Глава I. Современное состояние изучения проблемы текста и дискурса.
$ 1. Текст и дискурс в современной когнитивной лингвистике.
Как всякий термин, имеющий принципиальное значение для той или иной дисциплины, термины «текст» и «дискурс» относятся, с одной стороны, к числу наиболее активно обсуждаемых, так и, с другой стороны, к числу наиболее дискуссионных и неоднозначно трактуемых. Поэтому во многих публикациях прежде всего дается именно авторское перечисление тех или иных взглядов. Нам представляется, что в полной мере можно использовать уже в той или иной степени проделанное другими авторами сопоставление: это интереснее (а, на наш взгляд и показательнее) - сопоставить именно обобщения, а не частные определения1.
Хороший обзор взглядов специалистов на термин «текст» представлен, на наш взгляд, в работе В.В. Красных «Виртуальная реальность или реальная виртуальность?» (Красных, 1998; 193-197):
«Текст — явление настолько многогранное и разноплановое, что не существует, да и вряд ли может существовать единое его понимание и определение.
Каждый исследователь вкладывает в понятие текст свой собственный смысл и дает термину свое собственное толкование, исходя из постулатов той науки, представителем которой является, и в соответствии со своими научными взглядами, представлениями и пристрастиями, в соответствии со своей концепцией и пониманием природы языка и человека.
Многими лингвистами уже давно признано, что текст есть едва ли не основная единица коммуникации, ибо, по выражению Г. Вайнриха, "мы говорим нормально не разрозненными словами, а предложениями и текстами, и наша речь покоится на ситуации" (цит. по: [Шмидт, 1978])...
Такое понимание текста характерно не только для "чистых" лингвистов и философов языка, но и для тех исследователей, которые изучали речевые произведения с точки зрения психологии и психолингвистики: текст — это основная единица коммуникации", это "феномен реальной действительности и способ отражения действительности, построенный с помощью элементов системы языка" [Леонтьев, 1979; Белянин, 1988].
На наш взгляд, именно референция (соотнесенность с соответствующей ситуацией, о чем говорил еще Бенвенист) отличает текст от иных единиц языка, сама же ситуация имеет "статус полноправного компонента структуры текста" [Барт, 1978].
В связи с этим достаточно давно уже была выдвинута идея автономной науки о тексте — транслингвистики, лингвистики (связного) текста (о становлении лингвистики текста как самостоятельной дисциплины — см., например, [Москальская, 1981]). При этом задача данной научной дисциплины понималась как необходимость "найти и построить систему грамматических категорий текста с содержательными и формальными единицами именно этой сферы" [Николаева, 1978], "описать сущность и организацию предпосылок и условий человеческой коммуникации" [КаПтеуег, 1974]. Однако попытки максимально точно и строго определить формальные и содержательные единицы сопровождались признаниями, что "грамматика текста есть, очевидно, грамматика полей и градуальных переходов, а не система оппозиций дискретных элементов" [Николаева, 1978]. Модели описания текста создавались учеными с учетом вертикального или горизонтального порождения текста [Николаева, 1978].
Специфика же психолингвистического подхода к тексту "состоит в рассмотрении текста как единицы коммуникации, как продукта речи, детерминированной потребностями общения" [Белянин, 1988] (что явно коррелирует с теорией коммуникации "чистых" лингвистов). Поскольку цель любого общения состоит в том, чтобы некоторым образом изменить поведение или состояние реципиента (собеседника, читателя, слушателя), т. е. вызвать определенную вербальную, физическую, ментальную или эмоциональную реакцию, то задачей текста является воздействие на реципиента, которое но только в том случае, если автор текста выбрал языковые средства, адекватные своему замыслу (коммуникативной программе), а реципиент понял текст адекватно замыслу автора. И поскольку "текст не существует вне его создания и восприятия" [Леонтьев, 1969], то, следовательно, задачей лингвистики текста признается исследование процессов и механизмов порождения и восприятия текста во всей совокупности текстовых элементов и категорий. При этом "основой построения психолингвистической модели того или иного типа должен быть учет не только лингвистических аспектов его организации, но и психологических мотивов его порождения. Построение психолингвистической модели восприятия должно строиться как на основе учета содержательных и формальных характеристик текста, так и психологических закономерностей восприятия текста различными реципиентами [Белянин, 1988]...
Как отмечалось многими исследователями, текст как явление языковой и экстралингвистической действительности, представляет собой сложный феномен, выполняющий самые разнообразные функции: это и средство коммуникации, и способ хранения и передачи информации, и отражение психической жизни индивида, и продукт определенной исторической эпохи, и форма существования культуры, и отражение определенных социокультурных традиций и т. д. Все это обусловливает многообразие подходов, множественность описаний и многочисленность определений текста.
Так, с точки зрения лингвистики текста, текст есть "феноменологически заданный первичный способ существования языка" [Шмидт, 1978]; "связный текст понимается обычно как некоторая (законченная) последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора" [Николаева, 1978], это "понятие одновременно синтагматическое и функциональное. Это — специальным образом организованная, закрытая цепочка предложений, представляющая собой единое высказывание" [Москальская, 1981]. Вместе с тем, текст "включается в цепь связей" и трактуется как "множество высказываний в их функции и — соответственно — как социокомму- никативная реализация текстуальности " [Schmidt, 1973]. При этом текст есть "не просто совокупность цепочечных микроструктур, но некоторое глобальное единство, макроструктура", все высказывания которой "связаны не только линейной, но и глобальной когерентностью" [Николаева, 1978]. Текст понимается как структура любого законченного и связного, независимого и грамматически правильного письменного или устного высказывания (на эмическом уровне; напр., Koch: "Textern") или как актуальная реализация этого высказывания (на этическом уровне; напр., Harweg: "Textvorkommen") [Дресслер, 1978]. Текст как объект транслингвистики определяется как "любой конечный отрезок речи, представляющий собой некоторое единство с точки зрения содержания, передаваемый со вторичными коммуникативными целями и имеющий соответствующую этим целям внутреннюю организацию, причем связанный с иными культурными факторами, нежели те, которые относятся к собственно языку" [Барт, 1978].
С точки зрения теории речевых актов, диалогический текст (являющийся по сути одним из видов текста) представляется в виде "связной структуры минимальных единиц, формирующих статическую иллокутивную структуру диалога"; "минимальная диалогическая единица, или минимальный диалог" понимается как последовательность реплик двух участников — адресанта и адресата, характеризующаяся определенными особенностями [Баранов, Крейдлин, 1992].
При этом диалог рассматривается как "система обязательств его участников по удовлетворению коммуникативной потребностей собеседника" и определяется как "система иллокутивных вынуждений" [Баранов, Крейдлин, 1992].
Согласно теории массовой коммуникации, текст представ собой иерархию коммуникативных программ и подчинен деятельности, в которую он включен (см. работы таких исследователей, как, например, И. Р. Гальперин, А. М. Шахнарович, И.А.Зимняя, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, В. Г. Борботько, Т.М. Дридзе, А. С. Штерн, Ю. В. Ванников, А. Е. Ножин). При психолингвистическом подходе текст понимается как развернутое высказывание, "которое должно обладать законченностью в плане выражения замысла" и которое "должно быть представленно структурно в виде отдельных более или менее отдельных групп высказываний, связанных между собой на формально-грамматическом и семантическом уровнях" (идея высказывалась И. Р. Гальпериным; цит. по [Белянин, 1988]). При этом текст, понимаемый как целостное рече- мыслительное образование, противопоставляется речи, как результату спонтанного говорения, как речь обработанная — спонтанно порожденным высказываниям [Белянин, 1988].
С точки зрения современной лингвистики (художественного) текста (учитывающей психолингвистические аспекты порождения и восприятия текста), "текст есть продукт, порожденный языковой личностью и адресованный языковой личности. В тексте реализуется антиномия: системность/индивидуальность". При этом признается, что "текст мертв без акта познания" [Тураева, 1994]».
