logo
1prokhorov_yu_e_kontsept_tekst_diskurs_v_strukture_i_soderzha / Прохоров Ю

4. Феноменология структуры коммуникации

Представленное в работе понимание структуры речевого общения, на наш взгляд, в полной мере относится к феноменологическому принципу рассмотрения явлений и процессов. Феноменология (в понимании Э.Гуссерля и его последователей) - это описание смысловых структур соз­нания и предметностей, которое осуществляется в процессе "вынесения за скобки" как факта существования или бытия предмета, так и психологиче­ской деятельности направленного на него сознания. В результате такого "вынесения за скобки" предметом исследования феноменолога становится сознание, рассматриваемое с точки зрения его интенциональной природы. Интенциональность сознания проявляется в направленности актов сознания на предмет. В исследовании интенционального сознания акцент перенесен с «что» или с "выносимого за скобки" бытия предмета, на его «как» или мно­гообразие способов данности предмета. Предмет с точки зрения его как не задан, а явлен или являет себя в сознании - такого рода явление Э.Гуссерль и называет феноменом (греч. рЬатотепоп - являющее себя). Феноменоло­гия тогда - это наука о феноменах сознания. Интенциональный акт, направ­ленный на предмет, должен быть наполнен бытием этого предмета.

Работа Э.Гуссерля в области описания интенционального сознания приводит его к таким новым понятиям или моделям этого сознания, как внутреннее время-сознание и сознание-горизонт. Внутреннее время- сознание - это предпосылка понимания сознания как потока переживаний. Исходным моментом в этом потоке является точка "теперь" настоящего времени, вокруг которой - в горизонте сознания - собраны только-что- бывшее и возможное будущее. Сознание в точке "теперь" постоянно соот­несено со своим временным горизонтом. Эта соотнесенность позволяет воспринимать, вспоминать и представлять нечто только возможное. Про­блема внутреннего времени-сознания вызвала отклик в исследованиях практически всех феноменологов.

Проблема Я как ядра или центра свершений сознания приводит Э.Гуссерля к необходимости описания этого Я. Феноменология приобрета­ет черты рефлексивной философии. Э.Гуссерль говорит об особого рода восприятии Я - внутреннем восприятии. Оно, так же, как и восприятие внешних предметов, опредмечивает то, с чем имеет дело. Однако опредме­чивание никогда не совершается абсолютно и раз и навсегда, т.к. оно со­вершается в сознании-горизонте и открывает все новые способы данности предметов в нем. Сознание-горизонт является сознанием моего осуществ­ления, связью отсылок, уходящих в бесконечность. Это бесконечность воз­можностей полагания предметов, которыми Я все же распоряжаюсь не со­вершенно произвольно. Последним и необходимым условием такого обра­щения к предметам в познании является мир. Понятие мира, первоначально в форме "естественного понятия мира", а затем, как "жизненный мир" явля­ется отдельной и большой темой феноменологии.

Понятие "жизненного мира" вошло сегодня в обиход не только фено­менологически ориентированной философии, но и философии коммуника­тивного действия, аналитической философии языка, герменевтики. У Э.Гуссерля это понятие тесно связано с интерсубъективностью. Первона­чально мир выступает самым общим коррелятом сознания или самой об­ширной его предметностью. Это, с одной стороны, мир науки и культуры, с другой - основание всякого научного представления о мире. Мир находится между субъектами этого мира, выступая средой их жизненного опыта и придавая этому жизненному опыту определенные формы. Интерсубъектив­ность есть условие возможности мира, как и условие объективности всякого знания, которое в "жизненном мире" из моего, субъективного, превращает­ся в принадлежащее всем - объективное. Феноменология превращается в исследование и описание превращения мнений в знания, субъективного в объективное, моего в общезначимое (см. Филиппович, Шпарага - см. ЬМ1.:/Лу\у\у.^velikanov.ru/philosophy/ Гепотепо^уа.аБр).

