Коммуникация. Социальная коммуникация. Модель коммуникации Лассвелла.
Слово коммуникация происходит от латинского слова communico,что означает «делаю общим, связываю». Этот термин становится широко употребляемым и приобретает научный смысл в литературе приблизительно в 1920-х годах. Но в истории зафиксированы и ранние попытки использования этого слова. С интеграцией Западной культуры в Петровское время появляется и иностранное слово «коммуникация», употребляемое для обозначения «переговора, сообщения», т.е. межличностного контакта.
К использованию этого слова прибегали и в художественной литературе, что свидетельствовало о проникновении данного слова в среду интеллигенции. Например, Н.В.Гоголь, использовал в описании Невского проспекта (повести) следующий оборот: «Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга». Не осталось без внимания это слово и у В.И.Даля. В своём «Толковом словаре великого русского языка»(1881)
Он даёт следующее определение: «коммуникация - сообщение, пути, дороги, средства связи». Отсюда видна многозначность данного слова.
На сегодняшний день выделяют три подхода к изучению коммуникации, позволяющих сформировать общий смыл данного понятия:
А) средство связи любых объектов материального мира (в самом общем виде)
Под этим понятием объединены: различные виды транспорта, энергосети, водопровод и т.д. Субъектами такой коммуникации являются материальные предметы.
Б) передача информации от человека к человеку. В самых различных формах - через различные информационные каналы и технологии передачи информации. Субъектами такой коммуникации выступают люди, шифруют и, получая, дешифруют информацию.
В) передача и обмен информацией, «которая имеет целью не сам процесс такой передачи, а какое-либо (обучающее, управляющее или иное) воздействие на людей с помощью этой информации.
Социальная коммуникация - сложное общественное явление, включающее в себя совокупность идей, теорий, отношений, организаций и учреждений. Социальная коммуникация делится по ряду признаков. Во-первых, по характеру целевой аудитории она может быть межличностной, групповой или массовой. Во-вторых, по автору, источнику сообщения она может быть официальной и неофициальной. И, наконец, она может быть вербальной или невербальной.
Наиболее известную и технологичную, несмотря на ее простоту, модель коммуникации предложил американский исследователь пропаганды Харольд Лассвелл в своей работе 1948 г. «Структура и функции коммуникации в обществе. Коммуникация идей». Он писал, что для определения коммуникации необходимо ответить на 5 вопросов:
1. КТО сообщает?
2. ЧТО?
3. ПО КАКОМУ КАНАЛУ?
4. КОМУ?
5. С КАКИМ ЭФФЕКТОМ?
Ответы на эти вопросы дают возможность описать любую коммуникацию:
Кто? – Source - Коммуникатор.
Что говорит? – Message – Сообщение.
По какому каналу? – Channel – Средство.
Кому? – Receiver/Recipient – Получатель.
С каким эффектом? – Effect – Эффект.
В результате получается простая графическая модель:
SOURCE – MESSAGE – CHANNEL – RECEIVER – EFFECT.
Эта модель (в сокр. Виде S – M – C – R – E) получила название модели Ласвелла и уже более 60 лет служит исследователям коммуникации. Ее автор впоследствии не раз говорил, что она была необходима для того, чтобы, с одной стороны, придать структурную организованность дискуссиям о коммуникации, а с другой, обозначить все значимые направления в исследованиях этого феномена. Каждый элемент формулы представляет собой самостоятельную область анализа коммуникативного взаимодействия. Поиск ответа на вопрос «Кто говорит?» - предполагает изучение коммуникативных источников; «Что говорит?» - анализ сообщений; «По какому каналу?» - изучение средств и каналов коммуникации, в случае массовой коммуникации – СМИ; «Кому?» - исследования реципиентов и аудиторий; «С каким эффектом?» - измерение воздействий и эффективности коммуникации.
- Первичное понимание социальных отношений, социальных субъектов. Характеристики социальных субъектов, учет которых необходим при организации прикладной коммуникации.-???
- Типология субъектов прикладных социальных коммуникаций.
- Базисный субъект.
- Технологический субъект pr.
- Информация как научная категория. Социальная информация. Общение.
- Коммуникация. Социальная коммуникация. Модель коммуникации Лассвелла.
- Масса. Массовое общество. Общие характеристики.
- Массовая коммуникация: общее понимание. Специфика источников, сообщений и каналов.
- Основные характеристики массовой коммуникации.
- Понятие и характеристики массовой аудитории.
- Понятие и характеристики публичной сферы и публичной коммуникации
- Публичная сфера
- Понятие общественности
- Исторические причины и факторы возникновения массового общества. Типология массовых общностей: толпа, масса, публика
- Г.Тард, г.Лебон о массе и толпе.
- Подходы к массе и массовому обществу х.Ортеги-и-Гассета.
- Подходы к массе и массовому обществу г.Маркузе.
- Подходы к массе и массовому обществу с.Московичи.
- Типология неклассических общностей г.Блумера.
- Трансформация массового человека и массового общества в эпоху Интернета, социальных сетей, Web 2/0
- Понятие научной информации. Структура источников научной информации.
- Алгоритм поиска научной информации по заданной теме. Ведение библиографических карточек в бумажном и электронном виде.
- Структура научного текста. Типы научных текстов: статья, реферат, обзор литературы. Курсовая работа. Введение научного текста.
- Оформление научного текста. Оформление текста реферата. Оформление иллюстраций. Оформление научного текста:
- Библиографический список. Оформление библиографического списка. Описание документов для библиографического списка. Описание составной части документа
- Основные базы данных, порталы, электронные издания по рекламе в Интернет. (23-24)
- Основные базы данных, порталы, электронные издания по рекламе в Интернет.
- Подходы к определению связей с общественностью. Определение связей с общественностью.
- Прагматический подход.
- Связи с общественностью и реклама: Сходства и различия в статусе, нормативном регулировании, работе с клиентами и аудиториями, технологиях и творческих приемах
- Связи с общественностью и журналистика: Сходства и различия в статусе, нормативном регулировании, работе с клиентами и аудиториями, технологиях и творческих приемах
- Параметры сходства:
- Параметры различия:
- Pr и пропаганда.
- 5. Pr и пропаганда
- Новость в журналистике и pr
- Специфика рекламных, журналистских и pr-текстов
- Печатные сми Санкт-Петербурга
- Рынок аудиовизуальных сми сПб
- Предложение в сфере pr-услуг в регионе
- Крупнейшие игроки и персоны pr-рынка региона
- Понятие рекламы (в соответствии с фз о рекламе)
- Основные принципы рекламной деятельности
- Взаимосвязь рекламы и маркетинга
- Функции рекламы (лекции Чечулина – первые 4 функции.)
- Основные субъекты рекламного рынка
- Классификация рекламы и рекламных средств:
- 4. По характеру воздействия на адресата рекламные средства могут быть:
- 2. Рекламные средства и их применение
- Рекламная стратегия уникального торгового предложения!
- Понятие и способы рыночного позиционирования!
- 2) Процесс позиционирования включает три этапа:
- 5) Дифференциация по имиджу.
- 50. Общая характеристика рекламного рынка России.
- 51. Виды профессиональной деятельности в сфере рекламы
- 52. Личные и деловые качества специалиста по рекламе
- 53. Принципы государственного регулирования рекламного рынка!
- 1 Июля 2006 года принят Федеральный закон «о рекламе» №38
- 54. Профессиональные и общественные объединения в коммуникационной сфере!
- 55. Взаимное влияние рекламы и культуры в современном обществе!