logo
1prokhorov_yu_e_kontsept_tekst_diskurs_v_strukture_i_soderzha / Прохоров Ю

Глава IV. Концепт как модель.

Представленный в предыдущих двух главах анализ понимания «кон­цепта» лингвистами, философами и литераторами позволяет, с одной сто­роны, сделать вывод о их принципиально «сходной» (при всех явных част­ных отличиях) оценке роли и места этого явления в организации человече­ского общения, а с другой - оставляет не проясненными многие позиции как в собственно терминологии, так и в значимости «концепта» в когни­тивных структурах, определяющих это общение. Попробуем же на некото­рое время «отрешиться» от строгой научной теории и просто «порассуж­дать» на эту тему: а что, собственно, мы стремимся выделить и описать? Как мы не «понимаем», а «представляем» себе это явление? В этой главе мы не будем каждое свое слово подкреплять какой-либо цитатой, ссылкой (только необходимый для рассуждения минимум), хотя понятно, что прак­тически на каждую фразу можно будет указать энное число первоисточни­ков. Нас больше будет интересовать логика рассуждения, а не констатация факта, четкость последовательности суждений, а не четкость определения понятий. Однако, безусловно, многое из того, что будет представлено ни­же, уже прекрасно изложено другими авторами, без учета мнения которых было бы некорректно заявлять о собственной точке зрения.