Связи с общественностью и реклама: Сходства и различия в статусе, нормативном регулировании, работе с клиентами и аудиториями, технологиях и творческих приемах
Кто-то и сегодня готовы видеть в связях с общественностью скрытую рекламу, осуществляемую посредством прямого или опосредованного давления, оказываемого на печатные или электронные СМИ.
На деле руководитель рекламного отдела работает совершенно иначе, чем его коллега, действующий в сфере PR.
Впрочем, вот конкретный пример, использованный в книге Вердье. Итак, рекламная кампания производителя синтетических моющих средств будет состоять из расклейки рекламных плакатов, рассылки буклетов, публикации объявлений в газетах, организации выставок, экспозиций, изготовления значков, вымпелов, наклеек и раздачи рекламных образцов продукции. Вся эта деятельность будет направлена на создание высокой оценки товара, на то, чтобы его название, его упаковка и его качество (всегда «превосходное») стали известны широким массам. Радио и телевидение могут дополнить кампанию своими средствами. Теперь предположим, что та же фирма захочет провести кампанию по связям с общественностью. Внешние связи с общественностью (ориентированные на клиентуру) потребуют создания специального журнала для женщин, который необходимо будет разослать тысячам читательниц, среди которых окажутся руководители, работники органов власти, экономисты и домохозяйки. «В этом журнале не будет рекламы в прямом смысле этого слова, а только материалы, расска зывающие о том, что так или иначе связано с использованием продукции и с фирмой-изготовителем, перемежаемая интересными рассказами и дамской хроникой». В дополнение к этому фирма устроит также серию «бесплатных семинаров по домашнему хозяйству, об организаторе которых станет известно общественности». Она предложит экскурсии по предприятию, создаст женские клубы и т. п.
Очевидно, впрочем, что основное различие между рекламой и PR кроется в точности информации. Конечно, реклама не врет, но она представляет истину очень специфически, «ретуширует» ее, «приодевает», слегка провоцирует. Сообщение, передаваемое в рамках PR, должно быть, напротив, совершенно аутентичным. Реклама не может не «деформировать», или даже не приукрашать или «возвеличивать» имидж марки. «Связи с общественностью, — говорит почетный председатель Французской федерации рекламы Анри Эно (Henri Henault), — показывают истинное лицо предприятия».
7 отличий PR от рекламы
1. Освещение/публикация в СМИ
Реклама: всегда оплачивается. Организация платит за время/рекламную площадь.
PR: нацелен на получение бесплатной рекламы для своей организации. Инструментами могут служить пресс-релизы, конференции и т.д. PR-менеджер должен добиться бесплатного освещения в СМИ деятельности компании.
2. Контроль над материалами
Реклама: вы имеет полное право контролировать размещение ваших материалов в СМИ, а так же корректировать их, так как именно вы платите за рекламную площадь.
PR: у вас нет как такового контроля над тем, опубликуют ваш материал в СМИ или нет, а так же над тем, в какой форме выйдет информация о вашем субъекте PR. СМИ имеют полное право не публиковать присланные вами материалы, если они не имеют для них интереса.
3. Продолжительность освещения материалов о вашем субъекте
Реклама: вы платите за рекламную площадь или время, поэтому у вас всегда есть возможность продлить время раскрутки вашего рекламного сообщения в эфире или печатных СМИ, а так же увеличить или сократить количество выходов. Все зависит от вашего бюджета.
PR: любой информационный материал о событии, связанном с вашим субъектом PR, имеет одноразовый эффект. СМИ никогда не разместят дважды ваш пресс-релиз.
4. Отношение потребителей к информационным материалам
Реклама: любой потребитель понимает, что реклама оплачивается заказчиком и публикуется для его же целей, поэтому отношение к рекламе у потребителей всегда скептическое и часто недоверчивое. Так как потребитель осознает, что ему просто пытаются продать товар.
PR: читая или просматривая независимые материалы, потребитель проникается большим доверием, так как понимает, что его просто информируют, а не навязывают. На неоплаченные материалы потребитель смотрит иначе.
5. Креативность сообщения
Реклама: вся реклама построена на креативности - вам необходимо постоянно придумывать новые идеи для рекламных сообщений, чтобы по-новому преподносить "старый" товар.
PR: в PR главное не сколько креативность сообщения, сколько его важность и актуальность. Вы должны уметь продвинуть нужную информацию в нужное время, конечно, при этом не забываея и о привлекательности сообщения, то есть о его креативности.
6. Аудитория
Реклама: основные представители вашей целевой аудитории - это потребители товаров. Так же, если вы работаете в рекламном агентстве, вы взаимодействуете с сотрудниками и клиентами.
