logo
Itogovyy_dok_dlya_GOSov

Основные этапы развития журналистики в 20 веке

Особенностями XX века в развитии журналистики являются появление радио и ТВ как новых типов СМИ, монополизация прессы, массовизация и формирование информационного рынка.

Журналистика становится профессией только к началу XX в. В начале XX в. как в Европе, так и в Америке получает развитие журналистское образование. Первый специальный факультет журналистики появился в 1908 году в университете штата Миссури, США. В 1926 году создана первая международная организация – Международная Федерация журналистов.

В 20–е гг. новым недорогим и очень популярным средством массовой информации становится эфирное радио. 2 ноября 1920 года в городе Питтсбург под руководством Гарри Дэвиса начала работу KDKA – первая коммерческая радиостанция в США. Радиостанция KDKA помимо блока новостей передавала музыкальные и спортивные передачи, а также письма слушателей.

Сила воздействия новых коммуникационных технологий оказалась велика. Паника 1938 года, вызванная радиоинсценировкой романа Герберта Уэллса «Война миров», когда большая часть слушателей поверила сообщению диктора о высадке марсиан, стала классическим примером влиятельности радио. Во Вторую мировую войну радио стало основным каналом получения информации для подавляющего большинства населения воюющих стран.

Телевидение получило широкое распространение только после Второй мировой войны. Появились новые телевизионные жанры, как телевикторины, различные телешоу, документальные программы, блоки новостей, коммерческие и рекламные ролики, музыкальные клипы, телеспектакли, телефильмы и телесериалы. В конце 60-х годов благодаря своим аудиовизуальным свойствам ТВ становится доминирующим СМИ.

Монополизация прессы особый размах принимает именно в XX в. Объединение и контроль над процессом создания, распространения и, как следствие, политической и идеологической направленностью СМИ являются основными характеристиками монополизации. Хрестоматийным примером стала покупка крупнейшей компанией AOL, чьими мультимедиа-услугами пользуются более 70 % пользователей США, в январе 2001 года компании Time Warner (дочерние компании: телеканалы CNN, Warner Brothers Television).

Особенностями российских процессов монополизации и концентрации явились политические интересы их владельцев, гарантировавшие в последующем экономическую прибыль. В 1990-е годы в России создались крупные олигархические информационные империи (В. Гусинский, Б. Березовский В. Потанин, Р. Вяхирев и др.).

Одним из факторов массовизации является то, что в начале XX века пресса превращается из элитного инструмента в средство массовой информации. Массовизация проявляет себя как формально, так и содержательно. Так, в Британии 4 из 5 общественных ежедневных качественных газет перешли на таблоидный формат: “Times”, “Daily Telegraph”, “Guardians”, “Independent”. Что касается содержания, то например “Times” впервые за 200 лет ввела специальную рубрику для женщин. Как тенденцию к массовизации можно отметить и рост количества спортивной информации.

Увеличивается аудитория, воспринимающая информацию только из аудиовизуальных СМИ, что также способствует массовизации. Телевизор — не инструмент коммуникации между группами, кружками, слоями; он в большей степени обращается к обществу в виде массы, ко «всем как один».