Теперь можно привести несколько основных определений «текста», которые носят наиболее обобщенный характер: несколько определений текста, так как они несколько «тонут» в большом тексте: «Текст - объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность» (Николаева, 1997; 555). «Текст может быть определен как речевое коммуникативное образование, функционально направленное на реализацию внеязыковых задач» (Вишнякова, 2002; 183). «Текст представляет собой системно- структурное образование, обладающее упорядоченной (иерархической) организацией, которая обеспечивается связностью - глубинной и поверхностной, локальной и глобальной...Текст как процесс и текст как продукт - две тесно связанные между собой, но существенно различные стороны одного явления» (Дымарский, 1999; 21-22). Текст - это «1) вербальный и знаково зафиксированный (в устной или письменной форме) продукт речемыслительной деятельности; 2) вербальная и знаково зафиксированная "реакция" [не с позиции бихевиоризма - прим.В.К.- Ю.П.] на ситуацию 3) опосредованное и вербализованное отражение ситуации; 4) речемыслительный продукт, который обладает содер-жательной завершенностью и информационной самодостаточностью; 5) речемыслительный продукт, который обладает тематическим, структурным и коммуникативным единством; 6) нечто объективно существующее, материальное и поддающееся фиксации с помощью экстралингвистических средств (например, орудий письма, бумаги, аудио/видеопленки и т. д.); 7) некая особая предикативная единица, если под предикацией понимать вербальный акт, с помощью которого автор интерферирует ("вписывает") в окружающую действительность отраженную в его сознании картину мира, результатом чего является изменение объективно существующего реального мира; 8) нечто изменяющее окружающий мир, экстралингвистическую реальность самим фактом своего существования; 9) с точки зрения формально-содержательной структуры и вычленения в дискурсе, текст есть речевое произведение, которое начинается репликой, не имеющей вербально выраженного стимула, и заканчивается последней вербально выраженной реакцией на стимул (вербальный или невербальный)» (Красных, 1998; 198).
Аналогично могут быть показано и понимание термина «дискурс», которое представлено в работах последних лет. Во-первых, это исследование М.Л.Макарова «Интерпретативный анализ дискурса в малой группе» (Макаров, 1998; 68-72):
«Дискуссия о формализме и функционализме [functionalism vs formalism debate - см.: Nuyts 1995; Schiffrin 1994; Leech 1983;] имеет две стороны: во-первых, сталкиваются два трудно совместимых взгляда на лингвистические исследования (методологический аспект), во-вторых, обсуждаются различные точки зрения на природу самого языка (теоретический аспект).
Формализм исходит либо из утверждения об отсутствии у языка собственных однозначно определяемых функций, либо из признания полной независимости формы от функции [ключевые слова autonomy и modularity - Newmeyer 1988а, 1991]. Поэтому в своей методологии формализм настаивает на анализе исключительно структурных особенностей языка «в себе».
Принцип функционализма исходит из семиотического понимания языка как системы знаков, которая служит или используется для достижения каких-либо целей, иначе, выполнения функций. Методология функционализма предполагает изучение структуры и функционирования языка с целью выявления соответствий между ними. Теоретически функционализм основывается на признании взаимозависимости между формой и функцией, учёте влияния употребления языка на его структурные характеристики...
Функционализм придерживается следующих принципов или аксиом, формирующих "грамматику языковых игр" сторонников данного подхода [ср.: Кобрина 1981,Бондарко 1984, Given 1995,Nuyts 1995 и др.]:
-
язык - это социально-культурная деятельность,
-
структура обусловлена когнитивной или коммуникативной функцией;
-
структура не произвольна, а мотивирована, иконична;
-
постоянно имеют место изменения и вариативность;
-
значение зависит от контекста, оно неатомично;
-
категории размыты, "менее чем дискретны";
-
структура - гибкая, адаптивная система, не застывшее формирование;
-
грамматики постоянно возникают и видоизменяются;
-
правила грамматики допускают отклонения...
Определение такой категории, как дискурс, уже предполагает некоторую идеологическую ориентацию, собственную точку зрения на анализ языкового общения. Дебора Шифрин (Schiffrin 1994: 20-43) видит три подхода к определению дискурса (ср: Brown, Yuie 1983; Stubbs 1983; Macdonell 198C; Crusius 1989; Burton 1980; Maingueneau e. a. 1992; Nunan 1993; vanDijk 1997).
Первый подход, осуществляемый с позиций формально ориентированной лингвистики, определяет дискурс просто как "язык выше уровня предложения или словосочетания" - "language above the sentence or above the clause" [Stubbs 1983; ср.: Schiffrin 1994; Steiner, Veltman 1988; Stenstrom 1994 и др.]. "Под дискурсом, следовательно, будут пониматься два или несколько предложений, находящихся друг с другом в смысловой связи" [Звегинцев 1976] - критерий смысловой связности вносит заметную поправку.
Многие разнообразные формально-структурные лингвистические школы объединяет сосредоточенность на анализе функций одних элементов языка и "дискурса" по отношению к другим в ущерб изучению функций этих элементов по отношению к внешнему контексту. Формалисты обычно строят иерархию составляющих "целое" единиц, типов отношений между ними и правила их конфигурации. Но высокий уровень абстракции подобных моделей затрудняет их применение к анализу естественного общения.
Второй подход даёт функциональное определение дискурса как всякого употребления языка": "the study of discourse is the study of any aspect of language use" [Fasold 1990]; "the analysis of discourse, is necessarity, the analysis of language in use" [Brown, Yule 1983; ср.: Schiffrin 1994]. Этот подход предполагает обусловленность анализа функций дискурса изучением функций языка в широком социокультурном контексте. Здесь принципиально допустимыми могут быть как этический, так и эмический подходы. В первом случае анализ идёт от выделения ряда функций (например, по Р. О. Якобсону) соотнесения форм дискурса (высказываний и их компонентов) с той или иной функцией. Во втором случае исследованию подлежит весь спектр функций (не определяемых априорно) конкретных форм дискурса.
Д.Шифрин предлагает и третий вариант определения, подчёркивающий взаимодействие формы и функции: "дискурс как высказывания" [discourse utterances - Schiffrin 1994; ср.: Clark 1992: Renkema 1993; Drew 1995]. Это определение подразумевает, что дискурс является не примитивным набором изолированных единиц языковой структуры "больше предложения", а целостной совокупностью функционально организованных, контекстуализованных единиц употребления языка. В этом случае вызывают затруднение различия подходов к определению высказывания [ср.: Арутюнова 1976; Бенвенист 1974; Леонтьев 1979; Бахтин 1979; Степанов 1981; Колшанский 1984; Падучева 1985; Слю- сарева 1981; Сосаре 1982; Адмони 1994; Чупина 1987; Сергеева 1993; Лурия 1975; энонсема - Борботько 1981; Blakemore 1992; Brown, Yule 1983; Levinson 1983; Sperber, Wilson 1995 и др.]...
Требует краткого комментария соотношение понятий дискурс, текст и речь. Иногда их разграничение происходит по линии письменный текст vs устный дискурс, что неоправданно сужает объём данных категорий, сводя к только двум формам языковой действительности - использующей и не использующей письмо [ср.: Гальперин 1981; Дридзе 1984; Москальская 1981; Тураееа 1986; Филиппов 1989; Реферовская 1989; written text vs. spoken discourse - Couithard 1992; 1994]. Такой подход весьма характерен для ряда формальных подходов к исследованию языка и речи.
На основании этой дихотомии некоторые предпочитают разграничить анализ дискурса (объектом которого, по их мнению, должна быть устная речь) и лингвистику (письменного) текста: "there is a tendency... to make hard- and-fast distinction between discourse (spoken) and text (written). This is fleeted even in two of the names of the discipline(s) we study - discourse analysis and text linguistics" [Hoey 1983/4]. Такой подход иногда не срабатывает, например, доклад можно рассматривать одновременно как письменный текст и выступление (коммуникативное событие), хотя и монологическое (в традиционных терминах) по своей природе, но тем не менее отражающее всю специфику языкового общения в данном типе деятельности [Goffman 1981]. О неадекватности строгого разграничения дискурса и текста пишет и сам Хоуи: «it [the distinction -М. М.] may at times obscure similarities in the organization of the spoken and written word" [Hoey 1983/4].
В начале 70-х была предпринята попытка дифференцировать категории текст и дискурс, в Европе до этого бывшие нередко взаимозаменяемыми, с помощью фактора ситуации. Дискурс предлагалось трактовать как "текст плюс ситуация", а текст, соответственно, определялся как "дискурс минус ситуация" [Widdowson 1973; Distman, Virtanen 1995]. Анализ дискурса зарекомендовал себя как подход, для которого характерны повышенный интерес к более продолжительным, чем предложение, отрезкам речи и чувствительность к социальному контексту ситуации: "a rapidly expanding body material which is concerned with the study of socially situated speech united by interest in extended equences of speech and a sensitivity to social context" Thompson 1984,74].
