Глава VI. Имя концепта. Формы представления концепта.
$ 1. Принципы выбора именования концепта.
Любое явление действительности - реальное или виртуальное, связанное с конкретным понятием или конкретным чувственным опытом, и т.д., для любого действия с ним или над ним (будь то научное исследование или его презентация в процессе общения), должно получить некоторое наименование в языковой системе, быть в той или иной степени сопряжено с отдельной языковой единицей или некоторой совокупностью этих единиц. На данном этапе мы «нечто» сопрягли со словом «концепт». Посмотрим теперь, с какими языковыми единицами сопрягается этот установленный нами «концепт». Обратимся еще раз к работе В.И.Карасика (Карасик, 2002), в которой уже представлен некоторый обобщающий список «концептов», исследованных в работах последних лет:
«Полного списка культурных концептов в лингвистической литературе еще нет, и дискуссионным является вопрос о том, каковы критерии для составления такого списка - концептуария культуры. Ю.С.Степанов (1997) выделяет в качестве культурных концептов "вечное, мир, время, огонь и воду, хлеб, действие, ремесло, слово, веру, любовь, радость, волю, правду и истину, знание, науку, число, счет, письмо, алфавит, закон, цивилизацию, душу, совесть, мораль, деньги, страх, тоску, грех, грусть, печаль, дом, язык". Участники конференции "Логический анализ языка. Культурные концепты" (Москва, май 1990 г.) анализируют понятия 'долг', 'милосердие', 'свобода', 'судьба', 'память', 'свое и чужое'. Опубликована серия тематических сборников под редакцией Н.Д.Арутюновой, посвященных концептам 'судьба', 'истина', 'время', 'пространство', 'движение', 'образ человека', 'этика'... В публикациях волгоградских исследователей рассматриваются культурные концепты 'честь' (Слышкин, 1996), 'состязательность' (Воронина, 1996), 'судьба* (Москвин, 1997), 'собственность' (Бабаева, 1997), 'любовь' (Вильме, 1997), 'труд' (Гоннова, 1997), 'старшинство' (Бунеева, 1998), 'обман' (Панченко, 1999), 'пустота' (Суродина, 1999), 'образование' (Толочко, 1999), 'красота' (Мещерякова, 1999), 'приватность' (Прохвачева, 2000), 'вежливость' (Томахина, 2000), 'слухи' (Долгая, 2000), 'гостеприимство' (Павлова, 2000), 'власть' (Шейгал, 2001), 'закон' (Палашевская, 2001), 'тоска' (Димитрова, 2001), 'подвиг' (Кохташвили, 2001), 'смерть38(Грабарова, 2001), 'пища' (Злобина, 2001), самоуважение' (Зеленова, 2001), 'здоровье' (Усачева, 2002). Базовые эмоциональные концепты ('страх', 'радость', печаль', 'гнев') анализируются в монографии Н.А.Красавского (2001)... Интересны культурные концепты, взятые в качестве наиболее ярких показателей национального характера, в книге нижегородских филологов: русское - 'соборность', 'воля', 'удаль', 'беспредельность', 'тоска', 'вера' (Макшанцева, 2001), английское - 'дом', 'свобода', 'приватность', 'честная игра', 'сдержанность', 'джентльменство', 'наследие1, 'юмор, 'здравый смысл' (Цветкова, 2001), немецкое - 'идеализм', 'порядок' (Зусман, 2001), французское - 'дух критицизма', 'свободолюбие', 'республиканские ценности', 'любовь',.. 'дух рыцарства', 'индивидуализм', 'элегантность', 'бережливость', 'вкус к комфорту' (Кирнозе, 2001) (Карасик, 2002; 150-151; библиографии использованных в этой цитате работа - в книге: Карасик, 2002. - Ю.П.).
Дополним этот список теми концептами из работ других авторов, которые мы уже приводили во Введении - 'душа', 'играть', 'гулять', 'Бог', 'воля', 'престиж', 'жизнь', 'любовь', 'профессор', 'белорусская шляхта', 'государство', 'хлеб', 'событийность', 'причина'.
Таких перечней можно приводить уже множество39, так как практически нет сборника по лингвистике, когнитивной лингвистике, культурологии, где бы не рассматривался хотя бы один «концепт». Но и этого достаточно. Попробуем на этом материале проанализировать, что же может выступать в качестве имени «концепта».
$ 2. Концепт в ассоциативно-вербальной сети языковой личности.
Если исходить из того, что единственным реальным предъявлением «концепта» (или некоторых его составляющих элементов) может служить язык, некоторая совокупность соотносимых значений языковых единиц (напомним еще раз Г.П.Щедровицкого56) с элементами картины мира, который мы интуитивно-условно обобщаем в «концепт», то логично предположить, что именно анализ некоторой совокупности этих языковых единиц и предъявит нам набор тех значений, которые сопряжены с данным «концептом». Попробуем это сделать на примере «Русского ассоциативного тезауруса», в котором отражена ассоциативно-вербальная сеть носителя русского языка (естественно, определенного периода - периода проведения эксперимента), т.е. как раз на наборе тех значений, которые носители этого языка и сопрягают как с действительностью, так и с тем виртуальным объектом, который, базируясь на его отражении его в языковых единицах, организует языковую картину мира. В качестве примера изберем заголовочную единицу «дом», поскольку он представлен не только в тезаурусе, но рассматривается как «концепт» еще в целом ряде работ.
