logo
1prokhorov_yu_e_kontsept_tekst_diskurs_v_strukture_i_soderzha / Прохоров Ю

6. Ю.Поляков. «Парижская любовь Кости Гуманкова»

Просторный холл был завешан фотографическими и живописными портретами мужчин, среди которых встречались и знаменитости.

Стол был накрыт на три персоны. Посредине стояло серебряное блюдо с несколькими ломтиками сыра и пучком зелени, которым даже Дюймовочка не смогла бы прикрыть наготу. Имелось еще несколько кусочков ветчины. И все. После такого обеда комнатная мышь по-собачьи взвыла бы от голода!

Рассаживайтесь! Вы, должно быть, страшно голодны? Настоящие мужчины всегда страшно голодны!

Я ему ответил взглядом, означавшим: «Вот видишь, валено во всем слу­шаться старших». Мы сели.

Ольга Эммануэлевна вернулась с бутылкой дешевого сухого вина под пла­стмассовой пробкой — такое даже умирающие с перепою ханыги покупают только в самых безвыходных случаях.

Я с грустным предчувствием подумал о том, что Акашин, как всякое та­лантливое произведение, начинает жить своей собственной, отдельной от ав­тора жизнью. Мы выпили. Взяли по кусочку ветчины, и начался обед, скорее по- хоэюий на микрохирургическую операцию, осуществляемую по какой-то стран­ной необходимости огромными серебряными старинными ножами и вилками, наверное, фамильными. Хотя возможен и другой вариант. Один из муэюей Ольги Эммануэлевны, поэт-пролеткультовец, служил в ЧК в отделе реквизиций. Погиб он страшно: замешкался у стены, расставляя очередную группу приговоренных, и его по ошибке застрелши свои эюе. В истории поэзии он остался знаменитыми строчками:

Двум сладострастьям охладелым

У эюе не нуэюен бред строки —

Так вышибает парабеллум

Белогвардейские мозги...

Хотя, возмоэюно, столовая утварь досталась Кипятковой от ее второго муэюа — богатого нэпмана, которого она, уличив в неверности, сама отвела в ЧК, где, кстати, и познакомилась со своим третьим муэюем и откуда второй муэю, разумеется, уэюе не вернулся. Впрочем, за последовательность ее муэюей я не ручаюсь...

Дайте, дайте!

Я сходил в прихоэюую, достал из портфеля папку и принес ей.

Я невзначай шевельнул правым указательным пальцем.

Она встала, кокетливо прикрыла грудь отворотом кимоно и ушла в дру­гую комнату...

Я кивнул, и Витек отправился следом за ней на кухню. Вскоре оттуда до­неслось позвякиванье посуды и поощрительный хохоток, какой обычно издает, если верить классике, прихваченная в темном коридоре озорная горничная. Они вернулись: Витек тащил поднос с чайником и чашками, а она - блюдечко с пиро­гом, по размеру напоминающим помет колибри».

Подчеркнутые в тексте конструкции, связанные с ландшафтом реально­сти и паралингвистическими моделями, показывают их тесную связь в процессе коммуникации: именно вместе они осуществляют устойчивую взаимосвязь со стереотипами (собственно текстом - так стереотипно и должен выглядеть такой фигурант; так стреотипно и должна развиваться данная ситуации, такими сте­реотипными прагмарефлексами и должен он обладать; так стереотипно и долж­на оцениваться ситуация общения другими ее участниками) и прецедентными феноменами (прецедентные именования: «гедонист», «настоящий мужчина», «вечная женственность» и др.; прецедентные цитации: «слушаться старших», «с глузду съехать»; прецедентные реминисценции: намеки на фотографии в холле; намеки на судьбы мужей героине и др.; прецедентные аллюзии: Блаватская, Маяковский, Полонская и др.).

Еще один вариант безусловной взаимосвязи ландшафта реальности и паралингвистических моделей можно увидеть и на примере имплицитной коммуникации: