logo
Болгарчук Р

Графика в тексте и т.П.

Если с текстом синтезаторы речи худо-бедно справлялись, то таблицы, сложные химические формулы, графики, картинки уже и им не по зубам. Увы, программы для синтеза речи все еще очень сырые и недоработанные. В них пока что можно вставить только простой текст, без всякого форматирования и тем более картинок. Авторам данных программ, по-видимому, не приходит в голову, что материал можно и слушать, и (если в тексте картинка или таблица) смотреть. А проговорить иллюстрацию, естественно, и вовсе невозможно. Хотя, в принципе, все иллюстрации, графики можно было бы описать и в тексте, словами. Но тут, как нельзя кстати, выражение: «лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать».

Так что приходится данную проблему обходить с помощью использования других программ для просмотра и редактирования книг и текстов. Именно программ. Т.к. с бумажными книгами, к примеру, я принципиально работаю только как с «сырьем», информации для сканирования и перевода в более практичный и удобный электронный материал (так называемый OCR-текст). Впрочем, про это уже писал в статье (разделе): «Зачем и как распознавать книги?».

Касательно графики можно было бы много рассуждать и полемизировать. Мне, да и, наверное, многим, приходилось мучатся (далеко не всегда успешно) представляя себе, о чем идет речь, изучая такие науки как анатомия, хирургия и д.р... Часто данным учебникам очень не хватает иллюстраций. Да и авторам таких трудов наверно нелегко было на пальцах рассказать, где проходит тот или иной нерв, куда следует направить иглу при пункции и т.д. Такие книги естественно слушать проблематично. Но и читать их глазами не на много легче. Так что я за то, чтобы материал был и описан, и показан. Лучше, чем слушать или читать, посмотреть обучающее видео, или проработать операции на специальных чучелах- тренажёрах. Увы, до сих пор таких профессиональных видео, а уж тем более тренажеров маловато. Но пока речь только про книги. Во многих вузах студенты и сейчас зачастую, так же, как и 100 лет назад, учат анатомию по бумажным книгам, со скудными иллюстрациями. И это в эру компьютерных технологий и инноваций. До сих пор, мало того, что книги бумажные, иногда даже те же по которым учились, и их отцы, и деды. У таких потрёпанных измазанных книг уже нет половины страниц. Либо по бездарным современным плагиатам, в которых масса ошибок, и они так же, мягко говоря, не изобилуют картинками. Но зато с ними носятся как с писаной торбой и спекулируют с помощью бумажных версий. Впрочем, о них постараюсь написать отдельно. Пока лишь акцентирую внимания, что по ряду вышеописанных причин такое важное преимущество зрительной обработки текста как иллюстрация, используется не в полной мере.