logo
ВСЕ БИЛЕТЫ 2007ворд

Типология неклассических общностей г.Блумера.

Герберт Блумер – американский социолог и социальный психолог. Блумер выделяет четы ре вида толпы. Случайная толпа - это толпа, спонтанно возникающая и существующая лишь мгновения. Она формируется вокруг объекта, который может лишь ненадолго привлечь внимание людей. В случайной толпе связи, возникающие между индивидами, очень слабы. Так, например, случайная толпа формируется в магазинах, когда некоторое количество людей собрались около одной витрины с определенными интересами.

Второй вид толпы, который выделяет автор, это обусловленная толпа. Обусловленная толпа, в отличие от случайной, подразумевает упорядоченное поведение ее субъектов. Так, примером обусловленной толпы станут зрители музыкального концерта, оперы, зрители различных спортивных соревнований и т.п.

Третий тип – действующая толпа. В основе поведения людей в действующей толпе лежит какая-либо цель. В основном примерами действующей толпы являются революционно настроенные агрессивные в своем поведении группы людей. Некоторые также называют действующую толпу психологической. Действующая толпа возникает спонтанно в следствии какого-либо порыва, она не является ни обществом, ни культурной группой, т.к. не имеет их характерные черты, такие как установленная социальная организация, разделение труда, структура статусов и ролей, признанное лидерство, набор норм и нравственных предписаний, сознание своей собственной идентичности. Такая толпа не постоянна и подвержена быстрому воздействие из вне. Индивид в действующей толпе теряет самоконтроль, не может критически мыслить, а действует под воздействием эмоций, он подвержен внушению со стороны других. Все эти характеристики обуславливают единство толпы, одинаковое поведение ее членов для достижения общей цели. Конкретным примером действующей толпы станет недавнее убийство лидера Ливии Муаммара Каддафи. Зачастую действующая толпа выступает средством для становления нового государственного или социального строя.

И, наконец, последний тип толпы – экспрессивная или, как ее еще иногда называют, «танцующая». Отличительной чертой данного вида толпы является возбуждение, выражающееся в физическом движении без какой-либо определенной цели. Поведение индивидов в экспрессивной толпе не подчинено цели, оно только лишь направленно на снятие напряжения. В некоторой степени, экспрессивная толпа схожа с действующей толпой: она также спонтанно возникает, в ней индивиды также теряют самосознание и поддаются общему настроению. Однако у танцующей толпы есть одно существенное отличие: она не подразумевает наличие целенаправленного поведения, экспрессивное физическое действие выступает как самоцель. Примерами танцующей толпы являются различные вакханалии, карнавалы, религиозные сектантские действия и т.п. Зачастую индивид ощущает себя в экспрессивной толпе причастным к какому-либо священному действу, он достигает крайней степени экзальтации, т.е. восторженности по отношению к происходящему. Можно говорить о том, что танцующая толпа тесно связана с появлением каких-либо новый религиозных строев, так как составляющие ее субъекты получают разрядку внутреннего напряжения, что нередко приобретает для них священный характер.

В своем труде Блумер также рассказывает о стадиях формирования толпы. Первая из них – это формирование какого-либо волнующего события. Пробуждение интереса индивидов к этому событию, потеря индивидом части самоконтроля, возникновение переживаний и эмоций, побуждающих индивида к действию. Вторая стадия - возникновение толчеи, в которой каждый из индивидов передает другому соответствующее эмоциональное возбуждение, что интенсифицирует восприимчивость и отзывчивость индивидов. Третий этап – осознание индивидов объекта и целенаправленное движение к нему. Четвертый и последний этап - одобрение эмоциональных порывов друг друга, что является результатом взаимного возбуждения.

Масса обладает следующими характерными чертами: во-первых, ее членами могут быть представители самых разных слоев населения, во-вторых, масса – это совокупность анонимных индивидов, в-третьих, между членами массы практически нет взаимных переживаний, что и отличает ее от толпы, также в массе, в отличие от толпы, индивиды физически отдалены друг от друга. Масса имеет очень слабую организацию и ее члены не действуют совместно, как это происходит в толпе. Очень важным является тот факт, что члены массы принадлежат различным социальным группам, слоям и классам, это означает, что объект, по поводу которого формируется масса, является одинаково важным для людей, имеющих абсолютно разные интересы, ценности, людей, различающихся по таким критериям как образование, профессия, уровень доходов и доступ к власти. Из всего этого становиться понятно, что масса лишена каких-либо черт общества, так как она просто состоит из конгломерата анонимных, изолированных индивидов, не объединенных общей структурой, статусно-ролевым набором, устоявшимися традициями и нормами. Из этого следует также еще одно коренное отличие массы от толпы: люди в толпе поддаются общему настроению и теряют самосознание, а члены массы вовсе друг другу не известны, что, напротив, обуславливает обостренное самосознание индивида в массе. Природа массового поведения заключается в отсутствии согласованной деятельности, так как каждый член массы действует единолично. Такое индивидуальное действие в первую очередь выражается в форме выбора чего-либо.

Иногда, поведение массы приближается к поведению толпы, и тогда существует опасность быстрого и легкого воздействия на поведение людей с помощью различных манифестов и призывов, возникающих на радио, телевидении и в прессе.

Последний вид элементарного коллективного поведения, который характеризует автор в своем труде – это общественность. Блумер пишет : «Термин общественность используется по отношению к группе людей, которые: а) сталкиваются с какой-то проблемой; б) разделяются во мнениях относительно подхода к решению этой проблемы; в) вступают в дискуссию, посвященную этой проблеме». В понимании массового общества необходимо уметь отличать общественность, например, США, от общественности как таковой, то есть обладающей проблемой, дискуссией и коллективным мнением. Блумер относит общественность к элементарным спонтанным коллективным формированиям в силу того, что она складывается не на основе замысла, а на основе отклика на определенную ситуацию. Общественность не существует постоянно, поведение людей общественности не регулируется никакими традициями и правилами, общественность существует, если существует проблема, по поводу которой она может сформироваться. Общественность далека по своей сущности от общества, так как в ее основе лежит наличие проблемы, а также потребность в ее решении, однако не существует каких-либо определенных правил, согласно которым необходимо решать данную проблему. Также в общественности отсутствует строгая организация, то есть в ее рамках люди не имеют определенных статусов и ролей. Общественность характеризует наличие разногласий, дискуссий и возникающих на их основе конфликтов, в то время как, например, толпу напротив, характеризует внутреннее единство. Следовательно, общественность, так же как и массу, отличает от толпы повышенный уровень самосознания индивидов. Общественность действует благодаря выработке коллективного решения проблемы, выработке коллективного мнения, именно поэтому Г.Блумер также в своей работе рассматривает понятие «общественное мнение».