logo search
1prokhorov_yu_e_kontsept_tekst_diskurs_v_strukture_i_soderzha / Прохоров Ю

6. Ю.Поляков. Козленок в молоке

Но мы, сосредоточившись на пиве, разрешили ему выставить только литро­вую банку соленых рыэ/сиков, которые идут с «Жигулевским» еще лучше раков. Демора­лизовав нас рыэюиками, он наконец сделал то, от чего мы удерэюивали его весь ве­чер: начал нам рассказывать сюэюет своего нового романа. Подробностей я, конечно, уэюе не помню, но суть такова: один таеэ/сный охотник по имени Альберт выслежи­вает и убивает самку рыси, чтобы сшить шапку любимой эюенщине. И тут-то начина­ется самое главное. Лишившись подруги, самец принимается мстить за свое пору­шенное звериное счастье и преследует охотника аж до самого Красноярска, где и за­грызает его насмерть возле мехового ателье, куда Альберт пришел, чтобы получить pice готовую шапку. Мстительного самца отстреливает случившийся поблизости милиционер. Он вместе с шапкой приносит страшное известие любимой погибшего промысловика. И остаются на свете две одинокие, лишившиеся своих муэ/счин самки —одна в виде эюенщины, другая в виде шапки...

Про шапку у них там нет,—покач головой Жгутович,— но на аллюзиях далеко не уедешь!

Арнольд затих, видимо прикидывая, далеко ли моэ/сно уехать на аллюзиях, а глав­ное, сообраэ1сая, что это такое — аллюзия. Спорить со Стасом он даже и не пытал­ся, потому что Жгутович был человеком угнетающе начитанным, да и работал в бу­кинистическом магазине «Книэ/сная находка», что на Лубянке, рядом с памятником первопечат­нику Ивану Федорову. Стаса знала вся литературная Москва...

Итак, мы допили пиво, и я предлоэюил заказать еще несколько бутылок, но денег у нас со Стасом больше не было.

Он уэюе несколько раз пробовал перебраться в столицу, печатал объявления в разделе «Меэюдугородный обмен», даэюе фиктивно эюенился, но девица деньги- то взяла, а потом выяснилось, что она и сама лимитчица, прописанная в городе Орле. Пришлось разводиться...

Мы со Стасом деликатно переглянулись: Арнольд работал корреспондентом в газете «Красноярский зверовод» и белок, судя по всему, видел только в клетках.

А бывалочи,— не унимался Арнольд,— сидишь у костерка, полешки-то потре­скивают, искорки в небо сигают, а на душе так хорошо, так стихоносно... И строчки далее не сочиняются, а всплывают из сердца, как экуки-плавугщы из при­донной травки. Я хоть и прозу пишу, а вот толсе недавно сочинил. Сейчас... оболс- дите... Ага...

Арнольд профессионально помертвел лицом, вспоминая строчки. Стае и я снова переглянулись и безмолвно договоршшсь не повторять той ошибки, кото­рую давеча допустили с сюлсетом Арнольдова романа. Если поэт, неважно — сто­личный или провинциальный, читает за столом хотя бы одну свою строчку, он улсе не остановится, пока не вывалит вам на голову весь накопившийся в его ду­ше стихотворный мусор. Такие поползновения нуэ/сно давить в зародыше...

Да — цитировать! — не отступал я, ибо пиво в больших количествах дела­ет человека удивительно упрямым.

Все равно,— согласился Арнольд.

В данном примере участники общения находятся, в принципе, в об­щем корпоративном пространстве, однако существенные различия в его когни­тивных параметрах, связанные с особенностями их личностный пространств, составляющих приводят к частому нарушению коммуникации.

Таким образом, личностные коммуникативные пространства во мно­гом определяют успешность той коммуникации, в которую вступает человек, даже ориентированный в сферах своего общения на социумном, национально- культурном и корпоративном уровнях. Это, однако, не означает решающе роли личностных параметров в общении: это лишь свидетельствует о том, что на одних и тех же параметрах социумного, национально-культурного и корпора­тивного общения сама коммуникация может быть предельно разнообразна с точки зрения ее вербальной организации. Если использовать структурные па­раметры коммуникации, описанные выше, то можно сказать иначе: при единой фигуре коммуникации и едином - в принципе - ее тексте дискурс будет орга­низован в зависимости от уровня знания составляющих этого текста.

Таким образом, коммуникативное пространство, в котором может про­являть себя языковая личность как личность речевая, характеризуется владе­нием этой личностью ее вербально-семантических, когнитивных и прагмати­ческих составляющих. И это владение по своей сути - интровертивная основа любой коммуникации, т.е. ее текст, который личность, исходя из фигуры ком­муникации - действительности реализует в ее экстравертивной фигуре - дис­курсе.

Однако сложность той конструкции коммуникации, которая выше была нами представлена, должна иметь некоторые элементы ее «крепления», при­чем эти однотипные крепления должны однотипно «срабатывать» при любой и каждой коммуникации. Попробуем найти эти «крепления» в дальнейшем рас­суждении.