logo
Itogovyy_dok_dlya_GOSov

Конкретные социологические исследования в сфере массовой коммуникации.

Деятельность массовых коммуникаций привлекает внимание ученых различных направлений науки, но среди социологов впервые такой интерес был проявлен в начале ХХ в. Максом Вебером, который обосновал необходимость изучения прессы и ее роли в социальных процессах. Затем социология МК начала развиваться в двух направлениях: во-первых, в направлении социометрии, т.е. велись исследования общественного мнения и социальных общностей как сфер, на которые непосредственно оказывает влияние деятельность МК (Б.А. Грушин, Б.М. Фирсов, В.А. Ядов, Т.М. Дридзе и др.); во-вторых, в направлении разработки теоретических аспектов МК.

Особенности социологического исследования заключаются в конкретности, то есть изучаются реальная социальная действительность; в системности, то есть как реально функционирующая система, обладающая всеми признаками материальных систем, во взаимосвязи со средой.

Процесс проведения конкретного социологического исследования в сфере МК представляет собой в самом общем виде применение субъектом определенных средств по заранее разработанной программе в целях получения нового знания об объекте и практического применения полученного результата в конкретной деятельности.

Программа исследования состоит из теоретического (методологического) и процедурного разделов.

Теоретический раздел включает в себя:

Процедурный раздел включает в себя:

Программа социологического исследования должна ответить на два основных вопроса:

во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как "перевести" их в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала.

во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.