14. Этика в со.
Деонтология - это с/ма «и процесс взаимного обоснования и согласования этич-их, моральных, нравственных, правовых и профес-ых норм поведения спец-ов опр-ой области трудовой деят-ти. Деон-ия как область исс-ий и система знаний возникает всюду, где требуются профес-ые умения, но гл-ым образом там, где применение общих этич-их, моральных и правовых норм наталкивается на специф-ие трудности, связанные с глубокими изменениями в недрах самой профессии, где возможно согласование профес-ых и морально-этических нормативов, заведомо не противоречащих существующему праву, обычно складывается так называемая профессиональная этика.. .»
С деонтологией часто смешивают деловую этику. Деловая этика «концентрирует правила, определяемые, с одной стороны, этичес-ми и моральными нормами, а с др. стороны - требованиями не какой-то опр-ой профессии, а опр-ой с/мы упр-ия (менеджмента)». Профес-ая этика, в свою очередь, «есть совок-ть морал-ых норм, определяющих отн-ие чел-ка к своему профес-му долгу, а посредством его к людям, с к-ми он связан в силу хар-ра своей профессии и, в конечном счете, к об-ву в целом. Профес-ая этика предст-ет собой конкретизацию общих этич-их норм, к-ая вызывается не только спецификой отн-ий профес-ных колл-ов к об-ву в целом, но и спецификой личностных отн-ий в профес-ной деят-ти».
Содержанием профес-ой этики яв-ся, с одной стороны, этич-ие кодексы профес-го поведения, предписывающие опр-ый тип нравст-ых взаимоотн-ий спец-та со всеми сегментами вн-го и внут-го окружения, с др. ст-ны, способы обоснования данных кодексов как оптима-го свода правил для наиболее кач-го выполнения профес-ых обяз-ей.
С учетом требований деон-ии, деловой и профес-ой этики каждая орг-ия вырабатывает свои корпор-ые этические нормы. Корпо-ая этика не м. противоречить нравст-ым постулатам профессии или принятым в данном типе менед-та моральным принципам, но она привносит в них специфику собственной орган-ой философии и куль-ры. Корпор-ая этика находит отражение в корпо-ых кодексах делового поведения.
Корпор-ая этика не может предусмотреть все этически напряженные ситуации и дать инструкции по их преодолению. Скорее она опр-ет, чего не следует делать ни в коем случае. Здесь важен не конкр-ый расчет вариантов, а ясное понимание: этого нельзя делать ни при каких условиях.
Проблема этики PR носит дуальный хар-р. С одной ст-ны, PR как самост-ый соц-ый инс-ут, как отдельно взятый сегмент рынка подчиняется законам профес-ой этики (как и любая другая область общ-ой жизни). С другой — PR служит инструментом этич-го регулирования взаимодействия м/у субъектами общ-ых отн-ий. Перед спец-ми по СО стоит задача интегри-ть морально-этич-ие ценности в с/му целей и предпочтений орг-ии.
Только беспрекословно подчиняясь этическим законам, сделав моральные принципы нормой жизни, пиармены могут брать на себя функцию этического регулятора в бизнесе.
Для поддержания правопорядка есть соотв-е органы: прокуратура, суд, в случаях нарушения законод-ва о рекламе в действие вступает Минис-во по антимонопольной пол-ке. Нарушение правовых норм влечет за собой санкцию в виде штрафа, приостановления дея-ти, лишения лицензии и т. п. Для поддержания же нравст-ых требований спец-ых гос-ых органов не сущ-ет. Эту фун-ию на себя берут профес-ые орг-ии, напр, для росс-их PR-спец-ов —РАСО. Нарушение этики, морали, нравств-сти также предполагает санкцию, но дух-ого порядка — негат-ая оценка со стороны общ-го мнения, осуждение, порицание профе-го сообщ-ва.
Сущ-ет множество международных и нац-ых орг-ий, объединяющих спец-ов в области СО— Междунар-ая ассоц-ия ПР (IPRA), созданная в 1955 г., широко известны также Ассоц-ия консультантов в области ПР (АКОС), Междунар-ая ассоциация бизнес-коммуникаторов (IABC). Появл-ся и специализированные нац-ые орг-ии: в 1994 г. в России была учреждена Гильдия работников пресс-служб, а в 1997 г. - Вольное общ-во соц-ых технологов (ВОСТ), которое объединяет спец-ов, работающих в сфере поли-го консультирования. Каждая профес-ая орг-ия в области PR вносит свой вклад в разработку и пропаганду этических требований, регламентирующих дея-ть спец-ов в этой области. Сущ-ет множ-во междунар-ых и нац-ых кодексов профес-ой этики: Кодекс профес-го поведения и этики ИПРА (1961), Афинский кодекс (1965), Кодекс профес-го поведения института PR (ИПР) (1986), Европейский (Лиссабонский) кодекс (1978), кодекс Амер-го общ-ва ПР (1954).
Среди росс-х кодексов можно назвать Рос-ий Кодекс профес-ых и этич-их принципов в области СО, принятый РАСО в сентябре 2001 г., и этический Кодекс спец-ов пресс-служб и служб ПР России.
Каждый из названных кодексов содержит общие профес-ые принципы, принципы взаимоотн-ия с клиентами, принципы взаимодействия с коллегами в сфере СО, со СМИ и представ-ми др-их профессий, а также обязательства по отношению к своей профессии.
Любое обсуждение профес-го статуса ПР неминуемо касается вопросов этики. Вопросы этики в этой сфере приобретают особую значимость, так как именно PR-спец-ты имеют возмо-ть принимать реш-ия, влияющие на самые разл-ые аспекты жизни об-ва. Двойственный хар-ер PR, его завис-ть от интересов клиента – гл-ая проблема профессии. Спец-ст по СО всегда ставит перед собой вопрос: что важнее - соблюсти интересы заказчика или общ-ва как объекта воздействия? В конечном счете о ПР судят по его влиянию на общ-во. Вот почему вопрос о соц-ой ответст-ти PR-спец-ов так важен на данном этапе.
Формирование этич-их принципов, выработка ценностных ориентиров развития орг-ии, обоснование необход-и соц-ой ответст-ти бизнеса - прерогатива PR-службы в цивилиз-ом об-ве. Основанная на соц-ых и этич-х принципах стратегия развития бизнеса позволяет обеспечить высокую репутацию, рыночную привлек-сть, заработать паблиц-ый капитал.
Необх-ым условием развития соц-ых и этич-их программ бизнеса явл-ся наличие принятых участ-ми правил, зафиксированных в кодексах, и механизмов, а также практических методик и процедур их реализации.
Опред-ым рубежом для росс-го бизнеса стал фин-во-экон-ий кризис в августе 1998 г. Он сподвиг общ-ые орг-ии росс-их предприним-лей к созданию морально-этич-их кодексов. В октябре 2002 г. такой Кодекс принят Росс-им союзом предпринимателей и промышленников (РСПП), в ноябре этого же года Союз рос-их производителей пива и безалкогольной продукции принял Кодекс чести пивоваров. Многие российские предприятия и орг-ии создают корпор-ые этич-ие кодексы, фиксирующие собств-ые морально-нравств-ые нормы и правила. Наличие у компании кодекса корп-ой этики становится общемировым стандартом ведения бизнеса.
«Для коммерч-их стр-ур наиболее типичными проблемами в области общ-ных связей яв-ся:1). Обеспечение разумного баланса м/у максимизацией прибыли и выполнением соц-ой миссии орг-и, т. е. недопущение резкого расхождения м/у ее интересами и интересами клиентов, гос-ва и общества, а также с интересами внутриорганизационной общ-т; 2). Соблюдение равновесия м/у стремлением к открытости, паблисити, высокому имиджу и соблюдением коммерч-й тайны, условий конфиденци-ти по договорам, а в некот-х случаях и гос-ой тайны; 3). Избежание отождествления фун-ий службы общ-ых связей с фун-ми маркетинга и рекламы;4). Предотвращение трансформации этически и юрид-ки допустимых умолчаний в обман и манипулирование обще-ым мнением.
В гос-ых учреждениях и некоммер-их орг-ях служба общ-ых связей больше, чем в др-их стр-ах, подчинена целям и задачам менеджмента, его ценностям и стилю — управленческому этосу. В них существенна опасность бюрократизации, подмены выполнения соц-ой фу-ии обслуживанием эгоистических интересов отд-ых должностных лиц или даже только «первого лица». Здесь наука и иску-во ПР обычно сводятся к разрешению след-их проблем: 1). Обеспечение перевеса в пользу выполнения соц-ой миссии орг-ии, соблюдение приоритета гос-ых и обще-ых интересов перед интересами чиновников и персонала; 2). Соблюдение правдивости, соотв-ия м/у деяниями, заслугами и «реляциями» о них в СМИ; 3). Недопущение перерождения дея-ти службы общ-ых связей в рекл-ую дея-ть с тенденцией испол-ия форм недобросовестной и ложной рекламы; 4). Всемерное содействие формированию этоса служения высоким соц-ым целям, закону и чести в противоположность карьерным и бюрократическим стимулам».
