Глава IV. Пространственные характеристики коммуникации
$ 1. Реализация языковой личности в коммуникативных пространствах.
Языковая личность в реальном общении реализуется как личность речевая, выполняющая определенные когнитивно-прагматические
правила, установленные в коммуникации данного лингвокультурного 18
сообщества . При этом каждая их этих речевых личностей обладает соответствующими умениями и навыками этой реализации в определенном коммуникативном пространстве. Любой носитель языка, не переставая быть языковой личностью, тем не менее не обладает умениями вступать в речевое общение во всех коммуникативных пространствах - по аналогии с тем, как ни один носитель языка практически не владеет все совокупностью языковых единиц, составляющих лексикон данного лингвокультурного сообщества. Это неумение может проявляться по ряду параметров:
незнание необходимых для достижения когнитивно- прагматических целей общения языковых единиц (причем не только терминологии или профессионального жаргона, сленга и т.п.);
- незнание когнитивных аспектов речевого общения в данном коммуникативном пространстве (на уровне концептов, постулатов и т.п.);
1 8
Термин «коммуникативная личность», используемый В.В.Красных и др., под которым понимается «конкретный участник конкретного коммуникативного акта, реально действующий в реальной коммуникации» (Красных, 2001; 151), в принципе соотносимый с нашим пониманием здесь речевой личности. Все же, как нам кажется, она относится к единичному акту коммуникации «она - здесь - сейчас», а не к «все личности - в данных ситуациях общения - в данном коммуникативном пространстве -данной лингво- культурной общности».
- незнание прагматических правил достижения результатов общения в данном коммуникативном пространстве10.
В качестве примера рассмотрим две ситуации речевого общения из романа Б.Акунина «Атын-Толобас». Герой романа Николас имеет русские корни, а также изучал русский язык на родине. Владея им практически свободно, т.е. будучи, в принципе, русской языковой личностью, как речевая личность он может реализовывать себя в коммуникативном пространстве обиходно-бытового общения. Однако и в нем он, как носитель коммуникативного поведения другой лингвокультурной общности, регулярно нарушает когнитивные и прагматические его составляющие, или неадекватно воспринимает их в исполнении представителей этой общности. С другой стороны, у него, в принципе, есть приобретенные знания о том, каким должно быть речевое общение в ряде других коммуникативных пространств:
- Часть I. Действительность, текст и дискурс как элементы структуры и содержания коммуникации
- Глава I. Современное состояние изучения проблемы текста и дискурса.
- Глава II. Взаимосвязь действительности, текста и дискурса в структуре коммуникации
- § 1. Текст vs дискурс. Дискурс vs текст. Текст и дискурс vs действительность. Et cetera.
- § 2. Специфика реализации действительности, текста и дискурса в коммуникации.
- 1. Первая встреча
- 2. По прошествии определенного времени
- Глава III: Коммуникативное пространство речевой личности.
- §1. Структура языковой личности
- §2. Вербально-семантический уровень личности.
- §3. Когнитивный уровень языковой/речевой личности.
- § 4. Прагматический уровень языковой/речевой личности.
- Глава IV. Пространственные характеристики коммуникации
- 1. Б.Акунин. «Алтын-Толобас»
- 3. М.Веллер. «Гонец из Пизы», с.107-111
- 4. А. С. Пушкин. «узник» (перевод с вьетнамского)
- 6. Ю.Поляков. Козленок в молоке
- Глава V. Скрепы коммуникации
- 1. Ю.Поляков. «Парижская любовь Кости Гуманкова»
- 2. Т. Толстая. «Кысъ»
- § 2. Скрепы интровертивной фигуры коммуникации - текста: стереотипы.
- 3. Ю.Поляков. «Парижская любовь Кости Гуманкова»
- 4. ВАксенов. «Остров Крым»
- 4. И.Грекова «Кафедра»
- 6. Ю.Поляков. «Парижская любовь Кости Гуманкова»
- 7. В.Токарева. «Из жизни миллионеров»
- 4. Феноменология структуры коммуникации
- Часть II. Концепт в структуре и содержании комму- никции
- Глава I. «Концепт» как предмет рассмотрения.
- § 2. Современная типология «концепта»
- Что это есть?
- Единицей чего является?
- Чем это выражается?
- Какова его структура?
- Каковы его организационно-структурные типы?
- 6. Каковы его содержательные типы?
- V § 3. Концепт как «явление»
- § 1. Теория «концепта» в философских исследованиях
- § 2. «Концепт» как миф и символ.
- Глава III. Концепт vs Концептуализм.
- § 1.Понимание концептуализма в постмодернизме.
- Глава IV. Концепт как модель.
- § 1. Знаковая сущность языка и знаковая интерпретация речевого общения.
- Глава V: «Концепт» в сферах и пространствах структуры коммуникации.
- § 1. К пониманию термина «концептосфера»
- §2. Структура сфер речевого общения.
- § 3. Пространственные параметры речевого общения и языковая картина мира.
- Глава VI. Имя концепта. Формы представления концепта.
- § 3. В поисках имени концепта
- Глава I:
- Глава II:
- Глава III:
- Глава IV:
- Глава V:
- Глава VI:
- 5. В.Кунин «Русские на Мариенплац»