§ 2. «Концепт» как миф и символ.
Во всех приведенных нами в Главе I определениях мы курсивом попытались выделить именно то, что связывает их (определения) и со смыслами (скрытыми и явленными), и с некоторой фиксированной совокупностью некоторых знаний, которые легко и достаточно однозначно определяются per aliud (через посредство другого), но совершенно не определяются per se (сами по себе; в чистом виде).20
Приведем еще одно пространное рассуждение современного философа, которое, на наш взгляд, точно отражает существо рассматриваемого вопроса:
«Антропоморфизм всегда был и остается могучим и, вне всякого сомнения, самым универсальным эвристическим принципом. И это вполне естественно: человек может смотреть на мир только по-человечески, и никак иначе. Точно так же, как волк не может видеть мир не по-волчьи, а медведь не по-медвежьи. Наука может абстрагироваться от индивидуального антропоморфизма (эгоцентризма), но не от родового: только в этом смысле и можно, по-видимому, говорить об объективности науки. Не по- человечески, с абсолютной объективностью, на мир взглянуть не позволяет даже наука. Конечно, наука (и отдельный индивид) может попытаться поставить себя на место какого-либо иного, живого и даже мыслящего существа и посмотреть на мир его глазами. Для познания мира такая «подстановка» имела бы огромное значение. Но это все равно не преодолело бы антропоморфизма: для того чтобы по-настоящему увидеть мир глазами иного существа, надо этим существом стать, даже если таким существом является другой человеческий индивид: чужая душа, говорят, — потемки.
Итак, мифологическое мышление моделировало мир по образу и подобию человека. Древний человек извлекал знания из себя самого, из своего подсознания, обобщая опыт своей телесной, душевной и духовной жизни. А поскольку все указанные сферы его жизнедеятельности являются изоморфными друг другу, и поскольку человек ощущает это тем в большей степени, чем меньше его подсознание стеснено сознанием, постольку знания, полученные им в какой-либо одной сфере опыта, автоматически распространялись и на другие сферы. Точнее, не распространялись даже, а естественным образом вписывались в единую, целостную картину мира, ибо сам человек един и целостен.
Формирование мифологическим мышлением именно картины мира, а не просто картины человека было обусловлено тем, что древний человек отчетливо ощущал изоморфизм того и другого. Точнее, он ощущал себя живущим сразу в трех разных реальностях. И даже не в трех разных, а в одной триединой реальности, которая была для него и миром внутренним, и миром внешним, и им самим, и целой Вселенной.
Человек воспринимал (и продолжает воспринимать, квалифицируя себя в качестве микрокосма) внутри себя всю Вселенную потому, что он в себе ее заключает. Но заключает не в буквальном, а, выражаясь в категориях гегелевской диалектики, в «снятом» виде — в виде тех архетипических образов, которые постоянно всплывают на поверхность сознания из подсознания. В свою очередь, архетипические образы заключают в себе в снятом виде те универсальные смыслы, которыми переполнена трансцендентная реальность, именуемая в различных учениях и концепциях то как Бог, то как Космическое сознание, то как мир вечных идей (Платон), то как Абсолютный дух (Гегель), то как вселенское семантическое поле (Налимов). Просвечивающиеся сквозь архетипические образы смыслы называют смыс- лообразами или символами. Именно поэтому, надо полагать, П. А. Флоренский характеризует символы как «отверстия, пробитые в нашей субъективности» — отверстия, через которые в минуты просветления удается иногда заглянуть в небесную «лазурь вечности», то есть в трансцендентную реальность. Наиболее полное свое выражение символ получает в мифе»... «В плане онтологии обе реальности, коль они существуют, одинаково реальны, и говорить о том, какая из них первична, а какая вторична, какая более, а какая менее значима, бессмысленно. Обе реальности одинаково значимы друг для друга. Материя без сознания лишена смысла и, следовательно, формы (в мифологии это — первобытный Хаос), а сознание без материи лишено активности, ибо никак себя не может проявить (во многих мифологиях божество до сотворения им мира находится в глубокой спячке). Да и в диалектике обе эти реальности (противоположности) не существуют друг без друга: одна всегда определяется через другую и иначе определена быть не может» (Косарев, 2000; 210-211).
