logo search
1prokhorov_yu_e_kontsept_tekst_diskurs_v_strukture_i_soderzha / Прохоров Ю

V § 3. Концепт как «явление»

Обратимся теперь к конкретным определениям «концепта», пред­ставленным в ряде работ последнего времени, в которых, на наш взгляд, наиболее глубоко и всестороннее рассматривается этот феномен.

1. Концепт как лингвокогнитивное явление: «термин, служа­щий объяснению единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека; оперативная содержательная единица памяти, менталь­ного лексикона, концептуальной системы и языка мозга (lingua men- v talis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике. Понятие

К. отвечает представлению о тех смыслах, которыми оперирует человек в процессе мышления и которые отражают содержание опыта и знания, содержание результатов всей человеческой деятельности и npoifeccoe познания мира в виде неких «квантов» знания» (Кубрякова и др., 1996; 90 - выд.автором). «Концепт понимается как глобальная мыслительная еди­ница, представляющая собой квант структурированного знания. Концеп­ты - это идеальные сущности, которые формируются в сознании человека: v 1. из его непосредственного чувственного опыта - восприятия действи­

тельности органами чувств; 2. из непосредственных операций человека с предметами, из его предметной деятельности; 3. из мыслительных опе­раций человека с другими, уже существующими в его сознании концепта-

ми - такие операции могут привести к возникновению новых концептов; 4. из языкового общения (концепт может быть сообщен, разъяснен челове­ку в языковой форме, например, в процессе обучения, в образовательном процессе); 5. из самостоятельного познания значений языковых единиц (ребенок спрашивает, что такое демократия, взрослый человек смотрит значение неизвестного слова в словаре и через него знакомится с соответ­ствующим концептом» (Попова и др., 1999; 4). «Национальный концепт - самая общая, максимально абстрагированная, но конкретно репрезенти­руемая (языковому) сознанию, подвергшаяся когнитивной обработке идея «предмета» в совокупности всех валентных связей, отмеченных нацио­нально-культурной маркированностью» (Красных, 2003; 268).

  1. Концепт как психолингвистическое явление: спонтанно функ­ционирующее в познавательной и коммуникативной деятельности индиви­да перцептивно-аффективное образование динамического характера, под­чиняющееся закономерностям психической жизни человека и вследствие этого по ряду параметров отличающееся от понятий и значений как продук­тов научного описании с позиций лингвистической теории» (Залевская, 2001; 39; см. также: Залевская, 2002; 16)). «Концепт - блок знаний, пред­ставляющий собой совокупность конкретно-образных (зрительных, слухо­вых, вкусовых, тактильных, обонятельных), понятийных (в том числе цен­ностных), прототипических, гештальтных, фреймовых, сценарных и пр. элементов в психике человека» (Мыркин, 2002; 47)

  2. Концепт как лингвокультурное явление: «Концепт - единица, призванная связать воедино научные изыскания в области культуры, созна­ния и языка, т.к. он принадлежит сознанию, детерминируется культурой и опредмечивается в языке»; его формирование - «процесс редукции резуль­татов опытного познания действительности до пределов человеческой памяти и соотнесения их с ранее усвоенными культурно-ценностными до­минантами...» (Слышкин, 2000; 9-10). Лингвокультурные концепты явля­ются «некими вербализованными смыслами, отражающими лингвомента- литет определенного этноса». «Лингвокультурный концепт как «сгусток» этнокультурно отмеченного смысла обязательно имеет свое имя, которое, как правило, совпадает с доминантой определенного синонимического ряда либо с ядром определенного лексико-семантического поля...» (Воркачев, 2003; 10).

