Глава VI:
1. Концепт есть некоторая референция, определяющая взаимосвязь, отношения между действительностью ситуации общения и теми семиотическими и семантическими полями, которые на данном языке в данной культуре устойчиво с этой ситуацией относятся.
-
Реальная реализация концепта - это некоторая преференция, некоторый выбор, некоторое предпочтение тех или иных правил, способов и средств организации данного конкретного общения:
-
Концепт есть именно «тенденция к существованию», что вовсе не делает его абсолютно виртуальным, или абсолютно непознаваемым, или абсолютно не именуемым - ведь вероятность не уничтожает логики реального общения. Концепт - это не вероятность вещей, а вероятность взаимосвязей - именно это позволяет удерживать «разбегание» семантических и семиотических пространств до полного хаоса, а наоборот: его - концепта - центростремительные силы позволяют удерживать их и взаимосвязывать, создавая при этом каждый раз заново из хаоса понятий, значений, смыслов и символов космос реального понимания.
-
Концепт не есть «имяслово» - концепт есть совокупность разноуровневых элементом, объединенных для обозначения определенного элемента картины мира, детерминированного целым рядом параметров и по- разному означенных данным языком.
Собранные вместе, выводы все глав позволяют говорить о том, что и при разных подходах к пониманию «концепта», и при использовании этого термина в разных научных дисциплинах под этим словом понимается - в принципе! - нечто схожее: нечто, что является и всеобъемлющим, и частным, всеобщим, национальным и личностным, что может быть - как кажется! - названо словом, но что безусловно шире своего имени.
Напомним еще раз, как нам кажется, чрезвычайно важную составляющую понимания концепта: его элементы не существуют безусловно в определенных местах и определенных формах, а скорее, обладают, «тенденцией к существованию». На уровне общения элементы общения не являются безусловностью в определенное время, а скорее, имеют «тенденцию происходить». Эти тенденции или вероятности не есть вероятности «вещей», а скорее, вероятности «взаимосвязей».
Отсеяв повторы и перефразы, можно выделить, как нам представляется, главное:
1 .Концепт действительно есть симулякр - не реальность, а ее отражение; не простое отражение, а отражение третьего порядка - он отражает не картину мира, а здесь и сейчас именованное представление о некотором элементе картины мира.
-
Концепт есть некоторая совокупность отношений к элементам картины мира.
-
Концепт и всеобщ, и национально специфичен, что находит свое отражение в выборе языковых средств его реализации.
На основании анализа этих частных выводов представляется возможным предложить следующее определение «концепта»:
Концепт - сложившаяся совокупность правил и оценок организации элементов хаоса картины бытия, детерминированная особенностями деятельности представителей данного лингвокультурного сообщества, закрепленная в их национальной картине мира и транслируемая средствами языка в их общении.
Специфика самого объекта исследования - это, вне всякого сомнения (используя конструкцию В.В.Красных), и «виртуальная реальность», и «реальная виртуальность». И в этом нет ничего научно- противоестественного: ни с точки зрения нашего постоянного приближения к научной картине мира (по крайней мере, когнитивной, а концепт - безусловная ее составляющая), ни с точки зрения связи научной и языковой картин мира (а концепт выражен только в языке), ни с точки зрения наших возможностей описания легко конструируемого виртуального: чем выше «уровень» метаязыка описания, тем он абстрактнее, виртуальнее - и по отношению и к объекту, и к языку.
Как и по отношению к действительности, тексту и дискурсу, так и к концепту в полной мере может относиться феноменологический взгляд на его природу и роль в структуре коммуникации. Не случайно об этом упоминают и философы, и специалисты в области постмодернизма (концептуализма), точки зрения которых были приведены выше.
Напомним позицию Ж.Дерриды связанную с его критикой самого принципа "структурности структуры", в основе которого и лежит понятие "центра" структуры как некоего организующего начала, того, что управляет структурой, организует ее и в то же время само избегает структурности. Для Ж.Дерриды этот "Центр" — не объективное свойство структуры, а фикция, постулированная наблюдателем, результат его "силы желания" или "ницшеанской воли к власти"; в конкретном же случае толкования текста — следствие навязывания ему читателем собственного смысла. Ж.Деррида рассматривает этот "центр" как "сознание", "cogito" или "феноменологический голос". Само интерпретирующее "Я" вместе с тем понимается им как своеобразный текст, "составленный" из культурных систем и норм своего времени. Если снять некоторые собственно метафизические крайности (также вытекающие из базовой посылки Э.Гуссерля), то можно отметить, что бесконечностью возможностей полагания предметов «Я» все же распоряжаюсь не совершенно произвольно - последним и необходимым условием такого обращения к предметам в познании является мир. К этой теме обращались М.Хайдеггер («бытие-в-мире» и понятие «мирности мира»), М.Мерло-Понти («бытие-к-миру») и другие исследователи.
Вспомним также, что работа Э.Гуссерля в области описания ин- тенционального сознания приводит его к таким новым понятиям или моделям этого сознания, как внутреннее время-сознание и сознание- горизонт. Внутреннее время-сознание - это предпосылка понимания сознания как потока переживаний. Исходным моментом в этом потоке является точка "теперь" настоящего времени, вокруг которой - в горизонте сознания - собраны только-что-бывшее и возможное будущее. Сознание в точке "теперь" постоянно соотнесено со своим временным горизонтом.
Все эти феноменологические принципы в полной мере соответствуют и представленному выше пониманию концепта как «тенденцию к существованию», что вовсе не делает его абсолютно виртуальным, или абсолютно непознаваемым, или абсолютно не именуемым - ведь вероятность не уничтожает логики реального общения. Концепт - это не вероятность вещей, а вероятность взаимосвязей: с одной стороны, его центростремительные силы позволяют удерживать все пространственные параметры общения и взаимосвязывать их в точке «теперь», создавая при этом каждый раз заново из хаоса понятий, значений, смыслов и символов космос реального понимания. С другой стороны, наличие концептов определяет и возможность постороения «возможного будущего», которое всегда связано с уже существующем бытием-в-мире, нашедшем свое отражение, закрепленном и транслируемым семантическими, семиотическими и концептуальными параметрами общения той или иной лингвокультурной общности.
Заключение.
1. Проведенное исследование позволяет рассматривать структуру коммуникации как взаимосвязь и взаимодействие трех составляющих: реальной фигуры - действительности ситуации общения, интровертивной фигуры - текста и экстравертивной фигуры - дискурса. Под ними в работе понимаются:
-
материальная фигура коммуникации - действительность: совокупность материальных условий бытия, в которых осуществляется коммуникация представителей определенной лингвокультурной общности;
-
интровертивная фигура коммуникации - текст: совокупность правил лингвистической и экстралингвстической организации содержания коммуникации представителей определенной лингвокультурной общности;
-
экстравертивная фигура коммуникации - дискурс: совокупность вербальных форм практики организации и оформления содержания коммуникации представителей определенной лингвокультурной общности.
При этом каждая из фигур может существовать в коммуникации по крайней мере в следующих состояниях: реальной, латентной, квази и виртуальной.
Реальная коммуникация всегда происходит в конкретном коммуникативном пространстве: под ним понимается совокупность сфер речевого общения, в которой определенная языковая личность может реализовать в соответствии в принятыми в данном социуме языковыми, когнитивными и прагматическими правилами необходимые потребности своего бытия.
3. Элементами, постоянно связывающими в процессе коммуникации три ее фигуры, являются прецедентные феномены, стереотипы общения, невербальные и ландшафтные элементы действительности.
4. Каждая языковая единица в процессе своего существования в речевом общении «обрастает» определенной совокупностью ассоциативных связей с другими единицами - она образует вокруг себя некоторую семантическую сферу, а совокупность семантических сфер, реализуемых в ассоциативно-вербальной сети речевого общения носителей данного языка, образует семантическое пространство, под которым понимается совокупность единиц, именующих элементы картины мира, сложившейся у данного этноса в ходе его бытия и определяющей национально-культурную специфику построения и реализации ассоциативно-вербальной сети ее языковых личностей.
5. Каждая языковая единица, будучи знаком, фиксирует и именует определенную связь между явлением действительности, значением и смыслом этого явления. Знак должен содержать - пусть виртуально, т.е. на уровне совокупности всех возможных ситуаций речевого общения, - и всю эту совокупность смыслов, проявляющихся с учетом реального процесса общения. При этом собственно знак является и устойчивой, и мобильной структурой, обеспечивающей и единообразное понимание его в определенной языковой среде, и возможность использования его как метафоры в иных условиях речевого общения. Совокупность семиотических сфер образует семиотическое пространство - совокупность бытийно сложившйхся моделей понимания, оценки и организации хаоса человеческого бытия, исторически вселенски, этнически и социально закрепленных в семиотических системах, регулирующих человеческое существование и специфически означаемых в разных языках.
6. Совокупность семантических сфер и семиосфер, расположенных во взаимосвязанном пространстве, создает условия для возникновения сфер более высокого порядка - концептосфер, которые, с одной стороны, через семантические сферы связаны с языком, с возможностью именования их или их частей, а с другой - через посредство семиосфер, связаны с достаточно устойчивыми моделями восприятия и постижения мира. Совокупность концептосфер создает концептуальное пространство речевого общения той или иной лингвокультурной общности - совокупность исторически сложившихся базовых структурных элементов организации человеческого бытия, закрепленных в наборе семиотических сфер, именованных в наборе семантических сфер и обеспечивающих существование человека в реальном пространстве.
7. Взаимодействие семантических, семиотических и концептуальных пространств определенной лингвокультурной общности образуют национальную языковую картину мира. И именно концепт, не как «вероятность вещей», а как «вероятность взаимосвязей», реализующийся и каждой отдельной концептосфере, и в их совокупности (концептуальном пространстве), позволяет удерживать «разбегание» семантических и семиотических пространств до полного хаоса. Концепт - сложившаяся совокупность правил и оценок организации элементов хаоса картины бытия, детерминированная особенностями деятельности представителей данного лингво- культурного сообщества, закрепленная в их национальной картине мира и транслируемая средствами языка в их общении.
Именно на основе универсальных и национально-специфических концептов в общении определенного лингвокльтурного сообщества и в общении различных лингвокультурных сообществ каждый раз заново из хаоса понятий, значений, смыслов и символов создается космос реального понимания и реального речевого общения.
Представленное в работе понимание структуры речевого общения, на наш взгляд, в полной мере соотносится с феноменологическими принципу рассмотрения явлений и процессов (в понимании Э.Гуссерля и его последователей).
Хаосокосмология коммуникации может рассматриваться как направление в изучении и описания принципов организации коммуникации и ее концептуального наполнения, реализуемого через пространственные характеристики фигур коммуникации.
Выводы проведенного исследования, таким образом, могут стимулировать, на наш взгляд, дальнейшие изыскания в области когнитивной лингвистики.
Литература.
-
Азимов и др., 1999 - Азимов Э.Г, Щукин А.Н.. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). - СПб: «Златоуст», 1999.-472 с.
-
Азнаурова, 1997 - Азнаурова Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения (лингвистический и дидактический аспекты). Автореф. дисс...д-ра пед.наук. — М.: 1997. — 41 с.
-
Айзенберг, 1991 - Айзенберг М. Вместо предисловия //Личное
ДЕЛО № : Литературно-художественный альманах. - М.: «Союзтеатр»,
1991.-С.5-18
-
Акимова, 1997 - Акимова И.И. Способы выражения имплицитной информации художественного дискурса (на материале произведений В.Набокова). - Автореф.дис...канд.филол.наук. Москва, 1997, 20 с.
-
Аманбаева, 2003 - Аманбаева Г.Ю. Дискурсивное направление и современная лингвистическая методология // Русский текст и русский дискурс, 2003, с.9-17
-
Анисимова, 1988 — Анисимова Е.Е. Коммуникативно- прагматические нормы // Философские науки. 1988. N6, с.64—69
-
Апресян, 1995;11 - Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т.П. Интегральное описание языка и системная лексикография. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - С. 351-354
-
Апресян, 1995 - Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // "Вопросы языкознания", 1995, N1, с.37-67
-
Арват, 2003 - Арват Н. Н. Концептосфера лексемы душа в русском языке // Концептосфера, 2003, с. 94-97
-
Арутюнова, 1990 - Арутюнова Н.Д. Дискурс / Лингвистический энциклопедический словарь. -М.: 1990. - С. 136—137
-
Арутюнова, 1993 - Арутюнова Н.Д. Введение //Логический анализ языка: Ментальные действия. - М.: Наука, 1993
-
Арутюнова, 2003 - Арутюнова Н.Д. О движении, заблуждении и восхождении // Логический анализ языка. Космос и хаос: Концептуальные поля порядка и беспорядка. - М.: Индрик, 2003. - С. 3-10
-
Аскольдов, 1928 - Аскольдов С.А. Концепт и слово //Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. - М.: Academia, 1997.- С. 267-279
-
Бабушкин, 1996 - Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико- фразеологической семантике языка. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996. - 104 с.
-
Баранов, 1993 - Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. - Ростов н/Д: Изд-во Рост.ун-та, 1993. - 182 с.
-
Бартминский, 1995 - Бартминский Е. Этноцентризм стереотипа: результаты исследования немецких (Бохум) и польских (Люблин) студентов в 1993-1994 г. // «Речевые и ментальные стереотипы».- М., 1995. - С.7-9
-
Басин и др., 1971 - Басин Е.Я., Краснов В.М.. Социальный символизм (Некоторые вопросы взаимодействия социальной структуры и культуры) // "Вопросы философии", 1971, N 10, с.164-172
-
Батыгин, 1980 - Батыгин Г.С. Стереотипы поведения: распознавание и интерпретация // "Социологические исследования", 1980, N4, с.96-102
-
Белякова, 2003 - Белякова Л. Ф. Концепт «престиж» в языковом сознании студенческой молодежи конца XX в. (по материалам лингвистического эксперимента) // Концептосфера, 2003, с. 200-203
-
Белякова, 2003 - Белякова С. М. Глаголы играть и гулять в кон- цептосфере русского языка. // Концептосфера, 2003, с.98-102
-
Белянко и др., 1994 - Белянко О.Е., Трушина Л.Б. Русские с первого взгляда. Что принято и что не принято у русских: Книга для чтения и тренировки в коммуникации. - М., 1994. - 75 с.
-
Берестнев, 2000 - Берестнев Г. Особенности концептуального абсурда у Д.А.Пригова // Балтийский филологический курьер. - Калининград, изд-во Калининград, ун-та 2000, №1. - С. 87-96
-
Берестнев, 2003 - Берестнев Г. «В культуре возникла потребность нового, искреннего высказывания...»: Беседа с Д.А.Приговым // Балтийский филологический курьер. - Калининград, изд-во Калининград.ун-та, 2003, №3.-С.114-117
-
Бессонова, 2003 - Бессонова Е.Е. Языковая личность как система в русском дискурсе//Концептосфера, 2003, с. 303-306
-
Блохина, 2003 - Блохина Н. Г. Концептосфера русского языка: константы и динамика изменений (на примере анализа концепта, репрезентируемого словом «Бог») // Концептосфера, 2003, с.103-107
-
Богин, 1984 - Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов. - Автореф. дисс... д-ра филолог, наук. - JL, 1984.-44 с.
-
Богушевич, 1998 - Богушевич Д.Г. Коммуникативная модель языка //Полилог. Вып.1. - Минск, Белорусская ассоциация коммуникативной лингвистики, 1998. - С.7-11
-
Борисова, 1999 - Борисова И.Н. Прототипические тексты в структуре разговорного диалога // Русский язык в контексте культуры. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. - С. 152—171
-
Борисова, 2003 - Борисова С.А. Пространство - Человек - Текст. - Ульяновск: УлГУ, 2003. - 327 с.
-
Брагина, 2005 - Брагина Н.Г. Социокультурные конструкты в языке. - М.: Гос.ИРЯ им.А.С.Пушкина, 2005. - 360 с.
-
Булатова, 1999 - Булатова А.П. Концептуализация знания в искусствоведческом дискурсе //Вестник Московского университета. Сер.9. Филология. -1999. -N 4. - С. 34-49
-
Булыгина и др., 1997 - Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). - М.: Языки русской культуры, 1997. - 576 с.
-
Буянова и др., 2003 - Буянова Л.Х., Ерошенко А. Р. Константы «Жизнь», «Душа», «Любовь» как основа русской ментальности и культуры: специфика вербализации // Концептосфера, 2003, с. 204-209
-
Вавилова, 2001 - Вавилова E.H. Жанровая квалификация дискурса телеконференций Фидонет. - Автореф. диссс...канд. филол. наук. - Томск, 2001.-24 с.