В качестве примера иллюстрации данных рассуждений может быть использован рассказ А.Аверченко «Телеграфист Надькин», который, на наш взгляд, является изящным художественным отражением одной из сторон проблемы понимания сущности «концепта».
«— Хо-ррро-шо! Верно? -Да.
-
А я, брат, так вот лежу и думаю: что будет, если я помру?
-
Что будет? — хладнокровно усмехнулся Неизвестный человек.— Землетрясение будет!.. Потоп! Скандал!.. Ничего не будет!!
-
Ятоэюе думаю, что ничего,— подтвердил Надькин.— Все тоже сейчас же долэюно исчезнуть: солнце, земной шар, пароходы разные — ничего не останется!
Неизвестный человек поднялся на одном локте и тревоэюио спросил:
-
То есть... Как же это?
—Да так. Пока я жив, все это для меня и нужно, а раз помру, на кой оно тогда черт!
-
Постой, брат, постой... Что это ты за такая важная птица, что раз помрешь, так ничего и не нужно?
Со всем простодушием настоящего эгоиста Надькин повернул голову к другу и спросил:
-
А на что же оно тогда?
—Да ведь другие-то останутся?!
-
Кто другие?
-
Ну, люди разные... Там, скажем, чиновники, женщины, министры, лошади... Ведь им эюить надо?
—А на что?
-
«На что, на что»! Плевать им на тебя, что ты умер. Будут себе жить, да и все.
— Чудак! —усмехнулся телеграфист Надькин, нисколько не обидясь. —Да на что эюе им жить, раз меня уже нет?
-
Да что ж они, для тебя только и живут, что ли? — с горечью и обидой в голосе вскричал продавец ленкоранских лесов.
-
А то как эюе? Вот чудак — больше im эюить для чего эюе?
-
Ты это... серьезно?
Злоба, досада на наглость и развязность Надькина закипели в душе Неизвестного. Он даэюе не мог подобрать слов, чтобы выразить свое возмущение, кроме короткой мрачной фразы:
-
Вот сволочь!
Надькин молчал.
Сознание своей правоты ясно виднелось на лице его...
-
Вот нахал! Да что ж ты, значит, скаэюешъ, что вот сейчас там, в Петербурге или в Москве, генералы разные, сенаторы, писатели, театры
-
все это для тебя?
-
Для меня. Только их там сейчас никого нет. Ни генералов, ни театров. Не требуется.
—А где лее они? Где?!
-
Где? Нигде.
?// ?//
-
А вот если я, скалсем, собрался, в Петербург проехал,— все бы они сразу и появились на своих местах. Приехал, значит, Надъкин, и все сразу ожившосъ: дома выскочили из земли, извозчики забегали, дамочки, генералы, театры заиграли... А как уеду — опять ничего не будет. Все исчезнет.
-
Ах, подлец!.. Ну, и подлец лее!.. Бить тебя за такие слова — и мало. Станут ради тебя генералов, министров затруднять! Что ты за цаца такая?
Тень задумчивости легла на лицо Надькина.
-
Яулсе с детства об этом думаю: что ни до меня ничего не было, ни после меня ничего не будет... Зачем? Жил Надъкин — все было для Надькина. Нет Надькина — ничего не надо...
Тысяча мыслей терзала немного охмелевшую голову Неизвестного человека.
-
Что ж, по-твоему,— сказал он срывающимся от гнева голосом, — сейчас и города нашего нет, если ты из него вышел?
-
Конечно, нет.
-
А посмотри, вон колокольня... Откуда она взялась?
-
Ну, раз я на нее смотрю, она, конечно, и появляется. А раз отвернусь
-
зачем ей быть? Для чего?
-
Вот свинья! А вот ты отвернись, а я буду смотреть — посмотрим, исчезнет она или нет?
-
Незачем это,— холодно отвечал Надъкин.— Разве мне не все равно, будет тебе казаться эта колокольня или нет?
Оба замолчали.
-
Постой, постой! — вдруг горячо замахал руками Неизвестный человек.— А я, что ж, по-твоему, если умру... Если раньше тебя, толсе все тогда исчезнет?
-
Зачем лее ему исчезать,—удивился Надъкин,— раз я останусь лсить? Если ты помрешь,— значит, помер просто, чтобы я это чувствовал и чтоб я поплакал над тобой.
