logo
Болгарчук Р

Суровая реальность образования.

Да, в образовательную систему пытаются внедрять последние инновации в частности сферы ИТ. Но за частую, (в т. ч. и по моим личным наблюдением), такие внедрения терпят фиаско. Люди, «потерпевшие» такое образование, оказываются совершенно не востребованными и не нужными в этом мире. Им часто приходится приспосабливаться в жизни по-своему. Обучаться многому самостоятельно. Частенько они довольствуется весьма развитой системой ростовщичества, которая, увы, пока процветает. Поэтому, грубо говоря, если следовать запросам реальности, то наверно 90 % населения достаточно научить торговать. Тогда на кусок хлеба они уже смогут себе заработать. Но как-то это уж сильно банально… К тому же если следовать культурным нормам, то вряд ли кто-то захочет целенаправленно становиться спекулянтом. Профессия прибыльная, но не авторитетная. Люди с детства мечтают быть врачами, учителями, космонавтами, певцами, актерами, но многим приходится разочароваться в жизни и довольствоваться тем, что востребовано. Не малую лепту в разрушенные мечтания вносит, и недоскональная система образования и центр занятости, которые не могут нормально подать материал, провести профориентацию на должном уровне, протестировать. Хотя, конечно же, в образовании декларируются ценности, к которым объективно нужно стремиться. Но на самом деле, опять же, говорю с личного опыта, да и многие столкнувшиеся с проблемой образования со мной согласятся, делается все для галочки. Многие реформы и инновации являются просто фикцией и отмыванием денег. Образование, как и все остальное, погрязло в неорганизованности, кумовстве, и коррупции. Особенно страшно то, что именно образования являясь, если можно так выразиться базовым, первичным институтом, в результате такой работы, подрывает деятельность всех остальных. К тому же, порочный круг замыкается на том, что образовательная система, как сапожник без сапог не способна подготовить даже квалифицированные педагогические кадры. Уже молчу о переквалификации, и повышению квалификации в которой все еще больше запущено. Мне не раз приходилось видеть, как педагоги и преподаватели, начиная, со школ и заканчивая институтами, совершенно не справляются и даже не пытаются справиться со своими обязанностями. Они просто получили бумажку о том, что они могут преподавать и на основе этой бумажки получают деньги. Школьники и студенты часто предоставлены сами себе и занимаются на уроках, чем хотят, только не предметам, которые проходят по программе. Конечно, есть и квалифицированные совестные и грамотные преподаватели, но таких единицы. И это проблема не только актуальна в Украине, и не только сейчас. Вот, например, что писал по этому поводу К. Саган в «Мир, полный демонов», о котором я уже неоднократно упоминал. Цитирую

«Профессия учителя считалась одной из самых престижных, отчасти и потому, что образование могло вывести человека из бедности. До наших дней подобное отношение к школе не дожило, а в результате преподавание, в том числе преподавание науки, становится зачастую некомпетентным и невдохновенным, а работники образования, как это ни странно, получают очень слабую подготовку по своим учебным предметам, отбрасывают метод, спешат усвоить лишь результат, а порой и сами не отличают науку от псевдонауки.»

Единственное с чем я не согласен так это с тем, что проблему можно решить исключительно повысив зарплаты учителям. О чем дальше наивно пишет Саган. Цитирую:

«Требуется больше денег для подготовки учителей, для повышения их зарплат, для оборудования лабораторий, но в любом штате просьбы о дополнительном финансировании школ, как правило, остаются без ответа. Никто же не предлагает использовать налоги на недвижимость в военном бюджете, на сельскохозяйственные субсидии или на нейтрализацию токсичных отходов. Так почему же образование должно существовать только на эти деньги? Почему бы не поддержать его из общих налогов на федеральном уровне и на уровне штатов? Или ввести специальный налог на образование для тех отраслей промышленности, которые более всего нуждаются в подготовленных кадрах.»

Поддержать то конечно можно. Вон, у нас уже поддержали, а толку. В цитате приведенной из книги Сагана я бы сделал большой упор на подготовки учителей, а не на просто повышении им зарплат. Увы, у нас деньги выделили, а вот реально, а не фиктивно подготавливать никто и не думает. И уж тем более никто не проводит переквалификацию кадров. Как обычно выдают фиктивные бумажки, о чем я неоднократно писал.