Термин дискурс, понимаемый как речь, "погружённая в жизнь", в отличие от текста, обычно не относится к древним текстам, связи которых с живой жизнью не восстанавливаются непосредственно (ЛЭС. 137), хотя в последнее время наметилась тенденция к применению методологии анализа дискурса и самого этого термина, к языковому материалу разной культурно- исторической отнесённости хсм.: например, к библейским текстам и апокалиптической литературе - Arens 1994; O'Leary 1994], а также произведениям литературы, текстам массовой культуры, психоанализу [см.: Rimmon-Kenan 1987, Shotter 1993; Maingueneau е.а. 1992; Bracher 1993; 1994; Salkie 1995 и др.]---
Некоторые трактуют дискурс как подчёркнуто интерактивный способ речевого взаимодействия, в противовес тексту, обычно принадлежащему одному автору, что сближает данное противопоставление с традиционной оппозицией диалог vs. монолог. Само по себе это разграничение довольно условно - о диалогичности всего языка, речи и сознания писали многие [ср.: Во- лошинов 1929; Бахтин 1979; Радзиховский 1985, 1988; Якубинский 1986; Бен- венист 1974, Выготский 1934; 1982; Hagege 1990, Burton 1980; Myerson 1994; Weigand 1994; Shotter 1995; Baxter, Montgomery 1996 и др.].
В довольно-таки многих функционально ориентированных исследованиях прослеживается тенденция к противопоставлению дискурса и текста по ряду оппозитивных критериев: функциональность-структурность, процесс- продукт, динамичность-статичность и актуальность-виртуальность. Соответственно, различаются структурный текст-как-продукт и функциональный дискурс-как-процесс [text-as-product, discourse-as-process - Brown,Yule 1983; Text-als-Struktur, Text-in-Funktion - Hess-Lutiich 1979].
Вариация на ту же тему, близкая определению дискурса по Д. Шифрин, перекликается с точкой зрения на текст как на абстрактный теоретический конструкт, реализующийся в дискурсе [van Dijk 1977; 1980] так же, как предложение актуализуется в высказывании (sentence vs. utterance)...
По выражению Дж. Лича, текст реализуется в сообщении, посредством которого осуществляется дискурс: "DISCOURSE by means of MESSAGE by of text" [Leech 1983]. Таким образом, в двух сложившихся рядах предложение и текст отходят к первому, а высказывание и дискурс - ко второму [ср.; Stubbs 1983; Werth 1984; Mey 1993].
Другой способ решения проблемы сформулировал В. В. Богданов (1990; 1993), рассматривая речь и текст как два неравнозначных аспекта дискурса. Такое решение встречается часто, например, это видно уже по титульному листу книги Analyzing Discourse: Text and Talk [Tannen 1982; discourse is either spoken or written - Stenstrom 1994; cp. Cmejrkova e a. 1994]
He всякая речь поддаётся "текстовому перекодированию", но и не любой текст можно "озвучить" [Богданов 1990; Горелов 1987]. Вследствие этого дискурс понимается широко - как всё, что говорится и пишется, другими словами, как речевая деятельность, являющаяся "в то же время и языковым материалом" [Щерба 1974] в любой репрезентации, звуковой, графической или электронной. Текст (в узком смысле) - это "языковой материал, фиксированный на том или ином материальном носителе с помощью начертательного письма (обычно фонографического или идеографического). Таким образом, термины речь и текст будут видовыми по отношению к объединяющему их родовому термину дискурс" [Богданов 1993], причём все эти термины не образуют выраженных дихотомических пар. Такое широкое понимание дискурса сегодня всё чаще встречается в лингвистической литературе, а в философской или психологической оно уже стало нормой».
Другой подход, где эта проблематика рассмотрена с несколько иной точки зрения, представлен в важной для наших целей книге В.И. Карасика «Языковой круг: личность, концепты, дискурс» (Карасик, 2002; 270-287):
«Речевая деятельность находится в фокусе интересов современного языкознания и смежных статья с лингвистикой областей знания, прежде всего — психологии, социологии, культурологии. Многие термины, используемые в лингвистике речи, прагмалингвистике, психолингвистике, социолингвистике и лингвокультурологии, трактуются неоднозначно. К их числу несомненно относится такое понятие, как дискурс. Изучению дискурса посвящено множество исследований, авторы которых трактуют это явление в столь различных научных системах, что само понятие "дискурс" стало шире понятия "язык". Показательна статья С.Слембрука "Что значит "анализ дискурса"?" [81етЬгоиск, 2001], автор которой привлекает для объяснения сущности этого понятия такие области знания, как аналитическую философию в качестве основания лингвопрагматики, стилистику и социальную лингвистику, лингвистическую антропологию, теорию кон- текстуализации, культурологию, социологию и этнометодологию.
М.Стаббс выделяет три основные характеристики дискурса: 1) в формальном отношении это - единица языка, превосходящая по объему предложение, 2) в содержательном плане дискурс связан с использованием языка в социальном контексте, 3) по своей организации дискурс интерактивен, т.е. диалогичен [БшЬЬэ, 1983, р.1]. Хотелось бы обратить внимание на логическую связку между первым и вторым пунктами в этом классическом определении: изучение языковых образований, превосходящих предложение, подразумевает анализ условий социального контекста.
П.Серио выделяет восемь значений термина "дискурс": 1) эквивалент понятия "речь" (по Ф.Соссюру), т.е. любое конкретное высказывание, 2) единицу, по размерам превосходящую фразу, 3) воздействие высказывания на его получателя с учетом ситуации высказывания, 4) беседу как основной тип высказывания, 5) речь с позиций говорящего в противоположность повествованию, которое не учитывает такой позицию (по Э.Бенвенисту), 6) употребление единиц языка, их речевую актуализацию, 7) социально или идеологически ограниченный тип высказываний, например, феминистский дискурс, 8) теоретический конструкт, предназначенный для исследований условий производства текста [Серио, 1999].
В.Г.Костомаров и Н.Д.Бурвикова противопоставляют дискурсию (процесс развертывания текста в сознании получателя информации) и дискурс (результат восприятия текста, когда воспринимаемый смысл совпадает с замыслом отправителя текста) [Костомаров, Бурвикова, 1999]. Такое понимание соответствует логико-философской традиции, согласно которой противопоставляются дискурсивное и интуитивное знания, т.е. знания, полученные в результате рассуждения и в результате озарения...
Заслуживает внимания выделение двух типов исследований, посвященных дискурсу, - когнитивно-дискурсивных и коммуникативно- дискурсивных [Данилова, 2001]. Такое противопоставление подходов к дискурсу сводится к известному различию между семантикой и прагматикой знака. Семантика дискурса в таком понимании может трактоваться как совокупность интенций и пропозициональных установок в общении, а прагматика дискурса - как способы выражения соответствующих интенций и установок...
В.Е.Чернявская [2001], обобщив различные понимания дискурса в отечественном и зарубежном языкознании, сводит их к двум основным типам: 1) "конкретное коммуникативное событие, фиксируемое в письменных текстах и устной речи, осуществляемое в определенном когнитивно и типологически обусловленном коммуникативном пространстве", и 2) "совокупность тематически соотнесенных текстов" [Чернявская, 2001].
Ситуативное (точнее, культурно-ситуативное) понимание дискурса раскрывается в "Лингвистическом энциклопедическом словаре", где дискурс определяется как "связный текст в совокупности с экстралингвистическими — прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное, социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах). Дискурс — это речь, "погруженная в жизнь". Поэтому термин "дискурс", в отличие от термина "текст", не применяется к древним и другим текстам, связи которых с живой жизнью не восстанавливаются непосредственно" [Арутюнова, 1990]...
