logo
ВСЕ БИЛЕТЫ 2007ворд

Подходы к массе и массовому обществу с.Московичи.

Серж Московичи основывает свою теорию масс на другой теории, а именно теории социальных представлений. По его словам социальная психология с середины 30-х годов в СССР переживала крайне сложный период, если же проще, то она была запрещена, так как не сталинизм, тоталитаризм, неосталинизм не имели непосредственного интереса в самопознании «социалистического » общества, хотя уже существовала необходимость в изучении масс в истории. По Московичи, социальные представления – это общественное обыденное сознание, в котором очень сложно взаимодействуют на уровне здравого смысла различные убеждения (отчасти иррациональные), идеологические взгляды, знания, собственно наука, раскрывающие и во многом составляющие социальную реальность. Подчеркивается важность социального происхождения таких представлений, а также уверенность в их справедливости и их принудительном характере, но это касается только индивида.

Одной из самых ярких общностей исследуемых «общественной психологией» является толпа. В монографии «Век толп…» Московичи глубоко, систематизировано ее анализирует, даже подзаголовок работы говорит, о чем конкретно ведется речь в работе, а именно раскрывается психология масс.

Он концентрирует психологию толп и выдвигает следующую систему идей:

1.Толпа – это человеческая совокупность, обладающая психической общностью.

2.Действия индивида сознательны, а толпы неосознанны, так как сознание индивидуально, а бессознательное – коллективно.

3.Толпы консервативны, в конце концов, они восстанавливают, то, что сначала отвергали.

4.Толпе требуется поддержка вождя, он воздействует на них своих зомбирующим авторитетом.

5.Пропаганда имеет иррациональную основу. Это приводит к преодолению препятствий.

6.Опора в политике должна быть на высшую идею, которую доносят до людей и воспитывают в их сознании. Коллективный образ и действия.

Согласно утверждениям Московичи мы присутствуем при глобализации масс, так называемые массы мирового масштаба. В которых присутствуют наднациональные общества (общество не зацикленное на национальном вопросе), гигантские города, рынки и все это связанно с миллионами человек, потребности которых однотипны. Электронные и телевизионные сети все глубже и глубже проникают в частную жизнь каждого. По словам Московичи, развитие систем мультимедиа еще больше ускорит этот процесс.

Основной темой книги Московичи является переход от психологии индивидов к психологии масс.

Московичи выдвигает идею том, что уровень человеческой общности стремится к низшему уровню ее членов. Люди ощущают давление от толпы как реальную угрозу, в связи с этим у людей возникает ощущение, будто они уничтожены.

По мнению Московичи все люди погрязают в социальном конформизме (некритическое принятие и следование господствующим мнениям, стандартам и стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам, установкам). А ответственным феноменом за столь несвойственное преображение он ставит внушение и влияние. В данном случае речь идет о воздействии на сознание, через любую из форм воздействия нам навязывают некую идею, действие, эмоцию, которую человек даже не планировал принимать.

Московичи выделяет термин массовый разум – человеческие умы, превращенные при помощи внедрения в каждый дом, присутствия на каждом рабочем месте, проникновения в места отдыха, управления мнениями и обезличивания их.

Психология толп отрицает любую способность к изменению мира и управлению государства. Им не присущи рассуждения, им не хватает способности держать себя в руках, чтобы выполнять работу, необходимую для выживания и культурного развития, они напрямую зависят от минутного импульса и подвержены влиянию первого встречного. Наше общество уже видело упадок общества и присутствовало при кульминации масс. По сути, над ним властвуют силы иррациональные и бессознательные.

Психология толп была создана для одновременного ответа на два вопроса: «почему?» и «что делать?». В первую очередь она заявляет о намерении раскрыть «почему» массовое общество, стремится раскрыть секрет формирования масс, для того чтобы быть ближе к разгадке как им управлять.

Психология толп не считает, что человек стремится к получению личной выгоды и к установлению коммуникации на подобии рыночной сделки.

Если затрагивать сферу политики, то в ней игнорируются все сведения о психологии масс. Растворяясь в массе, индивиды теряют свою индивидуальность, для них коллективное преобладает над частным. Неважно работающие или безработные, они подвержены нервозам, провокациям со стороны городского существованию, а времени для размышления уж тем более нет.

Но вот встает вопрос, что же делать, когда массы уже налицо? У психологии толп на это два ответа: показать вожака в обстановке и регулировать их, взывать к их страстям, вере и желаниям.

Как только общество становится свершившимся фактором, то для него вполне естественно стремится к стабильности. Вот только достичь этого получится за счет модифицирования равенства и свободы. Но только, по-видимому, это маловероятно, как пишет сам Московичи. В основном эту проблему он рассматривает со стороны все возможных выборов. По его утверждению в любом случае степень свободы личностей, общностей уменьшается, а их возможность контролировать, сокращенна до минимума достаточно лукавым и силовым способом. Все то, что обычно характеризует демократию, существует лишь с юридической точки зрения, на деле же и во все отсутствует.

Еще до появления психологии масс, предполагалась эта эволюция.

Как только общество становится свершившимся фактором, то для него вполне естественно стремится к стабильности. Вот только достичь этого получится за счет модифицирования равенства и свободы. Но только, по-видимому, это маловероятно, как пишет сам Московичи. В основном эту проблему он рассматривает со стороны все возможных выборов. По его утверждению в любом случае степень свободы личностей, общностей уменьшается, а их возможность контролировать, сокращенна до минимума достаточно лукавым и силовым способом. Все то, что обычно характеризует демократию, существует лишь с юридической точки зрения, на деле же и во все отсутствует.

Московичи выделяет два основных предмета науки:

1.Индивид и массы

2.Массы и вождь

Согласно его словам первый ставит наиважнейшие проблемы массового общества, второй занимается поиском практических решений.