4. Феноменология структуры коммуникации
Представленное в работе понимание структуры речевого общения, на наш взгляд, в полной мере относится к феноменологическому принципу рассмотрения явлений и процессов. Феноменология (в понимании Э.Гуссерля и его последователей) - это описание смысловых структур сознания и предметностей, которое осуществляется в процессе "вынесения за скобки" как факта существования или бытия предмета, так и психологической деятельности направленного на него сознания. В результате такого "вынесения за скобки" предметом исследования феноменолога становится сознание, рассматриваемое с точки зрения его интенциональной природы. Интенциональность сознания проявляется в направленности актов сознания на предмет. В исследовании интенционального сознания акцент перенесен с «что» или с "выносимого за скобки" бытия предмета, на его «как» или многообразие способов данности предмета. Предмет с точки зрения его как не задан, а явлен или являет себя в сознании - такого рода явление Э.Гуссерль и называет феноменом (греч. рЬатотепоп - являющее себя). Феноменология тогда - это наука о феноменах сознания. Интенциональный акт, направленный на предмет, должен быть наполнен бытием этого предмета.
Работа Э.Гуссерля в области описания интенционального сознания приводит его к таким новым понятиям или моделям этого сознания, как внутреннее время-сознание и сознание-горизонт. Внутреннее время- сознание - это предпосылка понимания сознания как потока переживаний. Исходным моментом в этом потоке является точка "теперь" настоящего времени, вокруг которой - в горизонте сознания - собраны только-что- бывшее и возможное будущее. Сознание в точке "теперь" постоянно соотнесено со своим временным горизонтом. Эта соотнесенность позволяет воспринимать, вспоминать и представлять нечто только возможное. Проблема внутреннего времени-сознания вызвала отклик в исследованиях практически всех феноменологов.
Проблема Я как ядра или центра свершений сознания приводит Э.Гуссерля к необходимости описания этого Я. Феноменология приобретает черты рефлексивной философии. Э.Гуссерль говорит об особого рода восприятии Я - внутреннем восприятии. Оно, так же, как и восприятие внешних предметов, опредмечивает то, с чем имеет дело. Однако опредмечивание никогда не совершается абсолютно и раз и навсегда, т.к. оно совершается в сознании-горизонте и открывает все новые способы данности предметов в нем. Сознание-горизонт является сознанием моего осуществления, связью отсылок, уходящих в бесконечность. Это бесконечность возможностей полагания предметов, которыми Я все же распоряжаюсь не совершенно произвольно. Последним и необходимым условием такого обращения к предметам в познании является мир. Понятие мира, первоначально в форме "естественного понятия мира", а затем, как "жизненный мир" является отдельной и большой темой феноменологии.
Понятие "жизненного мира" вошло сегодня в обиход не только феноменологически ориентированной философии, но и философии коммуникативного действия, аналитической философии языка, герменевтики. У Э.Гуссерля это понятие тесно связано с интерсубъективностью. Первоначально мир выступает самым общим коррелятом сознания или самой обширной его предметностью. Это, с одной стороны, мир науки и культуры, с другой - основание всякого научного представления о мире. Мир находится между субъектами этого мира, выступая средой их жизненного опыта и придавая этому жизненному опыту определенные формы. Интерсубъективность есть условие возможности мира, как и условие объективности всякого знания, которое в "жизненном мире" из моего, субъективного, превращается в принадлежащее всем - объективное. Феноменология превращается в исследование и описание превращения мнений в знания, субъективного в объективное, моего в общезначимое (см. Филиппович, Шпарага - см. ЬМ1.:/Лу\у\у.^velikanov.ru/philosophy/ Гепотепо^уа.аБр).
При таком понимании структуры речевого общения, которое представлено в данном исследовании, представляется интересным рассмотрение с феноменологической точки зрения каждой из ее составляющих. Например, дискурс, с одной стороны, задан (в каждом конкретном моменте общения) чем-то базовым-интровертивным, но, с другой, его экспликация это базовое-интровертивное проявляет далеко не в полной мере, а лишь подразумевает факт его наличия. С этих позиций отчетливо прослеживается феноменологический характер дискурса: 1) во-первых, дискурс есть определенная смысловая структура, описание которой может осуществляться в процессе "вынесения за скобки" как факта существования или бытия предмета, так и психологической деятельности направленного на него сознания (это - суть лингвистического описание всего речевого общения); 2) дискурс может рассматривать феноменологически с точки зрения его интен- циональной природы. Интенциональность дискурса проявляется в направленности актов сознания на предмет. Интенциональный акт, направленный на предмет, должен быть наполнен бытием этого предмета (это - суть когнитивного описание речевого общения); 3) дискурс безусловно связан с внутренним временем-сознанием как предпосылкой понимания сознания как потока определенных отношений к фигуре действительности и тексту. Исходным моментом в этом потоке является точка "теперь" настоящего времени, вокруг которой - в горизонте сознания - собраны только-что- бывшее и возможное будущее. Сознание в точке "теперь" постоянно соотнесено со своим временным горизонтом. Эта соотнесенность позволяет воспринимать, вспоминать и представлять в дискурсе только возможное; 4) именно дискурс, как внешнее проявление внутреннего Я, опредмечивает то, с чем имеет дело - действительность и текст. Однако опредмечивание никогда не совершается абсолютно и раз и навсегда, т.к. оно совершается в сознании-горизонте и открывает все новые способы данности предметов в нем, что в сфере речевого общения создает возможности множественного опредмечивания различными дискурсами одной и той же действительности и на базе одного и того же текста; 5) дискурс есть реальное воплощение мира через языковую картину мира, которая находится между субъектами этого мира, выступая средой их жизненного опыта и придавая этому жизненному опыту определенные формы. Интерсубъективность языковой картины мира есть условие возможности мира, как и условие объективности всякого знания, которое в "жизненном мире" из моего, субъективного, превращается в принадлежащее всем - объективное в процессе речевого общения через посредство дискурсивной практики.
