logo
Itogovyy_dok_dlya_GOSov

Закон рф о «Средствах массовой информации» как правовая основа деятельности журналиста.

Основополагающие правовые принципы, на которые опирается журналист в своей работе изложены в Конституции РФ. Ему также необходимы правовые знания о системе власти в Российской Федерации, основах международного права, знание специального законодательства в сфере массовой коммуникации (прежде всего, Закона о СМИ) и прав граждан, юридических лиц, органов власти и управления, попадающих в сферу журналистского внимания.

Развитие положений Конституции содержится в специальном законодательстве. В частности, для журналистов очень важен Закон РФ «О средствах массовой информации». Он поясняет понятия, защищает редакции от принудительного воздействия извне и вмешательства в производственный процесс, описывает механизмы взаимодействия редакций с государством, учредителями и издателями, источниками информации и гражданами, гарантирует журналисту защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества и предоставляет ему личную независимость в творческом и гражданском отношениях, формулирует права и обязанности журналиста.

Рассмотрим подробнее содержание Закона о средствах массовой информации. Первая статья закона содержит определяющее положение о свободе массовой информации, которая не подлежит ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных Законом «О средствах массовой информации» Вместе с тем понятие ущемления свободы массовой информации также получило подробное описание в этом законе. Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо суда.

К интересам личности более явно развернута статья 51. В ней, в частности, запрещается использование прав журналиста с целью опорочить того или иного гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с политическими убеждениями.

Во второй главе Закона о СМИ определяется статус учредителя, издателя редакции, оговариваются их права и обязанности, прописывается механизм регистрации СМИ, освобождение от нее и причины отказа в регистрации.

В третьей главе Закона о СМИ речь идет о порядке распространения массовой информации, обязательных выходных данных издания, получении лицензий на вещание для электронных СМИ, условиях ее аннулирования, обязательных сообщениях СМИ.

Глава IV «Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями» описывает право на получение гражданами информации, порядок запроса и отказа в предоставлении информации, порядок работы с конфиденциальной информацией, а также право на опровержение и отказ в опровержении.