PR: круг взаимодействия PR-менеджеров не ограничен только лишь внутренней общественностью. Вы выстраиватете коммуникации со СМИ, с властными стурктурами и со своей внешней целевой аудиторией.
7. Форма подачи сообщения
Реклама: в рекламе используется множество оборотов для побуждения потребителей к действию - "Иди и купи!", "Позвони и получи товар со скидкой!", "Купите прямо сейчас!" и т.д.
PR: в PR-текстах ни в коем случае не должно быть коммерческого послания, иначе это будет расценено как реклама, и тогда вряд ли СМИ захотят публиковать такие материалы. Все тексты пишутся в строгом деловом или публицистическом стиле.
Основание сравнения | Связи с общественностью | Реклама |
Точка входа (кто поставляет информацию) | Менеджер по СО в СМИ через журналистов | Рекламист непосредственно в СМИ |
Основная коммуникационная цель | Доверие к полученной информации через знание фактов | Опознавание информации как уже виденной |
Механизм влияния | Восприятие информации как своего личного мнения, сформированного на основании полученных фактов | Информирование о свойствах, призыв к совершению некого действия (например, покупки) |
Осознание сообщения человеком | Неосознанное восприятие информации (убедительно) | Сознательный контроль, отсев части информации |
Основной инструмент воздействия | Слово | Образ |
Ощущение навязывания информации | Нет | Есть |
Степень уникальности материала | Высокая | Единая стилистика сообщений во время рекл кампании |
Доверие к полученной информации | Есть | Скорее нет, требуется проверка |
Типовые каналы | СМИ, акции (конференции, брифинги, фестивали...), интернет | СМИ, наружная, сувенирная, почтовая и проч. реклама, интернет, BTL-акции |
Длительность кампании | Долгосрочность, однако материал не может быть представлен два раза | Изначально ограничена по времени, но раскрутку сообщения можно продлить |
Нормативное регулирование:
PR – управленческая коммуникативная деятельность (совокупность социальных практик), направленная на оптимизацию взаимодействий социального субъекта со значимыми сегментами социальной среды – с его общественностью.
Реклама – любая форма неличного представления товаров или услуг, оплаченная точно установленным заказчиком.
Признаки родства:
- Достоверность, реальность информации;
- Социальная значимость;
- Открытость, публичность;
- Опосредованность;
- работа с массовой аудиторией, массовый реципиент.
Параметры сходства:
- Информационная основа деятельности
- Обмен, получение информации
- Наличие общих творческих и организационных методов работы;
- Выполнение на доиндустриальных (незрелых) стадиях одним специалистом ряда функций.
Различия:
- Специфика целей, функций, результата деятельности:
PR
Цель PR – информированность,
Функции - Информированность (инф- значимая для базисного субъекта PR); формирование отношения к базисному субъекту PR ,
Результат - Информированность о баз. субъекте PR, отношение к нему, общественное мнение о нём, его имидж и репутация.
Средства : СМИ, спец.мероприятия (событийный PR)
Реклама
Цель рекламы - Купля-продажа,
Функции - Информирование (значимая инф. для потребителя), формирование отношения, побуждение к покупке ,
Результат - Информированность о товарах, отношение к ним , общественное мнение, купля-продажа.
Средства : Средства распространения рекламы, рекламные носители, реклама в СМИ, лентах продаж.
Специфика субъектно-объектных отношений
- Разница в содержании деятельности специалистов
- Собственные средства распространения информации
- Отличие структуры и инфраструктуры
- Жанровые особенности текстов, видов и форм подачи информации
- Различия законодательного и этического регулирования сфер личной деятельности специалиста
- Особенности менеджмента специализированных структур
Реклама прагматична и утилитарна.
Рекламная инф инициируется рекламодателем .Целевая аудитория – потребитель.
PR информация – селективна, инициирована, оптимизирована, не всегда релевантная.
Рекламная Инф - селективна, инициирована, оптимизирована, не релевантная, обезличена
1. Реклама
Федеральный закон «О рекламе» (с 1995)
2.Пиар
Наличие регулирования на государственном уровне PR-деятельности в СМИ в период избирательных кампаний, а именно - правил ведения предвыборной агитации и информирования избирателей. Существует целый комплекс нормативных актов, устанавливающий особые правила поведения СМИ в электоральный период. Основными являются:
Федеральные законы от 20 декабря 2002 г. и от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Постановления Конституционного суда по разъяснению положений данных законов, а также разъяснения ЦИК РФ
Закон РФ «О средствах массовой информации»
Наиболее актуальны, с точки зрения рассматриваемой проблемы, следующие положения российского законодательства:
определение правил и сроков обнародования результатов социологических опросов в период выборов
наличие особых требований, предъявляемых к характеру информации, распространяемой через СМИ в период выборов
требование достоверности
объективности и нейтральности
соблюдение права на защиту чести, достоинства и деловой репутации
наличие запрета на предвыборную агитацию представителями СМИ
Анализ российского опыта правового регулирования PR-деятельности в СМИ в период выборов позволяет выявить ряд проблем.
