logo
Itogovyy_dok_dlya_GOSov

Работа с источником информации.

Свободная ориентация в информационной среде - один из основных показателей высокого профессионализма журналиста. К основным способам информирования журналистов о происходящих событиях относятся брифинги, презентации, пресс-конференции, пресс-туры, пресс-релизы, пресс-киты и другая сопутствующая мероприятию информация, экстренные сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в редакцию от пресс-секретарей или пресс–служб различных организаций, сообщения информационных агентств.

Самые распространенные источники информации для журналистов – представители органов власти, а самые закрытые – коммерческие организации. Источником информации для журналиста выступает предмет реальности, контакт с которым пополняет сознание корреспондента новыми данными об этой реальности.

Выделяют три типа источников информации: документ, человек и предметно-вещественная среда.

Документ: материальный носитель записи, с зафиксированной на нем информацией для передачи во времени и пространстве.

Человек – свидетель и участник происходящих событий и потому знающий о них больше, чем другие.

Предметно-вещественная среда – обстановка, которая окружает человека. Может быть источником информации о жизни человека, его вкусах, пристрастиях.

Приступая к работе с источниками информации, журналист решает три главные проблемы: выбор источника информации, обеспечение доступа к нему и проверка полученных сведений.

Для правильного выбора источника информации целесообразно ответить на ряд вопросов:

Какая организация занимается вопросами, которые интересуют корреспондента?

Кто является ключевыми фигурами?

Кто может дать исчерпывающую и точную информацию?

Слухами как источником информации можно пользоваться, предварительно обезопасив себя необходимыми познавательными процедурами:

• найти источник слуха;

• переспросить у источника, так ли это на самом деле;

• в случае отказа подтвердить слух - поискать другой источник, способный дать подтверждение;

• договориться о том, что если редакции будет предъявлен иск, то источник слуха явится в суд и подтвердит изложенные сведения.

Закон о СМИ и этические кодексы журналистов регламентируют правила поведения и этические нормы в работе с источниками информации.

Не следует:

 представляться работником другой профессии (особенно, если эта профессия связана с жизнью и здоровьем других людей);

 запугивать собеседника;

 советовать, давать рекомендации;

 обещать «разобраться» и принять меры;

 принимать подарки и услуги, поскольку могут возникнуть отношения зависимости журналиста от источника информации;

 производить запись разговора на диктофон без ведома собеседника;

 при проведении журналистского расследования или в сложной, запутанной ситуации идти на сближение ни с положительными, ни с отрицательными персонажами;

 с человеком, которого журналист намерен критиковать, нужен еще один последний разговор, где автор излагает выводы и оценки к которым пришел, собирая информацию