технические работники редакции. Они составляют значительную часть редакционного коллектива и организованы в различные технические службы. У каждой из этих служб – свои обязанности. Некоторые из них создают оптимальные условия для творческой деятельности журналистов. Это технический секретариат редакции, отделы информатики и досье, редакционная библиотека и архив редакции. Другие обеспечивают техническую сторону процесса подготовки и выпуска номеров издания. Это корректорская, компьютерный центр, группа или отдел проверки, дежурная служба выпуска. Обязанность третьих – сохранение основных фондов редакции (ее здания, складского помещения, где хранится запас бумаги), служба охраны, хозяйственный отдел и др. В каждой из этих структур работают специалисты, владеющие специфическими знаниями и умениями.
Технический секретариат. Иногда он представлен только секретарем главного редактора. В крупных редакциях такие секретари нередко помогают руководителям отделов и важнейших служб. Они регулируют прием посетителей, отвечают на телефонные звонки, ведут документацию, обеспечивают связь их руководителей с подразделениями и службами редакции, а также с учреждениями и организациями того города и региона, где выходит газета.
В связи с переходом редакций к использованию новых, прежде всего электронных, технических средств, важную роль в коллективе играет отдел информатики. Его сотрудники – специалисты, обслуживающие компьютерную и другую технику, которой оснащена редакция, программист, разрабатывающий программы, которыми пользуются руководители коллектива и его подразделений. Перед отделом информатики могут также поставить задачу создания и наполнения электронного банка данных, к которому обращаются журналисты и другие работники редакции. В таком случае в этом отделе трудятся и специалисты, переводящие информацию, содержащуюся в различных документах, справочниках, публикациях газеты и других периодических изданий, в память компьютеров этого банка данных.
Услугами редакционного банка данных могут пользоваться не только руководители коллектива и его подразделений, получающие информацию о результатах работы отделов, служб или отдельных работников, но и другие сотрудники. Журналисты уточняют здесь данные, необходимые для подготовки их материалов, находят информацию о предыдущих публикациях, связанных с разрабатываемыми темами, редакционные менеджеры обращаются сюда за экономической информацией, характеризующей распространение издания, реализацию его тиража и т.п. Такой банк позволяет экономить время и силы работников редакции, предотвращать ошибки в материалах газеты, обогащать их фактами, неизвестными авторам.
С помощью электроники в редакционном банке можно формировать различные досье (фр. dossier – дело) – распространенное средство накопления, систематизации и хранения информации. Ранее в редакциях и их отделах пользовались папочными или картотечными досье. Новая техника открыла возможность создания электронных досье.
Каково содержание редакционного фонда электронных досье? Это зависит от типа и уровня периодического издания, особенностей региона распространения, специфики аудитории, основных тематических направлений, которые освещают его журналисты. Чаще всего в редакциях пользуются тематическими и региональными досье, а также досье-персоналиями.
В тематическом досье концентрируют информацию, связанную с какой-то одной темой. Журналисты-международники, собственные корреспонденты, а также сотрудники информационных агентств, работающие в региональных редакциях и отделах, активно пользуются региональным досье, в котором сосредоточена информация, связанная с определенным регионом. В досье-персоналии собирают информацию, связанную с жизнью какого-либо лица – государственного деятеля, политика, ученого, художника и др. Такое досье позволяет быстро получить справку, связанную с каким-либо этапом жизни этого человека, найти яркие детали, характеризующие его интересы, образ мысли и конкретные действия.
С помощью компьютеров легко создаются досье отделов и индивидуальные досье журналистов. Они значительно облегчают их работу.
Редакционная библиотека. Ее основу составляет литература, необходимая для получения сведений, данных, справок, требующихся для работы журналистов, технических и коммерческих сотрудников; тексты Конституции РФ и других законов нашего государства, Гражданского, Трудового и Уголовного кодексов и т.д. В библиотеке должны быть представлены энциклопедии, справочники и словари русского языка, иностранных слов, географические атласы. И разумеется, литература, связанная с тематическими направлениями выступлений периодического издания – по экономике в деловой газете, о спорте – в спортивной. Работники редакции должны иметь возможность найти здесь комплекты своего издания с начала его выпуска, свежие номера других общефедеральных и местных газет и журналов.
