2. Общественные отношения в Европе
Отдельные факты, примеры использования общественных отношений в интересах отдельных организаций на территории Европы проявились в XIX веке. Так, еще в 1809 году Британское казначейство назначило пресс-секретаря. А фирма Круп в Германии прибегла к технологии создания «псевдособытия» для достижения мировой известности. Первая мировая война значительно активизировала использование коммуникативных технологий правительствами стран. Но управление общественными отношениями как социальный институт в Европе сформировалось после Второй мировой войны.
Родиной европейских ПР считается Великобритания. Здесь появились первые структуры по управлению общественными отношениями. В 1854 году Министерство почт Великобритании заявило о необходимости объяснения своей работы общественности (это отмечалось в опубликованном годовом отчете). Сфера деятельности ПР в Великобритании активно формируется в годы Первой мировой войны и последующие десятилетия. Правительство использует ПР-технологии для разъяснения своей политики в вопросах пенсионного обеспечения, а также программ здравоохранения и жилищного строительства. В 1918 году был введен пост пресс-секретаря при короле. В министерствах и европейских посольствах Великобритании появляются представители по связям с прессой.
В 1926 году создается Имперское правление по маркетингу (или Имперский совет по маркетингу). Одной из первых крупных ПР-акций в Великобритании считается кампания по продвижению продукции Имперского совета по маркетингу (фрукты, питание). Возглавлял акцию сэр Стефан Талленс. Он использовал кинофильмы, плакаты, организовывал выставки. Акция имела успех, принесла большие прибыли.
К началу Второй мировой войны представители по управлению общественными отношениями имелись в органах местного самоуправления, специальные структуры были созданы во всех министерствах, связанных с социальной политикой.
С началом Второй мировой войны создается Министерство военной информации, которое стало своего рода кузницей кадров для дальнейшего развития ПР. В послевоенный период наибольшее развитие ПР получают в сфере государственного управления и некоммерческом секторе. Консультационные ПР-услуги как сфера бизнеса появились в Великобритании также после Второй мировой войны. Это объясняется тем, что в начале века преобладала распределительная система товаров и продуктов.
Формируются IIР как научная и учебная дисциплина. 1948 год вошел в историю британских ПР как год создания Института паблик рилейшнз (Institute of Public Relations in Britain). Первым его президентом стал Стефан Талленс. Институт ПР Британии стал центром академической подготовки и профессионального совершенствования.
В 1969 году создается Ассоциация ПР-консультантов Великобритании (PRCA).
Всемирную известность имеет автор ряда учебников, много лет возглавлявший Международную ассоциацию паблик рилейшнз, — Сэм Блэк (Великобритания). На русский язык переведен один его учебник «Введение в паблик рилейшнз» (или «Паблик рилейшнз. Что это такое?»). Эта книга, изданная в 1990 году тиражом 65 тыс. экз., сыграла значительную роль: многим россиянам, прежде не знавшим практически ничего о ПР, книга Сэма Блэка открыла дорогу в новую профессию (среди них — и автор данного пособия).
По мере развития общественных отношений в разных странах Европы все более ярко заявляют о себе ПР во Франции. Здесь появляются крупные имена, которые закладывают основы европейских ПР в теории и практике. Так, отцом теории европейских ПР считается Люсьен Матра.
Интересна история появления ПР во Франции. В 1924 году группа американских специалистов прибыла в Париж, чтобы создать ПР-агентство. Но первые попытки деятельности провалились, французы не приняли предложение американцев.
Ниже мы приводим периодизацию развития ПР во Франции, которую предложил теоретик и практик ПР Жак Ку де Фейак.
Первый этап развития ПР во Франции — это десятилетие после Второй мировой войны. Потребность в формировании позитивного общественного мнения вокруг банков, крупных компаний заявляла о себе. В основном эта задача решалась журналистскими приемами. В 1950 году в Париже состоялось первое заседание клуба «Стеклянный дом». Основатели клуба так определили его цели: «Изучать и воплощать в практику методы, связанные с улучшением человеческих отношений внутри групп и в масштабах страны в целом; развивать, поддерживать и поощрять в профессиональных группах и в общественном мнении дух, который призван служить реализации этих методов в сфере информации и социальных отношений». Основателями клуба стали известные предприниматели, руководители правительственных департаментов. Создание клуба «Стеклянный дом» как бы узаконило существование ПР во Франции. Вскоре создается французская Ассоциация паблик рилейшнз. Она принимает Профессиональный кодекс советников ПР.
