logo
1prokhorov_yu_e_kontsept_tekst_diskurs_v_strukture_i_soderzha / Прохоров Ю

2. По прошествии определенного времени

Иван тряхнул головой, убедился в том, что она не бо­лит, и вспомнил, что он находится в лечебнице. Эта мысль потянула за собою воспоминание о гибели Бер­лиоза, но сегодня оно не вызвало у Ивана сильного по­трясения. Выспавшись, Иван Николаевич стал поспо­койнее и соображать начал яснее.

Полеэ/сав некоторое время неподвиэ/сно в чистейшей, мягкой и удобной пруэюинной кровати, Иван увидел кнопку звонка рядом с собою. По привычке трогать предметы без надобности, Иван нажал ее...

Цилиндр тихо прозвенел в ответ, остановился, потух, и в комнату вошла полная симпатичная женщина, в белом чистом халате и сказала Ивану: —Доброе утро! Иван не ответил, так как счел это приветствие в данных условиях неуместным. В самом деле, засадили здорового человека в лечебницу, да еще делают вид, что это так и нужно!..

Иван, хоть и решил с э/сеищиной не разговаривать, не удержался и, видя, как вода хлещет в ванну широкой струей из сияющего крана, сказал с иронией:

ные и врачи специально приезжают осматривать нашу клинику. У нас каждый день интуристы бывают.

При слове «интурист» Ивану тотчас же вспом­нился вчерашний консультант.

Иван затуманился, поглядел исподлобья и сказал: — Интуристы... До чего вы все интуристов обожаете! А среди них, между прочим, разные попадаются. Я, напри­мер, вчера с таким познакомился, что любо-дорого!

И чуть было не начал рассказывать про Понтия Пилата, но сдержался, понимая, что женщине эти рассказы ни к чему, что все равно помочь ему она не может...

После этого Ивана Николаевича повели по пустому и беззвучному ко­ридору и привели в громаднейших размеров кабинет. Иван, решив отно­ситься ко всему, что есть в этом на диво оборудованном здании, с ирони­ей, тут эюе мысленно окрестил кабинет «фабрикой-кухней».

И было за что. Здесь стояли шкафы и стеклянные шкафики с бле­стящими никелированными инструментами. Были кресла необыкновенно сложного устройства, какие-то пузатые лампы с сияющими колпаками, множество склянок, и газовые горелки, и электрические провода, и совер­шенно никому не известные приборы.

В кабинете за Ивана принялись трое — две эюенщины и один мужчина, все в белом. Первым долгом Ивана отвели в уголок, за столик, с явною це­лью — кое-что у него повыспросить.

Иван стал обдумывать положение. Перед ним было три пути. Чрезвычайно соблазнял первый: ки­нуться на эти лампы и замысловатые вещицы и всех их к чертовой бабушке перебить, и таким обра­зом выразить свой протест за то, что он задержан зря. Но сегодняшний Иван значительно уже отли­чался от Ивана вчерашнего, и первый путь показал­ся ему сомнительным: чего доброго, они укоренятся в мысли, что он буйный сумасшедший. Поэтому пер­вый путь Иван отринул. Был второй: немедленно начать повествование о консультанте и Понтии Пилате. Однако вчерашний опыт показал, что этому рассказу не верят или понимают его как-то извра­щенно. Поэтому Иван и от этого пути отказался, решив избрать третий: замкнуться в гордом молча­нии.

Полностью этого осуществить не удалось, и, волей-неволей, пришлось отве­чать, хоть и скупо и хмуро, на целый ряд вопросов...

Наконец Ивана отпустили. Он был препровоэюден обратно в свою комнату, где получил чашку кофе, два яйца всмятку и белый хлеб с маслом.

Съев и выпив все предлоэюенное, Иван решил доэюидаться кого-то главного в этом учреэюдении и уж у этого главного добиться и внимания к себе, и справедливости.

И он дождался его, и очень скоро, после своего завтрака. Неоэюиданно открылась дверь в комнату Ивана, и в нее вошло множество народа в белых халатах. Впереди всех шел тщательно, по-актерски обритый человек лет сорока пяти, с приятными, но очень пронзительными глазами и веэюливыми манерами. Вся свита оказывала ему знаки внимания и уваэ/сения, и вход его получш1СЯ поэтому очень торэюественным.

«Как Понтий Пилат!» — подумалось Ивану.

Да, это был, несомненно, главный. Он сел на табурет, а все остались стоять.

Доктор Стравинский,— представился усевшийся Ивану и поглядел на него дружелюбно.