-
Вдовиченко, 2003 - Вдовиченко A.B. Хаос в лингвистическом материале как проблема метода. Актуализация вербального феномена // Логический анализ языка. Космос и хаос: Концептуальные поля порядка и беспорядка. - М.: Индрик, 2003. - С. 248-255.
-
Вежбицкая, 2001 - Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. - М.: Языки славянской культуры, 2001 - 288 с.
-
Вежбицкая, 2001 - Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 272 с.
-
Вернадский, 2000а - Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление // Труды по философии естествознания. М.: Наука, 2000. 504 с.-с.316-651
-
Вернадский, 20006 - Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Труды по философии естествознания. М.: Наука, 2000. 504 е.- с..308-315
-
Виноградов, 1995 — Виноградов С.И. К вопросу о нормативности языкового сознания //Этническое и языковое самосознание: Материалы конференции (Москва, 13—15 декабря 1995 г.). М., 1995, с.24—25
-
Вишнякова, 2002 - Вишнякова О.Д. Язык и концептуальное пространство /на материале современного английского языка/. - М.: МАКС Пресс, 2002. - 380 с.
-
Воркачев, 2001 - Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании //Филологические науки. - 2001.- N1.-0. 64-72
-
Воркачев, 2004 - Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. -М.: ИТДГК "Гнозис", 2004. - 236 с.
-
Воркачев, 2003 - Воркачев С.Г. Эталонность в сопоставительной семантике //Язык, сознание, коммуникация: Сб.статей. - М.: МАКС Пресс, 2003.-С. 6-15
-
Воротников, 1995 —Воротников Ю.Л. "Картина мира" и грамматика смыслов //Этническое и языковое самосознание: Материалы конференции (Москва, 13—15 декабря 1995 г.). — М., 1995. — С.27—28
-
Габдуллина, 2004 - Габдуллина С.Р. Концепт ДОМ/РОДИНА и его словесное воплощение в индивидуальном стиле М.Цветаевой и поэзии русского зарубежья первой волны (сопоставительный аспект). Автореф. дисс.. .канд. филол. наук. - М., 2004. - 24 с.
-
Гаспаров, 1996 - Гаспаров Б.М. Язык, память, образ: Лингвистика языкового существования. - М.: «Новое литературное обозрение», 1996. - 352 с.
-
Гафарова и др., 1998 - Гафарова Г.В., Кильдибекова Т.А. Когнитивные аспекты лексической системы языка (на материале функционально- семантической сферы «жить»). - Уфа, 1998. - 182 с.
-
Гербик, 1998 - Гербик Л.Ф. Слово НАРОД в концептосфере русского языка // Полилог. Вып.1. - Минск, Белорусская ассоциация коммуникативной лингвистики, 1998. - С.22-26
-
Гершунский, 2002 - Гершунский БС. Философия образования для XXI века: Учебное пособие для самообразования. Изд.2—е. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 512 с.
-
Глазанова, 2001 - Глазанова Е.В. Типы связей в ментальном лексиконе и экспериментальные методы их исследования. - Авто- реф.дис...канд.филол.наук. СПб., 2002, 22 с.
-
Грузберг, 2003 - Грузберг Л.А. Концепт // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М.:Флинта: Наука, 2003. - 696 с.
-
Гудков, 1996 — Гудков Д.Б. Лингвистические и методические проблемы межкультурной коммуникации // Лингвостилистические и лин- гводидактические проблемы коммуникации. М., 1996, с.45—57
-
Гудков, 1999 - Гудков Д.Б. Прецедентное имя и проблемы преце- дентности. - М.: Изд-во Москв. ун-та, 1999. - 152 с.
-
Гуслякова, 1977 - Гуслякова Л.Г. Стереотипы обыденного сознания // "Философское освоение мира человеком. Сб.научн.трудов". - Л., 1977. - С.57- 68
-
Денисенко, 2004 - Денисенко В.Н. Концепт изменение в русской языковой картине мира. - М.: Изд-во РУДН, 2004 - 306 с.
-
Демьянков, 2001 - Демьянков В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и научном языке //Вопросы филологии. - М., 2001, N 1(7). С.35-46
-
Десюкевич, 2003 - Десюкевич О. И. Концепт профессор в русской литературе XX века // Концептосфера, 2003, с. 222-230
-
Дискомфорт, 2001 - Дискомфортная стилистика и стилистика дискомфорта: материалы рабочего совещания (Москва, Институт языкознания РАН, сектор психолингвистики и теория комуникации). - М.: МАКС Пресс, 2001.-20 с.
-
Дискуссия, 1998 - «Феномен прецедентности и прецедентные феномены»: Дискуссия, которая состоялась в ИЯ РАН 28.01.98 // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей. - М.: «Филология», 1998. - Вып.4. - 128 с.
-
Долбина, 2004 - Долбина И.А. Художественный концепт брат и его языковая репрезентация в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Автореф. дис...канд. филол. наук. - Томск, 2004. - 18 с.
-
Дымарский, 1999 - Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы XIX—XX вв.). - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. - 284 с.
-
Елистратов, 1996 - Елистратов B.C. Онтология языковых стилей (На материале русской литературы XX века). - Автореф. дис... д- ра культуролог, наук. -М., 1996, 26 с.
-
Елухина, 2002 - Елухина Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетен- ции//Иностранные языки в школе. М., 2002, N 3, с.9—13
-
Ефремова, 2000 - Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково—словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. - T.I: А-О. - 1209 е.; T.II: П—Я. - 1088 с.
-
Жаркынбекова, 2003 - Жаркынбекова Ш. К. Моделирование концепта как метод выявления этнокультурной специфики // Концептосфера, 2003, с. 108-113
-
Желтухина, 2003 - Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ. - М.: Ин-т языкознания РАН; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003.- 656 с.
-
Жинкин, 1998 - Жинкин Н.И. Четыре коммуникативные системы и четыре языка // Язык - речь - творчество. (Избранные труды). - М.: «Лабиринт», 1998.-С.8-36
-
Залевская, 2001 - Залевская A.A. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж: Изд-во Воронеж.ун-та, 2001. - С. 36-44
-
Залевская, 2002 - Залевская A.A. Концепт как достояние индивида //Психолингвистические исследования слова и текста: Сб. научн. тр. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002 - С. 5 - 18
-
Зернецкий, 1988 - Зернецкий П.В. Лингвистические аспекты теории речевой деятельности // Языковое общение: Процессы и единицы. - Калинин: 1988.-С. 36—41
-
Зиновьева, 2003 - Зиновьева Е.И. Понятие «концепт» в рамках спецкурса «Языковая картина мира: концептосфера русского языка»// Лингвистика, методика и культурология в преподавании русского языка как иностранного. Сборник статей. - СПб.: Политехника, 2003. - С.16-21
-
Изаренков и др., 1997 — Изаренков Д.И., Чонг Зо Нгуен. Сферы общения как лингвометодическая категория. Исчисление сфер общения //Лингвистические и лингводидактические основы обучения русскому языку как иностранному. К 30-летию ФПК: Сборник статей. М., 1997, с.94— 105
-
Ильин, 1998 - Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М.: Интрада, 1998. - 255 с.
-
Каменская, 1996 - Каменская О.Л. Лингвистика на пороге XXI века // Лингвистические маргиналии. Сб. научн. трудов. Вып.432. - М.: Моск. гос. лингв, ун-т, 1996. - С. 13-21
-
Канонич, 1987 - Канонич С.И. Виды пресуппозиции коммуникантов // "Язык как коммуникативная деятельность человека. Сб.научных трудов. Вып.284. МГПИИЯ". - М.,1987. - С.20-26
-
Карасик, 1996 - Карасик В.И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты: Сб. науч. тр./ВГПУ, ПМПУ. - Волгоград-Архангельск: Перемена, 1996. - С.3-16
-
Карасик, 1997 - Карасик В.И. Субкатегориальный кластер темпо- ральности: (К характеристике языковых концептов) // Концепты. - Архангельск, 1997.-Вып.2.-С. 154-173
-
Карасик, 2002 - Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.
-
Карасик, 2000 - Карасик В.И. Структура институционального дискурса // Проблемы речевой коммуникации. - Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 2000.-215 с.
-
Карасик и др., 2002 - Карасик В.И., Лю цзюань. Аспекты языковой картины мира // Речевая структура русского общества XVII-XXI веков (проблемы риторики и стилистики): Материалы Международной научной конференции (13-14 мая 2002 г.). - Астрахань: изд-во Астраханского гос. пед.ун-та, 2002.-С. 127-128
-
Карасик и др., 2001 - Карасик В.И.. Слышкин Г.Г. Лингвокуль- турный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Сб.науч.тр. - Воронеж: ВГУ, 2001. - С. 75-80
-
Караулов, 1987 — Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. - 263 с.
-
Караулов, 1989 — Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения //Язык и личность. - М.,1989, с.3-8
-
Караулов, 2003 - Караулов Ю.Н. Языковое сознание, языковая картина мира, менталитет // Вавилонская башня-2: Слово. Текст. Культура. Ежегодные чтения памяти кн. Н.С.Трубецкого 2002-2003 «Евразия на перекрестке языков и культур». - М.: 2003. - С. 17-28
-
Кибрик, 1994 - Кибрик A.A. Когнитивные исследования по дискурсу//Вопросы языкознания. 1994, №5. С. 126-139
-
Клаус, 1967 - Клаус Г. Сила слова. Гносеологический и прагматический анализ языка.- М., 1967. - 215 с.
-
Клобукова, 1995 ■—Клобукова Л.П. Феномен языковой личности в свете лингводидактики //Международная юбилейная сессия, посвященная 100-летию со дня рождения академика Виктора Владимировича Виноградова: Тезисы докладов. М.,1995, с. 321—323
-
Клюканов, 2003 - Клюканов Н.Э. К вопросу о развитии значения //Материалы международной конференции, посвященной 60-летию факультета иностранных языков. - 4.1: Сборник научных трудов. Тверь: ТВГУ, 2003. - С.78-90
-
Кнабе, 1993 - Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. -М.: Индрик, 1993. - 528 с.
-
Колесов, 1999 - Колесов В.В. «Жизнь происходит от слова...». - СПб., 1999.
-
Колесов, 2004 - Колесов B.B. Язык и ментальность. - СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2004. - 240 с.
-
Колесов, 2002 - Колесов В.В. Философия русского слова. - СПб.: ЮНА, 2002.-448 с.
-
Коломинский, 1972 - Коломинский Я.Л. Социальные эталоны как стабилизирующие факторы "социальной психики" // "Вопросы психологии", 1972, N1, с.24-32
-
Колосов, 2004 - Колосов С.А. Конструирование социальной ненависти в дискурсе. - Автореф. дис...канд. филол. наук. Тверь, 2004. - 19 с.
-
Кон, 1967 - Кон И.С. Социология личности. - М.,1967. - 383 с.
-
Концептосфера, 2003 - Концептосфера русского языка: константы и динамика изменений // Русское слово в мировой культуре. Материалы X Конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Санкт-Петербург, 30 июня - 5 июля 2003 г. - СПб.: Политехника, 2003. - 355 с.
-
Корнилов, 2003 - Корнилов O.A. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. - М.: ЧеРо, 2003. - 349 с.
-
Косарев, 2000 - Косарев А.Ф. Философия мифа: мифология и ее эвристическая значимость. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. - 304 с.
-
Костомаров и др., 1997 - Костомаров В.Г., Бурвикова Н.Д. Кар- навализация как характеристика современного состояния русского языка: лингвометодический аспект // Функциональная семантика языка, семиотика знаковых систем и методы их изучения: Материалы международной научной конференции. 4.1. М. 1997, с.23-24
-
Костомаров и др., 2001 - Костомаров В.Г., Бурвикова Н.Д. Старые мехи и молодое вино: Из наблюдений над русским словоупотреблением конца XX века. - СПб.: Златоуст, 2001. - 72 с.
-
Кравченко, 1999 - Кравченко А.В. Классификация знаков и проблема взаимосвязи языка и знания //Вопросы языкознания, 1999, № 6. С.З- 12
-
Красных, 1997а — Красных В.В.. Когнитивная база vs культурное пространство в аспекте изучения языковой личности //Язык, сознание, коммуникация: Выпуск 1. - М., 1997, с. 128—144
-
Красных, 19976 — Красных В.В. Коммуникация в свете лингво- когнитивного подхода // Функциональные исследования: Сб. статей по лингвистике. Вып.З. М., 1997, с.67—83
-
Красных, 1997в — Красных В.В. Коммуникативный акт и его структура // Функциональные исследования: Сб.статей по лингвистике. Вып.4. М., 1997, с.34-49
-
Красных, 1997г — Красных В.В. К вопросу о русской когнитивной базе и русском культурном пространстве //Сопоставительная грамматика и теория коммуникации. - М.,1997, с.23—33.
-
Красных, 1997г — Красных В.В. К вопросу о русской когнитивной базе и русском культурном пространстве //Сопоставительная грамматика и теория коммуникации. - М.,1997, с.23—33.
-
Красных, 1997д — Красных В.В. О чем не говорит "человек говорящий"? (к вопросу о некоторых лингво-когнитивных аспектах коммуникации) //Лингвокогнитивные аспекты межкультурной коммуникации: Сб.статей. М., 1997, с.81—91
-
Красных, 1998 - Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация). - М.: Диалог—МГУ, 1998.-352 с.
-
Красных, 2001а - Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций. -М.: Гнозис, 2001. - 270 с.
-
Красных, 20016 - Красных В.В. Точки над i или многоточие?.. (к вопросу о современной научной парадигме) // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей. -М.: МАКС Пресс, 2001. - Вып. 16. - С.5-12
-
Красных, 2002 - Красных B.B. Этнопснхолингвистика и лингво- культурология: Курс лекций. - М.: ИТДК Гнозис, 2002. - 284 с.
-
Красных, 2003 - Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность?. - М.: ИТДК Гнозис, 2003. - 375 с.
-
Красных и др., 1996 — Красных В.В., Гудков Д.Б., Багаева Д.В. О témpora, о mores! Новые структуры русской когнитивной базы // Лин- гвостилистические и лингводидактические проблемы коммуникации. - М.,
-
с.107-120
-
-
Красс, 2000 - Красс H.A. Концепт дерева в лексико- фразеологической семантике русского языка (на материале мифологии, фольклора и поэзии): Автореф. дис... канд. филол. наук. - М., 2000. - 20 с.
-
Красухин, 1996 - Красухин К.Г. О загадке слова (слово как узел лингвоилософских проблем) // АРХЭ: Ежегодник культуро-логического семинара. Вып.2. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1996. - С. 377-397
-
Крейдлин, 2002 - Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. -М.: Новое литертурное обозрение, 2002
-
Крюкова, 2003 - Крюкова Г. А. Социолингвистический аспект русского слова на материале концепта «государство» // Концептосфера, 2003, с. 238-242
-
Кубрякова и др.. 1996 - Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Пан- крац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. - М. -
-
-245 с.
-
Кубрякова, 2004 - Кубрякова Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики, 2004 № 1. - С. 6-17.
-
Кузлякин, 2005 - Кузлякин С.В. К вопросу о толковании понятия концепт в современной научной парадигме // Русистика и современность: Материалы VII международной научно-практической конференции «Русистика и современность». Т. 1. - СПб.: Сударыня, 2005. - С. 172-180
-
Кузнецов, 2000 - Кузнецов A.M. Когнитология, «антропоцентризм», «языковая картина мира» и проблемы исследования лексической семантики / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.- информ. исслед., Отд. языкознания. - М.: 2000. - С. 8-22.
-
Купина и др., 1994 - Купина H.A., Битенская Г.В. Сверхтекст и его разновидности // Человек - Текст — Культура. - Екатеринбург, 1994. - С. 214-233
-
Кучеренко, 2000 - Кучеренко О.И. Формирование дискурсивной компетенции в сфере устного общения. - М., 2000.
-
Лебедько, 2002 - Лебедько М.Г. Когнитивные аспекты взаимодействия языка и культуры: сопоставление американской и русской темпоральных концептосфер: Автореф. дис...д-ра филол. наук. - М., 2002. - 44 с.
-
Леонтович, 2005 - Леонтович O.A. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения. - М.: Гнозис, 2005. - 352 с.
-
Леонтьев, 1996 - Леонтьев A.A. Язык не должен быть "чужим" // Этнопсихолингвистические аспекты преподавания иностранных языков.— М., 1996.— С.41—47-
-
Ли, 2000 - Ли B.C. О языковой концептуализации мира и концептуальном анализе // Язык образования и образование языка: Материалы международной научной конференции. - Великий Новгород, 2000. - С. 184185
-
Лихачев, 1993 - Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Изв.АН. Серия литературы и языка. - Т.52. -N 1. - 1993. - С.3-9
-
Лосев, 1991 - Лосев A.B. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - 525 с.