В этот период крупные компании создают отделы «внешних отношений». Одной из первых такой отдел открыла «Стандар франсез де Петроль». Ее представители активно участвуют в работе «Стеклянного дома».
Середина 50-х — начало 70-х годов XX века — второй этап развития ПР во Франции. Большое значение придается созданию образа компании, налаживанию обратной связи с общественностью. Определяется статус профессии и сферы деятельности.
В 1960-е годы профессор Шарль-Пьер Гильбо создает в рамках Сорбонны новое учебное заведение — Высшую школу информационных и коммуникационных наук — СЕЛСА. Это было первое высшее учебное заведение, объединившее усилия практиков и теоретиков-бществоведов по преподаванию коммуникационных дисциплин в сторону их гуманизации, общественной значимости (не только корпоративной). Многие крупные предприятия с готовностью выделили средства па ее создание.
В начале 1960-х годов Министерством информации принимается решение о статусе профессии эксперта по паблик рилейшнз. Формулировалось это так: «Советник паблик рилейшнз принадлежит к персоналу компании или же действует как независимый работник с целью предлагать предприятиям или каким-либо другим организациям, которые обращаются к нему, концепцию и средства установления доверительных отношений с публикой и информировать ее обо всех интересующих вопросах, связанных с деятельностью предприятия. Сфера паблик рилейшнз может также распространяться на персонал предприятия. Информация, которую советник паблик рилейшнз предоставляет, должна обязательно ограничиваться изложением фактов, не прибегая ни к пропаганде, ни к коммерческой рекламе. Деятельность советников по работе с общественностью и пресс-атташе несовместима с работой ни журналиста, ни рекламных агентов».
Выборы президента 1965 года благодаря генералу де Голлю проходят с активным использованием телевидения, опросов общественного мнения, афиш и консультационных услуг экспертов. Телевидение становится центром предвыборных событий. Правда, сохраняется дистанционность образов кандидатов, не используются приемы приближения к избирателю.
70-е — начало 90-х годов XX века — третий этап. Расширение рынков, расширение круга заинтересованной общественности определило новые масштабы развития общественных отношений. Появляется много теоретических трудов о ПР. Так, например, выпускаются работы директора лаборатории «Коммуникации и политика» Центра научных исследований Доменика Вольтона.
В 1970 году появляется публицистическая работа «От солнца до Земли: история Сан-Гобэна». Это первый опыт написания истории крупной компании с раскрытием ее корпоративных ценностей. Создание легенды, истории компании становится модным в сфере крупного бизнеса. В отличие от американской традиции корпоративная публицистика Франции в большей степени «очеловечивает» образы фирм, позиционирует их в контексте общественного развития.
Происходит легитимизация лоббизма. Он не приобрел такого массового характера, как в США. К тому же во французском варианте
лоббизм — прежде всего информирование органов власти и лишь на втором плане — давление на них.
Французские индустриальные группы проявляют большой интерес к аудиовизуальным средствам.
В политических ПР происходят изменения: появляется информация о личной жизни кандидатов, происходит сокращение дистанции между образами кандидатов и избирателями. В 1974 году впервые во Франции проводятся теледебаты между кандидатами в президенты.
1990-е годы — четвертый этап. Это эпоха бурного развития коммуникационных технологий, интернационализации бизнеса.
В профессиональный лексикон входит понятие «инженерия событий». Создание специальных событий как ПР-технология становится отраслью, появляются агентства, специализирующиеся на этой услуге. Богатой почвой для этого является спонсорство и меценатство. Характерный пример: в 1996 году компания «Кока-Кола» организует в музее Лувра выставку «Искусство или реклама. Ретроспектива "Кока-Колы"». Выставку посещают крупные VIP-персоиы, деятели искусства, что привлекает к ней всеобщее внимание. Вырученные средства направляются на конкретные благотворительные
цели.
В 1991 году создается французская Ассоциация советников лоббизма.
1995 год — год массовых забастовок в стране. Особенно кризисной оказалась транспортная отрасль. Отрабатываются приемы и методы антикризисных ПР.
1996 год — Национальное собрание Франции проводит широкомасштабную ПР-акцию, целью которой является завоевание авторитета этого государственного института у молодежи. Сенаторы участвуют в неделе школьной прессы, сенат организует конкурс на лучшую школьную газету, а также другие мероприятия для учащихся школ.
Политические ПР становятся развитой и масштабно финансируемой отраслью. Сферы применения ПР разделились между специализированными агентствами.
