Аналитические жанры журналистики.
В материалах аналитических жанров речь идет о более глубоком анализе действительности, о разъяснении и интерпретации актуальных проблем, сути и значения современных событий и ситуаций (корреспонденция, комментарий, рейтинг, рецензия, статья, письмо, журналистское расследование, версия).
Корреспонденция – это аналитический жанр, вскрывающий объективную природу конкретных фактов действительности, объединенных одной проблемой и ограниченных временем, местом и числом действующих лиц, а также предлагающий варианты решения этой проблемы.
виды корреспонденции: оперативная (написанная по оперативному поводу, например, рейды журналистов совместно с сотрудниками милиции с целью привлечения внимания общественности к негативным явлениям действительности) и проблемная (в которой учитывается система долго действующих факторов, не находящих разрешения).
Жанровые признаки корреспонденции:
– предмет исследования корреспонденции – отдельная ситуация в ее проблемном целом;
– выявление закономерностей развития текущей действительности на основе анализа конкретной жизненной ситуации;
– факт как основа текста, как повод для его интерпретации;
–логическая цепочка: тезис – аргументация – демонстрация – вывод.
Комментарий – отклик на конкретные события в форме монолога автора, приглашающего аудиторию к соразмышлению и предлагающего в образно-эмоциональной форме свою оценку фактов и явлений действительности.
Признаки жанра:
Основа жанра – рассуждение по тому или иному поводу.
В комментарии зачастую присутствует прогностическая оценка факта или события.
Автором комментария может быть и журналист, и приглашенный им эксперт, а также известные люди, которых по каким-то причинам взволновало определенное событие.
Виды комментария: Расширенный комментарий – пространное разъяснение факта. Комментарий специалиста – факт комментируется профессионалом или экспертом. Полярный комментарий –противоположные точки зрения. Синхронный комментарий – разъяснение текста журналистом по ходу высказывания.
Разновидностью комментария является колонка.
Рейтинг. Название данного жанра переводится с английского как «оценка», «классификация».
– Цель рейтинга – ранжирование сходных явлений по какому-то конкретному признаку.
– Основные методы, применяемые при составлении рейтинга – аналогия и сравнение.
Виды рейтинга. «Простой»: может быть составлен при помощи опроса. «Сложный»: в его основе часто лежат серьезные научные исследования, на которые и опираются эксперты, осуществляющие классификацию интересующих их явлений.
Рецензия в переводе с латинского означает «оценка». По объему рецензии можно разделить на два типа: большие (гранд - рецензии) и маленькие (мини-рецензии). По числу анализируемых произведений все рецензии можно разделить на монорецензии и полирецензии (отбор двух или более произведений, они подробно и всесторонне сравниваются друг с другом). По теме рецензии делят на литературные, театральные, кинорецензии и т.д.
Статья как жанр – это аналитический текст, в котором содержится информация о состоявшемся событии независимо от временных рамок, а также анализ какого-либо события или явления, выявление их причин и следствий с целью определить их общественную значимость.
Статья имеет трехчленную структуру: тезис (начало) — аргументы (основная часть) — вывод (концовка).
В зависимости от целей, которые ставит перед собой журналист, статья по классификации А. А. Тертычного может носить общеисследовательский (анализируются предельно широкие вопросы), практико-аналитический (проблемный) или полемический характер (публикуются тогда, когда в обществе возникают споры по каким-либо значительным проблемам).
Письмо – аналитический жанр журналистики, в форме публичного обращения к конкретному лицу или коллективу поднимающий актуальные проблемы, которые требуют немедленного разрешения.
Открытое письмо как жанр характеризуется следующими признаками:
– у этого жанра всегда есть конкретный адресат
– ядром текста служит проблема
– материал строится по принципам «мягкой аргументации»: в нем взвешиваются «за» и «против».
Журналистское расследование.
Цель– обнаружить эти негативные сведения, которые тщательно маскируются под благополучную действительность или скрываются. Виды журналистского расследования: расследование-репортаж (поиск разоблачительных фактов и документов, результаты журналистского поиска, поведение участников ситуации) и расследование-панорама (авторское размышление, сопоставление обнаруженных фактов, находок, свидетельских показаний, документов).
Прогноз — это рассуждение журналиста о будущем, выбор наиболее вероятной перспективы развития ситуации.
Методы прогнозирования: Метод экстраполяции означает «проецирование, расширение, распространение»; Метод аналогии- на основе совпадения ряда основных признаков делается вывод о том, что и все другие признаки сравниваемых явлений совпадают; Метод сценариев исходит из того, что сложные ситуации, процессы развиваются под воздействием ряда факторов. Версия базируется на неполных доказательствах, на предположениях автора, поэтому хорошо написанная версия исключает категоричность выводов журналиста. Работая в этом жанре, автор должен обязательно указать на условный характер своих утверждений.
- Билет №1 Экономические, социальные и политические причины возникновения связей с общественностью как профессии и отрасли бизнеса.
- Виды рабочих мероприятий в связях с общественностью: презентация, пресс-конференция, брифинг, прием, пресс-тур.