Дискурс является центральным моментом человеческой жизни "в языке", того, что Б.М.Гаспаров [1996] называет языковым существованием: "Всякий акт употребления языка — будь то произведение высокой ценности или мимолетная реплика в диалоге — представляет собой частицу непрерывно движущегося потока человеческого опыта. В этом своем качестве он вбирает в себя и отражает в себе уникальное стечение обстоятельств, при которых и для которых он был создан". К этим обстоятельствам относятся: 1) коммуникативные намерения автора; 2) взаимоотношения автора и адресатов; 3) всевозможные "обстоятельства", значимые и случайные; 4) общие идеологические черты и стилистический климат эпохи в целом и той конкретной среды и конкретных личностей, которым сообщение прямо или косвенно адресовано, в частности; 5) жанровые и стилевые черты как самого сообщения, так и той коммуникативной ситуации, в которую оно включается; 6) множество ассоциаций с предыдущим опытом, так или иначе попавших в орбиту данного языкового действия [Гаспа- ров, 1996]. Человеческий опыт органически включает этнокультурные модели поведения, которые реализуются осознанно и бессознательно, находят многообразное выражение в речи и кристаллизуются в значении и внутренней форме содержательных единиц языка.
Анализ дискурса — междисциплинарная область знания, находящаяся на стыке лингвистики, социологии, психологии, этнографии, семиотического направления литературоведения, стилистики и философии. Анализ дискурса осуществляется с различных позиций, но всех исследователей дискурса объединяют следующие основные посылки:
1) статическая модель языка является слишком простой и не соответствует его природе;
-
динамическая модель языка должна основываться на коммуникации, т.е. совместной деятельности людей, которые пытаются выразить свои чувства, обменяться идеями и опытом или повлиять друг на друга;
-
общение происходит в коммуникативных ситуациях, которые должны рассматриваться в культурном контексте;
-
центральная роль в коммуникативной ситуации принадлежит людям, а не средствам общения;
-
коммуникация включает докоммуникативную и посткоммуникативную стадии;
-
текст как продукт коммуникации имеет несколько измерений, главными из которых являются порождение и интерпретация текста.
Дискурс представляет собой явление промежуточного порядка между речью, общением, языковым поведением, с одной стороны, и фиксируемым текстом, остающимся в "сухом остатке" общения, с другой стороны...
С позиций лингвистики речи дискурс — это процесс живого вербализуемого общения, характеризующийся множеством отклонений от канонической письменной речи, отсюда внимание к степени спонтанности, завершенности, тематической связности, понятности разговора для других людей...»
Аналогично определениям текста приведем и несколько определений дискурса: «Коммуникативная ситуация, включающая сознание коммуникантов (партнеров общения) и создающийся в процессе общения текст» (Кибрик, 1994) «Дискурс - более широкое понятие, чем текст. Дискурс - это одновременно и процесс языковой деятельности, и ее результат (= текст)» (Фундаментальные направления, 1997; 307). «Под словом дискурс понимается целостное речевое произведение в многообразии его когнитивно-коммуникативных функций» (Седов, 1999; 5). «Связный текст в совокупности с экстралингвистическими - прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами» (Арутюнова, 1990; 136). «Текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное воздействие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмов их сознания» (там же; 137). «Дискурс, в сущности, лишь способ передачи информации, а не средство ее накопления и умножения; дискурс не является носителем информации» (Дымарский, 1999; 40). «Под дискурсом мы понимаем вербализованную речемыслительную деятельность, включающую в себя не только собственно лингвистические, но и экстралингвистические компоненты». «Мы смотрим на текст как на основную единицу дискурса» (Красных, 1998; 190, 192). «Дискурс - единство и взаимодействие текста и внелингвистических условий и средств его реализации» (Вишнякова, 2002; 183). «Центральной инте- гративной единицей речевой деятельности, находящей отражение в своем информационном следе - устном/письменном тексте, является дискурс» (Зернецкий, 1988; 37).
Нельзя не остановиться еще на одном понимании взаимосвязи текста и дискурса: во-первых, потому что оно высказано одним из крупнейших наших лингвистов, а, во-вторых, потому, что при всей специфики этого понимания, оно как раз и представляется нам самым непротиворечивым, хотя и не магистральным. Эта позиция отражена в работе Ю.С.Степанова «Новый реализм», причем в главе, название которой уже отражает особую позицию исследователя - «Между системой и текстом - дискурс». Ю.С.Степанов отмечает: «Термин «дискурс» (фр. discours, англ. discourse) начал широко употребляться в начале 1970-х гг., первоначально в значении, близком к тому, в каком в русской лингвистике бытовал термин «функциональный стиль» (речи или языка). Причина того, что при живом термине «функциональный стиль» потребовался другой - «дискурс», заключается в особенностях национальных лингвистических школ, а не в предмете» (Степанов, 1998; 670). «Дискурс - это «язык в языке», но представленный в виде особой социальной данности. Дискурс реально существует не в виде своей «грамматики» и своего «лексикона», как язык просто. Дискурс существует прежде всего и главным образом в текстах, но таких (курсив наш - Ю.П.), за которыми встает особая грамматика, особый лексикон, особые правила словоупотребления и синтаксиса, особая семантика, - в конечном счета - особый мир. В мире всякого дискурса действуют свои правила синонимичных замен, свои правила истинности, свой этикет. Это - «возможный (альтернативный) мир» в полном смысле этого логико-философского термина. Каждый дискурс - это «один из возможных миров». Само явление дискурса, его возможность, и есть доказательство тезиса «Язык - дом духа» и, в известной мере, тезиса «Язык - дом бытия» (там же; 676). Но - см. наш курсив - если «прежде всего» и «главным образом», и не во всех текстах, а «таких, за которыми...», то дискурс - явление не всеобщее, а частное, и по сравнению с таким всеобщим явлением, как текст, не заслуживает столь пристального внимания, и уж тем более - при таком подходе - лишаются смысла многочисленные «ломания копий» о взаимосвязи текста и дискурса.2
Значимость рассуждения Ю.С.Степанова, на наш взгляд, имеет не столько лингвистическое или философское значение, сколько методологическое - как пример выбора определенной точки зрения и последовательного рассуждения в ее рамках.
Все приведенные выше частные определения могут быть, в принципе, расположены между следующими границами: во-первых, дискурс есть текст (часть текста, тип текста, состояние текста и т.п.) - текст есть дискурс (часть дискурса, тип дискурса, состояние дискурса); во-вторых, дискурс есть произведение - дискурс есть употребление, деятельность. Какие же выводы могут следовать из рассмотренных выше определений текста, дискурса и мнений исследователей об их взаимосвязи:
-
Все приведенные выше определения справедливы и отражают одну из характерных сторон таких феноменов, как текст и как дискурс. Однако следует признать, что в обзорах разных авторов часто по- разному понимаются одни и те же определения текста и дискурса, данные другими исследователями. Очевидно, что эта разница пониманий идет не столько от самих рассматриваемых феноменов, сколько от позиции и понимания их самими авторами обзоров.
-
Текст и дискурс есть реальные явления, они и не слиянны, и нерасторжимы.
-
Текст и дискурс есть произведения, существующее в структуре и содержании коммуникации.
Наиболее четко и последовательно эти три параметра, на наш взгляд, отмечает и прослеживает в своих рассуждениях Чан Ким Бао, опирающаяся не только на методологию европейской (и частично американской) современной лингвистики, но и на философско- методологические принципы, присущие восточной школе: «Любое речевое произведение есть текст, который служит действительным средством человеческого общения. Текст имеет своего "напарника" в виде дискурса. Дискурс - это текст в действии. Текст понимается как инь, дискурс - как ян. Они подчиняются закону взаимопроникновения. Это означает, что в тексте есть элементы дискурса, а в дискурсе есть элементы текста... »(Чан Ким Бао, 2001; 5-6). Обратимся также к введению к ее книге «Текст и
одной стороны, все же есть определения (а не рассуждения, как бывает чаще), а с другой - представляют собой расходящиеся точки зрения.
дискурс (через призму иньян-коицепции)», которая отражает основные положения ее докторской диссертации, защищенной в 2001 г.:
«В моей вышедшей в 1999 году книге «Введение в изучение текста как лингвистического феномена (синтез западных и восточных взглядов в области лингвистики) изложены основные положения нашей методологии научного исследования, основанной на древневосточной философии "И цзин" (Книги Перемен) и разработанной вьетнамским проф. Чан Ван Ко иньян-концепции применительно к изучению языка [Чан Ван Ко, 1996,1997].