Однако, несмотря на огромное количество жестких законодательных норм, главная их цель все же не достигается – не предоставляются равные права политическим субъектам и не особо практикуется защита прав граждан как избирателей
Причины этого, в целом, в несовершенстве самого законодательства и в особенностях динамики современного российского общества. Практика проведения избирательных кампаний в России показала, что требования законов нередко просто не выполняются - выше закона ставятся возможности «административного ресурса» (чаще всего, для оказания поддержки правящей партии). Несовершенство законов, в особенности расширительная легальная трактовка понятия «предвыборная агитация», часто используется в целях борьбы с политическими противниками.
- Первичное понимание социальных отношений, социальных субъектов. Характеристики социальных субъектов, учет которых необходим при организации прикладной коммуникации.-???
- Типология субъектов прикладных социальных коммуникаций.
- Базисный субъект.
- Технологический субъект pr.
- Информация как научная категория. Социальная информация. Общение.
- Коммуникация. Социальная коммуникация. Модель коммуникации Лассвелла.
- Масса. Массовое общество. Общие характеристики.
- Массовая коммуникация: общее понимание. Специфика источников, сообщений и каналов.
- Основные характеристики массовой коммуникации.
- Понятие и характеристики массовой аудитории.
- Понятие и характеристики публичной сферы и публичной коммуникации
- Публичная сфера
- Понятие общественности
- Исторические причины и факторы возникновения массового общества. Типология массовых общностей: толпа, масса, публика
- Г.Тард, г.Лебон о массе и толпе.
- Подходы к массе и массовому обществу х.Ортеги-и-Гассета.
- Подходы к массе и массовому обществу г.Маркузе.
- Подходы к массе и массовому обществу с.Московичи.
- Типология неклассических общностей г.Блумера.
- Трансформация массового человека и массового общества в эпоху Интернета, социальных сетей, Web 2/0
- Понятие научной информации. Структура источников научной информации.
- Алгоритм поиска научной информации по заданной теме. Ведение библиографических карточек в бумажном и электронном виде.
- Структура научного текста. Типы научных текстов: статья, реферат, обзор литературы. Курсовая работа. Введение научного текста.
- Оформление научного текста. Оформление текста реферата. Оформление иллюстраций. Оформление научного текста:
- Библиографический список. Оформление библиографического списка. Описание документов для библиографического списка. Описание составной части документа
- Основные базы данных, порталы, электронные издания по рекламе в Интернет. (23-24)
- Основные базы данных, порталы, электронные издания по рекламе в Интернет.
- Подходы к определению связей с общественностью. Определение связей с общественностью.
- Прагматический подход.
- Связи с общественностью и реклама: Сходства и различия в статусе, нормативном регулировании, работе с клиентами и аудиториями, технологиях и творческих приемах
- Связи с общественностью и журналистика: Сходства и различия в статусе, нормативном регулировании, работе с клиентами и аудиториями, технологиях и творческих приемах
- Параметры сходства:
- Параметры различия:
- Pr и пропаганда.
- 5. Pr и пропаганда
- Новость в журналистике и pr
- Специфика рекламных, журналистских и pr-текстов
- Печатные сми Санкт-Петербурга
- Рынок аудиовизуальных сми сПб
- Предложение в сфере pr-услуг в регионе
- Крупнейшие игроки и персоны pr-рынка региона
- Понятие рекламы (в соответствии с фз о рекламе)
- Основные принципы рекламной деятельности
- Взаимосвязь рекламы и маркетинга
- Функции рекламы (лекции Чечулина – первые 4 функции.)
- Основные субъекты рекламного рынка
- Классификация рекламы и рекламных средств:
- 4. По характеру воздействия на адресата рекламные средства могут быть:
- 2. Рекламные средства и их применение
- Рекламная стратегия уникального торгового предложения!
- Понятие и способы рыночного позиционирования!
- 2) Процесс позиционирования включает три этапа:
- 5) Дифференциация по имиджу.
- 50. Общая характеристика рекламного рынка России.
- 51. Виды профессиональной деятельности в сфере рекламы
- 52. Личные и деловые качества специалиста по рекламе
- 53. Принципы государственного регулирования рекламного рынка!
- 1 Июля 2006 года принят Федеральный закон «о рекламе» №38
- 54. Профессиональные и общественные объединения в коммуникационной сфере!
- 55. Взаимное влияние рекламы и культуры в современном обществе!