logo
Itogovyy_dok_dlya_GOSov

Художественно-публицистические жанры журналистики.

В материалах художественно-публицистических жанров журналист «опосредует» действительность в эмоционально-образной форме, передает аудитории свое представление об актуальной реальности с помощью художественной типизации. (зарисовка, очерк, фельетон, памфлет, эссе)

Образность – отличительный устойчивый признак жанра зарисовки.

Виды зарисовки. Портретная: журналистом создается образ личности, местности или явления (раскрытие одного эпизода биографии, наиболее типичного для этого человека). Ассоциативная: зарисовка, построенная на ассоциациях журналиста, выполненная в форме свободного размышления над увиденным или пережитым. Пейзажная: журналистом описывается природа, ее состояние, настроение, возникающее в связи с определенным пейзажем.

Очерк –образной форме исследующий закономерности социально-нравственного бытия человека и развития общественных процессов, а также конкретные ситуации реальной действительности.

Выделяют следующие типы композиционных очерковых структур: – Хроникальное построение очерка (описание явлений, событий, человеческой жизни в их временной последовательности). Построение, основанное на логике причинно-следственных связей (очерк-исследование); Эссеистская, свободная форма построения, основанная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях.

Виды очерка: портретный (личность), проблемный (проблемная ситуация) и путевой (описание событий, встреч с разными людьми в ходе путешествия автора).

Фельетон – художественно-публицистический жанр журналистики, вскрывающий сатирическое содержание отрицательного факта или явления действительности.

Своеобразие фельетона – его сатирическое начало, определяющее природу жанра.

Виды фельетонов: фельетон-статья, фельетон-корреспонденция, фельетон-очерк, фельетон-зарисовка; фельетон в стиле деловых бумаг: фельетон-жалоба, фельетон-заявление; драматические фельетоны: фельетон-пьеса, фельетон -скетч и т.д.

Разновидностью фельетона является памфлет – художественно-публицистический жанр журналистики, сориентированный на бескомпромиссное обличение чуждых автору взглядов, действий и других факторов, характеризующих атмосферу общественного бытия. Объект насмешки в памфлете –система взглядов идейного оппонента. Как правило, сатира памфлета касается крупных социальных явлений, государственных или общественных деятелей.

Эссе –выявляющий закономерности бытия человека через изображение процесса восприятия мира.

Откровенность в описании собственных переживаний, своего внутреннего состояния – важнейшее качество эссеистского текста.

Отсюда и свободная форма эссе, допускающая перетекание друг в друга элементов репортажа, очерка, статьи, комментария, письма, дневника, новеллы. Выделяют следующие виды эссе политические, экономические, литературные, публицистические и др.

Поводом для подготовки публицистических эссе обычно являются вопросы, вызывающие повышенное внимание аудитории.

Дадим определения еще некоторым художественно-публицистическим жанрам, встречающимся на страницах современных СМИ.

Пародия высмеивает отдельных личностей (политиков, артистов и др.) и явления (произведения литературы, способ мышления и др.), специально имитируя их. Качество пародии часто зависит от точности в повторении нюансов пародируемого явления.

Шутка – это предметное действие или сообщение, вводящее кого-то в заблуждение с целью создания смешной ситуации.