15. Связи с общественностью, реклама и журналистика: общее и различия.
Ирина Викторовна Алешина
Реклама – это любая платная форма неличной презентации и продвижения товаров, услуг, идей идентифицированным спонсором.
| PR | Реклама |
Общее |
|
|
Различия |
| - Контроль за сообщением (компания платит и выбирает, что хочет сказать, когда и кому; - Затратно-эффективный метод при достижении крупной аудитории; - Имиджевая реклама или создаваемая психологическая ассоциация способствует покупке трудно дифференцируемых товаров (пиво, сигареты – не вкус, а имидж); - Реклама позволяет создать марочный актив (брэнд);
|
По Петрову |
|
|
Цель | Управление имиджем, репутацией | Сбыт товара или услуги |
Наиболее типовые средства | СМ коммуникации, более 10 различ. акций | СМ коммуникации |
Характер работы | Работа ведется постоянно, непрерывный системный характер | Подается дискретно, т.е. может прерываться |
Использование масс-медиа | Бесплатно пишут журналисты, освещение масс-медиа | Покупает время или простр-во, щиты |
Контроль за сообщением | Мягкий контроль (важно, когда давать инфо, например в газете) | Жесткий контроль за местом, содержанием и временем |
Доверие к сообщению | Относит-но более высокое, высокое доверие формируется в технологии паблисити | Не очень высокое |
Тип целевой аудитории | Широкая аудитория | Узкая аудитория |
Оценка результата | Сложно просчитывать оценку результата | Есть относит. Техника измерения рез-та |
Оплата агентства | Платим аг-ву за саму рекламу, аг-во платит ТВ за размещение реламы на ТВ, а потом аг-во получает комиссию | Берут за свою услугу деньги |
Постановщик задачи | Подразделение по рекламе | Топ-менеджер фирмы, пр-специалист должензамыкаться на топ-менджере |
|
|
|
Журналистика работает как и пр с информацией,
слово-событие-слово – ПР; событие – слово - журналистика
Отличие пр, рекламного, журналистского текста:
Рекламные призывает купить товар,
журнал-й – заинтересовать человека, горяченькие факты
пр-текст – создание эффектиной коммуникац. Среды, т.е. направлен на создание общественного мнения (позитивного)
++++++++++
Задача продвижения социально важных идей, технологий, товаров и услуг входит в профессию рекламиста.
ПР, журналистика и реклама представляют собой три самостоятельные коммуникационные формы, имеющие специфическое внутреннее содержание, собственные технологии, целевые и функциональные установки. Они обладают очевидной внутренней связью, делающей обособленное существование каждой формы невозможным или искусственным.
Прежде всего журналистику, рекламу и ПР друг от друга отличает целевая направленность коммуникативного процесса.
Цель коммуникации, реализуемой через СМИ, — информирование аудитории, рассчитанное на массовость последней. Сегментирование аудитории условно, даже специализированные СМИ предполагают достаточную массовость каждого конкретного ее сегмента.
С социальной точки зрения этот процесс не должен отличаться утилитарностью и прагматичностью, а с психологической - - обязан быть беспристрастным и объективным. В основу информирования ложится социально значимый факт, способный влиять на массовое сознание лишь в аспекте его важности для жизни общества, являясь ее типичным (нетипичным, интересным, новым, перспективным и т.д.) отражением.
При помощи социально значимой информации общественные процессы познаются, анализируются или интерпретируются. Все социальные субъекты в равной мере могут быть источниками информации, их приоритет в процессе массового публичного информирования определяется степенью участия в общественной жизни, социальной ролью, значением для каждого отдельного человека.
Результатом журналистской коммуникации является знание, перерастающее в более стойкую журналистскую категорию, называемую общественным мнением, социальная значимость которого непосредственно зависит от уровня его востребованности, от структуры массового сознания и развития принципов демократического управления обществом.