1. «Ассоциативный тезаурус русского языка»40Книга 2
ДОМ — наш 112; старый 103; деревянный 87; новый 75; родной 64; свой 62; общий 60; небольшой 59; крыша 45; огромный 43; большой 41; высокий 35; детский 29; оставить, стоить 28; ваш 24; вернуться, мирный, стена 20; двор, открытый, улица 19; родители 15; деревня, кров, семья 14; близко, восстанавливать, комната, маленький, общественный, отец, полный, приехать, приходить 13; желтый, запирать, прийти, угол 12; вспоминать, светлый 11; войти, другой, дым, мама, проект 10; входить, кровля, лестница, мой 9; зайти, здесь, иметь, нарядный, невысокий, остаться, приземистый, тот, увидеть, холодный 8; есть, житель, купить, оставаться, приезжать, путь, совместный, тюрьма 7; владелец, город, знакомый, поехать, шумный, это 6; белый, весь, дверь, отдать, похожий, работа, сделать, современный, тихий, уйти, уходить, чистый 5; вдовый, выйти, высочайший, выходить, гость, жить, задний, кресло, магазин, материальный, небогатый, о мамах, одинокий, окно, плохой, следующий, телефон, удобства, уезжать, хороший, цилиндрический 4; буржуазный, видеть, газ, главный, голубой, делать, длинный, древний, земля, искать, кузница, мать, новее, остальной, папа, печь, письмо, показывать, постель, проводить, сбежать, свободный, средний, ставить, стоил, суббота, твой, театр, уехать 3; бабушка, в, веселый, вести, видит, вижу, глина, готовый, дети, еда, ехать, зеленый, идти, каждый, каркас, ковер, лучший, место, наихудший, нужный, оказываться, определенный, отдыхать, платить, позвонить, покупать, половина, помогать, последний, постоянный, потерять, прекрасный, привезти, район, ракетный, свиданий, сдавать, сестра, следовать, служба, снимаете, снять, собираться, стоила, стоили, стол, страна, странный, темный, теперь, хрупкий, чахлый, черный, чувствовать,, являться 2; бабочка, бедствовать, берег, бесплодный, брат, ванна, везти, великий, вешний, взгляд, видим, видите, видишь, видят, военный, возрождать, волос, вор, воскресенье, воссоздавать, год, голова, гора, государство, девочка, девушка, делает, делал, делаю, деревням, дерево, дитя, длиннейший, дорогой, древнейший, единственный, ждать, жена, жизнь, забыть, зеркало, игла, инициативный, иностранный, институт, интересовать, искусство, их, камень, канал, картина, квадрат, колесо, колхоз, колхозами, колхозов, коридор, который, край, крупный, лев, любить, маму, мастер, матерью, медленный, мерить, молоток, монополия, мост, муж, мыло, мягкий, находиться, некрепкий, нести, низкий, новейший, ночь, нравиться, о деревне, о деревнях, о матери, об отцах, обед, обещать, обязанность, овца, один, он, отобрать, первый, песня, песок, письма, платите, площадь, поднять, подойти, подумать, пойти, показать, ползти, полка, помнить, помочь, помощь, попасть, попробовать, попросил, попросить, правительство, предоставлять, преследовать, принимать, приносить, принять, прислать, провести, просит, просите, простой, пуговица, пурга, разный, рассказывать, река, рыба, самый, свидание, семя, сидеть, скорлупа, слово, смотрели, смыться, снимает, снимал, снимать, собраться, советский, современнейший, сострадание, спросить, сторона, стоял, стоять, существовать, такой, тишайший, топливо, трава, тридцать, труда, трудам убегать, убежать, убогий, удрать, улизнуть, учительница, учиться, чай, чаще, широкий, штурмовать, шутка, экономный 1; 2023 + 359
Книга 3
ДОМ; родной 12; большой, мой 4; в деревне, кирпичный, крыша, с мезонином, семья 3; белый, деревня, жилой, красивый, на окраине, строить, тепло, хата 2; ветхий, вилла, высокий, высоко, гостеприимный, дача, дверь, дерево, желтый, жизнь, жилище, жить, за углом, забор, заколоченный, защита, изба, избушка, казенный, калитка, каменный, камень, квартира, клумба, кресло, многоэтажный, мод, на берегу, на улице, облом, огромный, очаг, построенный, построим сами, построить, пуст, пустой, родина, с балконами, стоит, строится, труба, тюрьма, бабушки в деревне, у дороги, убежище, уют, хорошо, хочу, частный, черепица, эстет 1; 104 + 68
Книга 4
ДОМ - строить 55; покинуть 31; покидать 23; громадный 21; строение 17; жилище 15; старинный 14; полон 13; здание 12; квартира, пуст 11; закрытый 10; кирпич, частный 9; отдельный 8; быт, пустой, уют 7; адрес, порог, родной, рушить 6; чужой 5; вернуть, дача, коричневый, крайний, крепость, личный, переделать, продать, раздельный, серый, стройка, холодный 4; грязный, корпус, нижайший, обыкновенный, околица, охранять, плоский, поживать, помещение, сарай, стеклянный, халат, храм, чердак, школа 3; бетон, богатый, ворота, вход, гостиница, далекий, доехать, квартал, ком, кривой, летний, малый, мертвый, небоскреб, неизвестный, ненужный, обойти, объект, обычный, переулок, провода, продавать, пятый, рядом, сделайте, село, спокойный, тепло, теплый, хмурый, хозяйство, целый, цемент, частый, чудесный 2: автобус, английский, атом, баламут, Бим, ближе, Бог, божий, больше, борщ, будет, бутылка, было, в магазин, варенье, вдали, верь, ветка, вешать, внешность, внутри, воля, горный, городской, гроб, далеко, детство, диван, добежать, доброта, домик, доска, достаток, дрель, дряхлый, дырявый, ее, жалкий, за