Подходы к массе и массовому обществу с.Московичи.
Серж Московичи основывает свою теорию масс на другой теории, а именно теории социальных представлений. По его словам социальная психология с середины 30-х годов в СССР переживала крайне сложный период, если же проще, то она была запрещена, так как не сталинизм, тоталитаризм, неосталинизм не имели непосредственного интереса в самопознании «социалистического » общества, хотя уже существовала необходимость в изучении масс в истории. По Московичи, социальные представления – это общественное обыденное сознание, в котором очень сложно взаимодействуют на уровне здравого смысла различные убеждения (отчасти иррациональные), идеологические взгляды, знания, собственно наука, раскрывающие и во многом составляющие социальную реальность. Подчеркивается важность социального происхождения таких представлений, а также уверенность в их справедливости и их принудительном характере, но это касается только индивида.
Одной из самых ярких общностей исследуемых «общественной психологией» является толпа. В монографии «Век толп…» Московичи глубоко, систематизировано ее анализирует, даже подзаголовок работы говорит, о чем конкретно ведется речь в работе, а именно раскрывается психология масс.
Он концентрирует психологию толп и выдвигает следующую систему идей:
1.Толпа – это человеческая совокупность, обладающая психической общностью.
2.Действия индивида сознательны, а толпы неосознанны, так как сознание индивидуально, а бессознательное – коллективно.
3.Толпы консервативны, в конце концов, они восстанавливают, то, что сначала отвергали.
4.Толпе требуется поддержка вождя, он воздействует на них своих зомбирующим авторитетом.
5.Пропаганда имеет иррациональную основу. Это приводит к преодолению препятствий.
6.Опора в политике должна быть на высшую идею, которую доносят до людей и воспитывают в их сознании. Коллективный образ и действия.
Согласно утверждениям Московичи мы присутствуем при глобализации масс, так называемые массы мирового масштаба. В которых присутствуют наднациональные общества (общество не зацикленное на национальном вопросе), гигантские города, рынки и все это связанно с миллионами человек, потребности которых однотипны. Электронные и телевизионные сети все глубже и глубже проникают в частную жизнь каждого. По словам Московичи, развитие систем мультимедиа еще больше ускорит этот процесс.
Основной темой книги Московичи является переход от психологии индивидов к психологии масс.
Московичи выдвигает идею том, что уровень человеческой общности стремится к низшему уровню ее членов. Люди ощущают давление от толпы как реальную угрозу, в связи с этим у людей возникает ощущение, будто они уничтожены.
По мнению Московичи все люди погрязают в социальном конформизме (некритическое принятие и следование господствующим мнениям, стандартам и стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам, установкам). А ответственным феноменом за столь несвойственное преображение он ставит внушение и влияние. В данном случае речь идет о воздействии на сознание, через любую из форм воздействия нам навязывают некую идею, действие, эмоцию, которую человек даже не планировал принимать.
Московичи выделяет термин массовый разум – человеческие умы, превращенные при помощи внедрения в каждый дом, присутствия на каждом рабочем месте, проникновения в места отдыха, управления мнениями и обезличивания их.
Психология толп отрицает любую способность к изменению мира и управлению государства. Им не присущи рассуждения, им не хватает способности держать себя в руках, чтобы выполнять работу, необходимую для выживания и культурного развития, они напрямую зависят от минутного импульса и подвержены влиянию первого встречного. Наше общество уже видело упадок общества и присутствовало при кульминации масс. По сути, над ним властвуют силы иррациональные и бессознательные.
Психология толп была создана для одновременного ответа на два вопроса: «почему?» и «что делать?». В первую очередь она заявляет о намерении раскрыть «почему» массовое общество, стремится раскрыть секрет формирования масс, для того чтобы быть ближе к разгадке как им управлять.
Психология толп не считает, что человек стремится к получению личной выгоды и к установлению коммуникации на подобии рыночной сделки.
Если затрагивать сферу политики, то в ней игнорируются все сведения о психологии масс. Растворяясь в массе, индивиды теряют свою индивидуальность, для них коллективное преобладает над частным. Неважно работающие или безработные, они подвержены нервозам, провокациям со стороны городского существованию, а времени для размышления уж тем более нет.
Но вот встает вопрос, что же делать, когда массы уже налицо? У психологии толп на это два ответа: показать вожака в обстановке и регулировать их, взывать к их страстям, вере и желаниям.
Как только общество становится свершившимся фактором, то для него вполне естественно стремится к стабильности. Вот только достичь этого получится за счет модифицирования равенства и свободы. Но только, по-видимому, это маловероятно, как пишет сам Московичи. В основном эту проблему он рассматривает со стороны все возможных выборов. По его утверждению в любом случае степень свободы личностей, общностей уменьшается, а их возможность контролировать, сокращенна до минимума достаточно лукавым и силовым способом. Все то, что обычно характеризует демократию, существует лишь с юридической точки зрения, на деле же и во все отсутствует.