Цель рекламной коммуникации — собственно рекламирование — утилитарна и прагматична. Внешняя схожесть с журналистикой ограничена очень узкими рамками и проявляется только в тех случаях, когда рекламный продукт принимает «журналистскую» форму и выполняется в косвенных, нетрадиционных для рекламы жанрах: статьи, репортажа, корреспонденции, зарисовки. Иллюзию сходства может создавать рекламная, призывная тональность некоторых собственно журналистских материалов и выступлений.
Результатом данной коммуникативной формы является конкретная реакция (действие, поступок, выбор) получателя информации. В отличие от журналистской, рекламная информация селективна, ее социальная значимость ограничивается одним или несколькими социальными субъектами, она не является буквальным (объективным) отражением жизненных процессов. В эмоциональном плане ее отличает исключительно позитивная тональность.
Если основа журналистской информации—факт— проходит «обработку» с целью максимально быстрого, удобного и доступного достижения аудитории и не должен менять своей сущностной окраски в соотношении с реально происшедшим событием, то рекламная информация тщательно отбирается, фильтруется, «пакуется», создается с целью предстать перед потребителем в наиболее привлекательном и заманчивом виде.
Технологической целью паблик рилейшнз является конструирование такого коммуникативного процесса (информационного и иного), который способствовал бы не только формированию общественного мнения в отношении адресата, но и перерастал бы в стойкое социально-психологическое образование, называемое имиджем.
На создание образа-имиджа направлены и усилия массовых коммуникаций. Одним из наиболее существенных различий между тремя рассматриваемыми коммуникационными формами (журналистикой, рекламой и РК) является направленность на формирование образа-имиджа. Рекламная коммуникация формирует образ, об этом свидетельствует такой технологический компонент рекламы, как брэндинг. СМИ не могут сознательно конструировать имидж субъекта ввиду специфичности основной задачи: максимально объективного информирования обо всех происходящих явлениях и событиях. Тем самым формирование образа-имиджа происходит непроизвольно. И лишь только связи С общественностью ставят своей конечной целью планомерную, сознательную, обеспеченную необходимыми технологиями деятельность по формированию такого целесообразного публичного дискурса, результатом которого становится имидж.
Информационный сегмент СО тяготеет к журналистике, реализуется при помощи СМИ и соответствующих им способов и технологий (подготовка и размещение тематических материалов, организационная работа с журналистами — встречи, брифинги, пресс-конференции, выступления представителей фирм или организаций в прессе, на радио и ТВ).
Если журналистика в идеальном варианте должна обеспечивать максимально беспристрастное, объективное, массовое информирование, то ПР в абсолютном виде является ориентированной коммуникационной формой. Даже отсутствие внешнего различия в подаче материала, если речь идет об интервью или статье, предполагает ориентированность последних на интересы адресата информации не в связи с его конкретной социальной значимостью, а по его собственному желанию и личной необходимости. Для выполнения своей главной задачи - оптимизации коммуникационных взаимодействий и гармонизации отношений между источником информации (фирмой, структурой, отдельным лицом) и обществом — специалисты PR используют тщательно отобранные, отражающие стремление к взаимодействию и согласию факты. Передаваемая информация, как правило, не несет рекламного оттенка, она максимально приближена к реальной; при случае настраивает на дискуссию, но никогда не противоречит интересам своего заказчика. Рекламу и PR объединяет абсолютная лояльность к источнику информирования как обязательное условие их существования.
Журналист же имеет полное право на самостоятельную, не зависящую от субъекта точку зрения в отношении любой проблемы, его профессионализм определяется степенью объективности и оперативности в освещении того или иного факта и общественной политики субъекта. Иными словами, журналист может быть оппозиционен любому субъекту, пиармен же не имеет права находиться в оппозиции к той структуре, которую он представляет.
Журналистика, реклама и ПР сегодня являются ветвями бизнеса и подчиняются законам рынка. Определяет различие то, что реклама и PR решают коммерческие задачи своего заказчика, в то время как журналистика в чистом виде исключает их. Коммерческие (финансовые) интересы лежат и в основе государственных и политических PR, потому что власть является товаром, а ее имидж — условием, возможностью для эффективного функционирования города, региона, государства.