И, встав с земли и стоя на коленях, спросил ленкоранский лесоторговец сурово:
-
Значит, выходит, что и я только для тебя существую, значит, и меня нет, ежели ты на меня не смотришь?
-
Ты ? — нерешительно промямлил Надъкин.
В душе его боролись два чувства: нежелание обидеть друга и стремление продоллсить до конца, сохранить всю стройность своей философской системы.
Философская сторона победила.
—Да! — твердо сказал Надъкин.— Ты толсе. Может, ты и появился на свет для того, чтобы для меня достать кулич, курицу и водку и составить мне компанию.
Вскочил на ноги ленкоранский продавец... Глаза его метали молнии. Хрипло вскричал:
— Подлец ты, подлец, Надыши! Знать я тебя больше не хочу!! Извольте видеть, мать меня на что рожала, мучилась, грудью кормила, а потом беспокоилась и страдала за меня?! Зачем? Для чего? С какой радости?.. Да для того, видите ли, чтобы я компанию составил безработному телеграфистишке Надькину? А?!.. Для тебя? Провались ты: не товарищ я тебе больше, чтоб тебе лопнуть!
Нахлобучив шапку на самые брови и цепляясь полуоторванной подметкой о кочки, стал спускаться Неизвестный человек с пригорка, направляясь к городу.
А Надькин печально глядел ему вслед и, сдвинув упрямо брови, думал по- прежнему, как всегда он думал: «Спустится с пригорка, зайдет за перелесок и исчезнет... Потому, раз он от меня ушел, зачем ему существовать? Какая цель? Хо!».
И сатанинская гордость расширила болезненное, хилое сердце Надькина и освещала лицо его адским светом».
С одной стороны, в этом рассказе представлена и философская позиция эгоцентризма, и безусловный агностицизм героя, и его метафизический взгляд на действительность. А с другой - идя от представленного собственно дискурса - можно отметить, что в рассказе как раз и показан разрыв неразрывной триады «смысл-текст-язык» как подтверждение уже цитированного нами тезиса В.В.Налимова: «Язык свободен от закона исключенного третьего, соответственно, свободен от жесткого разграничения истинности и ложности...» (там же, с. 111-112). В случае, когда дискурс принципиально (и утрировано, как в рассказе) отрывается от текста и смысла - а он это может! - то истинность и ложность, с одной стороны, становятся одинаково недоказуемыми. А с другой - выясняется, что при отсутствии критерия истинности и ложности сам смысл, соотносимый с реальным миром, также обращается в свою противоположность - в бессмысленность, так как язык (дискурс) ведет не к упорядочению «хаос-космос», а продолжает эту линию: пред-хаос/еще не порядок - космос/порядок - пост-хаос/уже не порядок.
Но что есть изначальное? На сегодняшний день науки о логике развития восприятия и понимания мира - это миф. О мифе писали все. Есть классики понимания мифа (от античности до К.Леви-Стросса, потом - от К.Леви-Стросса до наших дней). Всех цитировать невозможно, да и не надо. В конце концов, автор не пишет историю учений и взглядов: он только опирается на других в надежде, во-первых, их понять, во-вторых, вывести из понятого что-то свое. Поэтому ограничимся лишь мнением А.Ф.Лосева: «[миф]...это не выдумка, а наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это совершенно необходимая категория мысли и жизни, далекая от всякой случайности и произвола» (Лосев, 1991; 24); «Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, аффективен жизнен» (там же; 28); «Но что такое та наука, которая воистину не мифологична? Это - совершенно отвлеченная наука как система логических и числовых закономерностей. Это - наука-в-себе, наука сама по себе, чистая наука. Как таковая, она никогда не существует. Существующая реальная наука всегда так или иначе мифологична» (там же; 32).
Таким образом, понимание «концепта» напрямую связано и с пониманием символа и мифа. Они исследованы многими авторами, поэтому выберем наиболее существенные для нас точки зрения.