горизонтом, забор, зал, заходить, звенеть, земной, к нему, канат, ключ, книга, книжная, коляска, комплексный, комфорт, коробка, кошка, кран, красть, кровать, курица, кухня, лен, мал, мебель, мое, московский, музей, мусор, на работу, наземный, наряд, нежданный, некуда, неповторимый, непохожий, неудобства, НИИ, нищий, нормальный, нужда, обильный, обратно, обстоятельства, общежитие, одинаковый, отдавать, отличный, отчество, палас, перед родиной, переезд, план, плуг, под солнцем, поезд, пожар, покой, пол, поселок, потолок, приблизиться, привидение, придти, природный, разлука, рама, расслабиться, ремонт, рисовать, родник, родственник, розовый, российский, с лекции, сад, свадьба, сват, свежесть, сверху, синий, скука, сложный, смех, социалистический, старость, старуха, стоп, стоящий, стул, ступеньки, телевизор, телеграмма, тень, тихо, товар, тон, тоска, традиции, третий, тыл, убирать, укол, уносить, усталость, фигура, форма, хозяин, хозяйственное, чей, чему, чисто, швейная, ящик 1; 625 + 237
Книга 6
ДОМ - построить 71; кирпичный 69; уютный 60; заброшенный 53; собственный 43; строиться 32; каменный 30; сумасшедший 29; разрушен 27; кров 26; пригородный, хата 20; полон, фундамент 19; летающий 17; родной 16; ледяной 15; деревенский 14, сельский, семья, хозяйка 13; крашеный, подъезд, строение 11; изба, тапки 10; помещение, собственность 9; этаж 8; за углом, квадратный, напротив, ничей, прочный, садовый, хижина 7; дачный, имущество, приличный, строитель, убогий 6; забытый, инвалидный, нам только снится, подвал, слева, стоить 5; балка, великолепный, возвышенный, зеркальный, красивый, мрачный, нечистый, порядок, сломали, созидать, старенький 4; беспорядок, возвращаться, восвояси, гнездо, двери, дворец, для двоих, зажигать, капитальный, королевский, лесной, ломать, медвежий, местный, монтаж, накрашенный, некрасивый, отчизна, сгореть, создать, справа, столетний, строительный, теплый, устроить, финский, царский 3; благородный, виднеется, водяной, волчий, гореть, добраться, казарма, красить, крышка, мавзолей, находится, норушка, обязанность, оригинальный, оставаться, отец, открыт, палатка, парламент, печка, приобрести, работа, родители, рыбацкий, скандал, снежный, сырой, убирать, управления, устоявшийся, 2. акварельный, американский, бардак, бесценный, ближний, бразильский, бюджета, валить, взвыть, взорваться, возвратиться, воскресение, выгнать, вымерший, гараж, гарем, глиняный, гнилой, гном, голубиная, Горький, дачник, дворик, девичий, денежный, деревня, десятый, дисциплина, Днепр, добираться, дождевой, дурдом, железная дорога, забитый, загнивающий, закоулок, заморский, заплатить, Знаменский, икона, кабак, кабинет, калитка, камин, комод, конструктивный, контора, корявый, космический, крестьянин, крошечный, ленинский, летательный, летящий, лечебный, лифт, людской, магнитный, малый, матери, материальный, матушка, МГУ, мелкий, местность, милицейский, морг, мудрец, наглядный, небеса, невыполнимый, необитаемый, неотесанный, непреодолимый, неприступный, нехватка, Новый год, норка, Нью-Йорк, обитатель, обширный, объявление, ограда, одноразовый, оконный, персональный, песчаный, печенье, Плюшкин, подготовить, позади, полдень, помощник, понятие, порхающий, потеря, потрясающий, почта, приход, проклятый, прораб, прочная, птичий, радостно, разбитый, раздеваться, распался, расставаться, розетка, роскошь, русый, сбоку, святость, секретный, сельсовет, семейный, скамейка, склад, скрипичный, сломанный, СНГ, сниться, собачий, собрать, создавать, соседка, сосновый, союзный, съезд, сыро, танцы, топор, трамвайный, трест, трухлявый, уборка, удобный, уличный, установить, ушел, фиолетовый, фирма, фонд, хлеб, хлебный, хозяйственный, хоровой, хороший, христианский, хрустальный, Чернобыль, чистый, шататься, ширина, штора, экстремальный 1; 1150 + 272
Вторая модель возможного вербального представления элементов «концепта» (на примере «дом») может быть обнаружена в теории лексического фона, которая уже долгие годы разрабатывается Е.М.Верещагиным и В.Г.Костомаровым (основную библиографию см. в используемой ниже работе: Верещагин, Костомаров, 2000; 114-115). Авторы выделяют в слове лексическое понятие и лексический фон, который может быть представлен «непонятийными семантическими долями»: они входят в план содержания слова, являются его «национально- культурными признаками», определяя тем самым условия и возможность функционирования слова в коммуникации. Не останавливаясь более подробно на общей теории лексического фона, отметим, что нас в данном случае интересует практический итог исчисления семантических долей фона, так как он - по своей сути - есть проявление тех ассоциативных связей, которые существуют в сознании определенной национально- культурной личности (и шире - личностей определенной лингвокультур- ной общности), и которые (связи) могут служить показателем возможной вербализации тех или иных национальных концептов. Авторы не называют исследуемое ими явление концептом.