Разница между тремя коммуникационными формами не исключает их взаимозависимость и общность:
1) СМИ являются самым энергоемким рекламоносителем, а реклама, в свою очередь, — одним из главных источников финансирования прессы, радио и ТВ;
2) СМИ — средство для тиражирования PR-информации, а пресс-службы и другие профильные организации выступают «поставщиками» информационного массива;
3) сами СМИ играют роль заказчика ориентированной и рекламной информации, занимаются продажей своего «товара» — информации - - и работают над имиджем;
4) наблюдается творческое взаимодействие журналистики, рекламы и PR, заимствование профессиональных находок и технологий;
5) журналистику, рекламу и PR часто обслуживают специалисты одного профессионального круга - журналисты или близкие к ним люди, что тоже определяет общность трех направлений.
Параметры | Реклама | PR | Журналистика |
Цель деятельности | Формирование и поддержание интереса к товару ; способствование реализации товара. | Управление информацией; формирование оптимальной коммуникационной среды субъекта PR ; создание положительного имиджа субъекта PR и управление им; разрешение кризисных ситуаций. | Всестороннее информирование массовой аудитории о событиях, ситуациях; анализ социальных проблем с целью их разрешения |
Объект | Товар, услуга, идея или начинание, юридическое или физическое лицо, социальные ценности | Имидж и система ценностей субъекта PR | Социальная информация и факты текущей действительности |
Функции | информативная; коммуникативная; суггестивная; экономическая; просветительская/образовательная; общественная/социальная; эстетическая; психологическая; развлекательная; аксиологическая; корректирующая | формирование и поддержание положительного имиджа субъекта PR; коммуникативная; информативная; суггестивная; аналитическая; аксиологическая; фатическая (поддержание коммуникативных связей); консультирующая
| информативная; коммуникативная; аналитическая; суггестивная; организаторская (контроль за деятельностью социальных институтов и корректировка их деятельности); аксиологическая; развлекательная
|
Аудитория | Определенная целевая аудитория (потенциальные покупатели) | Определенная целевая аудитория | Массовая аудитория |
Каналы | Традиционные носители: телевидение, печатные СМИ, наружные носители, радио, Интернет. Специфические формы: ДМ, спонсоринг, BTL-акции.
| Телевидение, печатные СМИ, радио, Интернет, прямая рассылка + специальные мероприятия. | Телевидение, печатные СМИ, радио, Интернет. |
Подача факта в информации | Факт подается таким образом, чтобы он оказался для потенциального потребителя (покупателя) наиболее привлекательным и стимулировал его поведенческую реакцию. | Определенный «отрезок» действительности, представленный таким образом, чтобы максимально полно служить цели создания благоприятной коммуникационной среды базисного PR-субъекта. | Некая субъективная реальность, представляемая (в зависимости от жанра) как самодостаточная, или анализируемая, или «совмещенная» с образным видением ее автором. |
16. Связи с общественностью как социальный институт.
Существуют различные аспекты институализации связей с общественностью как важнейшей сферы социальной коммуникации современного общества в мире и России.
Социальная коммуникация в широком понимании этого термина не является лишь институтом общества. Природа любого общества коммуникативна по существу.
Сложность понятия социальной коммуникации отражается в отсутствии единого научно-методологического подхода к исследованию этого социокультурного феномена.
Существует целый ряд парадигм и концептов социальной коммуникации:
социально-психологическое направление (бихевиоризм, диалоговый дискурс К. Ясперса);
символический интеракционизм (Дж.Г. Мид, Г. Бламер);
феноменологический взгляд на природу данного явления (А. Шюц, Г. Гарфинкель);
различные прагматические теории, рассматривающие практические аспекты передачи, обмена информацией, в частности, массовую коммуникацию (А. Моль).
Однако существует иной подход к изучению природы социокоммуникации. В его основе представление о коммуникации как о сущностной характеристике самого общества. Коммуникация в теории информационного общества (Д. Белл, А. Тоффлер) трактуется узко - как научно-информационный комплекс. Информатизация ведет к созданию единого мирового информационного пространства, в рамках которого осуществляется потребление информации, рождение, изменение, хранение и, самое главное, обмен между субъектами этого пространства — людьми, организациями, государствами.
В коммуникативной парадигме Н. Лумана общество есть самодостаточная, саморазвивающаяся система, которая постоянно взаимодействует с внешней средой. Эта среда более комплексна, коммуникационно насыщена, чем сама социальная система. Социальной системе, чтобы не раствориться в окружающей среде, необходимо наблюдать самое себя, фиксировать, отслеживать то, что происходит между системой и средой, а также внутри самой системы.