Архив редакции. Здесь в течение определенного времени хранятся подписные полосы номеров издания, оригиналы публикаций, важная служебная переписка. Обратившись в архив, можно легко установить виновника ошибки, прошедшей в опубликованном материале, найти документы, связанные с историей газеты, и т.п.
Ранее в архиве хранили и оригиналы писем читателей в редакцию. По прошествии определенного времени – года или двух лет – их сжигали, составив акт об уничтожении. Однако в некоторых газетах часть этой почты оставляли на вечном хранении, например, письма периода Великой Отечественной войны с фронта и из тыла в редакцию. Их используют при подготовке целевых номеров к очередному Дню Победы.
Корректорская непосредственно связана с процессом подготовки номера газеты. Ее работники предотвращают проникновение ошибок в текстах, выходящих на газетные полосы. Это относится не только к орфографическим и синтаксическим ошибкам. Корректор нередко замечает и смысловые ошибки и сообщает о них в секретариат редакции или журналисту – автору текста. Вопросительный знак, поставленный корректором на оттиске полосы рядом с публикацией, – сигнал о необходимости перепроверки текста.
В небольшой редакции неежедневного издания достаточно двух работников корректорской – корректора и подчитчика, нередко их количество сокращают до одного. Но в корректорской большой ежедневной газеты работают несколько сотрудников, иногда даже в две смены, под руководством старшего корректора. Ответственный секретарь редакции, которому подчиняется корректорская, организует её работу.
Стремясь минимизировать размеры редакционного коллектива, его руководители иногда решают сократить корректоров, надеясь, что их заменит компьютер с заложенной в него корректорской программой. Обычно эта надежда не оправдывается, и газета выходит с ошибками. Никакой компьютер не в состоянии заменить грамотного человека и разобраться в смысловых и стилистических тонкостях.
В крупных редакциях корректорскую иногда дополняет группа (отдел) проверки. Ее сотрудники обычно работают в помещении редакционной библиотеки и оперативно проверяют все фактические данные, содержащиеся в материалах очередного номера, – географические названия, даты, фамилии, имена, должности и др.
Одна из важнейших технических служб редакции, от которых зависит выпуск номеров периодического издания, – компьютерный центр. Иногда его называют техническим центром. Здесь работают операторы, которые производят компьютерный набор номера и затем компьютерную верстку его полос. Нередко операторами работают бывшие машинистки упраздненного машинописного бюро редакции, освоившие технику компьютерного набора. Здесь же размещается и редакционно-издательский комплекс, с помощью которого в редакции могут изготавливать печатные формы, направляемые в типографию для печатания тиража газеты. Часто такой центр обслуживает несколько периодических изданий.
Особый характер имеет дежурная служба выпуска. Ее создают в редакции крупной ежедневной газеты, где выпуск номеров идет по напряженному графику, с учетом времени каждой производственной операции. В такую службу включают ее руководителя, обычно заместителя ответственного секретаря, ведущего номер, и журналистов – представителей тех отделов редакции, материалы которых идут в данном номере. Работа этой службы строится по сменам, состав которых меняется с каждым очередным номером. В небольшой местной редакции выпуском каждого номера руководит сам ответственный секретарь.
Ко всем этим техническим подразделениям в разных редакциях присоединяются и другие службы – в соответствии с потребностями коллектива и процесса подготовки и выпуска издания. Среди них – транспортные, хозяйственные, охранные и другие службы. Иногда в небольших редакциях они представлены всего одним-двумя работниками – единственной уборщицей и одним водителем редакционной автомашины в районной газете и т.п.
Технические сотрудники редакции составляют значительную часть редакционного коллектива. Они выполняют важные задачи, и уменьшение их количества приводит к тому, что их обязанности приходится выполнять журналистам, отвлекаясь от своей творческой работы. Иногда же технические работники составляют даже большую часть коллектива редакции, – если часть обязанностей штатных журналистов можно поручить нештатным сотрудникам, то сделать это по отношению к техническим работникам много труднее. Невозможно, например, уменьшить количество специалистов по компьютерному набору и компьютерной верстке номера, их должно быть столько, сколько требуется для обеспечения выпуска газеты.