- Структурные элементы процесса коммуникации.
- Билет №2 Особенности формирования связей с общественностью в России.
- I. 1991 – 1994 годы – период начального формирования пр-рынка.
- II. 1994 – 2002 годы – период формирования развитой отрасли.
- III. 2003 год – начало нового периода, обретение нового качества пр-отрасли.
- Конкретные социологические исследования в сфере массовой коммуникации.
- Этапы планирования избирательной кампании.
- Билет №3 Целевая аудитория и принципы взаимодействия с ней.
- Методы и технология конкретных социологических исследований в массовой коммуникации.
- Эффективность рекламы.
- Билет №4. Основные организационные структуры в сфере связей с общественностью.
- Социальные методы изучения общественного мнения.
- Средства коммуникации во взаимоотношениях с персоналом: корпоративная многотиражная газета, информационные бюллетени, другие формы.
- Билет №5. Составные части профессиональной деятельности специалиста по со.
- Массовая коммуникация как социально-психологическое явление
- Реклама в системе маркетинговых коммуникаций.
- Билет №6 Имидж организации и способы его продвижения.
- Роль психологических исследований в мк.
- Связи с общественностью в органах государственной власти уровня субъекта федерации: правительство Омской области, ведомственные управления и комитеты.
- Билет №7. Факторы формирования корпоративной культуры организации.
- Сми как предприятие
- Управление коммуникацией в организации.
- Билет №8 Компьютерные технологии в связях с общественностью
- Основные этапы развития журналистики в 20 веке
- Этапы планирования и оценки эффективности деятельности в области связей с общественностью.
- Билет №9. Стратегическое планирование в коммуникационном менеджменте.
- Современное состояние и тенденции развития рынка специализированных периодических изданий в России.
- Связи с общественностью в органах государственной власти федерального уровня: (администрация Президента рф, правительство рф, отдельные ведомства: мчс, налоговая служба).
- Билет №10. Стратегия и тактика избирательной кампании.
- Современное российское телевидение.
- Виды рассуждений с правдоподобным следованием.
- 2) Индукцию, как множество разнообразных правдоподобных выводов.
- Билет №11. Формирование бюджета со-проекта, оценка эффективности и результата.
- Современное российское радиовещание.
- Международные и национальные профессиональные объединения специалистов в области связей с общественностью.
- Билет №12. Каналы выхода на различные аудитории в со.
- Российские информационные агентства.
- Генеральные директоры
- Простой категорический силлогизм, его правила.
- Билет №13. Стратегия и тактика использования сми в связях с общественностью.
- Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Система методов журналистского творчества.
- Информационная работа государственных учреждений со средствами массовой информации и общественностью.
- Билет №14. Медиапланирование.
- Работа с источником информации.
- Технологии разработки коммуникационных и информационных кампаний в сми.
- Принципы (законы) классической формальной логики: формулировки и формализация на языке классической логики высказываний.
- Билет №15. Структура и принципы организации современной пресс-службы.
- Информационные жанры журналистики.
- Многообразие религий. Судьбы религиозного сознания в современном мире.
- Билет №16. Планирование и оценка эффективности работы пресс-служб.
- Аналитические жанры журналистики.
- Практика организации и проведения аккредитации журналистов (правовые основы, основные направления работы).
- Билет №17. Формы и методы работы современной пресс-службы со сми, общественностью и политическими организациями.
- Художественно-публицистические жанры журналистики.
- Деятельность основных международных организаций.
- Билет №18. Аналитическая деятельность пресс-служб.
- Закон рф о «Средствах массовой информации» как правовая основа деятельности журналиста.
- Глава V Закона о сми называется «Права и обязанности журналиста». В соответствии с ней журналист имеет право:
- Система государственного и муниципального управления в рф
- Билет 19. Роль Союза журналистов России в распространении опыта лучших пресс-служб.
- Информационная политика государственного управления информационной сферой.
- Социальная роль пресс-служб.
- Билет 20. Пресс-служба Президента рф: структура, направления работы.
- Управление пресс-службы и информации Президента Российской Федерации
- Пресс-секретари президента рсфср/Российской Федерации
- Заместители пресс-секретаря президента Российской Федерации
- Позиционирование современной России в мировом сообществе.
- Основные направления работы дип мид рф, его функции. Периодические издания и сайт мид рф.
- Билет 21 Информационные и имиджевые корпоративные документы.
- Проблема типологии конфликта. Специфика внутриличностного, межличностного и групповых конфликтов.
- Роль рекламы в обществе.
- Билет 22. Имидж публичного политика.
- Управление конфликтами.
- Благотворительность и спонсорство в связях с общественностью.
- Билет 23 Прагматический аспект изучения стилистики.
- Роль связей с общественностью в условиях кризиса организации.
- Специфика использования системы функциональных стилей современного русского языка в профессиональной деятельности.
- Билет 24 Участие в выставке как форма организации связей с общественностью.
- Связи с общественностью в сети Интернет.
- Категория нормы в языковом и функционально-стилистическом аспектах, ее виды, признаки.