По мнению авторов, «типичный дом - это совокупность совсем небольшого числа простых «компонентов». Они таковы: 1) крыша, 2) стены, 3) окна и 4) дверь, 5) крыльцо, 6) ступенька-порожек, 7) печная труба» (с. 18-19), и далее предпринято исчисление фоновых семантических долей первых четырех с прибавлением «порога». Попробуем представить теперь эти исчисленные в работе доли фона в системе, соотносимой с системой РАС, при этом не будем учитывать их частотность (она не выявлена в работе), а последовательность представим по аналогии с той, которая указана выше. При этом надо подчеркнуть, что все указанные ниже доли фона относятся именно к лексеме «дом», являются составными частями ее лексического фона (так это обосновали авторы), поэтому нет необходимости представлять отдельно ассоциативно-вербальную сеть РАТ по каждому «компоненту». Следует, конечно, отметить, что в работе Е.М.Верещагина и В.Г.Костомарова не ставилась цель исчерпывающего исчисления семантических долей фона - в задачу авторов входило прежде всего обоснование идеи этого исчисления и показ ее техники; какие-то семантические доли можно обнаружить практически во всем тексте используемой нами работы, однако основные (по мнению самих авторов) представлены именно в данном списке.
Дом - крыша, весь дом, кров, защита, криминальная, родительский, родина, обладать, иметь, над головой, жить, делить, место, проживать, совместное, проживание, голова, поехала; стена, защита, мои стены, сидеть, четыре стены, за стеной, каменный, стены помогают, приватность, уши, прочность, биться о стену, лезть, поставить, к стенке, пройти, по стенке, развешивать, побелить, побледнеть, оклеить, обои; окно, закрыть, ставни, забрать, решетка, вовне, смотреть в, выглядывать, прорубить, свет, ходить, влезть, заглянуть, внутрь; дверь, препятствовать, запереть, мой дом, крепость, отпереть, замкнуть, отомкнуть, закрыть, открыть, приватность, келейно, ломиться, все двери, дать знать, захлопнуть, нос, закрой-ка, с другой стороны, хлопнуть, скрипит, близость, у дверей, в преддверии, смиренность, знать место; порог, пускать, не пускать, обивать, переступить, Бог, чувствительность, не через, у порога, с порога.
К сожалению, не может служить материалом для сопоставления предложенное Ю.С.Степановым описание концепта (константы) «дом» в «Словаре русской культуры», так как в нем рассматривается лишь единичная составляющая всего концепта - «уют» (укромный; крестьянский уют; мещанский уют; уютный интерьер, стремление к уюту, чувство уюта; комфорт). (Степанов, 1997; 694-698). Однако любопытно проследить, наличествуют ли хотя бы эти составляющие в русской ассоциативно-вербальной сети.
А теперь попробуем посмотреть на эту, вполне научно фундированную «языковую картину» научно непредвзятым глазом. Что прежде всего бросается в глаза?
-
Во-первых, ее абсолютная реальность - в принципе, каждый носитель языка может определить некую логику возникновения данных ассоциативных пар.
-
Во-вторых, ее абсолютную хаотичность - и принципиальную, и индивидуальную для каждого носителя языка. Есть уровень некоторой достаточно общей ассоциации, есть абсолютно индивидуальные варианты. Но и они - по условиям выбора вариантов - являются первыми реакциями реципиента, т.е. являются для него наиболее существенными и значимыми (с силу некоторых обстоятельств его существования и речевого общения). Это значит, что, будучи элементами некоторого неупорядоченного хаоса для меня, для него они - важная часть его системы, его «языковой картины мира». И так - по отношению к любому слову, что всегда четко можно увидеть в ассоциативном словаре - в каждой словарной статье присутствует очень значительная часть индивидуальных реакций, которые для кого-то - первые, наиболее значимые.
-
В-третьих, есть совпадения по всем представленным трем источ-
58
никам - практически все составляющие «дома» по Е.М.Верещагину и
со ^
за редким исключением, которые можно, в принципе, связать с разницеи во времени описания материала: так, например, столь частотная в наши дни ассоциация «дом - крыша/криминальный» явно не была частотной в период создания ассоциативного словаря.
В.Г.Костомарову, по Ю.С.Степанову входят в ассоциативно-вербальную сеть. Однако расположены они - с точки зрения их частотности - далеко не одинаково.
4. В-четвертых, собственно ядро, т.е. наиболее устойчивая часть «концепта», крайне незначительно - в прямом словаре показатель частотности 104 + 68 + 1 + 52:
104 - общее количество реакций на слово-стимул;
68 - число разных реакций;
1 - число отказов от реакции;
52 - число единичных реакций
При этом наиболее частотная реакция - 12 - составляет всего около 11,5%41, а сумма всех «неединичных» реакций составила 50%. Еще один показатель - соотношение частотности реакций и вообще 50% всех полученных реакций42:
-
по Книге 2 — Дом: наш 112; старый 103; деревянный 87; новый 75; родной 64; свой 62; общий 60; небольшой 59; крыша 45; огромный 43; большой 41; высокий 35; детский 29; оставить, стоить 28; ваш 24; вернуться, мирный, стена 20; двор, открытый, улица 19;
-
по Книге 3 - включая единичные реакции
-
по Книге 4 - Дом: строить 55; покинуть 31; покидать 23; громадный 21; строение 17; жилище 15; старинный 14; полон 13; здание 12; квартира, пуст 11; закрытый 10; кирпич, частный 9; отдельный 8; быт, пустой, уют 7; адрес, порог, родной, рушить 6; чужой 5; вернуть, дача, коричневый, крайний, крепость, личный, переделать, продать, раздельный, серый, стройка, холодный 4;
-
по Книге 6 — Дом: построить 71; кирпичный 69; уютный 60; заброшенный 53; собственный 43; строиться 32; каменный 30; сумасшедший 29; разрушен 27; кров
26; пригородный, хата 20; полон, фундамент 19; летающий 17; родной 16; ледяной 15; деревенский 14.
Какой вывод можно сделать из этого анализа? Нам представляется, что принципиальным для понимания специфики именования того феномена, который мы называем «концепт», является тот факт, что само имя «концепта» (в нашем случае мы выбрали «как имя» слово «дом») функционирует в ассоциативно-вербальной сети как стимул к реакции значительно слабее, чем как реакция к иному стимулу. Это имя обладает как бы не центростремительной силой, («притягивания к себе»), а центробежной («разбегания от самого себя»). Этим разбеганием «имя концепта» как бы соединяет воедино другие семантические пространства, относя их (при всей их самостоятельности и разрозненности) к некоторому общему концептуальному пространству. Попробуем это выразить иначе (пусть даже в качестве предположения): «имя концепта - 'дом'» обладает центростремительной силой в ассоциативно-вербальной сети, тогда как «концепт 'дома'» обладает центробежной силой по отношению к семиотическому и семантическому пространствам.
Сравним теперь данные показатели по аналогичной схеме с той языковой единицей, которая a priori не рассматривается как концепт, например, с одной из составляющих концепта «дом» - словом «стена».
Книга 1.
СТЕНА - белая 63; высокая, каменная 28; дома 24; глухая, дом 20; кирпичная 15; непонимания 14; дверь 11; кирпич, пол 10; непробиваемая 9; бетонная, молчания 8; большая, Китайская 7; голубая, Пинк Флойд, потолок, преграда, толстая 6; препятствие, серая 5; гнилая, желтая, зеленая, камень, крепкая, крепость, стоит 4; Pink Floyd, Берлинская, забор, картина, красная, кривая, непреодолимая, неприступная, окно, холодная 3; высота, доска, здания, кирпичи, краска, крашеная, наклонная, недоверия, непроходимая, обои, отчуждения, плотная, прочная, светлая, сплошная, темная, черная 2;
альбом, Бастилия, башня, бежать, безмолвия, безысходность, Берлин, блок, вал, Вена, вина, ворота, высока, гладкая, глухо, горох, дала, дело, диск, длинная, дыра, железная, забора, заграда, заграждение, запрета, заслон, зеркало, знак стоп, из камня, из кирпича, из солдат, как нам быть, карандаш, кафедральная, квартира, класса, кол, комната, которую ты сломаешь, красивая, красить, Кремль, кругом, лавина, лагерь, ладьей, между, между нами, между ними, мокрая, мотор, мощно, мракобесия, мраморная, мучений, мяч, надвинулась, начальник, непробиваемая, недостаток,
неприятия, непробивная, нерушимая, нет перспективы, нет пути, обклеена, обход, обширная, ограда, она, отвесная, отчаяния, падает, падающая, памяти, панно, Парлер- жа, пластинка, плита, покосившаяся, пот, предел, преодоление, преткновение, преткновения, пустота, равнодушия, разбита, разрушена, разрушенная, разрушить, расстрелять, рухнула, с дырой, синяя, скала, слеза, сломана, смена, Сталин, стена, стойкая, столовая, стоп, строй, стройка, трудность, тупик, тупость, туф, тюремная, тюрьма, тяжело, угол, ужас, упругая, футбол, холод, церкви, шкаф, штукатурка 1; 539+179 + 3 + 122
Книга 2
СТЕНА — натолкнуться 11; картина, ковер 10; угол 9; дверь 7; сверло 6; крыша 5; наткнуться, спина 4; комната, молоток, полка, сторона 3; висеть, зеркало, подойти, рисунок, штурмовать 2;