- Глава 1. Как возникла газета
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Социальный статус газеты
- Место и роль газеты в обществе
- Газета как социальный посредник
- Газета в системе средств массовой информации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Правовые основы функционирования редакции газеты
- Цели и направления правового регулирования редакционной деятельности
- Правовой статус редакции и её газеты. Устав редакции
- Субъекты редакционной деятельности
- Устав газетной редакции
- Правовой статус журналиста
- Правовые отношения редакции и журналиста с читательской аудиторией
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Экономические основы функционирования редакции и выпуска газеты
- Основы медиабизнеса
- Редакционный менеджмент – цели, виды, организация
- Особенности производственного менеджмента
- Особенности экономического менеджмента
- Редакционный маркетинг
- Бизнес-планирование в редакции
- Оптимизация экономической деятельности редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Типологические особенности газеты
- Цель издания и концепция газеты
- Дополнительные типологические факторы
- Тенденции развития типологической системы газет
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Особенности журналистского труда
- Комплексный характер
- Индивидуально-коллективный характер
- Производственно-творческая деятельность
- Оперативность и непрерывность
- Сочетание универсальности со специализацией
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Редакционный коллектив
- Величина редакционного коллектива
- Состав редакционного коллектива
- Структура редакционного коллектива
- Пирамидальная структура газетной редакции
- Плоская структура газетной редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Ролевая структура редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Творческая часть редакции
- Звено управления
- Звено исполнения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Техническая и коммерческая части редакции
- Технические службы редакции
- Коммерческие службы редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Управление редакционным коллективом
- Система управления редакцией
- Методы управления редакцией
- Моделирование
- Структура информационного центра пресс-группы
- Сетевой график газеты
- Планирование
- Координация редакционной деятельности
- Нормирование труда и учет его результатов
- Стимулирование работников редакции
- Контроль и проверка исполнения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 12. Функционирование редакционного коллектива
- Основные направления
- Основные направления функционирования
- Вопросы для самопроверки
- Глава 13. Работа редакции с читателями
- Формирование редакционного актива
- Организационно-массовая работа редакции
- Вопросы для самопроверки
- Глава 14. Работа с редакционной почтой
- Редакционная почта как источник информации
- Работа с письмами читателей
- Вопросы для самопроверки
- Глава 15. Формы организации редакционной деятельности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 16. Имидж газеты и ее номер
- Вопросы для самопроверки
- Глава 17. Структура номера
- Система текстовых публикаций номера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 18. Жанровая система номера
- Особенности жанров газетной публицистики
- Жанры новостной информации
- Диалогические жанры
- Ситуативно-аналитические жанры
- Эпистолярные жанры
- Художественно-публицистические жанры
- Сатирические жанры
- Жанровые формы публикаций других типов
- Вопросы для самопроверки
- Глава 19. Дизайн номера, система его иллюстрирования
- Дизайн газетного номера
- Пример прямой асимметричной вертикально-горизонтальной верстки первой полосы газеты «московский комсомолец»
- Система иллюстрирования номера
- Вопросы для самопроверки
- Глава 20. Заголовки в номере
- Виды заголовков в газете
- Система рубрик в газете
- Вопросы для самопроверки
- Глава 21. Подготовка журналистской информации
- Отбор информации
- Редактирование информации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 22. Формирование номера, организация его материалов
- Формирование номера
- Формы подачи материалов
- Вопросы для самопроверки
- Глава 23. Выпуск номера
- Выпуск бумажного периодического издания
- Примерный график выпуска номера газеты «надежда»
- Выпуск электронного периодического издания
- Вопросы для самопроверки
- Глава 24. Приложение к газете
- Вопросы для самопроверки
- Глава 25. Распространение газеты
- Продвижение газеты на рынок периодических изданий
- Методы и приемы распространения газеты
- Вопросы для самопроверки