«Миф не есть ни схема, ни аллегория, но символ. Что получает теперь это утверждение от нашего анализа понятия чуда? Символ есть такая вещь, которая означает то самое, что она есть по существу. Теперь мы должны сказать, что подлинный мифический символ есть, по крайней мере, четвертый символ, символ четвертой степени. Во-первых, он есть символ в меру того, что он есть просто вещь или существо. Ведь всякий реальный предмет, поскольку он мыслится и воспринимается нами как непосредственно и самостоятельно сущий, есть, сказали мы, символ... Во- вторых, миф есть символ в меру того, что он есть личность. Тут ведь перед нами не просто вещи, но интеллигентные вещи. Интеллигенция накладывается на прежний символ новым слоем и превращает вещественный символ в интеллигентный символ... В-третьих, мифический символ есть символ в меру того, что он есть история, так как мы имеем тут дело не просто с личностью, но с ее эмпирическим становлением; и надо, чтобы это становление личности было проявлением ее, чтобы везде она узнавалась как таковая, чтобы везде происходило отождествление этой становящейся личности с ее нестано- вящимся ядром» (Лосев, 1991; 162; курсив и разрядка автора. - Ю.П.).
«В свете формулированного нами символа вещи как принципа ее конструирования или как ее порождающей модели необходимо понимать и те моменты в определении символа, о которых мы говорили выше, в отдельности стремясь дать описательную картину символа.
-
Символ вещи действительно есть ее смысл. Однако это такой смысл, который ее конструирует и модельно порождает.
-
Символ вещи есть ее обобщение. Однако это обобщение не мертвое, не пустое, не абстрактное и не бесплодное, но такое, которое позволяет, а вернее, даже повелевает вернуться к обобщаемым вещам, внося в них смысловую закономерность. Другими словами, та общность, которая имеется в символе, implicite уже содержит в себе все символизируемое, хотя бы оно и было бесконечно.
-
Символ вещи есть ее закон, но такой закон, который смысловым образом порождает вещи, оставляя нетронутой всю их эмпирическую конкретность.
-
Символ вещи есть закономерная упорядоченность вещи, однако данная в виде общего принципа ее смыслового конструирования, в виде порождающей ее модели.
-
Символ вещи есть ее внутренне-внешнее выражение, но оформленное согласно общему принципу ее конструирования.
-
Символ вещи есть ее структура, но не уединенная или изолированная, а заряженная конечным или бесконечным рядом соответствующих единичных проявлений этой структуры.
-
Символ вещи есть ее знак, однако не мертвый и неподвижный, а рождающий собою многочисленные, а может быть, и бесчисленные закономерные и единичные структуры, обозначенные им в общем виде как отвлеченно данная идейная образность.
-
Символ вещи есть ее знак, не имеющий ничего общего с непосредственным содержанием тех единичностей, которые тут обозначаются, но эти различные и противостоящие друг другу обозначенные единичности определены здесь тем общим конструктивным принципом, который превращает их в единораздельную цельность, определенным образом направленную.
-
Символ вещи есть тождество, взаимопронизанность означаемой вещи и означающей ее идейной образности, но это символическое тождество есть единораздельная цельность, определенная тем или другим единым принципом, его порождающим и превращающим его в конечный или бесконечный ряд различных закономерно получаемых единичностей, которые и сливаются в общее тождество породившего их принципа или модели как в некий общий для них предел» (Лосев, 1991; 272-273; курсив автора. - Ю.П.).
Итак, есть некоторая совокупность мифов - «предзнаний» как реального, так и виртуального характера: некоторые мифы суть передаваемые из поколения в поколения определенные элементы реального существования человека в реальных условиях; некоторые - созданные воображением человека в силу непостижения этих явлений или в силу получения «знания» о них как мифа, возникшего в иных условиях существования. Постепенно мифы как архетипы некоторого знания, с одной стороны, утрачивают свою исходную «реальность» и также приобретают некоторую виртуальную «субстанцию», а с другой - изменение условий жизни трансформирует, дополняет и изменяет миф с целью его приспособления к этим новым условиям - в нем сохраняется некоторое исходное ядро, практически не различимое под наслоениями. Миф трансформируется в символ, сопряженный с некоторым ранним, но во многом утерянным «предзнанием». А символ, в свою очередь, становится знаком, «сокращенно-обобщенным» означением того, что кроется за символом и, соответственно, за мифом. Однако сам знак, как находящийся на уже значительном отдалении от означаемой им «реальности» - через миф о ней и символ ее - естественно связывается не с каким-то конкретным элементом знания, а со всей совокупностью аналогичных знаний: в одних случаях денотат отражен более отчетливо, в других - менее; в одних случаях сигнификат выражен более полно, в других - менее, однако как уже говорилось выше, каждый знак может быть соотнесен со множеством объектов и множеством смыслов, что позволяет ему контактировать с другими знаками и служить для означения множества явлений.