Сущность иньян-концепции заключается в следующем:
-
Язык как космос представляет собой единство двух противоположных начал инь и ян. То, что мы говорим или слышим от собеседника, то, что мы пишем или читаем (например, слова, предложения и т.д.) - все это существует реально, все это мы можем воспринимать своими органами чувств, все это может творить любой человек, говорящий (пишуший) на определенном языке. Это ян. Он постоянно изменяется, изменяя все вокруг. С другой стороны, за всеми этими реальными актами (говорение, писание и т.д.) скрывается что-то глубинное. Это их образы, которые тоже реальны, но невосприни- маемы нашими органами чувств. Это инь. Ее может "видеть" не любой человек, а только ученый, исследователь, теоретик. Разные "видения" порождают разные тенденции, школы. Такую реальность вещей мы бы назвали антире- альностъю или виртуальностью (например, система, структура и т.п.). Реальность и виртуальность - разные понятия, но они едины, как едины у человека душа (инь) и тело (ян). Это единство инь и ян мы называем Великим Пределом (этот термин заимствован из Книги Перемен и, как нам представляется, адекватно отражает идею единства). Движение, взаимодействие, взаимопроникновение и взаимопревращение этих начал внутри Великого Предела составляют главное содержание восточного взгляда на язык.
-
Если язык представляется Великим Пределом, то каждый составляющий его компонент тоже Великий Предел, т.е. он, в свою очередь, представляет собой единство инь и ян. Текст, на пример, в нашем понимании является Великим Пределом, в нем едины виртуальные сущности - системно- структурное образовние текста (инь) и реальные речепроизводящие компоненты текста (ян). Таким образом, текст является микрокосмосом по отношению к языку как макрокосмосу. Это означает, что все, что характерно макрокосмосу (языку) должно быть отражено в микрокосмосе (тексте).
3) Иньян-концепция признает роль человека познающей (когнитивной) и созидательной (прагматической) силой, которая вместе с системной (или системно-структурно-функциональной) силой образуют единое целое, что мы называем человеческим языком, представляющим собой истинный предмет и объект лингвистического исследования. Таким образом, мы видим перед собой такую лингвистическую модель, которая характеризуется системоцентричностъю (инь) и антропоцентричностью (ян). Эту модель можно изобразить в следующей схеме:
язык как Великий Предел системоцентричность (инь) антропоцентричность (ян)
система, структура функция когнитивизм прагматика
(инь) (ян) (инь) (ян)
Эта схема вполне может быть применима к любым языковым единицам, в том числе и к предмету нашего обсуждения - тексту, который, как было сказано выше, тоже является Великим Пределом.
Концепция инь-ян не исключает, а наоборот, предполагает интеграцию традиционных исследовательских методов, таких как структурный, функционально-семантический, дескриптивный, метод компонентного анализа, метод анализа по непосредственно составляющим и др.
Текст существует не как самоцель. Он функционирует в речи в виде дикурса. Текст является потенциалом (инь), дискурс же - реализацией этого потенциала в речевой деятельности (ян). Инь-ян концепция предполагает решение вопроса дискурса в тесной связи с вопросом текста как две противоположные стороны одной сущности. При этом учитываются все лингвистические и экстралингвистические факторы, участвующие в организации и функционировании текста как средства речевого общения.
Структура дискурса состоит из двух компонентов: лингвистический (инь), который составляют системные языковые единицы: словоформа и предложение, и экстралингвистический (ян), который составляют ситуация, прагматический, социокультурный, психологический и другие факторы...
Дискурс характеризуется категориями актуального членения, пресуппозиции, субъективной модальности, конситуации и коммуникативного акта. Текстовые и дискурсивные категории при всех своих различиях объединяются двумя особенностями: объемностью (пространством) организации и линейностью (временем) появления в речи компонентов. И текст объемен и линеен, и дискурс объемен и линеен» (Чан Ким Бао, 2000; 3-7).
$ 2. Действительность, текст и дискурс как элементы структуры коммуникации
В нашем представлении текст и дискурс не находятся между собой в родо-видовых отношениях (каждый из них не является частью другого), дискурс не является промежуточным явлением между речью, общением и языковым поведением или промежуточным звеном между системой и текстом, он не есть текст в совокупности с экстралингвистическими параметрами, равно как и текст не является дискурсом за минусом этих параметров. Но если они равноположены, то и рассматривать их и их взаимосвязь друг с другом можно только «сверху», от более высокого уровня обобщения, в которое они на равных входят. Иначе не будет конца определениям того и другого, замкнутым, как мы видели выше, практически всегда друг на друга.
А выше - только действительность и реальная коммуникация в ней, т.е. те два элемента, которые, в принципе, также присутствуют в большинстве имеющихся определений. Однако они там появляются как бы «от текста и дискурса», хотя, по нашему мнению, именно текст и дискурс должны «появляться от них». Ибо любой текст (письменный и устный, художественный и научный и т.д.) создается с целью стать не только фактом «для себя», но и фактом «для других», элементом, участником некоторого более широкого «состояния взаимодействия». Таким же реальным элементом, участником «состояния взаимодействия» является и дискурс - он из него и «родился».
Поскольку видов и типов текста и дискурса описано (см.выше) большое количество, есть смысл, очевидно, от самого общего понимания более высокого уровня - коммуникации - идти к самому общему пониманию этих ее составляющих.
«Коммуникация (лат. Соггшшшсайо, от сопшшшсо - делаю общим, связываю, общаюсь)...2) Общение. Передача информации от человека к человеку в процессе деятельности»; «Коммуникация языковая - общение с помощью языка, взаимная передача и восприятие при помощи языка некоторого мыслительного содержания» (СЭС, 1981; 617). «Коммуникация ... общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.п.; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) посредством знаков...» (ФЭС, 1983; 269). Таким образом, должны быть некоторый способ закрепления информации и некоторый способ ее трансляции, причем, если «способ закрепления (хранения)» информации должен ее хранить и вне процесса коммуникации, то «способ трансляции» может реализовываться только в состоянии коммуникации.
Если вспомнить уже цитированное справедливо замечание о том, что текст и дискурс и объемны, и линейны, то наиболее подходящим и точным термином для их обозначения является, на наш взгляд, термин «фигура». «Фигура (геом.), термин, применяемый к разнообразным множествам точек; обычно Ф. наз. такие множества, которые можно представить из конечного числа точек, линий или поверхностей, в частности сами точки, линии, поверхности» (СЭС, 1983; 318). Это понятие уже входит и в лингвистическую терминологическую парадигму: «фигура речи», «стилистические фигуры», «фигура знания» (Ю.Н. Караулов) и др. С учетом этого термина и изложенного выше понимания роли и места текста и дискурса в коммуникации, назовем их:
Текст - интровертивная фигура коммуникации. Дискурс - экстравертивная фигура коммуникации2Таким образом, реальная коммуникация содержит три не слиянных, но и не расторжимых составляющих: саму фигуру действительности3, в сфере которой и на основаниях которой она осуществляется, и две фигуры, обеспечивающих ее содержательно-языковую основу (так как текст во всех его проявлениях, даже в «образе» неотрывен от языка) и содержательно- речевую основу (собственно вербальное - и, обычно, с невербальным компонентом) взаимодействие участников коммуникации. Можно, безусловно, говорить о некотором примате фигуры действительности (в этом проявляется социально-историческая детерминированость всей коммуникации и двух других ее фигур). Но при этом все три составляющие находятся в динамическом взаимосоответствии: изменение действительности влечет за собой изменение текста и дискурса; появление новых текстов о том же аспекте действительности приводит к вероятности вариативности дискурса; реализация другого дискурса в коммуникации требует ее участников обращаться к другим текстам и иначе оценивать фигуру действительности (самый простой пример - иное, чем первоначальное, восприятие социального статуса участника коммуникации при реализации им определенных текстов и дискурсов) и т.д.
Определим выделенные выше составляющие коммуникации следующим образом:
Материальная фигура коммуникации - действительность: совокупность материальных условий бытия, в которых осуществляется коммуникация представителей определенной лингвокультурной общности.
Интровертивная фигура коммуникации - текст: совокупность правил лингвистической и экстралингвстической организации содержания коммуникации представителей определенной лингвокультурной общности.