-
Лотман, 1992 — Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.,1992, 272
-
с.
-
Лотман, 1999 - Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек- текст-семиосфера-история. - М.: «Языки русской культуры», 1999. - 464 с.
-
Лотман, 2002 - Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. - СПб.: «Искусство-СПБ», 2002. - 768 с.
-
Лотман и др., 1971 - Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры //Труды по знаковым системам Y. Уч. зап. Тартусского гос.у-та. Вып.284. Тарту, 1971, с. 144-166
-
Лыткина, 2003 - Лыткина И.В. Обучение студентов потреблению прецедентных текстов. Авторф. дис...канд. филол. наук. - М., 2003. - 15 с.
-
Ляпин, 1997 - Ляпин С.Х. Концептология: к становлению подхода // Концепты. Научные труды Центрконцепта. - Архангельск. - 1997. - Вып.1. - С. 11-35
-
Макаров, 1998 - Макаров М.Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе. - Тверь: 1998. - 200 с.
-
Матвеева, 2003 - Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика - М.: Флинта; Наука, 2003. - 432 с.
-
Методика, 1990 — Методика преподавания русского языка как иностранного. —М., 1990. — 268 с.
-
Милевская, 2003 - Милевская Т.В. Дискурсивные цели и коммуникативные стратегии // Русский текст и русский дискурс, 2003, с. 60-67
-
Миллер, 2000 - Миллер Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Мир русского слова. -№ 4, 2000. - С. 3945
-
Миллер, 2004 - Миллер Л.В. Оценка в концептосфере художественной картины мира русской литературы // Язык и ментальность: Текст и концепт: Вып. 1. - СПб.: Политехника, 2004. - С. 16-25
-
Миронюк и др., 2003 - Миронюк Л., Каминьски В. Нечто об эмоциональных концептах в русском языке // Концептосфера, 2003, с. 127-131
-
Морковкин и др., 1994 - Морковкин В.В., Морковкина A.B. Язык, мышление и сознание и vice versa // Русский язык за рубежом, 1994, №1. - С.63-70
-
Морковкин и др., 1997 - Морковкин В.В., Морковкина A.B. Русские агнонимы (слова, которые мы не знаем). - М., 1997. - 414 с.
-
Мыркин, 2002 - Мыркин В.Я. Понятие vs концепт; текст vs дискурс; языковая картина мира vs речевая картина мира //Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира: Материалы Международной научной конференции. - Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. - С.46-47
-
Назаров, 1990 — Назаров С.И. Языковая норма и языковая культура с позиции психолингвистики// Нормы человеческого общения. Тезисы докладов научн. конф. — Горький, 1990 — с. 19-20
-
Налимов, 1979 - Налимов В.В. Вероятностная модель языка. О соотношении естественных и искусственных языков. - Изд. 2- е, М.: Наука, 1979.-303 с.
-
Налимов, 1989 - Налимов В.В.Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. - М.: Прометей, 1989.-287 с.
-
Нерознак, 1998 - Нерознак В.П. От концепта к слову: к проблеме филологического концептуализма // Вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. - Омск, 1998. - С.81
-
Никитин, 2004 - Никитин М.В. Развернутые тезисы о концептах // Вопросы когнитивной лингвистики, № 1, 2004. - С. 53-64
-
Николаева, 1997 - Николаева Т.М. Текст //Русский язык. Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. - 703 с.
-
НФЭ, 2001 - Новая философская энциклопедия. Т.2 - М.: «Мысль», 2001.
-
Оганджанян, 1989 - Оганджанян P.C. Некоторые вопросы формирования этнических стереотипов в мононациональной среде // "Психологический журнал", т. 10, N1, 1989, с.49-55
-
Олянич, 2004 - Олянич A.B. Презентационная теория дискурса. -Волгоград: Парадигма, 1004. - 507 с.
-
Панков, 1995 - Панков A.B. Разгадка М.Бахтина. - М.: «Ин- форматик», 1995 - 256 с.
-
Панова, 2005 - Панова М.Н. Языковая личность государственного служащего: дискурсивная практика, типология, механизмы формирования. - Автореф. дис... д-ра филол. наук, М., 2005. - 32 с.
-
Панченко, 1999 - Панченко H.H. Средства объективации концепта «обман» (на материале английского и русского языков). - Ав- торф.дисс...канд.филол.наук. - Волгоград, 1999.
-
Пассов, 2000 — Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. — М.: Просвещение, 2000. — С. 3— 62
-
Персикова, 2002 - Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: Учебное пособие. - М.: Логос, 2002. - 224 с.
-
Попова и др.. 2002 - Попова З.Д., Стернин И.А. Концептосфера и картина мира // Язык и национальное сознание. Вып. 3. - Воронеж: Истоки, 2002. - С. 4-8
-
Попова и др., 1999 - Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. - Воронеж. - 1999. - 30 с.
-
Почепцов, 1990 — Почепцов О.Г. Языковая ментальность: способ представления мира // Вопросы языкознания. 1990, N6, с.110—122
-
Проскуряков, 1998 - Проскуряков М.Р. Концепт из хаоса //Материалы XXVII межвузовской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов: Вып. 12. Секция стилистики русского языка. Часть I. - СПб., 1988. - С. 13-22
-
Прохоренко, 2002 - Прохоренко Ю.И. Социальная реальность как гипертекст // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира: Материалы Международной научной конференции. - Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. - С.23-26
-
Прохоров, 1998 - Прохоров Ю.Е. Лингвострановедение. Куль- туроведение. Страноведение: Теория и практика обучения русскому языку как иностранному. - М., 1998. - 108 с.
-
Прохоров, 1997 - Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. - М., 1997, 228 с.
-
Прохоров, 1999 - Прохоров Ю.Е. Коммуникативное пространство языковой личности в национально-культурном аспекте // Язык, сознание, коммуникация. Вып.8. - М., 1999, с. 52—61
-
Прохоров, 2003 - Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. - Изд. 3 - е: М.: УРСС, 2003.
-
Прохоров, 2003 - Прохоров Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс. РКИ. - М.: Икар, 2003. - 266 с.
-
Прохоров, 2004 - Прохоров Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс. - М.: Наука: Флинта, 2004. - 224 с.
-
Раппопорт, 1999 - Раппопорт Н.В. Лингвокультурологический концепт «французская национальная личность» (на материале афористики). - Автореф.дисс.. .канд. филол.наук. - Уфа, 1999. - 23 с.
-
Румянцева, 2004 - Румянцева И.М. Психология речи и лингво- педагогическая психология. - М.: ПЕР СЭ; Логос, 2004. - 319 с.
-
Русский текст и русский дискурс, 2003 - Русский текст и русский дискурс сегодня // Русское слово в мировой культуре. Материалы X Конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Санкт-Петербург, 30 июня - 5 июля 2003 г. - СПб.: Политехника, 2003.-668 с.
-
Ручина и др., 2003 - Ручина Л. И., Горшкова Т. М. Лексикографическое исследование концептосферы русского фольклора // Концепто- сфера, 2003, с. 148-153
-
Рябова, 1991 - Рябова Н.К. «Вопрос»: прототипическое значение концепта // Логический анализ языка: Культурные концепты. - М., 1991. - С.72-78
-
Савельева, 2003 - Савельева Л.В. К проблеме адекватности перевода русских этнокультурных концептов // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. - Вып.VI. - СПб.: «Сударыня», 2003. - С. 44-51
-
Сазонова, 2000 - Сазонова Т.Ю. Различные подходы к проблеме концепта // Слово и текст в психолингвистическом аспекте. - Тверь, 2000.
-
Саксонова, 2001 - Саксонова Ю.Ю. Прецедентный интекст: проблема межъязыковой эквивалентности в художественном переводе (на материале английского, немецкого и русского языков). - Автореф. дисс...канд.филолог.наук. - Екатеринбург, 2001. -24 с.
-
Сафарян, 2002 - Сафарян Р.Д. Концептосфера русского языка: сложности в обучении. - Русистика в СНГ: Сборник. - СПб.: «Златоуст», 2002. С.158-171
-
Седов, 1999 - Седов К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: Психо- и социолингвистические аспекты. - Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 1999. - 180 с.