«Целое дело сшили!» — подумал Иван. А главный привычными глазами пробежал лист, пробормотал: «Угу, угу...» и обменялся с окружающими несколькими фразами на малоизвестном языке. «И по-латыни, как Пилат, говорит...» — печально по­думал Иван. Тут одно слово заставило его вздрогнуть, и это было слово «шизофрения» — увы, уже вчера произнесенное проклятым иностранцем на Патри­арших прудах, а сегодня повторенное здесь профессо­ром Стравинским. «И ведь это знал!» — тревожно подумал Иван. Главный, по-видимому, поставил себе за правило соглашаться со всем и ра­доваться всему, что бы ни говорили ему окружающие, и выраэ/сать это слова­ми «славно, славно...».

и впервые вдруг почувствовал какое-то необъяснимое отвращение к поэзии, и вспом­нившиеся ему тут же собственные его стихи показались почему-то неприятными.

Морща лицо, он, в свою очередь, спросил у Стравинского:

На это Стравинский предупредительно-вежливо наклонил голову.

Свита безмолвно и не шевелясь слушала поэта.

Но этого эффекта не последовало, и Стравинский очень просто задал следующий вопрос:

Этот вопрос немного расстроил Ивана, лицо его передерну­ло.

«Он умен,— п одумал Иван,— надо признаться, что среди интеллигентов тоже попадаются на редкость умные. Этого отрицать нельзя!» — и ответил:

Тут наступила полная тишина, и толстая женщина, утром ухалсивавшая за Иваном, благоговейно поглядела на профессора,

а Иван еще раз подумал: «Положительно умен».

. Предложение профессора ему очень понравилось, однако, прежде чем ответить, он очень и очень подумал, морща лоб, и, наконец, сказал твердо:

Я — нормален.

Стравинский как будто эюдал этого вопроса, немедленно уселся и заговорил:

На том основании, что, как только вы явитесь в кальсонах в милицию и скажете, что виделись с человеком, лично знавшим Понтия Пшата,— вас моментально приве­зут сюда, и вы снова окаэюетесь в этой эюе самой комнате.

биралисъ, хоть я и намекнул вам на это. Далее последует Пшат... и дело готово! Тут что-то странное случшосъ с Иваном Николаевичем. Его воля как будто рас­кололась, и он почувствовал, что слаб, что нуждается в совете.

- Ну вот и славно!— отозвался Стравинский.— Это ре- зоннейший вопрос. Теперь скажу вам, что, собственно, с вами произошло. Вчера кто-то вас сильно напугал и расстроил рассказом про Понтия Пшата и прочими вещами. И вот вы, изнервничавшийся, издерганный человек, пошли по городу, рассказывая про Понтия Пшата. Совершенно естественно, что вас принимают за сумасшедшего. Ваше спасение сейчас только в одном — в полном покое, И вам. непременно нужно остаться здесь.

Иван Николаевич неожиданно зевнул, выралсение лица его смягчилось.

Да, да,— тихо сказал он.

Через несколько мгновений перед Иваном не было ни Стравинского, ни свиты. За сеткой в окне, в полуденном солнце, красовался радостный и весенний бор на другом берегу, а поблилсе сверкала река.

Приведенный выше текст разбит на три составляющие:

Теперь попробуем рассмотреть данный пример с разных точек зрения на организацию коммуникации:

1. с позиции поэта Берлиоза и Бездомного:

- второй отрывок (в больнице) показывает, как изменяются все три со­ставляющие комуникации, причем эти изменения взаимообусловлены и взаимосвязаны: в новой фигуре дейстительности то, что раньше было эле­ментом дискурса, становится уже интровертивной фигурой - текстом; при этом сохраняются и те элементы текста, которые присутствовали в первом отрывке - в связи с этим часть предыдущего квазидискурса переходит в ре­альный дискурс, и т.п.; при этом опять присутствует и латентный дискурс, основанием которого является знание Бездомным иного текста и иной дей­ствительности, зафиксированных в первом отрывке. 2. С позиции читателя приведенного отрывка:

В принципе, можно сказать, что любая коммуникация (вербальная или не­вербальная, устная или письменная, содержащая реальный диалог или вирту­альный) может рассматриваться как явление, состоящее для его участников из двух составляющих: экспликативной (развернутой, явной) коммуникацией и импликативной (скрытой, подразумеваемой) коммуникации.

Таким образом, нами была предпринята попытка выявления тех взаи­мосвязей и взаимовоздействий, которые реализуются фигурами коммуни­кации в процессе общения, и тех типов этих фигур, в которых они могут включаться в коммуникацию. Это рассмотрение шло «от коммуникации». Однако необходимо выявить и значимость этих фигур, и также формы их реализации уже непосредственно «от участников» коммуникации.