Экстравертивная фигура коммуникации - дискурс: совокупность вербальных форм практики организации и оформления содержания коммуникации представителей определенной лингвокультурной общности.
Как можно реально представить себе тот конструкт, который так просто был нарисован нами вербально? Может быть, существуют и другие формы его представления, но нам приходит в голову только один - голограмма. Голограмма, как известно, «метод получения изображения объекта, основанный на интерференции волн... Возникающая при интерференции волн картина, содержащая полную информаг^ию об объекте, фиксируется на светочувствительной поверхности. Она наз. голограммой. Г. применима к волнам любой природы и любого диапазона частот; широко используется в физике и разл. областях техники, в частности для распознавания образов, для кодирования информации...» (СЭС, 1981; 322; курсив наш - Ю.П.). Выделенные нами слова в полной мере соотносятся и с рассматриваемым нами объектом. Во-первых, между действительностью, текстом и дискурсом, если они неслиянны и нерасторжимы, именно интере- ференция (наложение, приводящее к усилению или ослаблению) является основой их взаимодействия: при изменении действительности эти изменения накладываются и на текст, и на дискурс, приводя к усилению в коммуникации роли одного и ослаблению роли другого; при изменении качества и/или объема имплицитной текстовой информации изменяется и дискурс; при потребности изменения роли дискурса усиливается или ослабляется роль текстовой составляющей коммуникации и т.п. Во-вторых, и для кодирования информации, и для распознавания объектов также служит взаимосвязь всех трех элементов коммуникации.
Попробуем сначала представить это на реальной голограмме. А затем - на реальном акте коммуникации.
В качестве физического примера возьмем визу в загранпаспорте4. При любом повороте голографической картинки на визе все ее составляющие (знак страны, принадлежность или не принадлежность, например, к общеевропейскому союзу, фоновая картинка самой визы данной страны) будут появляться или исчезать: при эксплицировании одной из составляющих две другие имплицитно все равно будут содержаться в заложенной в ней информации.5
Взаимодействие этих фигур коммуникации рассмотрим теперь на
£
примере отрывка из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» :
Иван тряхнул головой, убедился в том, что она не болит, и вспомнил, что он находится в лечебнице. Эта мысль потянула за собою воспоминание о гибели Берлиоза, но сегодня оно не вызвало у Ивана сильного потрясения. Выспавшись, Иван Николаевич стал поспокойнее и соображать начал яснее. Полеэ/сав некоторое время неподвижно в чистейшей, мягкой и удобной пружинной кровати, Иван увидел кнопку звонка рядом с собою. По привычке трогать предметы без надобности, Иван нажал ее...
Цилиндр тихо прозвенел в ответ, остановился, потух, и в комнату вошла полная симпатичная эюенщина, в белом чистом халате и сказала Ивану:
—Доброе утро!
Иван не ответил, так как счел это приветствие в данных условиях неуместным. В самом деле, засадили здорового человека в лечебницу, да еще делают вид, что это так и нужно!..
— Пожалуйте ванну брать,— пригласила женщина, и под руками ее раздвинулась внутренняя стена, за которой оказалось ванное отделение и прекрасно оборудованная уборная.
нет, я на этом поезде в Италию не могу поехать - я буду въезжать в нее через Швейцарию, а это не Шенгенская зона, через нее нельзя, и т.д., и т.п.». Причем все эти явления действительности, тексты и дискурсы находятся в неразделимых отношениях между собой, хотя каждый и составляется свой аспект коммуникации я реальным явлением, обнаруженном на странице загранпаспорта. При этом факт самой действительности может быть эксплицированным и имплицированным (знаю, что это виза, или не знаю и не «вижу», что это виза); текст имплицитно заложен в факте действительности, то я могу это понимать или не понимать; но на основе имплицитно заложенного текста (с полнотой, соответствующей потребностям ситуации коммуникации) эксплицируется дискурс, т.е. осуществляется коммуникация. Причем все элементы выделенного выше дискурса вовсе не обязательно являются устной речью - этими же элементами они будут и в сознании человека, взявшего паспорт в руки. Возможна и обратная последовательность, заданная условиями коммуникации: «у меня где-то есть в паспорте долгосрочная Шенгенская виза (дискурс) - А, вот этот кружочек со звездочками, это она (найден необходимый текст) - Нет, это другая виза, мне нужна с въездом через Германию, а это еще и просроченная, сейчас поищу (осуществляется нахождение необходимого явления действительности)». £
Во-первых, мы убеждены в том, что показать реальную взаимосвязь фигуры действительности, текста и дискурса, образующих коммуникацию, возможно лишь на достаточно протяженном примере, так как их постоянная взаимосвязь в рамках короткого отрывка просто не будет проявляться. Во-вторых, нам всегда казалась несколько надуманным стремление авторов, использующих при описании некоторых языковых/речевых явлений примеры из произведений художественной литературы, обязательно «оправдаться» за это использование. Если это написано на реальном языке, если не вызывает у нас отторжения («так по-русски не говорят!»), если сама коммуникация является осмысленной, мотивированной и происходит в тех условия, в которых она происходит в реальной жизни, то почему - в качестве примера - ее нельзя рассматривать в качестве аналога реальной коммуникации? Более того, именно в качественном художественном произведении мы можем выделить и проанализировать те аспекты коммуникации, которые практически не восстановимы в реальном человеческом общении.
Иван, хоть и решил с женщиной не разговаривать, не удерэюался и, видя, как вода хлещет в ванну широкой струей из сияющего крана, сказал с аронией:
-
Ишь ты! Как в «Метрополе!»
-
О нет,— с гордостью ответила женщина,— гораздо лучше. Такого оборудования нет нигде и за границей. Ученые и врачи специально приезжают осматривать нашу клинику. У нас каэ/сдый день интуристы бывают.
При слове «интурист» Ивану тотчас же вспомнился вчерашний консультант. Иван затуманился, поглядел исподлобья и сказал:
— Интуристы... До чего вы все интуристов обоэюаете! А среди них, меэ/сду прочим, разные попадаются. Я, например, вчера с таким познакомился, что любо-дорого!
И чуть было не начал рассказывать про Понтия Пилата, но сдер- о/сался, понимая, что женщине эти рассказы ни к чему, что все равно помочь ему она не моэюет...
После этого Ивана Николаевича повели по пустому и беззвучному коридору и привели в громаднейших размеров кабинет. Иван, решив относиться ко всему, что есть в этом на диво оборудованном здании, с иронией, тут эюе мысленно окрестил кабинет «фабрикой-кухней».
И было за что. Здесь стояли шкафы и стеклянные шкафики с блестящими никелированными инструментами. Были кресла необыкновенно сложного устройства, какие-то пузатые лампы с сияющими колпаками, множество склянок, и газовые горелки, и электрические провода, и совершенно никому не известные приборы.
В кабинете за Ивана пр на, все в белом. Первым долгом Ивана отвели в уголок, за столик, с явною целью — кое- что у него повыспросить. Иван стал обдумывать положение. Перед ним было три пути. Чрезвычайно соблазнял первый: кинуться на эти лампы и замысловатые вещицы и всех их к чертовой бабушке перебить, и таким образом выразить свой протест за то, что он задержан зря. Но сегодняшний Иван значительно уже отличался от Ивана вчерашнего, и первый путь показался ему сомнительным: чего доброго, они укоренятся в мысли, что он буйный сумасшедший. Поэтому первый путь Иван отринул. Был второй: немедленно начать повествование о консультанте и Понтии Пшште. Однако вчерашний опыт показал, что этому рассказу не верят или понимают его как-то извращенно. Поэтому Иван и от этого пути отказался, решив избрать третий: замкнуться в гордом молчании.
Полностью этого осуществить не удалось, и, волей-неволей, пришлось отвечать, хоть и скупо и хмуро, на целый ряд вопросов...
Наконец Ивана отпустили. Он был препровожден обратно в свою комнату, где получил чашку кофе, два яйца всмятку и белый хлеб с маслом.
Съев и выпив все предложенное, Иван решил дожидаться кого-то главного в этом учреждении и уж у этого главного добиться и внимания к себе, и справедливости.
На основе ФДИСК1 расширение ДО Фткст2 трое — две женщины и один мужчи- Фдств2 •' общение с врачами; ФТКСТ2: вся ситуация прошлого дня на Патриарших; Фдиск2: стремление скрыть в общении знание ФТКСт2
ченно, главный. Он сел на табурет, а все остальные остались стоять.