В приведенных выше рассуждениях, в логико-философском понимании «концепта» присутствуют, на наш взгляд, многие из тех элементов, которые мы уже встречали выше:
-
Концепт есть некоторое представление некоторого знания (пред- знания) в его обобщенном виде.
-
Это обобщенное знание в ходе реальной человеческой деятельности как бы «отчуждается» от своего источника и начинает само функционировать как база для создания, развертывания и обоснования новых знаний.
-
Концепт не имеет четко фиксированной структуры и четко фиксированного способа его представления.
-
Концепт стабилен и динамичен, имеет ядро и периферию.
-
Концепт - это и миф, и символ, и знак. Концепт - это совокупность мифа, символа и знака. Концепт - это и совокупность неконечного числа мифов, неконечного числа символов и неконечного числа знаков.
- Часть I. Действительность, текст и дискурс как элементы структуры и содержания коммуникации
- Глава I. Современное состояние изучения проблемы текста и дискурса.
- Глава II. Взаимосвязь действительности, текста и дискурса в структуре коммуникации
- § 1. Текст vs дискурс. Дискурс vs текст. Текст и дискурс vs действительность. Et cetera.
- § 2. Специфика реализации действительности, текста и дискурса в коммуникации.
- 1. Первая встреча
- 2. По прошествии определенного времени
- Глава III: Коммуникативное пространство речевой личности.
- §1. Структура языковой личности
- §2. Вербально-семантический уровень личности.
- §3. Когнитивный уровень языковой/речевой личности.
- § 4. Прагматический уровень языковой/речевой личности.
- Глава IV. Пространственные характеристики коммуникации
- 1. Б.Акунин. «Алтын-Толобас»
- 3. М.Веллер. «Гонец из Пизы», с.107-111
- 4. А. С. Пушкин. «узник» (перевод с вьетнамского)
- 6. Ю.Поляков. Козленок в молоке
- Глава V. Скрепы коммуникации
- 1. Ю.Поляков. «Парижская любовь Кости Гуманкова»
- 2. Т. Толстая. «Кысъ»
- § 2. Скрепы интровертивной фигуры коммуникации - текста: стереотипы.
- 3. Ю.Поляков. «Парижская любовь Кости Гуманкова»
- 4. ВАксенов. «Остров Крым»
- 4. И.Грекова «Кафедра»
- 6. Ю.Поляков. «Парижская любовь Кости Гуманкова»
- 7. В.Токарева. «Из жизни миллионеров»
- 4. Феноменология структуры коммуникации
- Часть II. Концепт в структуре и содержании комму- никции
- Глава I. «Концепт» как предмет рассмотрения.
- § 2. Современная типология «концепта»
- Что это есть?
- Единицей чего является?
- Чем это выражается?
- Какова его структура?
- Каковы его организационно-структурные типы?
- 6. Каковы его содержательные типы?
- V § 3. Концепт как «явление»
- § 1. Теория «концепта» в философских исследованиях
- § 2. «Концепт» как миф и символ.
- Глава III. Концепт vs Концептуализм.
- § 1.Понимание концептуализма в постмодернизме.
- Глава IV. Концепт как модель.
- § 1. Знаковая сущность языка и знаковая интерпретация речевого общения.
- Глава V: «Концепт» в сферах и пространствах структуры коммуникации.
- § 1. К пониманию термина «концептосфера»
- §2. Структура сфер речевого общения.
- § 3. Пространственные параметры речевого общения и языковая картина мира.
- Глава VI. Имя концепта. Формы представления концепта.
- § 3. В поисках имени концепта
- Глава I:
- Глава II:
- Глава III:
- Глава IV:
- Глава V:
- Глава VI:
- 5. В.Кунин «Русские на Мариенплац»