Начинается процесс укрупнения агентств ПР за счет слияния. Создаются своего рода холдинги, системы агентств. Практика ПР-агентств все более приводится в соответствие с критериями мирового
рынка ПР.
Создается Синдикат консалтинговых компаний — Синтек ПР (Centec PR), который занимается сертификацией фирм на рынке ПР. К концу 1990-х годов французские ПР по оборотам составляют лишь одну десятую часть от оборотов ПР-рынка Великобритании. Однако своеобразие французских общественных связей, интересное соединение национальных гуманистических традиций и прагматизма мирового рынка выдвигают их на один из первых планов. «Утрачивая свою излишнюю заданиостъ и заокеанскую прямолинейность, инженерия корпоративной коммуникации во Франции интегрирует в латинские ценности, не приемлющие пуританского практицизма и личных ограничений. Здесь устанавливаются свои законы и правила: следование букве отнюдь не означает того, что лишено смысла чтение между строк, а эмоциональный ряд отношений нередко способен создать более убедительный фон для принятия имиджа и ценностей, что вполне находится в русле французской гуманистической культурной традиции, способной избегать скучной однозначности и раз навсегда закрепленных правил», — пишет Т.Лебедева [5, с. 340-341]. Некоторые аналитики считают, что российские ПР пойдут тем же путем.
Немецкие исследователи связывают формирование ПР в Германии с образованием ФРГ. Здесь в 1949 году создается Федеральная служба прессы. Правительством предпринимаются шаги по укреплению связей с гражданами страны, вселения в них веры в «немецкое экономическое чудо». Как известно, многое удалось сделать в этом направлении. Интересные акции проводит, например, глава правительства Эрхард (1965 год): «Гражданин спрашивает — канцлер отвечает». Это своего рода прообраз широко применяемых сегодня прямых линий и прямых эфиров. В 1958 году создается Германское общество паблик рилейшнз.
Нидерланды стали местом развития высокопрофессиональных ПР, специализирующихся на ведении международного бизнеса. Здесь в 1946 году создается Ассоциация коммуникаторов, ставшая центром взаимодействия. Это во многом объясняется географическим расположением. Скандинавские ПР идут вслед за опытом Великобритании. Некоторые авторы отмечают, что канадской школе ПР более присуще объединение маркетинга и ПР, чем французской.
В 1950-е годы в Европе происходит активная институционали-зация ПР, создаются национальные и международные профессиональные сообщества. Так, в эти годы появились национальные ассоциации ПР в Бельгии, Ирландии, Швейцарии, Германии.
1955 год вошел в историю как год создания Международной ассоциации по связям с общественностью (IPRA). Произошло это историческое событие в Лондоне. В 1959 году учреждена Европейская конфедерация по связям с общественностью (CERP). Данные профессиональные организации внесли и вносят большой вклад в развитие цивилизованных ПР.
1960-е годы — период расширения сферы европейских ПР. Создаются национальные профессиональные сообщества в Греции, Италии и других странах.
Отдельно следует говорить о развитии ПР на территории постсоциалистических стран. Борьба новых политических сил за власть, стремление обьединить население, граждан вокруг новой системы ценностей способствовали формированию ПР в сфере политики и государственного управления. На территории постсоциалистических стран пришли западные корпорации со своими традициями рекламы и ПР. Происходит динамичное формирование ПР-рынков и профессиональных сообществ в Венгрии, Польше, Словении, Чехии, Болгарии, Латвии. Путь, который «старая» Европа проходила за полета лет, странам Восточной и Центральной Европы пришлось преодолевать за пять лет. «Отсюда — незрелость в окончательном формировании некоторых признаков ПР как социального института в отдельно взятых постсоциалистических национальных территориях, равно как и свои "особенности национальной охоты" в сфере развитости ПР-бизнеса, образовательных моделях и теоретических подходах к осмыслению региональной практики», как справедливо отмечает А. Д. Кривоносов.
