logo
1prokhorov_yu_e_kontsept_tekst_diskurs_v_strukture_i_soderzha / Прохоров Ю

§ 1. К пониманию термина «концептосфера»

Термин 'концептосфера' имеет конкретного автора - Д.С.Лихачева. Он писал: «В совокупности потенции, открываемые в словарном запасе отдельного человека, как и всего языка в целом, мы можем назвать кон- цептосферами. Концептосфера национального языка тем богаче, чем бога­че вся культура нации... отдельных вариантов концептосферы националь­ного языка очень много, они по-разному группируются, по-разному себя проявляют. Каждый концепт в сущности может быть по-разному расшиф­рован в зависимости от сиюминутного контекста и культурного опыта, культурной индивидуальности концептоносителя»; «Термин «концепто­сфера» вводится мною по типу терминов В.И.Вернадского: ноосфера, био­сфера и пр. Понятие концептосфера особенно важно тем, что оно помогает понять, почему язык является не просто способом общения, но и неким концентратом культуры - культуры нации и ее воплощении в разных слоях населения вплоть до отдельной личности» (Лихачев, 1993; 5, 9).

Рассуждения Д.С.Лихачева о «концепте» и, особенно, о «концепто- сфере» нуждаются, по нашему мнению, в уточнениях. Вот что пишет В.И.Вернадский о ноосфере и биосфере (совсем коротко): «...выделение в биосфере царства разума, меняющего коренным образом и ее облик, и ее строение - Ноосферу... Научная мысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего проявления в конец концов превращает ее в Ноо­сферу, геологически охватывает ее разумом» (Вернадский, 2000а; с.394); «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой» (Вернад­ский, 20006; 314).

Для В.И.Вернадского эти термины имеют «геологическую» харак­теристику: они всеобъемлющи для Земли - как «шара», и окружение шара есть «сфера». Причем биосфера и ноосфера имеют разную природу: первая есть данность, вторая - продукт определенной деятельности. Ср.: «Ноо­сфера (от греч. уоо^ - разум и схройра - шар), сфера взаимодействия при­роды и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельности становится главным определяющим фактором развития (для обозначения этой сферы употребляются также сходные термины: техносфера, антропо- сфера, социосфера). Понятие ноосферы как облегающей земной шар иде­альной, «мыслящей» оболочки, формирование которой связано с возникно­вение и развитием человеческого сознания, ввели в начале XX в. П.Тейяр де Шарден и Э.Леруа» (ФЭС, 1983; 441; курсив наш - Ю.П.).

Не слишком подходят для конструирования нового термина и - именно в понимании Д.С.Лихачева современные словарные значения сло­ва «сфера»: «1. Замкнутая поверхность, все точки которой равно удалены от центра // Поверхность и внутренне пространство шара. 2. Общественное окружение, среда. 3. Пределы распространения чего-л.» (Ефремова, 2000; II; 734). В той или иной степени к концепто- сфере приложимо ее понима­ние как «общественного окружения, среды», однако в этом случае придет­ся понимать ее не как некоторую совокупность концептов, а «местораспо­ложение» самого концепта.

Следует признать, что в гуманитарных исследованиях термин «сфе­ра» уже настолько прижился, что кажется естественным, разумным и - главное! - логичным. Это использование подкреплено и авторитетом

Ю.М.Лотмана, который - до «концептосферы» - ввел в научный обиход термин «семиосфера»:

«...любой отдельный язык оказывается погруженным в некоторое семиотическое пространство, и только в силу взаимодействия с этим пространством он способен функционировать. Неразложимым рабо­тающим механизмом — единицей семиозиса — следует считать не от­дельный язык, а все присущее данной культуре семиотическое про­странство. Это пространство мы и определяем как семиосфе- ру »(Лотман,1999; 165; разрядка автора. - Ю.П.). «Если по аналогии с биосферой (В.И.Вернадский) выделить семиосферу, то станет очевидно, что это семиотическое пространство не есть сумма отдельных языков, а представляет собой условие их существования и работы, в определенном отношении, предшествует им и постоянно взаимодействует с ними» (там же; 163-164).

Нам представляется, что система терминов (техносфера, антропо- сфера, социосфера, атмосфера, стратосфера и т.п.), «очеловеченная» В.И.Вернадским термином «ноосфера» и включившего в эту систему чело­века и его деятельность, привела к возникновению таких «филологически изящных» терминов, как «семиосфера» и «концептосфера» - которые, од­нако, с точки зрения и логики, и формального понимания самого термина, не только не проясняют сущность, но в определенной степени и затумани­вают ее.

Само содержание понятия, предлагаемое Ю.М.Лотманом, по­строено совершенно строго и корректно.

«Фактически все пространство семиосферы пересечено граница­ми разных уровней, границами отдельных языков и даже текстов, при­чем внутреннее пространство каждой из этих субсемиосфер имеет не­которое свое семиотическое «я», реализуясь как отношение какого- либо языка, группы текстов, отдельного текста (при учете того, что языки и тексты располагаются иерархически на разных уровнях) к не­которому их описывающему метаструктурному пространству. Прони- занность семиосферы частными границами создает многоуровневую систему. Определенные участки семиосферы могут на разных уровнях самоописания образовывать семиотическое единство, некоторое непре­рывное семиотическое пространство, ограниченное единой границей, или группу замкнутых пространств, дискретность которых будет отме­чена границами между ними, или, наконец, часть некоторого более общего пространства, ограниченного с одной стороны фрагментом гра­ницы, а с другой открытую» (там же, 185-186). «Внутреннее простран­ство семиосферы парадоксальным образом одновременно и неравно­мерно, асимметрично, и едино, однородно. Состоя из конфликтующих структур, оно обладает также индивидуальностью. Самоописание этого пространства подразумевает местоимение первого лица. Одним из ос­новных механизмов семиотической индивидуальности является грани­ца. А границу эту можно определить как черту, на которой кончается периодичная форма. Это пространство определяется как «наше», «свое», «культурное», «безопасное», «гармонически организованное» и т.д. Ему противостоит «их-пространство», «чужое», «враждебное», «опасное», «хаотическое» (там же; 175). «Асимметрия проявляется в соотношении: центр семиосферы — ее периферия. Центр семиосферы образуют наиболее развитые и структурно-организованные языки. В первую очередь, это — естественный язык данной культуры. Можно сказать, что, если ни один язык (в том числе и естественный) не может работать, не будучи погружен в семиосферу, то никакая семиосфера, как отмечал еще Эмиль Бенвенист, не может существовать без естест­венного языка как организующего стержня. Дело в том, что наряду со структурно-организованными языками, в пространстве семиосферы теснятся частные языки, языки, способные обслуживать лишь отдель­ные функции культуры и языкоподобные полуоформленные образова­ния, которые могут быть носителями семиозиса, если их включат в се­миотический контекст» (там же; 170).