Способность последней к самонаблюдению, самоописанию, то есть к отслеживанию собственных состояний, меняющихся в процессе ее взаимодействия с внешней средой, и есть социальная коммуникация.
На основе модели коммуникативного акта Р. Якобсона рассмотрена структура социокоммуникативных актов в "паблик рилейшнз". PR-сообщение является основной коммуникативной единицей в "паблик рилейшнз". Обычно оно состоит из ряда отдельных текстов, реализуемых, чаще всего, с помощью различных коммуникативных систем и упорядоченных по времени передачи адресату.
При рассмотрении "паблик рилейшнз" как особой сферы коммуникативной деятельности внимание сконцентрировано на стилистических и функциональных особенностях PR -сообщений я текстов; характере, типах и уровнях коммуникации; комплексном использовании различных коммуникативных систем, их национальном и культурном своеобразии.
Говоря о характере PR - коммуникаций, можно отметить, что они являются: (а) стратегическими, т.е. задающими рамки пространственно -временной области, заполняемой затем конкретными сообщениями; (б) косвенными, т.е. не декларирующими прямо свои цели; (в) ориентируемыми в сильной мере на целевую аудиторию.
Стратегический характер PR - коммуникаций обуславливается, прежде всего, целью долговременного построения образа (имиджа) организации, политического или государственного деятеля.
Косвенное, или слабое воздействие сообщений, в отличие от сильного, основано не на количественном, а на качественном решении проблемы; оно диалогично; оно требует более точного определения целевых аудиторий.
Однако существует ряд коммуникативных барьеров, среди которых выделяют барьеры понимания (смысловые), социально-культурные (связанные с национальными и этническими особенностями коммуникантов) и барьеры отношения (личностные).
PR как социальный институт во взаимодействии его с другими социальными институтами, такими как институты власти, бизнеса, науки, образования, менеджмента, пропаганды, прессы, рекламы и других. При рассмотрении истории "паблик рилейшнз" в разных странах был выделен и проанализирован ряд параллельных процессов:
• выявление собственной, имманентной сущности как института социальной коммуникации, оконтуривание сферы собственной компетенции через позиционирование по отношению к другим формам коммуникативной деятельности (пропаганде, журналистике, рекламе и др.);
• расширение сфер использования методов и технологий "паблик рилейшнз" и формирования потребности их применения в различных областях жизнедеятельности общества;
• установление форм и правил взаимодействия с другими социальными институтами;
• конституирование этических !' и социокультурных норм профессиональной деятельности;
• развитие инфраструктуры (агентства, консультации, PR - службы в государстве иных учреждениях и корпорациях, национальные межнациональные ассоциации, подготовка специалистов и т.д.) и финансово-материальной базы;
• совершенствование методов и средств коммуникации на межличностном, межгрупповом и социальном уровне, освоение новых каналов социальной коммуникации;
• формирование научно - методического, понятийного и культурного оснований;
• интернационализация института "паблик рилейшнз". Были выделены следующие этапы и характерные черты развития "паблик рилейшнз":
1. 1914-конец 40-х годов. Возникновение и становление "паблик рилейшнз" как особой области социальных коммуникаций в отдельных промышленных компаниях и правительственных учреждениях США, Англии и Британского содружества.
2. Конец 40-х - конец 60-х годов. Перенос ПР- технологий в практику деятельности компаний и органов государственного управления большинства развитых стран. Этот процесс был обусловлен усилением политического, экономического и культурного влияния США после второй мировой войны, экспансией транснациональных компаний в части рекламы и сбыта своей продукции, развитием международных связей и организаций. Стремительный рост самостоятельных агентств и консультативных учреждений в сфере PR, Создание национальных, региональных и международных ассоциаций "паблик рилейшнз", официальное признание в ряде стран PR как новой профессии. Закрепление этических норм поведения в форме профессиональных кодексов.
3. Начало 70-х - конец 90-х годов. Дальнейшая интернационализация "паблик рилейшнз" как следствие индустриального развития и включения в международное разделение труда стран Юго-Восточной Азии, Африки, бывших социалистических стран. Расширение областей деятельности с участием PR - технологий (некоммерческие организации, силовые структуры, межкультурные коммуникации и др.). Развитие научных оснований PR.