-
Седов, 2002 - Седов К.Ф. Теория дискурса, генристика и риторика // Речевая структура русского общества XVII-XXI веков (проблемы риторики и стилистики): Материалы Международной научной конференции (13-14 мая 2002 г.). - Астрахань: изд-во Астраханского гос.пед.ун-та, 2002. - С. 64-69
-
Седов, 2004 - Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. - М.:Лабиринт, 2004. - 320 с.
-
Селиванова, 2003 - Селиванова Е. А. Мотивационные процессы в концептосфере русского языка // Концептосфера, 2003, с. 156-160
-
Селиверстова, 2001 - Селиверстова О.Н. Когнитивная и концептуальная лингвистика // Язык и культура. Факты и ценности. - М.: Языки славянской культуры, 2001.
-
Семендяева, 1986 - Семендяева О.Ю. Стереотип как социальный и социально-психологический феномен.- Автореф.дисс... канд.филос.наук.- М., 1986.-20 с.
-
Сепир, 1993 - Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. -М., 1993. - 656 с.
-
Серебренников, 1983 - Серебренников Б.А. О материалистическом подходе к явлениям языка. - М., 1983. - 319 с.
-
Силинский, 1991 - Силинский C.B. Национальные стереотипы мышления и речевая коммуникация // «Психолингвистика и межкультурное взаимодействие». - М., 1991. - С.273-275
-
Слышкин, 1999 - Слышкин Г.Г. Концепты прецедентных текстов: классификация по степени опосредованности восприятия// Языковая личность: проблема лингвокультурологии и функциональной семантики. - Волгоград, 1999. - С. 73-79
-
Слышкин, 1999 - Слышкин Г.Г. Текстовая концептосфера и ее единицы // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. - Волгоград. 1999.-С. 18-26
-
Слышкин, 2000 - Слышкин Г.Г. Прецедентный текст: структура концепта и способы апелляции к нему //Проблемы речевой коммуникации: Межвуз.сб.научн.тр. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. - С.62-68
-
Слышкин, 2000 - Слышкин Г.Г. От текста к символу. Лингво- культурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. - М. - 2000. -
-
Слышкин, 2002 - Слышкин Г.Г. Тендерная концептосфера современного русского анекдота //Тендер как интрига познания. - Альманах. Пилотный выпуск. - М., 2002.
-
Смыкунова, 2003 - Смыкунова H.B. Прецедентные феномены в речевом общении русской языковой личности и процессе обучения русскому языку как иностранному. Автореф. дис... канд. пед. наук. М., 2003. - 19 с.
-
Социальная идентификация личности, 1993 - «Социальная идентификация личности». - М., 1993. - 167 с.
-
Степанов, 1985 — Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. —М.,1985.-334 с.
-
Степанов, 1997 - Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: Школа «Языки русской культуры»,
-
-824 с.
-
-
Степанов, 1998 - Степанов Ю.С. Язык и Метод. К современной философии языка. - М.: «Языки русской культуры», 1998. - 784 с.
-
Степанов, 2002 - Степанов Ю.С. Интертекст и некоторые современные расширения лингвистики. // Языкознание: Взгляд в будущее. — Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002. - С. 100-105
-
Стереотипы, 1988 - «Стереотипы в общественном сознании: (Социально-философские аспекты): Научно-аналитический обзор». /Авт.: Васильева Т.Е./. - М.,1988. - 42 с.
-
Стернин, 2001 - Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. -Воронеж: 2001.-252 с.
-
Стернин и др., 1998 - Стернин И.А., Быкова Г.В. Концепты и лакуны//Языковое сознание: формирование и функционирование. - М.,
-
- С.55-67
-
Стернин, 2005 - Стернин И.А. Значение и концепт: сходства и различия // Общение. Языковое сознание. Межкультурная коммуникация. Сб. статей / Институт языкознания РАН. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2005. - С. 135-143
-
Стукаленко, 1992 - Стукаленко Н.И. Отражение обыденного сознания в образной языковой картине мира. - Киев, 1992. - 162 с.
-
Сулимов, 2005 - Сулимов В.А. Философия и логика русского языкового континиума. - Сыктывкар: Изд-во КГПИ, 2006. - 128 с.
-
Султанов, 2001 - Султанов А.Х. Слово как вещь, явленная в смысле / Scripta linguisticae applicatae. Проблемы прикладной лингвистики - 2001: Сборник статей. - М.: «Азбуковник», 2001 - С.277-293
-
Тазетдинова, 2004 - Тазетдинова P.P. Информационный потенциал единиц конфептосферы жилище. - Автореф. дис...канд. филол. наук. Уфа, 2005, 24 с.
-
Тарасов, 1992 — Тарасов Е.Ф. Проблемы теории речевого общения. Научн. доклад по опубл. трудам, пред ст. к защите... д-ра филол. наук. -М.,1992, 55 с.
-
Тер-Минасова, 2000 - Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация.— М.: Слово, 2000. — 624 с.
-
Токарев, 1999 - Токарев Г.В. Лингвокультурологическое осмысление отношений концептов «труд» и «календарь» //Язык образования и образование языка: Материалы международной научной конференции. - Великий Новгород, 2000. - С.307-308
-
Толстая, 1993 - Толстая С.И. Этнолингвистика в Люблине // "Славяноведение", 1993, N3, с. 47-59
-
Толстая, 1995 - Толстая С.М. Стереотип в этнолингвистике // «Речевые и ментальные стереотипы». - М., 1995. - С.124-127
-
Томашевская, 2005 - Томашевская К.В. Ключевые концепты современного экономического дискурса // // Русистика и современность: Материалы VII международной научно-практической конференции «Русистика и современность». Т. 1. - СПб.: Сударыня, 2005. - С. 120-126
-
Фадеева, 2004 - Фадеева И.Е. Теория и культурно- историческая феноменология символа. Автореф. дис... д-ра культурологии. СПб., 2004, 47 с.
-
Фесенко, 1999 - Фесенко Т.А. Этноментальный мир человека: опыт концептуального моделирования. - Автореф. дис... д-ра филол.наук. -Москва, 1999.-52 с.
-
Филиппович, Шпарага - см. htth.://www.velikanov.ru/philosophy/ fenomenologija.asp.
-
Флоренский, 1990 - Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. - Собр. соч. в 2 тт. Т. 1. - М.: «Правда», 1990 - 839 с.
-
Формановская, 1998 — Формановская Н.И. Коммуникативно- прагматические аспекты единиц общения. — М., 1998 — 292 с.
-
Фундаментальные исследования, 1997 — Фундаментальные исследования современной американской лингвистики / Под ред. А.А.Кибрика, И.М.Кобозевой и И.А.Секериной. - М.: Изд-во МГУ, 1997. - 455 с.
-
ФЭС, 1983 - Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
-
Хаймс, 1975 - Хаймс Д.Х. Этнография речи // Новое в лингвистике: Вып. VII: Социолингвитика. - М., 1975. - 486 с.
-
Хазагеров, 2002 - Хазагеров Г. Персоносфера русской культуры// Новый мир, 2002, №!, с. 134-145
-
Хамитова, 2004 - Хамитова Г.А. Культурная концептосфера в языке и принципы ее вычленения // Хабарши вестник: Филология сериясы № 2 (74) Серия филологическая. - Алматы «Казак университет!», 2004. - С.68-71
-
Харитончик, 1992 - Харитончик З.А. Способы концептуальной организации знаний в лексике языка // Когнитивные исследования в языковедении и зарубежной психологии: Хрестоматия. - Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2001.-С. 87-94
-
Худяков, 1996 - Худяков A.A. Концепт и значение // Языковая личность: культурные концепты: Сб. науч.тр. / ВГПУ, ПМПУ. - Волгоград- Архангельск: Перемена, 1996. - С.97-103
-
Чан Ким Бао, 2000 - Чан Ким Бао. Текст и дискурс (через призму иньян концепции). -М.: Изд-во «Творчество», 2000. - 180 с.
-
Черемисина, 1955 - Черемисина Н.В. Языковые картины мира: типология, формирование, взаимодействие//Лексика, грамматика, текст в свете антропологической лингвистики: Тезисы докладов и сообщений международной научной конференции. 12-14 мая 1995 г. Екатеринбург, Россия. - Екатеринбург, из-во Уральского ун-та, 1995. - С. 15-16
-
Чернейко, 1997 - Чернейко Л.О. Лингвофилософский анализ абстрактного имени. - М.; 1997. - 320 с.
