6. Ю.Поляков. «Парижская любовь Кости Гуманкова»
-
Ну, вот и вы! -радостно воскликнула она и протянула руку, унизанную колечками, перстеньками, браслетиками, каэюдый из которых мог во времена ее молодости стать поводом для серьезнейшего разбирательства на заседании партячейки.
-
Вот и мы! — Я почтительно наклонился и поцеловал сухую ручку, но так, чтобы губы чмокнули мой собственный большой палеи, при этом я незаметно ткнул Витька в бок локтем, и он протянул хозяйке предусмотрительно купленный мною букет гвоздик.
-
01 — застонала она, погрузив лицо в букет, и алые иветы сразу поседели от пудры.
Просторный холл был завешан фотографическими и живописными портретами мужчин, среди которых встречались и знаменитости.
-
А теперь к столу! — голосом капризной гимназистки объявила Ольга Эммануэлевна.
Стол был накрыт на три персоны. Посредине стояло серебряное блюдо с несколькими ломтиками сыра и пучком зелени, которым даже Дюймовочка не смогла бы прикрыть наготу. Имелось еще несколько кусочков ветчины. И все. После такого обеда комнатная мышь по-собачьи взвыла бы от голода!
Рассаживайтесь! Вы, должно быть, страшно голодны? Настоящие мужчины всегда страшно голодны!
-
Скорее да, чем нет,— по моей подсказке молвил Витек и поглядел на меня с благодарностью за предусмотрительно плотный обед в ЦДЛ.
Я ему ответил взглядом, означавшим: «Вот видишь, валено во всем слушаться старших». Мы сели.
-
Ах, я совсем забыла про вино! — вскрикнула хозяйка и умчалась на кухню двиэюением агонизирующей газели
-
Совсем бабушка с глузду съехала! — глядя ей вслед, буркнул Витек.
-
Умри! — цыкнул я.
-
О'кей — сказал Патрикей.
Ольга Эммануэлевна вернулась с бутылкой дешевого сухого вина под пластмассовой пробкой — такое даже умирающие с перепою ханыги покупают только в самых безвыходных случаях.
-
Требуется мужская сила! — проэюеманиичала она. Витек взял бутылку, ловко поддел пробку зубом и профессионально разлил вино по старинным хрустальным бокалам одним непрерывным двиэюением, не уронив на скатерть ни капли.
-
О, вы волшебник! — захлопала в иссохшие ладошки Ольга Эммануэлевна.— Вы можете выступать в цирке!
-
Отнюдь! — с достоинством и без всякой подсказки ответил Витек.
Я с грустным предчувствием подумал о том, что Акашин, как всякое талантливое произведение, начинает жить своей собственной, отдельной от автора жизнью. Мы выпили. Взяли по кусочку ветчины, и начался обед, скорее по- хоэюий на микрохирургическую операцию, осуществляемую по какой-то странной необходимости огромными серебряными старинными ножами и вилками, наверное, фамильными. Хотя возможен и другой вариант. Один из муэюей Ольги Эммануэлевны, поэт-пролеткультовец, служил в ЧК в отделе реквизиций. Погиб он страшно: замешкался у стены, расставляя очередную группу приговоренных, и его по ошибке застрелши свои эюе. В истории поэзии он остался знаменитыми строчками:
Двум сладострастьям охладелым
У эюе не нуэюен бред строки —
Так вышибает парабеллум
Белогвардейские мозги...
Хотя, возмоэюно, столовая утварь досталась Кипятковой от ее второго муэюа — богатого нэпмана, которого она, уличив в неверности, сама отвела в ЧК, где, кстати, и познакомилась со своим третьим муэюем и откуда второй муэю, разумеется, уэюе не вернулся. Впрочем, за последовательность ее муэюей я не ручаюсь...
-
О чем ваш роман? — мелко пережевывая, спросила она. Витек посмотрел на меня вопросительно.
-
О любви...— сказал я.
-
Большой?
-
Конечно.
—Дайте, дайте!
Я сходил в прихоэюую, достал из портфеля папку и принес ей.
-
«В чашу»,— прочитала она, неэюно поглаэюивая картон сухими ручками.— «В чашу»... Почему «В чашу»? Это знак?
-
Вы меня об этом спрашиваете? — строго по инструкции удивился Витек.
-
Ну конечно, глупый вопрос,— согласилась она.— Разве можно сказать, откуда приходит к нам вдохновение. «В чашу»... А моэюет быть, вы — гедонист?
-
Скорее да, чем нет,— ответил Витек, глянув на мой левый большой палец.
-
Жизнь так мимолетна, что единственное утешение - длинные романы,— грустно произнесла Кипяткова.— Не так ли?
-
Вестимо,— сказали мы с Акашиным одновременно.
-
Вы мне прочтете кусочек? — Она начала развязывать тесемки.
-
Обоюдно,— ответил Витек согласно указанию и тревоэюно пнул меня ногой под столом.
-
Конечно, конечно...— закивала Кипяткова.— Я сейчас пишу воспоминания о Маяковском. Вообразите, ведь он звонил мне в тот роковой день. Звал... А я, глупенькая, тогда увлекалась совсем другим молодым человеком. Не поехала. В результате он умер на руках у этой потаскушки Полонской. Не могу себе до сих пор простить!
-
Трансцендентально,— посочувствовал Витек не без моей помощи.