При таком понимании структуры речевого общения, которое пред­ставлено в данном исследовании, представляется интересным рассмотрение с феноменологической точки зрения каждой из ее составляющих. Напри­мер, дискурс, с одной стороны, задан (в каждом конкретном моменте обще­ния) чем-то базовым-интровертивным, но, с другой, его экспликация это базовое-интровертивное проявляет далеко не в полной мере, а лишь подра­зумевает факт его наличия. С этих позиций отчетливо прослеживается фе­номенологический характер дискурса: 1) во-первых, дискурс есть опреде­ленная смысловая структура, описание которой может осуществляться в процессе "вынесения за скобки" как факта существования или бытия пред­мета, так и психологической деятельности направленного на него сознания (это - суть лингвистического описание всего речевого общения); 2) дис­курс может рассматривать феноменологически с точки зрения его интен- циональной природы. Интенциональность дискурса проявляется в направ­ленности актов сознания на предмет. Интенциональный акт, направленный на предмет, должен быть наполнен бытием этого предмета (это - суть ког­нитивного описание речевого общения); 3) дискурс безусловно связан с внутренним временем-сознанием как предпосылкой понимания сознания как потока определенных отношений к фигуре действительности и тексту. Исходным моментом в этом потоке является точка "теперь" настоящего времени, вокруг которой - в горизонте сознания - собраны только-что- бывшее и возможное будущее. Сознание в точке "теперь" постоянно соот­несено со своим временным горизонтом. Эта соотнесенность позволяет воспринимать, вспоминать и представлять в дискурсе только возможное; 4) именно дискурс, как внешнее проявление внутреннего Я, опредмечивает то, с чем имеет дело - действительность и текст. Однако опредмечивание никогда не совершается абсолютно и раз и навсегда, т.к. оно совершается в сознании-горизонте и открывает все новые способы данности предметов в нем, что в сфере речевого общения создает возможности множественного опредмечивания различными дискурсами одной и той же действительности и на базе одного и того же текста; 5) дискурс есть реальное воплощение ми­ра через языковую картину мира, которая находится между субъектами этого мира, выступая средой их жизненного опыта и придавая этому жиз­ненному опыту определенные формы. Интерсубъективность языковой кар­тины мира есть условие возможности мира, как и условие объективности всякого знания, которое в "жизненном мире" из моего, субъективного, пре­вращается в принадлежащее всем - объективное в процессе речевого обще­ния через посредство дискурсивной практики.

Именно исходя из феноменологического понимания дискурса, нами были выделены в работе реальный, квази. латентный и виртуальный дискурсы как типы его проявления в общении. С позиций феноменологии, на наш взгляд, может быть описана и типология дискурса с точки зрения опредмечивания им некоторого элемента действительности, или типология его интенциональных параметров. Аналогично могут быть рассмотрены - как элементы структуры и содержания коммуникации - и действительность, и текст.

Выводы по I части:

  1. Структура коммуникации содержит три взаимосвязанных состав­ляющих, находящихся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии: ре­альную фигуру - действительность ситуации общения, интровертивную фигуру - текст, экстравертивную фигуру - дискурс. При этом каждая из фигур может существовать в коммуникации по крайней мере в следующих состояниях: реальной, латентной, квази и виртуальной.

  2. Любая коммуникация (вербальная или невербальная, устная или письменная, содержащая реальный диалог или виртуальный) может рас­сматриваться как явление, состоящее для его участников из двух состав­ляющих: экспликативной (развернутой, явной) коммуникацией и имплика- тивной (скрытой, подразумеваемой).

  3. Реальная коммуникация всегда происходит в конкретном коммуни­кативным пространстве, под которым нами понимается совокупность сфер речевого общения, в которой определенная языковая личность может реа­лизовать в соответствии в принятыми в данном социуме языковыми, когни­тивными и прагматическими правилами необходимые потребности своего бытия.

  4. Элементами, постоянно связывающими в процессе коммуникации три ее фигуры, являются прецедентные феномены, стереотипы общения, невербальные и ландшафтные элементы действительности.

  5. Предложенное понимание структуру коммуникации соотносится с феноменологическим подходом к рассмотрению элементов и процессов по­знания действительности.