logo
Itogovyy_dok_dlya_GOSov

Роль психологических исследований в мк.

Сущностью массовой коммуникации как деятельности является воздействие на общество путем внедрения в массовое сознание определенной системы ценностей. Цель массовой коммуникации: изменение социальных субъектов в интересах других субъектов или всего общества.

Для массовой коммуникации характерны психологические процессы:

1. Интерес, подражание, например, в соотношении условий и образа жизни коммуникантов;

2. Формирование ценностей, неявно присутствующих в масс-коммуникативных процессах, которые, функционируя на личностном уровне, формируют массовое (общественное) сознание;

3. Идентификация, означающая эмоциональное и смысловое отождествление потребностной сферы человека в соответствии с поступающей извне информацией;

4. Восприятие, понимание, переживание, запоминание, мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ и т.д.;

5. Убеждающее воздействие аудитории коммуникантом (СМК);

6. Формирование интересов и стереотипов массового сознания через установки;

7. Создание коммуникатором (СМК) условий для реализации феноменов подражания и заражения в массовых проявлениях;

8. Формирование слухов с определенными целями;

9. Мотивация и активизация творческого мышления в группе (корпоративной среде).

Одной из важнейших социально-психологических функций массовой коммуникации является ее способность самоорганизовывать общественное мнение, общественное сознание.

Все психологические методы исследований делятся на основные: наблюдение – в зависимости от направления: внешнее, внутреннее; в зависимости от включенности исследователя в ситуацию: включенное, невключенное, эксперимент (всегда связан с внесением искусственных условий) – в зависимости от условий проведения: естественные, лабораторные.

вспомогательные: опросы: устные (беседа, интервью), письменные (анкетирование) тестирование, моделирование – логическое (определение понятия, соотношения между понятиями), графическое (схемы, рисунки, чертежи).

Виды: структурный - исследуется, (частота, объём, оформление), содержательный - о чём говорится (слова, темы). Необходимо определить совокупность изучаемых сообщений (тип сообщения, производителя, место распространения, частота, объём, время). Определить единицу измерения (слово, цвет, жест).