Специфика использования системы функциональных стилей современного русского языка в профессиональной деятельности.
Функциональный стиль – это разновидность литературного языка, которая обслуживает определенную сферу общения и обладает особым набором языковых средств, позволяющим выполнять поставленные коммуникативные задачи. Выделяют пять функциональных стилей литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, газетно-публицистический, художественный.
Специализация – важнейший языковой процесс, происходящий в недрах функциональных стилей, - во-первых, заключается в том, что каждый функциональный стиль отбирает из литературного языка средства, в наибольшей степени отвечающие его установке, функции: во-вторых, изменяет, преобразует, специализирует языковые средства, приспосабливая их для эффективного выполнения главной функции стиля. Результаты специализации языковых средств закрепляются в литературном языке, становятся его достоянием.
Разговорный стиль литературного языка используется в различных видах отношений людей при условии непринужденности общения, он обслуживает сферу бытовых отношений. Разговорный стиль функционирует преимущественно в устной диалогической форме. Для него характерны такие черты, как неподготовленность, незапланированность, самопроизвольность, непосредственность контакта между участниками общения. В официально- деловом общении эти слова недопустимы.
Научный стиль, свойственный научной сфере человеческой деятельности, отличается отвлеченностью, вследствие чего преобладает абстрактная преимущественно книжная или же стилистически нейтральная лексика, строгой логичностью изложения, значительным числом специальных терминов. Отчетливо выражена тенденция к однозначности употребляемых слов и терминов. Некоторые словесные сочетания используются в научном стиле особенно часто и поэтому приобретают свойства оборотов-клише: анализ данных показывает; рассмотреть проблему и т. п.
В научном стиле можно выделить такие речевые жанры:
собственно-научные: научная статья, монография, тезисы, научный комментарий текста, реферат, лекция, аннотация, конспект;
научно-учебные: учебник, справочник;
научно-популярные: очерк, статья, обзор;
научно-информативные: реферативное сообщение, лекция (учебная – для будущих профессионалов и популярная – для лиц, у которых есть потребность получить определенную информацию о предмете речи), доклад;
научно-справочные: словарь, справочник, энциклопедия.
Официально-деловой стиль используется в сфере деловых и официальных отношений между людьми и учреждениями, в области права, законодательства. Официально-деловой речи присущи точность формулировок (которая исключала бы неоднозначность понимания), некоторая безличность и сухость изложения (выносится на обсуждение, а не мы выносим на обсуждение; отмечаются случаи невыполнения плана и т. п.), высокая степень стандартности, отражающей определенный порядок и регламентированность деловых отношений.
В связи с этими свойствами официально-делового стиля большую роль в нем играют устойчивые, клишированные обороты: вменить в обязанность, ввиду отсутствия, принять меры, сугубо официально; и т. п. Яркой приметой делового стиля являются сочетания с отглагольными существительными: установление контроля, устранение недостатков, осуществление программы, проверка исполнения и т. п.
Письменные деловые жанры:
констатирующие – информационно-справочные документы
предписывающие жанры – организационно-распорядительные документы
Образцом устного делового жанра может служить деловая беседа.
Публицистический (газетно-публицистический) стиль предназначен для использования в СМИ, он обслуживает также сферу публичных выступлений. В данном стиле используются тематически и стилистически разнородные средства языка. Совмещение в одном контексте эмоционально окрашенных отрывков и «интеллектуальных» является своего рода нормой публицистики, сложившейся отчасти под влиянием ораторской речи.
Можно выделить такие жанры публицистического стиля:
официально-информативные жанры: информативно-аналитическая статья, информационная заметка;
информативно-экспрессивные жанры: передовая статья в газете, доклад на полит, эконом-е темы, газетный очерк, репортаж, интервью, спортивный комментарий, выступление на митинге или собрании, письмо в газету, рекламное объявление;
убеждающие жанры: публичные споры: дискуссия, диспут, полемика и различного рода ораторские выступления: хвалебное слово (эпидейктическая речь), критические выступления на собрании, парламентские, агитационные выступления.
Художественный стиль языка используется в произведениях художественной литературы, его основная функция – эстетическая. В художественном тексте, в зависимости от жанра, содержания, авторского замысла, могут использоваться элементы всех функциональных стилей литературного языка и всех форм национального языка (в т. ч. нелитературных). Однако, отличительная черта этого стиля – наличие художественных средств, помогающих создать образы героев и мира. Здесь широко используются тропы и другие средства художественной выразительности.
- Билет №1 Экономические, социальные и политические причины возникновения связей с общественностью как профессии и отрасли бизнеса.
- Виды рабочих мероприятий в связях с общественностью: презентация, пресс-конференция, брифинг, прием, пресс-тур.
- Структурные элементы процесса коммуникации.
- Билет №2 Особенности формирования связей с общественностью в России.
- I. 1991 – 1994 годы – период начального формирования пр-рынка.