Именно исходя из феноменологического понимания дискурса, нами были выделены в работе реальный, квази. латентный и виртуальный дискурсы как типы его проявления в общении. С позиций феноменологии, на наш взгляд, может быть описана и типология дискурса с точки зрения опредмечивания им некоторого элемента действительности, или типология его интенциональных параметров. Аналогично могут быть рассмотрены - как элементы структуры и содержания коммуникации - и действительность, и текст.
Выводы по I части:
-
Структура коммуникации содержит три взаимосвязанных составляющих, находящихся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии: реальную фигуру - действительность ситуации общения, интровертивную фигуру - текст, экстравертивную фигуру - дискурс. При этом каждая из фигур может существовать в коммуникации по крайней мере в следующих состояниях: реальной, латентной, квази и виртуальной.
-
Любая коммуникация (вербальная или невербальная, устная или письменная, содержащая реальный диалог или виртуальный) может рассматриваться как явление, состоящее для его участников из двух составляющих: экспликативной (развернутой, явной) коммуникацией и имплика- тивной (скрытой, подразумеваемой).
-
Реальная коммуникация всегда происходит в конкретном коммуникативным пространстве, под которым нами понимается совокупность сфер речевого общения, в которой определенная языковая личность может реализовать в соответствии в принятыми в данном социуме языковыми, когнитивными и прагматическими правилами необходимые потребности своего бытия.
-
Элементами, постоянно связывающими в процессе коммуникации три ее фигуры, являются прецедентные феномены, стереотипы общения, невербальные и ландшафтные элементы действительности.
-
Предложенное понимание структуру коммуникации соотносится с феноменологическим подходом к рассмотрению элементов и процессов познания действительности.
- Часть I. Действительность, текст и дискурс как элементы структуры и содержания коммуникации
- Глава I. Современное состояние изучения проблемы текста и дискурса.
- Глава II. Взаимосвязь действительности, текста и дискурса в структуре коммуникации
- § 1. Текст vs дискурс. Дискурс vs текст. Текст и дискурс vs действительность. Et cetera.
- § 2. Специфика реализации действительности, текста и дискурса в коммуникации.
- 1. Первая встреча
- 2. По прошествии определенного времени
- Глава III: Коммуникативное пространство речевой личности.
- §1. Структура языковой личности
- §2. Вербально-семантический уровень личности.
- §3. Когнитивный уровень языковой/речевой личности.
- § 4. Прагматический уровень языковой/речевой личности.
- Глава IV. Пространственные характеристики коммуникации
- 1. Б.Акунин. «Алтын-Толобас»
- 3. М.Веллер. «Гонец из Пизы», с.107-111
- 4. А. С. Пушкин. «узник» (перевод с вьетнамского)
- 6. Ю.Поляков. Козленок в молоке
- Глава V. Скрепы коммуникации
- 1. Ю.Поляков. «Парижская любовь Кости Гуманкова»
- 2. Т. Толстая. «Кысъ»
- § 2. Скрепы интровертивной фигуры коммуникации - текста: стереотипы.
- 3. Ю.Поляков. «Парижская любовь Кости Гуманкова»
- 4. ВАксенов. «Остров Крым»
- 4. И.Грекова «Кафедра»
- 6. Ю.Поляков. «Парижская любовь Кости Гуманкова»
- 7. В.Токарева. «Из жизни миллионеров»
- 4. Феноменология структуры коммуникации
- Часть II. Концепт в структуре и содержании комму- никции
- Глава I. «Концепт» как предмет рассмотрения.
- § 2. Современная типология «концепта»
- Что это есть?
- Единицей чего является?
- Чем это выражается?
- Какова его структура?
- Каковы его организационно-структурные типы?
- 6. Каковы его содержательные типы?
- V § 3. Концепт как «явление»
- § 1. Теория «концепта» в философских исследованиях
- § 2. «Концепт» как миф и символ.
- Глава III. Концепт vs Концептуализм.
- § 1.Понимание концептуализма в постмодернизме.
- Глава IV. Концепт как модель.
- § 1. Знаковая сущность языка и знаковая интерпретация речевого общения.
- Глава V: «Концепт» в сферах и пространствах структуры коммуникации.
- § 1. К пониманию термина «концептосфера»
- §2. Структура сфер речевого общения.
- § 3. Пространственные параметры речевого общения и языковая картина мира.
- Глава VI. Имя концепта. Формы представления концепта.
- § 3. В поисках имени концепта
- Глава I:
- Глава II:
- Глава III:
- Глава IV:
- Глава V:
- Глава VI:
- 5. В.Кунин «Русские на Мариенплац»