Еще до появления психологии масс, предполагалась эта эволюция.
Как только общество становится свершившимся фактором, то для него вполне естественно стремится к стабильности. Вот только достичь этого получится за счет модифицирования равенства и свободы. Но только, по-видимому, это маловероятно, как пишет сам Московичи. В основном эту проблему он рассматривает со стороны все возможных выборов. По его утверждению в любом случае степень свободы личностей, общностей уменьшается, а их возможность контролировать, сокращенна до минимума достаточно лукавым и силовым способом. Все то, что обычно характеризует демократию, существует лишь с юридической точки зрения, на деле же и во все отсутствует.
Московичи выделяет два основных предмета науки:
1.Индивид и массы
2.Массы и вождь
Согласно его словам первый ставит наиважнейшие проблемы массового общества, второй занимается поиском практических решений.
- Первичное понимание социальных отношений, социальных субъектов. Характеристики социальных субъектов, учет которых необходим при организации прикладной коммуникации.-???
- Типология субъектов прикладных социальных коммуникаций.
- Базисный субъект.
- Технологический субъект pr.
- Информация как научная категория. Социальная информация. Общение.
- Коммуникация. Социальная коммуникация. Модель коммуникации Лассвелла.
- Масса. Массовое общество. Общие характеристики.
- Массовая коммуникация: общее понимание. Специфика источников, сообщений и каналов.
- Основные характеристики массовой коммуникации.
- Понятие и характеристики массовой аудитории.
- Понятие и характеристики публичной сферы и публичной коммуникации
- Публичная сфера
- Понятие общественности
- Исторические причины и факторы возникновения массового общества. Типология массовых общностей: толпа, масса, публика
- Г.Тард, г.Лебон о массе и толпе.
- Подходы к массе и массовому обществу х.Ортеги-и-Гассета.
- Подходы к массе и массовому обществу г.Маркузе.
- Подходы к массе и массовому обществу с.Московичи.
- Типология неклассических общностей г.Блумера.
- Трансформация массового человека и массового общества в эпоху Интернета, социальных сетей, Web 2/0
- Понятие научной информации. Структура источников научной информации.
- Алгоритм поиска научной информации по заданной теме. Ведение библиографических карточек в бумажном и электронном виде.
- Структура научного текста. Типы научных текстов: статья, реферат, обзор литературы. Курсовая работа. Введение научного текста.
- Оформление научного текста. Оформление текста реферата. Оформление иллюстраций. Оформление научного текста:
- Библиографический список. Оформление библиографического списка. Описание документов для библиографического списка. Описание составной части документа
- Основные базы данных, порталы, электронные издания по рекламе в Интернет. (23-24)
- Основные базы данных, порталы, электронные издания по рекламе в Интернет.
- Подходы к определению связей с общественностью. Определение связей с общественностью.
- Прагматический подход.
- Связи с общественностью и реклама: Сходства и различия в статусе, нормативном регулировании, работе с клиентами и аудиториями, технологиях и творческих приемах
- Связи с общественностью и журналистика: Сходства и различия в статусе, нормативном регулировании, работе с клиентами и аудиториями, технологиях и творческих приемах
- Параметры сходства:
- Параметры различия:
- Pr и пропаганда.
- 5. Pr и пропаганда
- Новость в журналистике и pr
- Специфика рекламных, журналистских и pr-текстов
- Печатные сми Санкт-Петербурга
- Рынок аудиовизуальных сми сПб
- Предложение в сфере pr-услуг в регионе
- Крупнейшие игроки и персоны pr-рынка региона
- Понятие рекламы (в соответствии с фз о рекламе)
- Основные принципы рекламной деятельности
- Взаимосвязь рекламы и маркетинга
- Функции рекламы (лекции Чечулина – первые 4 функции.)
- Основные субъекты рекламного рынка
- Классификация рекламы и рекламных средств:
- 4. По характеру воздействия на адресата рекламные средства могут быть:
- 2. Рекламные средства и их применение
- Рекламная стратегия уникального торгового предложения!
- Понятие и способы рыночного позиционирования!
- 2) Процесс позиционирования включает три этапа:
- 5) Дифференциация по имиджу.
- 50. Общая характеристика рекламного рынка России.
- 51. Виды профессиональной деятельности в сфере рекламы
- 52. Личные и деловые качества специалиста по рекламе
- 53. Принципы государственного регулирования рекламного рынка!
- 1 Июля 2006 года принят Федеральный закон «о рекламе» №38
- 54. Профессиональные и общественные объединения в коммуникационной сфере!
- 55. Взаимное влияние рекламы и культуры в современном обществе!