-
Чернейко и др., 1996 - Чернейко Л.О., Долинский В.А. Имя СУДЬБА как объект концептуального и ассоциативного анализа // Вестник МГУ. Сер.9. Филология. 1996, №6. - С.20-41
-
Чернобров, 1999 - Чернобров A.A. Теория имени: язык- философия-культура. Философские и логико-методологические основы теории номинации. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. - 210 с.
-
Чернявская, 2004 - Чернявская В.Е. Интертест и интердискурс как реализация тестовой открытости //Вопросы когнитивной лингвистики, 2004, № 1, с.106-111
-
Чулкина, 2004 - Чулкина Н.Л. Мир повседневности в языковом сознании русских: лингвокультурологическое описание. - М.:Изд-во РУДН, 2004.-256 с.
-
Чулкина, 2005 - Чулкина Н.Л. Концептосфера русской повседневности как объект лингвокультурологии и лексикографии. - Ав- тореф. дис...д-ра филол.наук. -М., 2005. - 36 с.
-
Шалина, 1998 - Шалина И.В. Взаимодействие речевых культур в диалогическом общении: аксиологический взгляд. Автореф. дисс...канд.филол.наук.—Екатеринбург, 1998.—21 с.
-
Швец, 2002 - Швец Н.О. Концептуальные пространства в трактовке П.Гэрденфорса // Психолингвистические исследования: слово и текст: Сб. научн. тр. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. - С. 115-124
-
Шейгал, 2000 - Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. - М.; Волгоград: Перемена, 2000. - 368 с.
-
Шихирев, 1985 - Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. Проблемы методологии и теории. - М.,1985. - 175 с.
-
Щедровицкий, 1973 - Щедровицкий Г.П. Структура знака: смыслы и значения // Проблемы лексикологии: Сб. статей. - Минск, 1973. - С. 225-238
-
Щедровицкий, 1975 - Щедровицкий Г.П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология). -М.: Стройиздат, 1975.
-
Юнг, 2001 - Юнг К.Г. Психолингвистические типы. - СПб., Азбука, 2001. -цит. по: www.lib.ru/PSIHO/JUNG/psytypes.txt
-
Юрков, 2003 - Юрков Е.Е. К вопросу о базовых понятиях лин- гвокульутрологии //Русский язык как иностранный в лингвострановедче- ском и лингвокультурологическом аспектах: Научно-методические материалы. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2003. - С. 8-22 с.
-
Языкознание, 2002 - Языкознание: Взгляд в будущее. - Ка- линиград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002. - 288 с.
-
Ballmer, 1985 - Ballmer Т. Т. (ed.) Linguistic Dynamics: Discourses, Procedures, and Evolution. - Berlin; New York, 1985.
-
Bartminsky, 1985 - Bartminsky J. Stereotyp jako przedmiot ling- wistyki (1)// Z probleow frazeologii polskiej i slowianskiej. III. Wroclaw, 1985, s.25-53
-
Beaugrande, 1980 - Beaugrande R. de. Text, Discourse and Process. - Norwood, 1980.
-
Beaugrallde, 1991 - Beaugrallde R. de. Linguistic Theory: The Discourse of Fundamental Works. - London; New York, 1991
-
Bracher, 1994 - Bracher M. (ed.) Lacanian Theory of Discourse:
Subject, Structure, and Society. - New York, 1994.
-
Bracher, 1993 - Bracher M. Lacan, Discourse, and Social Change: A Psychoanalytical Cultural Criticism. - Ithaca, 1993.
-
Brown, Yule, 1983 - Brown G., Yule G Discourse Analysis. - Cambridge, 1983.
-
Brunner, Grafen, 1994 - Brunner G., Grafen G (Hrsg.) Texte und Diskurse: Methoden und Forschunger-gebnisse der funktionalen Pragmatik. - Opladen, 1994.
-
Burton, 1980 - Burton D. Dialogue and Discourse. - London, 1980.
-
Burton, Carlen, 1979 - Burton F., Carlen P. Official Discourse: On Discourse Analysis, Government Publications, Ideology and the State. - London, 1979.
-
Carlson, 1983 - Carlson L. Dialogue Games: An Approach to Discourse Analysis. - Boston, 1983.
-
Chock, Wyman, 1986 - R. Chock P. P., Wyman J. R. (eds.) Discourse and the Social Life of Meaning. - Washington, 1986.
-
Cmejrkova, Danes, Havlova, 1974 - Cmejrkova S., Danes F., Hav- lova E. (eds.). Writing vs. Speaking: Language, Text, Discourse, Communication. - Tübingen, 1994.
-
Colleyn, 1982 - J.-P. Colleyn. Element d'antropologie social et culturelle. - Bruxelle, 1982, 192 p.
-
Coulthard, 1992 - Coulthard M. (ed.). Advances in Spoken Discourse Analysis. - London, 1992.
-
Coulthard, 1994 - Coulthard M. (ed.). Advances in Written Text Analysis. - London, 1994.
-
Coulthard, 1985 - Coulthard M. An Introduction to Discourse Analysis. - 2nd ed. - London, 1985.
-
Crombie, 1985 - Crombie W. Process and Relation in Discourse and Language Learning. - Oxford, 1985.
-
Crusius, 1989 - Crusius T. W Discourse: A Critique and Synthesis
of Major Theories. - New York, 1989.
-
Dant, 1991 - Dant T. Knowledge, Ideology, and Discourse: A Sociological Perspective. - London, 1991.
-
Dijk, 1997(b) - Dijk T. A. van (ed.). Discourse as Social Interaction. - London, 1997(b).
-
Dijk, 1997 (a) - Dijk T. A. van (ed.). Discourse as Structure and Process. - London, 1997(a).
-
Dijk, 1985 - Dijk T. A. van (ed.). Handbook of Discourse Analysis. -Vol. 1--4.-London, 1985.
-
Dijk, 1993 - Dijk T. A. van. Principles of critical discourse analysis //Discourse and Society. - 1993. - Vol. 4 (2). - P. 249-283.
-
Dijk, 1981 - Dijk T. A. van. Studies in the Pragmatics of Discourse. -The Hague, 1981.
-
Dijk, 1997 - Dijk T. A. van. Text and Context: Explorations in the Semantics and Pragmatics of Discourse. - London; New York, 1977.
-
Doise, 1978 - Doise W. Images, representations collectives et ideologies dans la psychologie sociale // Soc.sci.Inf., 1978, vol.17 (1), p.41-69
-
Eco, 1986 - Eco U. Semiotics and the Philosophy of Language. - Bloomington, 1986.
-
Edmondson, 1981 - Edmondson W. Spoken Discourse: A Model for Analysis. - London. 1981.
-
Edwartls, Potter, 1992 - Edwartls D., Potter J. Discursive Psychology. - London. 1992.
-
Fairclough, 1992 - Fairclough N. Discourse and Social Change. - Cambridge. 1992.
-
Fillmore, 1981 - Fillmore C. J. Pragmatics and Te description of discourse //Radical Pragmatics. - New York. 1981. - P. 143-166.
-
GuTperz, 1982 - GuTperz J. J. Discourse Strategies. - Cambridge, MA, 1982.
-
Johnson-Laird, 1983 - Johnson-Laird P. Mental Models: Towards a
Cognitive Science of Language, Inference, and Consciousness.- Cambridge, 1983.
-
Leech, 1983 - Leech G. N. Principles of Pragmatics. - London,
1983.
-
Lippmann, 1922 - Lippmann W. Public Opinion. NY, Harcourt,
1922
-
Longacre, 1983 - Longacre R. E. The Grammar of Discourse. - New York; London, 1983.
-
Maingueneau, 1992 - Maingueneau D. et. al. (eds.) La Pragmatique: discours et action. - Quebec, 1992.
-
Nunan, 1993 - Nunan A. Introducing Discourse Analysis. - London, 1993.
-
Ochs, 1974 - Ochs E/ Planned and unplanned discourse 11 Syntax and Semantics. - Vol. 12: Discourse and Syntax. New York, 1979. - P. 51-80.
-
Pirotte, 1982 - Pirotte J.- P. Stereothypes nationaux et préjugés ra- ciaus aux X1X-XX siecle. Louvain, 1982. 182 p.
-
Rickheit, Habel, 1995 - Rickheit G., Habel C. (eds.). Focus and Coherence in Discourse Processing. - Berlin, 1995.
-
Schiffrin, 1994 - Schiffrin D. Approaches to Discourse. - Oxford; Cambridge, MA, 1994.