Говоря об этапах становления ПР в США, можно выделить несколько стадий , которые совпадают с определенными периодами в истории США:
Период. | 1600 – 1799 | развиваются средства связи и первые опыты применения приемов PR (популяризация, распространения информации, продвижение, связь с прессой) | -начальный период колонизации. -Американская революция. |
2. Общение | 1800 - 1899 | время распространителей информа- ции, пресс –агентов, двигателей това- ров и услуг, агитаторов. | -Гражданская война -Завоевание Запада - Промышленная революция. |
3. Ответные действия | 1900 - 1939 | авторы пресс – релизов начинают выражать интересы определенных групп | -Эра прогресса/ «Разгребатели грязи» -Первая мировая Война -Великолепные двадцатые -Депрессия |
4. Планирование | 1940-1979 | становление PR как части управления
| -Вторая мировая война -Холодная война 50-х -Движение потребите- лей |
5. Профессиона- лизм | 1980- наши дни | Специалисты пытаются следить за Развитием и применением PR на Международном уровне. | -развитие глобальных коммуникаций |
Впервые официально само выражение паблик рилейшнз употребил 3-й президент США Томас Джефферсон, когда в 1807 г. В черновике своего «Седьмого обращения к Конгрессу» он вписал его вместо вычеркнутого «состояния мысли». Под активизацией связей с общ-стью Джефферсон понимал наращивание усилий политических институтов для создания климата доверия в нац. масштабе. На первом этапе своего развития деят-ть СО была преимущественно политическая, поскольку привлечение широкой общ-сти на свою сторону требовалась главным образом политикам, а основным субъектом ПР являлись правительства и другие гос. учреждения. Анализ конкретных примеров этой деятельности показывает, что она почти полностью вписывалась в принципы и технологии, относимые ныне к сфере пропаганды и агитации. Однако удельный вес политической составляющей в ПР постепенно уменьшался, что было вызвано интенсивным изменением социально-экономической ситуации. Так, в США вырастали крупные города, происходила значительная аккумуляция капитала в частном секторе, формировались гигантские корпорации, которые наступали на права мелких собственников, рабочих, фермеров. В качестве ответной реакции организовывались акции протеста со стороны этих категорий работников, увеличивалась активность профсоюзов.
Параллельно возникала и другая тенденция: бизнесмены проявляли периодическое недоверие к гос-ву, что провоцировалось действиями последнего по усилению гос. регулирования частного сектора экономики и декларированию наступательного характера президентской власти.
Всё это вызвало изменение акцентов ПР в направлении регулирования соц.-экономических отношений, а организация связей с общ-стью начинала играть заметную роль в конкурентной борьбе, построении отношений с профсоюзами, решении производственных задач, поддержке различных форм экономической активности.
Что же касается обобщённой трактовки самого термина, то уже в 30-е годы 19 века понятие «public relations» стали употребляться в качестве синонима словосочетания relations for the general good (отношения ради всеобщего блага). К этому времени в США резко увеличился и набор инструментов для реализации ПР - усилий. Например, в 1830 году здесь издавалось наибольшее по сравнению с любой другой страной мира число газет. Широкое распространение прессы вызвало появление новой, необычной профессии – пресс - агентов, по существу организаторов работы с прессой, которые стали прообразами будущих ПР - менов и реализовали на практике первые действия в области системной и целенаправленной работы с общественностью. Перед лицом новых требований пресс - агенты объединялись в пресс - агентства, чтобы продавать свои услуги деловому миру, обеспокоенному кампаниями в прессе.
В 1900 г. в г. Бостоне появилось первое Public Bureau, осуществляющее связь с прессой. Специализировалось на пресс - агентских услугах.
Начало 20 века ознаменовалось появлением в общественной жизни, а соответственно и в ПР - деятельности США ещё одного аспекта. В период 1910-1920 гг., названный позднее эпохой «жареных» фактов, происходили публичные скандалы вокруг монополий и коррумпированных чиновников. Американские журналисты, писатели, социологи обличали и предавали гласности случаи коррупции, начесные приёмы конкурирующих компаний, плохие условия жизни рабочих, неблаговидную деятельность правительства. Объекты критики разрабатывали оборонительные стратегии и обращались за помощью к пресс – агентам. В результате оборонительная журналистика впервые столкнулась с оборонной стороной со стороны людей и структур, практически осуществляющих ПР - функцию.
В первые десятилетия ХХ в. появляются личности, с именами которых связывают рождение профессиональной ПР - специализации. Отцом современных ПР считается Айви Ли- американский журналист, который на практике использовал искусство СО в целях защиты репутации многих магнатов. В 1904 г. Он создаёт собственное агентство ПР ; в 1907 г. опубликовал «Декларацию о принципах». Главную задачу по работе с ПР автор сводил к работе с прессой; в тоже время Декларация выделяет помимо работы пресс-агента деятельность советника по связям с общественностью. В качестве основной задачи последнего Ли сформулировал следующую – «побуждать людей верить в сердечные цели правления корпораций, ищущих их доверия».
