logo
ВСЕ БИЛЕТЫ 2007ворд

Коммуникация. Социальная коммуникация. Модель коммуникации Лассвелла.

Слово коммуникация происходит от латинского слова communico,что означает «делаю общим, связываю». Этот термин становится широко употребляемым и приобретает научный смысл в литературе приблизительно в 1920-х годах. Но в истории зафиксированы и ранние попытки использования этого слова. С интеграцией Западной культуры в Петровское время появляется и иностранное слово «коммуникация», употребляемое для обозначения «переговора, сообщения», т.е. межличностного контакта.

К использованию этого слова прибегали и в художественной литературе, что свидетельствовало о проникновении данного слова в среду интеллигенции. Например, Н.В.Гоголь, использовал в описании Невского проспекта (повести) следующий оборот: «Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга». Не осталось без внимания это слово и у В.И.Даля. В своём «Толковом словаре великого русского языка»(1881)

Он даёт следующее определение: «коммуникация - сообщение, пути, дороги, средства связи». Отсюда видна многозначность данного слова.

На сегодняшний день выделяют три подхода к изучению коммуникации, позволяющих сформировать общий смыл данного понятия:

А) средство связи любых объектов материального мира (в самом общем виде)

Под этим понятием объединены: различные виды транспорта, энергосети, водопровод и т.д. Субъектами такой коммуникации являются материальные предметы.

Б) передача информации от человека к человеку. В самых различных формах - через различные информационные каналы и технологии передачи информации. Субъектами такой коммуникации выступают люди, шифруют и, получая, дешифруют информацию.

В) передача и обмен информацией, «которая имеет целью не сам процесс такой передачи, а какое-либо (обучающее, управляющее или иное) воздействие на людей с помощью этой информации.

Социальная коммуникация - сложное общественное явление, включающее в себя совокупность идей, теорий, отношений, организаций и учреждений. Социальная коммуникация делится по ряду признаков. Во-первых, по характеру целевой аудитории она может быть межличностной, групповой или массовой. Во-вторых, по автору, источнику сообщения она может быть официальной и неофициальной. И, наконец, она может быть вербальной или невербальной.

Наиболее известную и технологичную, несмотря на ее простоту, модель коммуникации предложил американский исследователь пропаганды Харольд Лассвелл в своей работе 1948 г. «Структура и функции коммуникации в обществе. Коммуникация идей». Он писал, что для определения коммуникации необходимо ответить на 5 вопросов:

1. КТО сообщает?

2. ЧТО?

3. ПО КАКОМУ КАНАЛУ?

4. КОМУ?

5. С КАКИМ ЭФФЕКТОМ?

Ответы на эти вопросы дают возможность описать любую коммуникацию:

Кто? – Source - Коммуникатор.

Что говорит? – Message – Сообщение.

По какому каналу? – Channel – Средство.

Кому? – Receiver/Recipient – Получатель.

С каким эффектом? – Effect – Эффект.

В результате получается простая графическая модель:

SOURCE – MESSAGE – CHANNEL – RECEIVER – EFFECT.

Эта модель (в сокр. Виде S – M – C – R – E) получила название модели Ласвелла и уже более 60 лет служит исследователям коммуникации. Ее автор впоследствии не раз говорил, что она была необходима для того, чтобы, с одной стороны, придать структурную организованность дискуссиям о коммуникации, а с другой, обозначить все значимые направления в исследованиях этого феномена. Каждый элемент формулы представляет собой самостоятельную область анализа коммуникативного взаимодействия. Поиск ответа на вопрос «Кто говорит?» - предполагает изучение коммуникативных источников; «Что говорит?» - анализ сообщений; «По какому каналу?» - изучение средств и каналов коммуникации, в случае массовой коммуникации – СМИ; «Кому?» - исследования реципиентов и аудиторий; «С каким эффектом?» - измерение воздействий и эффективности коммуникации.