—Доктор Стравинский,— представился усевшийся Ивану и поглядел на него дружелюбно.
— Вот, Александр Николаевич,— негромко сказал кто-то в опрятной бородке и подал главному кругом исписанный Иванов лист.
«Целое дело сшили!» — подумал Иван. А главный привычными глазами пробеэюал лист, пробормотал: «Угу, угу...» и обменялся с окружающими несколькими фразами на малоизвестном языке.
«И по-латыни, как Пилат, говорит...» — печально подумал Иван. Тут одно слово заставило его вздрогнуть, и это было слово «шизофрения» — увы, уэюе вчера произнесенное проклятым иностранцем на Патриарших прудах, а сегодня повторенное здесь профессором Стравинским.
«И ведь это знал!» — тревожно подумал Иван.
Главный, по-видимому, поставил себе за правило соглашаться со всем и радоваться всему, что бы ни говорили ему окружающие, и выраэюать это словами «славно, славно...».
-
Славно! — сказал Стравинский, возвращая кому-то лист, и обратился к Ивану:
-
Вы —поэт?
-
Поэт,— мрачно ответил Иван и впервые вдруг почувствовал какое-то необъяснимое отвращение к поэзии, и вспомнившиеся ему тут эюе собственные его стихи показались почему-то неприятными. Морща лицо, он, в свою очередь, спросил у Стравинского:
-
Вы — профессор?
На это Стравинский предупредительно-веэюливо наклонил голову.
-
И вы — здесь главный?— продолжал Иван. Стравинский и на это поклонился.
-
Мне с вами нуэюно говорить,— многозначительно сказал Иван Николаевич.
-
Я для этого и пришел,— отозвался Стравинский.
-
Дело вот в чем,— начал Иван, чувствуя, что настал его час,— меня в сумасшедшие вырядили, никто не эюелает меня слушать!.,
-
О нет, мы выслушаем вас очень внимательно,— серьезно и успокоительно сказал Стравинский,— и в сумасшедшие вас рядить ни в коем случае не позволим.
-
Так слушайте эюе: вчера вечером я на Патриарших прудах встретился с таинственною личностью, иностранцем не иностранцем, который заранее знал о смерти Берлиоза и лично видел Понтия Пилата.
Свита безмолвно и не шевелясь слушала поэта.
-
Пилата? Пилат, это — который жил при Иисусе Христе?— щурясь на Ивана, спросил Стравинский.
-
Тот самый.
-
Ага,— сказал Стравинский,— а этот Берлиоз погиб под трамваем?
-
Вот эюе именно его вчера при мне и зарезало трамваем на Патриарших, причем этот самый загадочный граэюданин...
-
Знакомый Понтия Пилата?— спросш Стравинский, очевидно, отличавшийся большой понятливостью.
-
Именно он,— подтвердил Иван, изучая Стравинского,— так вот он сказал заранее, что Аннушка разлила подсолнечное масло... А он и поскользнулся как раз на этом месте! Как вам это понравится?— многозначительно осведомился Иван, надеясь произвести большой эффект своими словами.
Но этого эффекта не последовало, и Стравинский очень просто задал следующий вопрос:
-
А кто эюе эта Аннушка? Этот вопрос немного расстроил Ивана, лицо его передернуло.
-
Да, то был, не
ФдСТв3: беседа с профессором ФТКСТ2: вся ситуация на Патриарших; ФдискЗ: общение с профессором, расширяющее ФТКст2 до ФткстЗ
Фдстпз •' общение с профессором; при отсутствии у профессора ФТКстЗ общение переходит в
Фдиск-4, при котором каждый участник коммуникации исходит из своей ФТксТ: так как Фткст врача Ф Фткст Ивана, каждый из них ведет свою модель коммуникации
Аннушка здесь совершенно не важна,— проговорил он, нервничая,— черт ее знает, кто она такая. Просто -
дура какая-то с Садовой. А важно то, что он заранее, понимаете ли, заранее знал о подсолнечном масле! Вы меня понимаете?
-
Отлично понимаю,— серьезно ответил Стравинский и, коснувшись колена поэта, добавил: — Не волнуйтесь и продолэюайте.
-
Продолжаю,— сказал Иван, стараясь попасть в тон Стравинскому и зная уэюе по горькому опыту, что лишь спокойствие поможет ему,— так вот, этот страшный тип, а он врет, что он консультант, обладает какою-то необыкновенной силой... Например, за ним погонишься, а догнать его нет возмоэю- ности. А с ним еще парочка, и тоже хороша, но в своем роде: какой-то длинный в битых стеклах и, кроме того, невероятных размеров кот, самостоятельно ездящий в трамвае. Кроме того,— никем не перебиваемый Иван говорил все с большим эюаром и убедительностью,— он лично был на балконе у Понтия Пилата, в чем нет никакого сомнения. Ведь это что лее такое? А? Его надо немедленно арестовать, иначе он натворит неописуемых бед.
-
Так вот вы и добиваетесь, чтобы его арестовали? Правильно я вас понял?— спросил Стравинский.
«Он умен,— подумал Иван,— надо признаться, что среди интеллигентов тоже попадаются на редкость умные. Этого отрицать нельзя!» — и ответил:
-
Совершенно правильно! И как эюе не добиваться, вы подумайте сами! А меэюду тем меня силою задержали здесь, тычут в глаза лампой, в ванне купают, про дядю Федю чего-то расспрашивают!.. А его уж давно на свете нет! Я требую, чтобы меня немедленно выпустили.
-
Ну что э/се, славно, славно!— отозвался Стравинский.— Вот все и выяснилось. Действительно, какой эюе смысл задерживать в лечебнш^е человека здорового? Хорошо-с. Я вас сейчас эюе выпишу отсюда, если вы мне скажете, что вы нормальны. Не докаэюете, а только скаэюете. Итак, вы нормальны?
Тут наступила полная тишина, и толстая эюенщина, утром ухаэюивав- шая за Иваном, благоговейно поглядела на профессора, а Иван еще раз подумал: «Полоэюительно умен».
Предлоэюение профессора ему очень понравилось, однако, прежде чем ответить, он очень и очень подумал, морща лоб, и, наконец, сказал твердо:
—Я— нормален.
-
Ну вот и славно,— облегченно воскликнул Стравинский,— а если так, то давайте рассуэюдать логически. Возьмем ваш вчерашний день,— тут он повернулся, и ему немедленно подали Иванов лист.— В поисках неизвестного человека, который отрекомендовался вам как знакомый Понтия Пилата, вы вчера произвели следующие действия, — тут Стравинский стал загибать длинные пальцы, поглядывая то в лист, то на Ивана, — повесили на грудь иконку. Было?
-
Было,— хмуро согласился Иван.
-
Сорвались с забора, повредили лицо. Так? Явились в ресторан с за- эюэюенной свечой в руке, в одном белье и в ресторане побили кого-то. Привезли вас сюда связанным. Попав сюда, вы звонили в милицию и просили прислать пулеметы. Затем сделали попытку выброситься из окна. Так? Спрашивается: воз- моэюно ли, действуя таким образом, кого-либо поймать или арестовать? И если вы человек нормальный, то вы сами ответите: никоим образом. Вы эюелаете уйти отсюда? Извольте-с. Но позвольте вас спросить, куда вы направитесь?
-
Конечно, в милицию,— ответил Иван уэюе не так твердо и немного теряясь под взглядом профессора.
-
Непосредственно отсюда?
-
Угу.
-
А на квартиру к себе не заедете?— быстро спросил Стравинский.
—Да некогда тут заезэюать! Пока я по квартирам буду разъезэюать, он улизнет!
-
Так. А что эюе вы скаэюете в милиции в первую очередь?
-
Про Понтия Пилата,— ответил Иван Николаевич, и глаза его подернулись сумрачной дымкой.
-
Ну, вот и славно!— воскликнул покоренный Стравинский и, обратившись к тому, что был с бородкой, приказал: — Федор Васильевич, выпишите, пожалуйста, граэюданина Бездомного в город. Но эту комнату не занимать, постельное белье моэюно не менять. Через два часа граэюданин Бездомный опять будет здесь. Ну что эюе,— обратился он к поэту,—успеха я вам эюелать не буду, потому что в успех этот ни на йоту не верю. До скорого свидания!— И он встал, а свита его шевельнулась.