белый, встреча, вьюга, гибкий, город, двигать, двойной, желтый, жесткий, жизнь, за, зайти, запирать, застенчивый, здесь, интересный, камень, квадрат, коридор, короткий, лестница, мало, надменный, написать, о пауках, огромный, паук, помощь, попасть, посмотреть, прекрасный, процесс, рожа, рубль, стена, стеснительный, стояла, страна, сыр, тщетный, тюрьма, упорный, упрямый, уходить 1; 132+62
Книга 4
СТЕНА - квадратная 5; афиша, крепость, плакат, преграда, тупик 3; вполтную, портрет, постучать, потолок, серая, тень 2;
барьер, белая, бесполезно, бетон, бить, ближе, в никуда, внизу, время, вымпел, высокая, гвоздь, гранит, гребень, громадный, дрель, живопись, камни, кафель, кирпич, корыто, куб, маска, могила, на свет, напролом, наручники, нахал, обетованная, опустить, пена, плоский, пол, попытка, приятель, прогремел, прочность, радио, рыжая, ряд, слайды, стекло, Степа, строить, стук, ученик, фотография, цемент, часы, шкаф 1 \82 + 62
Книга 6
СТЕНА - бетонная 45; преграда 6; красить, пробить 5; мрамор, надпись, справа 4; карабкаться 3; берлинская стена, в тупик, горох, каменный, кремль, объявление, поставлена, потолок, предел, прочная, розетка, сверлить, щель 2;
безысходность, биться, бордюр, высота, Германия, глиняный, глухо, гранит, долбить, домашний, за углом, зад, защита, кирпичный, китайский, клоп, крашеный, лабиринт, ломать, маятник, налетел, непреодолимый, неприступный, нерушимый, огненная, ограда, печная, плоская, портрет, прикол, прорыв, расстрел, сбоку, серость, толчок, треснуть, тюремная, широкополая 1; 140 + 59
Собственно ядро, т.е. наиболее устойчивая часть ассоциативных реакции в прямом словаре - 539+179 + 3 + 122:
539 - общее количество реакций на слово-стимул; 179 - число разных реакций;
число отказов от реакции;
122 - число единичных реакций
При этом наиболее частотная реакция - 63 - так же составляет всего около 11,5%, а сумма всех «неединичных» реакций составила около 23%. Еще один показатель - соотношение частотности реакций и вообще 50% всех полученных реакций:
по Книге 1 - белая 63; высокая, каменная 28; дома 24; глухая, дом 20; кирпичная 15; непонимания 14; дверь 11; кирпич, пол 10; непробиваемая 9; бетонная, молчания 8;
ПО Книге 2 - натолкнуться И; картина, ковер 10; угол 9; дверь 7; сверло 6; крыша 5; наткнуться, спина 4; комната, молоток, полка, сторона 3;
по Книге 4 - включая единичные реакции;
ПО Книга 6 - бетонная 45; преграда 6; красить, пробить 5; мрамор, надпись, справа 4.
Таким образом, из приведенных примеров можно, как нам кажется, сделать интересные выводы:
1. У того слова, которое мы согласились рассматривать как «концепт», прямые реакции, т.е. ситуации, когда оно выступает в качестве стимула, незначительны - 50% всех реакций уже включают единичные реакции; у единицы «не концепта» именно прямые реакции составляют наиболее частотную часть.
3. С обратными реакциями, т.е. в ситуациях, когда данная единица является не стимулом, а реакцией, картина противоположная: у «концепта» это наиболее частотные «пары слов», у «не концепта» они стремятся по убыванию частоты к единичным, ср. 19-4 - 14 / 3-1-4.
Если для подтверждения тенденции сравнить аналогичный подход к другому «концепту» - «смерть», то картина будет следующая; в прямом словаре, где это слово выступает в качестве стимула (Книги 1, 5), 50% всех реакций будут также включать уже и единичные реакции; в тех случаях, когда это слово будет реакцией (Книги 2; 4; 6), 50%) реакций соответственно укладываются в частотности 6 - 2 - 3. Если взять одну из частотных реакций к слову «смерть» в качестве стимула, например, «гроб» (частотность 10), то получается следующее: в прямой паре «стимул-реакция» половина реакций - до частотности 2. В обратных словарях (Книги 2, 4, 6) наблюдается чрезвычайно интересная картина, не нарушающая - чисто лингвистически! - принципа: в Книге 2 может быть исключена наиболее частотная пара «гроб - горб», так как она основана не на семантическом принципе, а на звукоподражательном, что часто встречается в ассоциативных экспериментах; в этом случае 50% реакций уже включают единичные. В Книге 6 наиболее частотная пара «гроб - цинковый» (50% всех пар!), однако это напрямую связано со временем проведения эксперимента, когда эта ассоциативная связь была наиболее частотной в средствах массовой информации (война в Афганистане) - за исключением этой пары в остальные 50% реакций уже включаются единичные.