-
Schutz, 1940 - Schutz A. Phenomenology and the social sciences/1 Philosophical Essays in Memory of Edmund Husserl. - Cambridge, MA, 1940. - P. 164-186.
-
Shotter, 1993 - Shotter J. Conversational Realities: Constructing Life through Language. - London, 1993.
-
Sinclair, 1992 - Sinclair J. Priorities in discourse analysis /1 Advances in Spoken Discourse Analysis. - London; New York, 1992. - P. 79-88.
-
Sinclair, Coulthard, 1992 - Sinclair J. Coulthard M. Towards an analysis of discourse // Advances in Spoken Discourse Analysis. London; New York, 1992.-P. 1-34.
-
Sperber, Wilson, 1995 - Sperber D., Wilson D. Relevance: Communication and Cognition. - 2nd ed. - Oxford; Cambridge, MA, 1995.
-
Stubbs, 1983 - Stubbs M. Discourse Analysis: The Sociolinguistic Analysis of Natural Language. - Oxford, 1983.
-
Sumner, 1940 - Sumner W.G. Folkways. - Boston a.o, 1940
-
Tajfel, 1981 - Tajfel H. Human groups and social categories // Studies in social psychology.- Cambridge: Univ.press, 1981
-
Tyler, 1987 - Tyler S. A. The Unspeakable: Discourse, Dialogue, and Rhetoric in the Postmodem World. - Madison, 1987.
о
Опираясь на позицию П.Серио, рассматривающего дискурс как первоначально особое использование языка, Ю.С.Степанов в другом месте говорит еще более четко: «Дискурс, по-видимому, создается не во всяком языке, или, точнее не во всяком ареале языковой культуры» (Степанов, 1998; 673). Действительно, П.Серио строит одно из своих пониманий дискурса как социолингвистического (точнее - лингво-социального) феномена, на описании того, какое воздействие оказал на русский язык «советский способ оперирования с языком» (цит. по: Степанов, 1998; 671).
3 Их количество чрезвычайно велико и умножается постоянно; все упомянутые нами выше авторы при выработке собственных определений опираются по меньшей мере на 5-10 определений предшественников: мы выбрали здесь лишь несколько, которые, с
пов и принятие этого несовпадения как базовой, основной части коммуникации (см. Прохоров, 1997; 104-113). Ср.: «В ситуации «экокоммуникации», когда мы имеем дел партнером, социальный, культурный, языковой опыт которого резко отличается от нашего, сама низкая степень корреляции наших языковых миров определяет наше языковое поведение в отношении друг к другу, тем самым оказывая стабилизирующее воздействие» (Гаспаров, 1996; 305). Отметим любопытную аналогию. Говоря о структуре и иерархии результативности образовательной деятельности, Б.С.Гершунский выделяет 5 ее этапов, категорий: «грамотность» - «образованность» - «профессиональная компетентность» - «культура» - «менталитет». При этом «грамотный человек - это, прежде всего, человек, подготовленный к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала. Грамотность обеспечивает человеку определенные стартовые возможности» (Гершунский, 2002; 80 - курсив наш - Ю.П.)
1б3аметим, что сам термин, безусловно уже прижившийся и не поддающийся изменениям, всегда несколько смущал: «интер» в латыни означает «между», тогда как при таком понимании речь скорее должна была бы идти об «интратексте», где латинское «интра» означает «внутри» - ведь речь идет о «текстах внутри текстов», а не о «текстах между текстами»?.. «Интертекст» - это, очевидно, не текст внутри другого текста, а собственно сама связь между текстами: но тогда понятно, есть «интертекстуальность», но опять неясно, что (материально) есть интертекст. Единственное, как реально можно рассматривать интертест в этом значении «интер» - это как «межтекстуальный фрейм»...
(Не случайно же у медиков, которые, как и филологи, учат латынь, есть устойчивое понятие «интерн» - человек, находящийся на стажировке в клинике между вузом (он его уже закончил и диплом врача имеет) и самостоятельной врачебной практикой...).
Ср., также, например, понимание: «сверхтекста» как совокупности «высказываний, текстов, ограниченная темпорально и локально, объединенная содержательно и ситуативно, харктеризующаяся цельной модальной устновкой, достаточно определенными позициями адрсанта и адресата, с особыми критериями нормального/анормального» (Купина и др., 1994); понимание «прецедентного интекста» как
21 Корпоративное коммуникативное пространство мы выделяем на основании принятия того факта, что существует и реально функционирует в процессе организации человеческой деятельности некоторая корпоративная культура, под которой понимается, например, «комплекс разделяемых всеми членами организации ценностей, представлений, понятий и убеждений, а также поведенческих норм и артефактов, которые создает организация по мере преодоления препятствий внутреннего и внешнего характера на пути к успеху и процветанию» (Персикова, 2002; 212).
24 «Аллюзия (от лат. а11шю - шутка, намек), ... намек посредством сходнозвучаще- го слова или упоминание общеизвестного реального факта, ист. события, лит. произв. (СЭС, 1981; 42)
26 Снятое в скобках - «представителя определенной этнокультуры» и «для данной культуры»: в работе мы рассматривали это прежде всего с позиции русского языка. Тогда как в настоящем произведении пытаемся показать структуру коммуникации в принципе - на примере русского языка.
27 Мы пользуемся «частью» термина Б.Гаспарова, который говорит о «ландшафтном характере коммуникативного пространства», понимая под ним некоторую совокупность разного рода элементов языковой среды» (см.: Гаспаров, 1996; 130-131, 135-136, 296-297)
- Часть I. Действительность, текст и дискурс как элементы структуры и содержания коммуникации
- Глава I. Современное состояние изучения проблемы текста и дискурса.
- Глава II. Взаимосвязь действительности, текста и дискурса в структуре коммуникации
- § 1. Текст vs дискурс. Дискурс vs текст. Текст и дискурс vs действительность. Et cetera.
- § 2. Специфика реализации действительности, текста и дискурса в коммуникации.
- 1. Первая встреча
- 2. По прошествии определенного времени
- Глава III: Коммуникативное пространство речевой личности.
- §1. Структура языковой личности
- §2. Вербально-семантический уровень личности.
- §3. Когнитивный уровень языковой/речевой личности.
- § 4. Прагматический уровень языковой/речевой личности.
- Глава IV. Пространственные характеристики коммуникации
- 1. Б.Акунин. «Алтын-Толобас»
- 3. М.Веллер. «Гонец из Пизы», с.107-111
- 4. А. С. Пушкин. «узник» (перевод с вьетнамского)
- 6. Ю.Поляков. Козленок в молоке
- Глава V. Скрепы коммуникации
- 1. Ю.Поляков. «Парижская любовь Кости Гуманкова»
- 2. Т. Толстая. «Кысъ»
- § 2. Скрепы интровертивной фигуры коммуникации - текста: стереотипы.
- 3. Ю.Поляков. «Парижская любовь Кости Гуманкова»
- 4. ВАксенов. «Остров Крым»
- 4. И.Грекова «Кафедра»
- 6. Ю.Поляков. «Парижская любовь Кости Гуманкова»
- 7. В.Токарева. «Из жизни миллионеров»
- 4. Феноменология структуры коммуникации
- Часть II. Концепт в структуре и содержании комму- никции
- Глава I. «Концепт» как предмет рассмотрения.
- § 2. Современная типология «концепта»
- Что это есть?
- Единицей чего является?
- Чем это выражается?
- Какова его структура?
- Каковы его организационно-структурные типы?
- 6. Каковы его содержательные типы?
- V § 3. Концепт как «явление»
- § 1. Теория «концепта» в философских исследованиях
- § 2. «Концепт» как миф и символ.
- Глава III. Концепт vs Концептуализм.
- § 1.Понимание концептуализма в постмодернизме.
- Глава IV. Концепт как модель.
- § 1. Знаковая сущность языка и знаковая интерпретация речевого общения.
- Глава V: «Концепт» в сферах и пространствах структуры коммуникации.
- § 1. К пониманию термина «концептосфера»
- §2. Структура сфер речевого общения.
- § 3. Пространственные параметры речевого общения и языковая картина мира.
- Глава VI. Имя концепта. Формы представления концепта.
- § 3. В поисках имени концепта
- Глава I:
- Глава II:
- Глава III:
- Глава IV:
- Глава V:
- Глава VI:
- 5. В.Кунин «Русские на Мариенплац»