- II. 1994 – 2002 годы – период формирования развитой отрасли.
- III. 2003 год – начало нового периода, обретение нового качества пр-отрасли.
- Конкретные социологические исследования в сфере массовой коммуникации.
- Этапы планирования избирательной кампании.
- Билет №3 Целевая аудитория и принципы взаимодействия с ней.
- Методы и технология конкретных социологических исследований в массовой коммуникации.
- Эффективность рекламы.
- Билет №4. Основные организационные структуры в сфере связей с общественностью.
- Социальные методы изучения общественного мнения.
- Средства коммуникации во взаимоотношениях с персоналом: корпоративная многотиражная газета, информационные бюллетени, другие формы.
- Билет №5. Составные части профессиональной деятельности специалиста по со.
- Массовая коммуникация как социально-психологическое явление
- Реклама в системе маркетинговых коммуникаций.
- Билет №6 Имидж организации и способы его продвижения.
- Роль психологических исследований в мк.
- Связи с общественностью в органах государственной власти уровня субъекта федерации: правительство Омской области, ведомственные управления и комитеты.
- Билет №7. Факторы формирования корпоративной культуры организации.
- Сми как предприятие
- Управление коммуникацией в организации.
- Билет №8 Компьютерные технологии в связях с общественностью
- Основные этапы развития журналистики в 20 веке
- Этапы планирования и оценки эффективности деятельности в области связей с общественностью.
- Билет №9. Стратегическое планирование в коммуникационном менеджменте.
- Современное состояние и тенденции развития рынка специализированных периодических изданий в России.
- Связи с общественностью в органах государственной власти федерального уровня: (администрация Президента рф, правительство рф, отдельные ведомства: мчс, налоговая служба).
- Билет №10. Стратегия и тактика избирательной кампании.
- Современное российское телевидение.
- Виды рассуждений с правдоподобным следованием.
- 2) Индукцию, как множество разнообразных правдоподобных выводов.
- Билет №11. Формирование бюджета со-проекта, оценка эффективности и результата.
- Современное российское радиовещание.
- Международные и национальные профессиональные объединения специалистов в области связей с общественностью.
- Билет №12. Каналы выхода на различные аудитории в со.
- Российские информационные агентства.
- Генеральные директоры
- Простой категорический силлогизм, его правила.
- Билет №13. Стратегия и тактика использования сми в связях с общественностью.
- Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Система методов журналистского творчества.
- Информационная работа государственных учреждений со средствами массовой информации и общественностью.
- Билет №14. Медиапланирование.
- Работа с источником информации.
- Технологии разработки коммуникационных и информационных кампаний в сми.
- Принципы (законы) классической формальной логики: формулировки и формализация на языке классической логики высказываний.
- Билет №15. Структура и принципы организации современной пресс-службы.
- Информационные жанры журналистики.
- Многообразие религий. Судьбы религиозного сознания в современном мире.
- Билет №16. Планирование и оценка эффективности работы пресс-служб.
- Аналитические жанры журналистики.
- Практика организации и проведения аккредитации журналистов (правовые основы, основные направления работы).
- Билет №17. Формы и методы работы современной пресс-службы со сми, общественностью и политическими организациями.
- Художественно-публицистические жанры журналистики.
- Деятельность основных международных организаций.
- Билет №18. Аналитическая деятельность пресс-служб.
- Закон рф о «Средствах массовой информации» как правовая основа деятельности журналиста.
- Глава V Закона о сми называется «Права и обязанности журналиста». В соответствии с ней журналист имеет право:
- Система государственного и муниципального управления в рф
- Билет 19. Роль Союза журналистов России в распространении опыта лучших пресс-служб.
- Информационная политика государственного управления информационной сферой.
- Социальная роль пресс-служб.
- Билет 20. Пресс-служба Президента рф: структура, направления работы.
- Управление пресс-службы и информации Президента Российской Федерации
- Пресс-секретари президента рсфср/Российской Федерации
- Заместители пресс-секретаря президента Российской Федерации
- Позиционирование современной России в мировом сообществе.
- Основные направления работы дип мид рф, его функции. Периодические издания и сайт мид рф.
- Билет 21 Информационные и имиджевые корпоративные документы.
- Проблема типологии конфликта. Специфика внутриличностного, межличностного и групповых конфликтов.
- Роль рекламы в обществе.
- Билет 22. Имидж публичного политика.
- Управление конфликтами.
- Благотворительность и спонсорство в связях с общественностью.
- Билет 23 Прагматический аспект изучения стилистики.
- Роль связей с общественностью в условиях кризиса организации.
- Специфика использования системы функциональных стилей современного русского языка в профессиональной деятельности.
- Билет 24 Участие в выставке как форма организации связей с общественностью.
- Связи с общественностью в сети Интернет.
- Категория нормы в языковом и функционально-стилистическом аспектах, ее виды, признаки.