-
На каком основании я опять буду здесь?— тревоэюно спросил Иван.
Стравинский как будто эюдал этого вопроса, немедленно уселся и заговорил:
-
На том основании, что, как только вы явитесь в кальсонах в милицию и скаэюете, что виделись с человеком, лично знавшим Понтия Пшата,— вас моментально привезут сюда, и вы снова окаэ/сетесь в этой же самой комнате.
-
При чем тут кальсоны?—растерянно оглядываясь, спросил Иван.
-
Главным образом Понтий Пшат. Но и кальсоны также. Ведь казенное же белье мы с вас снимем и выдадим вам ваше одеяние. А доставлены вы были к нам в кальсонах. А между тем на квартиру к себе вы заехать отнюдь не собирались, хоть я и намекнул вам на это. Далее последует Пилат... и дело готово!
Тут что-то странное случилось с Иваном Николаевичем. Его воля как будто раскололась, и он почувствовал, что слаб, что нуждается в совете.
-
Так что э/се делать?— спросил он на этот раз уже робко.
-
Ну вот и славно! — отозвался Стравинский.— Это резоннейший вопрос. Теперь скаэ/су вам, что, собственно, с вами произошло. Вчера кто-то вас сильно напугал и расстроил рассказом про Понтия Пшата и прочими вещами. И вот вы, изнервничавшийся, издерганный человек, пошли по городу, рассказывая про Понтия Пилата. Совершенно естественно, что вас принимают за
сумасшедшего. Ваше спасение сейчас только в одном — в полном покое, И вам непременно нуэ/сно остаться здесь.
-
Но его необходимо поймать!—уже моляще воскликнул Иван.
—Хорошо-с, но самому-то зачем же бегать? Излоэюите на бумаге все ваши подозрения и обвинения против этого человека. Ничего нет проще, как переслать ваше заявление куда следует, и, если, как вы полагаете, мы имеем дело с преступником, все это выяснится очень скоро. Но только одно условие: не напрягайте головы и старайтесь поменьше думать о Понтии Пшате. Мало ли чего моэ1Сно рассказать! Не всему э/се надо верить.
-
Понял!—решительно заявил Иван.—Прошу выдать мне бумагу и перо.
-
Выдайте бумагу и коротенький карандаш,— приказал Стравинский толстой женщине, а Ивану сказал так: — Но сегодня советую не писать.
-
Нет, нет, сегодня же, непременно сегодня,— встревоэюенно вскричал
Иван.
-
Ну хорошо. Только не напрягайте мозг. Не выйдет сегодня, выйдет завтра.
-
Он уйдет!
-
О нет,— уверенно возразил Стравинский,— он никуда не уйдет, ручаюсь вам. И помните, что здесь у нас вам всемерно помогут, а без этого у вас ничего не выйдет. Вы меня слышите?— вдруг многозначительно спросил Стравинский и завладел обеими руками Ивана Николаевича. Взяв их в свои, он долго, в упор глядя в глаза Ивану, повторял: — Вам здесь помогут...вы слышите меня?.. Вам здесь помогут... вам здесь помогут... Вы получите облегчение. Здесь тихо, все спокойно... Вам здесь помогут...
Иван Николаевич неожиданно зевнул, выражение лица его смягчилось.
—Да, да,— тихо сказал он.
-
Ну вот и славно!— по своему обыкновению зашочш беседу Стравинский и поднялся.—До свидания! — он поэ/сал руку Ивану и, уже выходя, повернулся к тому, что был с бородкой, и сказал: —Да, а кислород попробуйте... и ванны.
На основе Фдиск профессора Меняется Фтекст Ивана на ФТКст4; именно с этой Фткст завершается коммуникация
Еще на одном примере попробуем показать другую последовательность соотнесенности текста и дискурса.
«Направляясь к входной двери, Скворцов с удивлением увидел, как из окна вывалился стул, ударился о землю, перевернулся и рассыпался. Вскоре за ним последовал второй стул, затем третий... Скворцов вошел в кабинет [полковника] Шумаева в тот самый момент, когда хозяин, размахнувшись, выбрасывал в окно четвертый стул...
-
Сергей, опомнись, - сказал Скворцов. - Конечно, Александр Македонский был великий человек, но зачем же стулья ломать?
-
При чем тут Александр Македонский? - сердито спросил Шумаев. Чашкин улыбнулся.
-
Стыдно, Сергей, не знать классиков. А вот лейтенант Чашкин, тот знает, видно по лицу. Ну-ка, скаэюите ему, Чашкин, откуда это?
Чашкин покраснел и сказал:
-
«Чапаева».
у -Не совсем так, - поморщился Скворцов, но по смыслу верно...»
(И.Грекова. Пороги. С. 463464)
В этой ситуации коммуникации у Скворцова в текст входят две составляющие: цитата из «Ревизора» Н.В.Гоголя (первичная) и фильма «Чапаев» (вторичная); у Чашкина - одна, вторичная; у Шумаева этот текст отсутствует - именно на различии этого факта и строятся дискурсы участников коммуникации.
Таким образом, по нашему мнению, структура коммуникации содержит три взаимосвязанных составляющих, находящихся в постоянном у взаимодействии и взаимовлиянии: интровертивную фигуру - текст, экст-
равертивную фигуру - дискурс, реальную фигуру - действительность ситуации общения.
ч
- Часть I. Действительность, текст и дискурс как элементы структуры и содержания коммуникации
- Глава I. Современное состояние изучения проблемы текста и дискурса.
- Глава II. Взаимосвязь действительности, текста и дискурса в структуре коммуникации
- § 1. Текст vs дискурс. Дискурс vs текст. Текст и дискурс vs действительность. Et cetera.
- § 2. Специфика реализации действительности, текста и дискурса в коммуникации.
- 1. Первая встреча
- 2. По прошествии определенного времени
- Глава III: Коммуникативное пространство речевой личности.
- §1. Структура языковой личности
- §2. Вербально-семантический уровень личности.
- §3. Когнитивный уровень языковой/речевой личности.
- § 4. Прагматический уровень языковой/речевой личности.
- Глава IV. Пространственные характеристики коммуникации
- 1. Б.Акунин. «Алтын-Толобас»
- 3. М.Веллер. «Гонец из Пизы», с.107-111
- 4. А. С. Пушкин. «узник» (перевод с вьетнамского)
- 6. Ю.Поляков. Козленок в молоке
- Глава V. Скрепы коммуникации
- 1. Ю.Поляков. «Парижская любовь Кости Гуманкова»
- 2. Т. Толстая. «Кысъ»
- § 2. Скрепы интровертивной фигуры коммуникации - текста: стереотипы.
- 3. Ю.Поляков. «Парижская любовь Кости Гуманкова»
- 4. ВАксенов. «Остров Крым»
- 4. И.Грекова «Кафедра»
- 6. Ю.Поляков. «Парижская любовь Кости Гуманкова»
- 7. В.Токарева. «Из жизни миллионеров»
- 4. Феноменология структуры коммуникации
- Часть II. Концепт в структуре и содержании комму- никции
- Глава I. «Концепт» как предмет рассмотрения.
- § 2. Современная типология «концепта»
- Что это есть?
- Единицей чего является?
- Чем это выражается?
- Какова его структура?
- Каковы его организационно-структурные типы?
- 6. Каковы его содержательные типы?
- V § 3. Концепт как «явление»
- § 1. Теория «концепта» в философских исследованиях
- § 2. «Концепт» как миф и символ.
- Глава III. Концепт vs Концептуализм.
- § 1.Понимание концептуализма в постмодернизме.
- Глава IV. Концепт как модель.
- § 1. Знаковая сущность языка и знаковая интерпретация речевого общения.
- Глава V: «Концепт» в сферах и пространствах структуры коммуникации.
- § 1. К пониманию термина «концептосфера»
- §2. Структура сфер речевого общения.
- § 3. Пространственные параметры речевого общения и языковая картина мира.
- Глава VI. Имя концепта. Формы представления концепта.
- § 3. В поисках имени концепта
- Глава I:
- Глава II:
- Глава III:
- Глава IV:
- Глава V:
- Глава VI:
- 5. В.Кунин «Русские на Мариенплац»