Проделаем теперь второй «ассоциативный эксперимент» - соотнесем набор прямых ассоциаций по словарю с теми основными «связями» слова «дом», которые представлены в списке долей лексического фона в цитируемой ранее работе Е.М.Верещагина и В.Г.Костомарова:
-
Ассоциативный словарь:
ДОМ; родной 12; большой, мой 4; в деревне, кирпичный, крыша, с мезонином, семья 3; белый, деревня, жилой, красивый, на окраине, строить, тепло, хата 2; ветхий, вилла, высокий, высоко, гостеприимный, дача, дверь, дерево, желтый, жизнь, жилище, жить, за углом, забор, заколоченный, защита, изба, избушка, казенный, калитка, каменный, камень, квартира, клумба, кресло, многоэтажный, мод, на берегу, на улице, облом, огромный, очаг, построенный, построим сами, построить, пуст, пустой, родина, с балконами, стоит, строится, труба, тюрьма, бабушки в деревне, у дороги, убежище, уют, хорошо, хочу, частный, черепица, эстет 1; 104 + 68 + 1 + 52
-
Фон слова:
ДОМ - крыша, весь дом, кров, защита, криминальная, родительский, родина, обладать, иметь, над головой, жить, делить, место, проживать, совместное, проживание, голова, поехала; стена, мои стены, сидеть, четыре стены, за стеной, каменный, стены помогают, приватность, уши, прочность, биться о стену, лезть, поставить, к стенке, пройти, по стенке, развешивать, побелить, побледнеть, оклеить, обои; окно, закрыть, ставни, забрать, решетка, вовне, смотреть в, выглядывать, прорубить, свет, ходить, влезть, заглянуть, внутрь; дверь, препятствовать, запереть, мой дом, крепость, отпереть, замкнуть, отомкнуть, закрыть, открыть, приватность, келейно, ломиться, все двери, дать знать, захлопнуть, нос, закрой-ка, с другой стороны, хлопнуть, скрипит, близость, у дверей, в преддверии, смиренность, знать место; порог, пускать, не пускать, обивать, переступить, Бог, чувствительность, не через, у порога, с порога.
Легко заметить, что совпадающих элементов в этих двух списках - минимум. Из этого можно сделать, по крайней мере, два вывода:
-
Разные принципы отбора приводят к разным спискам: ассоциативный словарь представляет реальную ассоциативно-вербальную сеть носителя языка; выбор семантических долей во многом зависит от «филологического» взгляда автора;
-
Реальные ассоциативные связи, отраженные в тезаурусе, при строгом разделении соотношений «стимул-реакция» и «реакция-стимул» во многом отличаются от «возможных» ассоциативных связей (пусть и отраженных в некоторых текстах): практически все основные «пары слов», представленные в «фоне слова», присутствуют в тезаурусе впарах, где «дом» будет не стимулом, а реакцией.
Вернемся еще раз к приведенным выше наборам ассоциаций. Но уже с другой позиции. Попробуем отметить, насколько в них совпадают те пары, которые обусловлены особенностями национальной языковой/речевой культуры: какие элементы связаны, по крайней мере, с теми устойчивыми конструкциями (фразеологией, прецедентными феноменами и др.), которые - по ассоциативному тезаурусу, должны быть в сознании носителей языка:
-
Ассоциативный словарь:
ДОМ; родной 12; большой, мой 4; в деревне, кирпичный, крыша, с мезонином, семья 3; белый, деревня, жилой, красивый, на окраине, строить, тепло, хата 2; ветхий, вилла, высокий, высоко, гостеприимный, дача, дверь, дерево, желтый, жизнь, жилище, жить, за углом, забор, заколоченный, защита, изба, избушка, казенный, калитка, каменный, камень, квартира, клумба, кресло, многоэтажный, мод, на берегу, на улице, облом, огромный, очаг, построенный, построим сами, построить, пуст, пустой, родина, с балконами, стоит, строится, труба, тюрьма, бабушки в деревне, у дороги, убежище, уют, хорошо, хочу, частный, черепица, эстет 1; 104 + 68 + 1 + 52
-
Фон слова:
ДОМ - крыша, весь дом, кров, защита, криминальная, родительский, родина, обладать, иметь, над головой, жить, делить, место, проживать, совместное, проживание, голова, поехала; стена, мои стены, сидеть, четыре стены, за стеной, каменный, стены помогают, приватность, уши, прочность, биться о стену, лезть на стену, поставить к стенке, пройти по стенке, развешивать, побелить, побледнеть, оклеить, обои; окно, закрыть, ставни, забрать, решетка, вовне, смотреть в, выглядывать, прорубить, свет, ходить, влезть, заглянуть, внутрь; дверь, препятствовать, запереть, мой дом, крепость, отпереть, замкнуть, отомкнуть, закрыть, открыть, приватность, келейно, ломиться, все двери, дать знать, захлопнуть, нос, закрой-ка, с другой стороны, хлопнуть, скрипит, близость, у дверей, в преддверии, смиренность, знать место; порог, пускать, не пускать, обивать, переступить, Бог, чувствительность, не через, у порога, с порога.
Сравним выделенные элементы:
с мезонином, хата, вилла, гостеприимный, дача, желтый, заколоченный, изба, избушка, казенный, кирпичный, каменный, тюрьма, бабушки в деревне, у дороги
криминальная, родительский, над головой, поехала; четыре стены, за стеной, каменный, стены помогают, уши, биться о стену, лезть на стену, поставить к стенке, пройти по стенке,, прорубить, мой дом, крепость, келейно, ломиться, захлопнуть, нос, с другой стороны, хлопнуть, обивать, переступить, Бог, не через, у порога, с порога.
Легко заметить, что в этих списках мало совпадений. Если же исключить из второго списка те элементы ассоциаций, которые, имея отношение к слову «дом», напрямую связаны с другими единицами, сопряженными с этим словом (дверь, стена, порог и др.), но сами эти единицы не содержатся в ассоциативном списке словаря - например, в нем нет слов «порог», «стена», «окно» - то совпадений практически не будет: с мезонином, хата, вилла, гостеприимный, дача, эюелтый, заколоченный, изба, избушка, казенный, тюрьма, бабушки в деревне, у дороги - родительский, над головой, каменный, мой дом, крепость, келейно, ломиться, нос, с другой стороны..