4. Концепт как культурное явление: «Концепты - самоорганизую­щиеся интегратиеные функционально-системные многомерные (как ми­нимум, трехмерные) идеализированные формообразования, опирающиеся на понятийный (или псевдо-, или и/?е<3-понятийный) базис, закрепленный в значении какого-либо знака: научного термина, или слова (словосочетания) обыденного языка, или более сложной лексико-грамматико-семантической структуры, или невербального предметного (квазипредметного) образа, или предметного (квазипредметного) действия и т.д.» (Ляпин, 1997; 18; курсив 'псевдо-' и 'пред-' автора - Ю.П.). «Концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир че­ловека. И, с другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек - рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» - сам входит в культуру. А в некоторых случаях и влияет на нее». «Концепт - основная ячейка культуры в ментальном мире человека» (Степанов, 1997; 40,41). «Мы лее предлагаем считать концепты первичными культурными образова­ниями, выражением объективного содержания слов, имеющими смысл и поэтому транслируемыми в различные сферы бытия человека, в частности, в сферы преимущественно понятийного (наука), преимущественно образно­го (искусство) и преимущественно деятельностного (обыденная жизнь) ос­воения мира» (Карасик, 2002; 137).

5. Концепт как лингвистическое явление: «Концепт - это конст­рукт, репрезентирующий ассоциативное поле имени, но не равный ему. Концепт - это парадигматическая модель имени, включающая и логиче­скую структуру его содержания, и сублогическую. Эти структуры выводят­ся соответственно и из свободной сочетаемости имени, и из несвободной, то есть из синтагматических отношений имени, зафиксированных в тексте». «Содержание концепта включает в себя содержание наивного понятия, но не исчерпывается им, поскольку охватывает все множество прагматических элементов имени, проявляющихся в его сочетаемости» (Чернейко, 1997; 314, 287-288). «Концепт — факт образа жизни, общественного сознания, теории, выраженной в языковой форме. Концепт рождается на базе слова в полном объеме его содержания, включая коннотацию и конкретно- чувственные ассоциации...Концепт содержит в себе не только понятие о классе явлений, но и объемное ассоциативное социокультурное представ­ление об этих явлениях в обобщенном виде... Концепт выражается язы­ком и закреплен за отдельными словами или словосочетаниями, но не равен языковой единице. Содержание концепта складывается из содержания мно­жества слов, контекстов и текстов, в которых откладывается общее пони­мание некоторого факта сознания...» (Матвеева, 2003; 116) (курсив, кроме оговоренного, наш - Ю.П.). «Концепт - это единица эмического уровня (сопоставимая с фонемой, лексемой, морфемой и др.), которая на этическом уровне репрезентируется при помощи сигнификата (содержания и объема понятия), лексического значения и внутренней формы слова (способа пред­ставления внеязыкового содержания)» (Пименова, 2004; 137-138).

Дальнейшее приведение определений не имеет, на наш взгляд, смыс­ла, так как это будут практически повторения уже цитированных. В них отражены все те основные составляющие, которые в своей совокупности, очевидно, и будут определять понимание термина «концепт». К этим со­ставляющим относятся:

    1. Концепт есть нечто, неразделимо соединяющее в себе элементы сознания, действительности и языкового знака.

    2. Концепт есть нечто, объединяющее на разных уровнях людей с точки зрения их отношения к действительности и способов общения в ней.

3. Концепт есть нечто виртуальное и реальное одновременно, при этом обе его составляющие и всеобщи, и национально-культурно детерми­нированы.

Такова, в самых общих чертах, ситуация «сегодняшнего дня» в рас­смотрении феномена «концепт» в основных отечественных лингвокогни- тивных исследованиях. Причем - можно практически смело говорить об этом - не только в отечественных: основные работы в той или иной мере отражают и позиции большинства зарубежных исследователей. Что же ка­сается основных вопросов: «что это?», «где это?» и «из чего это состоит?», - то выше перечислены все основные «ответы» специалистов на эти вопро­сы.

Глава И. Миф. Символ. Концепт.

В современных этно-лннгво-культурных исследованиях (сотни работ - и сотни разных написаний этой конструкции!), кроме когнитивной лин­гвистики, есть еще две гуманитарных сферы деятельности - еще два ком­муникативных пространства, - в которых термины «текст, дискурс и кон­цепт» употребляются едва ли не чаще, чем в когнитивистике. Во-первых, это философия. Во-вторых, это - постмодернистская литература, и, прежде всего, такое ее направление, как концептуализм. Начнем с первой.