logo search
1prokhorov_yu_e_kontsept_tekst_diskurs_v_strukture_i_soderzha / Прохоров Ю

§ 2. Современная типология «концепта»

Типология концептов как ментальных образований может прово­диться по признаку их стандартизованности (индивидуальные, групповые и общенациональные). По содержанию они могут делиться на представления, схемы, понятия, фреймы и т.п. По языковому выражению концепты могут репрезентироваться лексемами, фразеосочетаниями, свободными словосо­четаниями, синтаксическими конструкциями и даже текстами и совокупно­стями текстов (см., напр.: Попова и др., 1999; 17-21; ср.: Сазонова, 2000). «Концепт рассматривается как связующее звено между мышлением и язы­ком; как единица сознания и отражающая человеческий опыт инфор­мационная структура (Е.С.Кубрякова); как «интенсиональная функция от возможного мира к его объектам» (Р.И.Павиленис); как «спонтанно функ­ционирующее в познавательной и коммуникативной деятельности индивида базовое перцептивно-когнитивно-аффективное образование динамического характера, подчиняющееся закономерностям психической жизни человека» (А.А.Залевская); «комплексная мыслительная единица, которая в процессе мыслительной деятельности поворачивается разными сторонами, актуали­зируя ... свои разные признаки и слои» (И.А.Стернин); «мысленное образо­вание, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода» (С.А.Аскольдов); «единица языка мысли» (Т.А.Фесенко); «любая дискретная единица коллективного сознания, кото­рая отражает предмет реального или идеального мира и хранится в нацио­нальной памяти носителей языка в виде познанного вербально обозначенного субстрата» (А.П.Бабушкин); «знание об объекте из мира «Действитель­ность», переведенное в знание объекта в мире «Идеальное» (А.Вежбицкая);

как «сложные, организованные семантические сущности - констелляции зна­чений, динамичные по своей природе» (К.Харди), и др.

Концепт есть ментальная единица, элемент сознания. Человеческое сознание - посредник между реальным миром и языком. В сознание по­ступает культурная информация, в нем она фильтруется, перерабатывается, систематизируется: «Концепты образуют «своего рода культурный слой, посредничающий между человеком и миром» [Арутюнова, 1993]; концепт - это «как бы сгусток культуры в сознании человека; ... то, посредством чего человек ... сам входит в культуру ...»; концепты существуют в сознании (ментальном мире) человека в виде «пучков» понятий, знаний, ассоциаций, переживаний; концепты «не только мыслятся, но и переживаются» [Степа­нов 1997]; концепт - это орудие научного исследования, «единица, призван­ная связать воедино научные изыскания в области культуры, сознания и языка, так как он принадлежит сознанию, детерминируется культурой и оп­редмечивается в языке», при этом «сам концепт не относится непосредст­венно ни к языковой, ни к культурной сферам» [Слышкин, 2000]; концепт - это «все то, что мы знаем об объекте, во всей экстенсии этого значения» [Те- лия, 1996]; концепт - это «алгебраическое» выражение значения, которым но­сители языка оперируют в устной и письменной речи [Лихачев, 1997]» (Бори­сова, 2003; 49-50).

Нельзя не признать, однако, что все подобные классификации стро­ятся по разным принципам, так как сопоставляемые точки зрения находятся в разных плоскостях: например, в первом случае речь идет об отношении и к понятию, и к функции; во втором - классифицируются не характерологи­ческие признаки собственно термина, а некоторые его стороны, причем на разных основаниях; в третьем - перечисляются разные точки зрения вообще на отсутствующем «основании». Любая классификация, как нам представ­ляется, может проводиться по нескольким параметрам, однако все эти па­раметры должны быть отнесены одинаково ко всем классифицируемым элементам: например, в нашем случае необходимо установить как минимум несколько параметров описываемого явления - следовательно, необходимо классифицировать взгляды исследователей на эти параметры. После такой классификации можно, во-первых, выявить магистральные и периферийные точки зрения; во-вторых, выявить наиболее характерные черты объекта, и, в-третьих, на этой базе попытаться сформулировать понимание самого объекта.

К таким параметрам мы будем относить следующие признаки: