logo
ВСЕ БИЛЕТЫ 2007ворд

53. Принципы государственного регулирования рекламного рынка!

Разработка рекламного законодательства на переходном этапе развития России осуществлялась в предельно короткие сроки, как реакция государственных структур на возникающие конфликтные ситуации. Процесс развивался от закрепления отдельных правовых норм в законодательных и нормативных актах, опосредованно связанных с рекламной деятельностью, до создания основного Федерального закона «О рекламе».

Государство как субъект правовой деятельности в сфере рекламы обеспечивает режим защиты потребителя от недобросовестной конкуренции, оберегает последнего от заблуждения и нанесения вреда его здоровью, чести и достоинству, деловой репутации организации.

Становится очевидным, что грамотно выстроенная система правового регулирования не только не ограничивает свободу действующего субъекта, но и напротив, придает этой деятельности открытый, динамичный характер.

Государство особое внимание уделяет регулированию деятельности рекламодателей, связанной с товарами, представляющими потенциальную опасность для потребителя. Прежде всего, в законодательных актах выделяются медицинские препараты и оборудование, фармацевтические и косметические, некоторые пищевые товары. Государственные органы осуществляют контроль за содержанием текста, наличием положительного отзыва специальной экспертизы, в ряде случаев – документального доказательства. Текст рекламного объявления для таких товаров должен соответствовать утвержденным стандартам и спецификациям. Запрещается приводить необоснованные утверждения, ссылаться на авторитеты, продавать одни товары под видом других и т.д. Отсутствие необходимых отзывов государственных служб рассматривается как факт грубого нарушения рекламодателем законов и влечет правовые санкции.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или в арбитражный суд

Механизм государственного регулирования рекламной деятельности – это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемая правомочными государственными учреждениями, которая включает следующие важнейшие составляющие:

§     нормативное регулирование;

§     деятельность административных органов по контролю за соблюдением законодательства и применению административной ответственности к нарушителям;

§     деятельность судебных органов по разрешению споров в сфере рекламной деятельности и применению ответственности за нарушение законодательства о рекламе;

§     деятельность органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов по регулированию ответствующих аспектов рекламной деятельности на своих территориях;

§     государственная регистрация участников экономических отношений, отдельных сделок и прав;

§     государственная регистрация отдельных видов товаров;

§     государственная регистрация товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров;

§     лицензирование отдельных видов экономической деятельности;

§     обязательная сертификация отдельных товаров;

§     управление государственной собственностью;

§     государственная защита нарушенных прав и интересов;

§     налоговое регулирование.

Субъектом государственного регулирования рекламной деятельности выступает государство, общественные организации, законодательные органы.

Объектом — экономические, организационные и управленческие отношения в сфере рекламы.

задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности рекламного рынка и обеспечении его социальной направленности

Основными функциями рекламного права являются:

§     упорядочивание и регулирование отношений в сфере рекламы (регулятивная функция);

§     защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы (охранительная функция);

§     создание условий для эффективного решения с помощью рекламы экономических, социальных и общественно-политических задач (воспитательная и организационная функции).

Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов. При государственном регулировании рекламного рынка используются классические средства, опосредующие прямой метод государственного регулирования экономических отношений:

§     государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности;

§     государственная регистрация средств массовой информации;

§     лицензирование;

§     защита конкуренции на рекламном рынке;

§     установление обязательных стандартов и нормативов;

§     выдача разрешений на размещение рекламы.

Косвенные методы — осуществление косвенного воздействия на рыночные условия посредством мероприятий финансовой и кредитно-денежной политики, налогообложением, субсидированием, стимулированием экспорта, валютными мерами, индикативным планированием и другими мерами воздействия. Государственное регулирование рекламных отношений характеризуется применением следующих средств, опосредующих косвенный метод регулирования:

§     установление единого налога на вмененный доход с деятельности по размещению наружной рекламы и порядка учета расходов на рекламу при исчислении налога на прибыль организаций;

§     установление базовой ставки и порядка расчета размера оплаты за право размещения средств наружной рекламы на объектах государственной и муниципальной собственности;

§     создание системы саморегулируемых организаций в области рекламы;

§     создание системы экспертных организаций, уполномоченных давать заключения по вопросу соответствия проектной документации средства наружной рекламы действующим стандартам и нормативам;

§     проведение конкурсов и аукционов на право размещения наружной рекламы на объектах государственной и муниципальной собственности.

Рекламное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере производства и распространения рекламы, оно не является самостоятельной отраслью правовой системы России. Нормы, регулирующие отношения в сфере рекламы, входят в состав различных правовых отраслей. Однако большая часть этих норм относиться к конституционному, гражданскому и административному праву.