Рассмотрены нарождающиеся элементы PR в современном российском обществе, сформулированы проблемы, стоящие перед PR на сегодняшнем этапе. Прежде всего, это такие проблемы, как низкая социальная востребованность PR и как следствие ее - неопределенность концепции развития самого института PR в России, отсутствие четко социально-ориентированных стратегий реализации PR в тех сферах общественной деятельности, в которых функционирование PR представляется естественно-необходимым: производства, бизнеса, политики, культурного самосознания.
Рассмотрены также проблемы становления „паблик рилейшнз, в России, в частности;
• сложные отношения PR-агентств с отечественными СМК;
• "непрозрачность" российской экономики и управления;
• конкуренция с западными PR-агентствами;
• особенности менталитета политиков, чиновников и менеджеров.
Чрезмерная связка "СМК - политический режим" не дает возможности решать реальные базовые экономические и содержательные проблемы российской системы средств массовой коммуникации, фактически лишая их перспективы развития. Итог последних лет - тотальное вытеснение системы СМК в России в теневую сферу. Сегодня в ней теневым является практически все: собственность, источники финансирования, источники поступления информации. Масс-медиа как четвертая власть, как власть общественного мнения не только противостоит другим ветвям власти, но и, подобно им, авторитизируется и не чувствует социальной ответственности перед обществом. Большинство газет и телеканалов превращаются в своеобразные PR-агентства, артикулирующие интересы контролирующих их политических и промышленно-финансовых групп.
В завершение первой главы выделены главные моменты развития "паблик рилейшнз" в 20-м веке:
• возникнув в начале столетия в бизнесе и органах власти США и Англии, "паблик рилейшнз" явились ответом на потребность в демократических формах коммуникации между организациями и их общественностью;
• как социальная наука "паблик рилейшнз" синтезировала и развила
достижения социологии, психологии, лингвистики и других гуманитарных наук;
• в практическом плане общепризнанна роль PR как одной из сфер коммуникативной деятельности в современном обществе, направленной на установление взаимопонимания между социальными субъектами, гармонизации общественной жизни;
• в основном завершилось становление "паблик рилейшнз" как важного социального института современного общества.
Существует, однако, и критический взгляд на дальнейшее развитие "паблик рилейшнз". В первую очередь, критики PR обращают внимание на возможности манипулирования общественным мнением в угоду узкому кругу лиц. Второе - это "виртуализация" общественно- политической жизни, где люди выбирают не реального политика, а его "имидж", созданный PR -менами. Третье- это опасения, связанные с широким использованием технологий "паблик рилейшнз" в уже начавшихся "информационных войнах". И, четвертое - "мифологизация" общественного сознания средствами PR, формирование новой корпоративной мифологии, создаваемой в результате симбиоза общественных и корпоративных ценностей.
Поэтому, основной круг проблем связан с сохранением нравственно -этической позиции в противовес полной коммерциализации и узко прагматическому подходу . Не секрет, что PR в процессе развития отнюдь не всегда служили "высоким идеалам", наоборот, они получили такое широкое развитие именно потому, что стали способствовать прибыльному бизнесу. Конечно, нельзя „быть святее Папы Римского,, - уровень нравственности PR не может быть значительно выше, чем в других социальных институтах (власти, политике, экономике и т.д.). Однако, именно "паблик рилейшнз" может послужить средством трансляции культурных образцов социальной коммуникации во многих областях общественной жизни.
Общество нуждается в социально - позитивных стратегиях развития "паблик рилейшнз".
- 1. Социальные и экономические предпосылки возникновения связей с общественностью.
- 2. Возникновение и развитие профессиональной деятельности в сфере со в сша и Европе.
- 2. Общественные отношения в Европе
- I. 1991-1994 годы — период начального формирования пр-рынка.
- III. 2003 год — начало нового периода, обретения нового качества пр-отрасли.
- 4. Субъекты связей с общественностью.
- 10. Репутация и управление ею.
- 12. Корпоративная философия и корпоративная культура: понятие, сущность, взаимосвязь.
- 13. Технологии в со.
- 14. Этика и право в со.
- 14. Этика в со.
- 17. Понятие «информация», «социальная информация» и «pr-информация». Отличие pr – информации от журналистской и рекламной.
- 18. Понятия «факт», «новость», разновидности новостей
- 21. Методы сбора информации в со.
- 22. Новостные жанры pr-текста.
- 23. Исследовательские и фактологические жанры pr – текста.
- 24. Жанровые особенности комбинированных текстов. Смежные pr – тексты.
- 25. Группы общественности. Их классификации.