Исходя из понимания языковых единиц, которые могут рассматриваться как «имена концепта», и их роли в ассоциативно-вербальной сети как структурно-содержательной модели общения определенной лингво- культурной общности, можно, на наш взгляд, предположить, что те конструкты, которые мы именуем «концептами», реально в языке (общении на этом языке) служат «скрепляющим» элементом, который обеспечивает устойчивость соотношения и взаимосвязи семантического и семиотического полей: на основании именно организованного в национальной (языковой) картине мира концептуального поля участники общения - в данных условиях и на данном языке - «единообразно» выделяют и реализуют те значения языковых единиц, которые релевантны в традиционной для их них модели общения.
В связи с этим мы согласны и не согласны с утверждением С.Г.Воркачева, который пишет: «Очевидно, можно утверждать, что «(лин- гво/культурный) концепт представляет собой в достаточной мере «фантомное» ментальное образование как в силу своей эвристичности - он принадлежит к инструментарию научного исследования, так и в силу того, что он является своего рода «ментальным артефактом» - рукотворен и функционален, создан усилиями лингвокогнитологов для описания и упорядочения все той же «духовной реальности». «Оставаясь протермином вне контекста конкретной научной парадигмы (теории), он «накрывает» идеальные сущности, общим для которых остается лишь «нематериальность» - принадлежность к области субъективного». «Можно допустить, что, подобно множеству в математике, концепт в когнитологии
-
базовая аксиоматическая категория, неопределяемая и принимаемая интуитивно, гипероним понятия, представления, схемы, фрейма, сценария, гештальта и др.» (Воркачев, 2004; 50, 42).
Согласны в том, что это действительно некоторая «виртуальная реальность» - но не «фантом»: «концепт» всегда реален своим проявлением, своим воздействием на организацию семантических и семиотических пространств в общении. Он принадлежность не конкретной научной парадигмы, а действительно «термин» для, если угодно, метаязыка протокомму- никации, или, как мы уже называли это явление, хаосокосмологии общения (подробнее об этом ниже). Схемы, фреймы, сценарии, гештальты и т.п.
-
суть формы организации концепта в зависимости от уровня его рассмотрения и угла зрения. И именно это и не снимает проблемы описания и представления содержания и структуры данного феномена.
- Часть I. Действительность, текст и дискурс как элементы структуры и содержания коммуникации
- Глава I. Современное состояние изучения проблемы текста и дискурса.
- Глава II. Взаимосвязь действительности, текста и дискурса в структуре коммуникации
- § 1. Текст vs дискурс. Дискурс vs текст. Текст и дискурс vs действительность. Et cetera.
- § 2. Специфика реализации действительности, текста и дискурса в коммуникации.
- 1. Первая встреча
- 2. По прошествии определенного времени
- Глава III: Коммуникативное пространство речевой личности.
- §1. Структура языковой личности
- §2. Вербально-семантический уровень личности.
- §3. Когнитивный уровень языковой/речевой личности.
- § 4. Прагматический уровень языковой/речевой личности.
- Глава IV. Пространственные характеристики коммуникации
- 1. Б.Акунин. «Алтын-Толобас»
- 3. М.Веллер. «Гонец из Пизы», с.107-111
- 4. А. С. Пушкин. «узник» (перевод с вьетнамского)
- 6. Ю.Поляков. Козленок в молоке
- Глава V. Скрепы коммуникации
- 1. Ю.Поляков. «Парижская любовь Кости Гуманкова»
- 2. Т. Толстая. «Кысъ»
- § 2. Скрепы интровертивной фигуры коммуникации - текста: стереотипы.
- 3. Ю.Поляков. «Парижская любовь Кости Гуманкова»
- 4. ВАксенов. «Остров Крым»
- 4. И.Грекова «Кафедра»
- 6. Ю.Поляков. «Парижская любовь Кости Гуманкова»
- 7. В.Токарева. «Из жизни миллионеров»
- 4. Феноменология структуры коммуникации
- Часть II. Концепт в структуре и содержании комму- никции
- Глава I. «Концепт» как предмет рассмотрения.
- § 2. Современная типология «концепта»
- Что это есть?
- Единицей чего является?
- Чем это выражается?
- Какова его структура?
- Каковы его организационно-структурные типы?
- 6. Каковы его содержательные типы?
- V § 3. Концепт как «явление»
- § 1. Теория «концепта» в философских исследованиях
- § 2. «Концепт» как миф и символ.
- Глава III. Концепт vs Концептуализм.
- § 1.Понимание концептуализма в постмодернизме.
- Глава IV. Концепт как модель.
- § 1. Знаковая сущность языка и знаковая интерпретация речевого общения.
- Глава V: «Концепт» в сферах и пространствах структуры коммуникации.
- § 1. К пониманию термина «концептосфера»
- §2. Структура сфер речевого общения.
- § 3. Пространственные параметры речевого общения и языковая картина мира.
- Глава VI. Имя концепта. Формы представления концепта.
- § 3. В поисках имени концепта
- Глава I:
- Глава II:
- Глава III:
- Глава IV:
- Глава V:
- Глава VI:
- 5. В.Кунин «Русские на Мариенплац»