logo search
Itogovyy_dok_dlya_GOSov

Методы и технология конкретных социологических исследований в массовой коммуникации.

Любая PR-кампания начинается с методов исследования.

Как определяет В.А. Ядов, социологическое исследование - это исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.

Технология - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

После теоретического раздела исследования идет методологический.

Количественные методы социологических исследований МК К таким методам относят: наблюдение, исследование документальных источников и анкетные опросы и интервью.

Наблюдение - метод сбора информации путём непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях.

Количественный анализ документов. В PR для удобства изучения СМИ используются следующие формы работы с документальными источниками:

- клиппинг: копирование определенных статей в прессе по классификатору с указанием источника и времени выхода;

- мониторинг: дайджестирование по опредленной тематике материалов прессы с указанием источника и времени выхода.

- транскрибирование электронных СМИ (расшифровка теле- радиоэфира на бумажных носителях)

- анализ организационной документации (архива, речи исполнительного директора, отчетов и т.п.)

Анкетные опросы. Также может применяться для моделирования конкретных ситуаций и выявление реакции на них различных общественных групп.

По Катлипу, «интервьюирование - это форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом».

Качественные социологические методы в PR: эксперимент, различные виды опросов: глубинные интервью и фокус-группы; кейс стади (исследование случая), биографический метод.

Глубинное интервью - это неформальная личная беседа, в которой интервьюер старается заставить собеседника говорить свободно и выражать собственные чувства. В PR глубинные интервью применяются при тестировании и проработке начальных рекламных разработок, выяснения точки зрения людей, с плотных графиком (крупных бизнесменов, людей с высоким статусом).

По Фролову С.С., фокусирование (или фокус-группа) — это «форма опроса, в основе которого лежит всестороннее обсуждение проблемы с подобранной группой людей, проводимое модератором с целью установления качественных параметров поведения потребителей». Таким образом, в PR-деятельности метод фокус-группы может использоваться для генерирования идей нового товара или выяснения реакции людей на рекламное обращение, для выявления реакции людей в малой группе.

Кейс-стади. В.В. Семенова называет этот метод «исследованием отдельной общности» и подчеркивает, что это «традиционная тактика качественного исследования для изучения уникального объекта в совокупности его взаимосвязей». В PR данный метод применятся, например, для исследования рабочего коллектива или кризисной ситуации.

Биографический метод направлен на исследование "истории" индивидуальной жизни человека. Иногда этот метод рассматривается как разновидность кейс-стади. В PR такой метод используется, когда необходимо представить какую-либо личность (политика, шоу-мена и проч.) в выгодном свете.

Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.