logo
ВСЕ БИЛЕТЫ 2007ворд

Алгоритм поиска научной информации по заданной теме. Ведение библиографических карточек в бумажном и электронном виде.

Алгоритм поиска научной информации:

1. Разбить тему на разделы и подразделы.

2. Определить перечень энциклопедий, словарей и справочников,

к помощи которых можно обратиться за толкованием непонятных слов и понятий. Указанные издания имеются в любой библиотеке, включая библиотеку НГТУ; можно воспользоваться электронными версиями этих изданий, информацию о которых легко найти по ___http://www. academia.ru.

3. Перевести информационный запрос на информационно-поисковый язык (ИПЯ):

· выделить ключевые слова;

· определить индексы в соответствии с ключевыми словами;

· определить языковые рамки поиска;

· определить хронологические рамки поиска.

4. Уточнить, нет ли готовой библиографии по теме или отдельным ее разделам (библиографический список литературы, тематическая картотека, база данных, прикнижные и пристатейные списки литературы, изданной за последние 2-3 года).

5. Если естьготовая библиография, дополнить ее новой литературой, просмотрев новые поступления литературы в библиотеку за последний год, информационные издания центров государственной системы научно-технической информации: Всероссийского института научной и технической информации (ВИНИТИ), Российской книжной палаты (РКП), Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН).

6. Если нетготовой библиографии, выделить ретроспективный поиск информации по каталогам, картотекам и базам данных библиотеки, получающей обязательный экземпляр литературы. в Новосибирске это Государственная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской Академии наук (ГПНТБ СО РАН) либо библиотека вуза, в котором вы учитесь, в данном случае это библиотека Новосибирского государственного технического университета (НБ НГТУ). Затем пополнить составленный по каталогам и картотекам список информацией, включенной в издания вышеперечисленных центров ГСНТИ-ВИНИТИ, ВКП, ИНИОН.

7. Заключительный этап поиска информации заканчивается посещением выставок новых поступлений литературы в библиотеках и книжных магазинов города.

В процессе научной работы исследователь, в нашем случае студент, ведет сбор информации по данной теме. Важной стороной этого этапа является умение правильно организовать накапливающийся массив литературы. Наиболее удобным и гибким рабочим аппаратом становится личная библиографическая картотека, в которой собирается и обновляется информация о литературе, выявляемой в процессе работы. Эту картотеку целесообразно пополнять весь период обучения, что в дальнейшем облегчит подготовку к курсовой и дипломной работам.

Сведения о каждом издании, включенном в личную библиографическую картотеку, заносятся только в одном экземпляре (книга, статья). Прежде всего, это библиографические данные издания (ГОСТ 7.1–84. Библиографическое описание документа). Эти сведения имеются в любой библиографической карточке в каталоге библиотеки.

Однако карточки из личной библиографической картотеки значительно отличаются по своему составу. На них должны содержаться дополнительные сведения, необходимые для включения в рукопись, в том числе записи о том, следует ли в дальнейшем вернуться к этому источнику.

Полезны пометки о месте хранения издания, ссылки на библиотечный шифр и название библиотеки, в которой оно имеется.

Если записи не умещаются на одной карточке, рекомендуется подкалывать к основной карточке дополнительные, не забывая отмечать на них номер, автора или другой опознавательный знак основной карточки.

С помощью личной библиографической картотеки удобно планировать и организовывать свою работу: легко установить, какие материалы просмотрены, какие – нет, сопоставить картотеку со списками и указателями, уточнить ранее сделанные записи, предупредить дублирование и т. д.

В зависимости от особенностей темы, специфики работы, можно применять различные варианты расположения материалов в картотеке. Главное, чтобы соблюдались выбранные принципы организации материала, единообразие его оформления.

Например, возможно ведение картотеки по двум основным разделам: алфавитному

и тематическому. В алфавитной части картотеки все описания расположены по алфавиту фамилий авторов или, если у работы нет индивидуального автора, названий. Алфавитный порядок позволяет быстро найти любой источник, сделать необходимые рабочие пометки и уточнения.

Тематический раздел картотеки состоит из подразделений, характерных для данной работы (отдельные темы, вопросы, период и т. д.). Карточки в этом разделе "подвижны", они могут переставляться из одного подразделения в другое, перегруппировываться, повторяться в некоторых подразделениях. Однако следует четко следить за тем, чтобы алфавитный раздел помогал организовывать весь материал.