- 26. Формы взаимодействия с внутренней общественностью (по Алёшиной)
- Листки новостей, газеты и журналы.
- Управленческие публикации.
- Ежегодные отчёты для занятых.
- Книги, брошюры, инструкции.
- 5. Письма, вкладыши, репринты публикаций.
- 6. Доски объявлений.
- 27. Формы взаимодействия с внешней общественностью (по Алёшиной).
- 36. Правовое регулирование со
- Закон «Об информации, информатизации и защите информации».
- Закон “о рекламе”
- Закон “Об авторском праве и смежных правах”.
- 28. Паблик рилейшнз: профессия и образование. Модель pr-специалиста.
- 29. Исследование в pr
- 30. Планирование пр-деятельности. Королько
- 31. Специальные pr-мероприятия.
- 33. Оценка эффективности в pr.
- 34. Основные характеристики медиа-рилейшнс. Медиарилейшнз в политике, бизнесе и социально-культурной сфере.
- 44 Специфика медиа рилейшнз в государственной сфере
- 35. Предмет и основные понятия психологии Массовых Коммуникаций.
- 46. Социология мк
- 62. Реклама в коммуникационном процессе.
- 64. Структура рекламного текста.
- 1.Определение понятия «рекламный текст»
- 2. Формальные признаки рекламного текста
- 3. Семиотическая природа рекламного текста
- 4. Содержательная структура рекламного текста
- 5. Композиционная структура рекламного текста
- 6. Функционально-стилевой статус рекламных текстов
- 7. Типологии видов и жанров рекламных текстов
- 65.Общие принципы организации pr – отдел, структура pr – отдела. Основные документы, регулирующие деятельность pr – отдела.
- 3) Годовой план пр-отдела.
- 66. Понятие коммуникационной компании. Основные этапы коммуникационной компании.Виды коммуникационных кампаний.
- 67.Современная пресс-служба.
- 68. Пр в кризисных ситуациях.
- Определение дублеров для ключевого штата.
- Предоставление инструкций по управлению кризисом для всех, потенциально вовлеченных в него.
- Подготовка поддержки пресс-офиса, служб отношений с потребителями, управления человеческими ресурсами, а также консультантов.
- 63. Виды рекламы.
- 35. Понятие социальных коммуникаций, объект и предмет теории коммуникации.( не дописан)
- 36. Виды и типы социальных коммуникаций.
- 37. Процессно-информационный подход к соц коммуникациям
- Денотат (референт) –
- 39. Источники коммуникации, их характеристики.
- 40. Аудитории коммуникации.
- 3.1. Гю Блумер – масса, как особая группа.
- 3.2. М.А. Как рынок. Хаар-ки:
- 3.3. Концепция активной аудитории
- Школа «научного управления» или школа ф. Тейлора
- Административная или классическая школа м. (а Файоль, г. Форд, г Эмерсон, м Вебер)
- Школа «человеческих отношений» (20-50 гг) э. Мэйо
- «Новый менеджмент» или эмпирический м., или маркет. М., или инф-ый м. Оучи
- 4. Сильные и слабые
- 43. Методики определения организационной культуры.
- 47 Современные психологические теории массовой коммуникации: бихевиоризм, когнитивизм, гештальт-психология, психоаналитические теории.
- 2. Теории опосредованного духовного контроля;
- 2.2. Теорию гегемонии сми
- 2.3. Советская соц школа на основе Маркс-ленинской методологии.
- 2.4. Теория коммунист пропаганды
- 44. Сущность и психологические характеристики массовой аудитории.
- 45. Психологические аспекты, затрудняющие включение личности в коммуникацию.
- 53. Правовое регулирование деятельности сми
- 54. Система жанров журналистики
- 1. Информ жанры (репортажные)
- 2. Аналитические жанры
- 3. Худож-но-публицист жанры
- Жанры журналистики
- Классификация жанров
- 72. Джон Мильтон и концепция свободы печати
- 73. Журналистика как институт демократии
- 57. Рынок смк в современной России. Сми и рынок
- 75. Система сми: их взаимодействие и тенденции развития
- 2. Телевидение
- Развитие Интернета и его будущее
- ܀Интернет как средство массовой информации
- 1/4 Пресса
- ܀Что ожидает прессу
- 1/5 Радио
- ܀Что ожидает радио
- 1/6 Телевидение
- ܀Что ожидает телевидение
- III Вывод