-
Да, в судьбе много трансцендентального... Я всегда верила в хиромантию, даэюе когда инструктором агитпропа работала. Посмотрите, какой у меня Венерин бугорок! — и она продемонстрировала нам свою пергаментную ладошку.
-
Потрясающе! — воскликнул я.—А какая линия жизни!
-
Короткая линия э/сизни! — пожаловалась она.—А как, Виктор, вы относитесь к Блаватской?
Я невзначай шевельнул правым указательным пальцем.
-
Амбивалентно,—молвил он.
-
Вы очень образованный юноша. Где выучились?
-
Вы меня об этом спрашиваете? — самостоятельно ответил Витек...
-
Вы обещали почитать воспоминания! — встрял я...
-
Ах, я и забыла! — воскликнула она, завязала тесемки и положила папку на край стола.— Сейчас принесу...
Она встала, кокетливо прикрыла грудь отворотом кимоно и ушла в другую комнату...
-
О чем это вы шушукаетесь? — кокетливо спросила Кипяткова, входя в комнату. В руках у нее было несколько машинописных страничек.
-
О вечной эюенствениости! — галантно сообщил я.
-
Ах, шалуны! Вот я принесла. Но сначала — чай. Виктор, помогите мне!
Я кивнул, и Витек отправился следом за ней на кухню. Вскоре оттуда донеслось позвякиванье посуды и поощрительный хохоток, какой обычно издает, если верить классике, прихваченная в темном коридоре озорная горничная. Они вернулись: Витек тащил поднос с чайником и чашками, а она - блюдечко с пирогом, по размеру напоминающим помет колибри».
Подчеркнутые в тексте конструкции, связанные с ландшафтом реальности и паралингвистическими моделями, показывают их тесную связь в процессе коммуникации: именно вместе они осуществляют устойчивую взаимосвязь со стереотипами (собственно текстом - так стереотипно и должен выглядеть такой фигурант; так стреотипно и должна развиваться данная ситуации, такими стереотипными прагмарефлексами и должен он обладать; так стереотипно и должна оцениваться ситуация общения другими ее участниками) и прецедентными феноменами (прецедентные именования: «гедонист», «настоящий мужчина», «вечная женственность» и др.; прецедентные цитации: «слушаться старших», «с глузду съехать»; прецедентные реминисценции: намеки на фотографии в холле; намеки на судьбы мужей героине и др.; прецедентные аллюзии: Блаватская, Маяковский, Полонская и др.).
Еще один вариант безусловной взаимосвязи ландшафта реальности и паралингвистических моделей можно увидеть и на примере имплицитной коммуникации:
- Часть I. Действительность, текст и дискурс как элементы структуры и содержания коммуникации
- Глава I. Современное состояние изучения проблемы текста и дискурса.
- Глава II. Взаимосвязь действительности, текста и дискурса в структуре коммуникации
- § 1. Текст vs дискурс. Дискурс vs текст. Текст и дискурс vs действительность. Et cetera.
- § 2. Специфика реализации действительности, текста и дискурса в коммуникации.
- 1. Первая встреча
- 2. По прошествии определенного времени
- Глава III: Коммуникативное пространство речевой личности.
- §1. Структура языковой личности
- §2. Вербально-семантический уровень личности.
- §3. Когнитивный уровень языковой/речевой личности.
- § 4. Прагматический уровень языковой/речевой личности.
- Глава IV. Пространственные характеристики коммуникации
- 1. Б.Акунин. «Алтын-Толобас»
- 3. М.Веллер. «Гонец из Пизы», с.107-111
- 4. А. С. Пушкин. «узник» (перевод с вьетнамского)
- 6. Ю.Поляков. Козленок в молоке
- Глава V. Скрепы коммуникации
- 1. Ю.Поляков. «Парижская любовь Кости Гуманкова»
- 2. Т. Толстая. «Кысъ»
- § 2. Скрепы интровертивной фигуры коммуникации - текста: стереотипы.
- 3. Ю.Поляков. «Парижская любовь Кости Гуманкова»
- 4. ВАксенов. «Остров Крым»
- 4. И.Грекова «Кафедра»
- 6. Ю.Поляков. «Парижская любовь Кости Гуманкова»
- 7. В.Токарева. «Из жизни миллионеров»
- 4. Феноменология структуры коммуникации
- Часть II. Концепт в структуре и содержании комму- никции
- Глава I. «Концепт» как предмет рассмотрения.
- § 2. Современная типология «концепта»
- Что это есть?
- Единицей чего является?
- Чем это выражается?
- Какова его структура?
- Каковы его организационно-структурные типы?
- 6. Каковы его содержательные типы?
- V § 3. Концепт как «явление»
- § 1. Теория «концепта» в философских исследованиях
- § 2. «Концепт» как миф и символ.
- Глава III. Концепт vs Концептуализм.
- § 1.Понимание концептуализма в постмодернизме.
- Глава IV. Концепт как модель.
- § 1. Знаковая сущность языка и знаковая интерпретация речевого общения.
- Глава V: «Концепт» в сферах и пространствах структуры коммуникации.
- § 1. К пониманию термина «концептосфера»
- §2. Структура сфер речевого общения.
- § 3. Пространственные параметры речевого общения и языковая картина мира.
- Глава VI. Имя концепта. Формы представления концепта.
- § 3. В поисках имени концепта
- Глава I:
- Глава II:
- Глава III:
- Глава IV:
- Глава V:
- Глава VI:
- 5. В.Кунин «Русские на Мариенплац»