В 20-40-е годы ХХ века наблюдается активное становление ПР как профессии и научной дисциплины. В 1923 году выходит посвящённая ПР - практике книга «Кристаллизуя общественное мнение», принадлежащая Эдварду Бернейзу. В этом же году Бернейз в Нью –Йоркском университете прочитал на открывшейся кафедре СО первый курс по практике и этике. Этот курс стал предшественником многих ПР-программ, предлагаемых сейчас университетами мира. Уже к началу 30-х в США ПР сложились как самостоятельная функция менеджмента; в крупных компаниях – AT&T, “General Motors” и др. – появились должности вице – президентов по коммуникациям и паблик рилейшнз; статус ПР как корпоративной функции управления общественным мнением всё более укрепился.
Анализируя условия, стимулировавшие развитие ПР как в первой, так и во второй половине ХХ века, следует особо сказать о войнах, в первую очередь о второй мировой, которую некоторые исследователи называют главным стимулом быстрого развития ПР в США, Великобритании и других странах. По мнению Сэма Блэка, именно работа в армейских службах и министерстве военной информации подготовила для Великобритании множество ПР - специалистов, которые после войны решили делать карьеру в данной сфере. Первые службы «внешних отношений» появились после войны во французских гос. структурах и частных компаниях, несмотря на то, что термин «паблик рилейшнз» ещё не был введён в оборот.
Хотя в европейских странах развитие ПР проходило под влиянием американских подходов, после войны здесь начались успешно формироваться собственные научные школы «паблик рилейшн». Так, в период «немецкого экономического чуда» 50-х годов усилилось внимание а ПР немецких специалистов. В Германии складывалась особенная концепция «паблик рилейшн», трактовавшая СО как инструмент интерпретации и интеграции, с помощью которого можно обеспечить постоянное взаимодействие в политической, экономической и социальной сферах и сдержать так называемый эффект отчуждённости людей. По мнению одного из пионеров ПР в Германии, А. Оэкла, основные задачи ПР заключались в том, «чтобы помочь отдельным субъектам ориентироваться в обществе, получать правильную информацию и формировать собственное мнение».
Представители французской школы ПР послевоенного периода (Филипп Буари, Люсьен Матра) Осн. идея ПР- это стратегия доверия, соед-ть разорванные соц-ые связи. Чел-к разд-ся на 3 аспекта: 1. чел-к-хомофабер (чел-к-производитель).2. хомоэкономикус (чел-к –потребитель). Реагирует на то, как его обслуживают. 3. хоморелационис (чел-к отн-ий). Сов-ть всех соц.отн-ий, кот. вкл-на данная личность. Именно этому чел-ку адресована деят-ть Пр. задача ПР по Буари: вернуть чел-ку любовь и радость, кот. его лишает об-ва потребителей и потребления. А также нельзя смешивать ПР и рекламу. Также они стремились выработать свои принципы и технологии в этой сфере и весьма осторожно относились к американской концепции СО, где доминировал принцип продвижения корпоративного интереса. Как констатировал, в частности, М. Крозье, американские ПР - эксперты «продают в конце концов гражданам то общественное мнение, которое заказывают монополии».
Наряду с формирование новых школ в 40-60-х годах происходит консолидация ПР - сообщества, создаются международные объединения специалистов, работающих в сфере СО (1948 г. – Институт ПР в Великобритании, Ассоциация ПР в США; 1955 г. - Международная ПР - ассоциация); разрабатываются кодексы профессионального поведения.
Период развития с середины 60-х годов до наших дней исследователи увязывают со становлением общества глобальной информации, характерными признаками которого являются ускоренный рост высоких технологий, увеличение числа коммуникационных каналов, постепенное превращение национальных экономик в единую мировую экономическую систему, для которой типичны глобальная зависимость и глобальная конкуренция входящих в неё экономик. Крупные социально-экономические, политические, экологические перемены вызывают серьёзные конфликты и постоянно требуют достижения того или иного уровня согласия. Отсюда спрос на ПР - технологии в бизнесе, политике, социальной сфере становятся перманентными.
В связи с этим появляются новые акценты. Так, содержание ПР - усилий всё больше смещается от воздействия на среду к её изучению и привлечению полученной информации для управления. Ещё один новый акцент вызван наступлением в развитых странах «эпохи потребления», когда стоявшая во главе угла задача организации производства была заменена другим приоритетом – организацией сбыта. Параллельно возникла концепция, подчиняющая ПР маркетингу. Так, на рубеже 80-90-х годов известный маркетолог Ф Котлер заявил, что к традиционным четырём р маркетингового комплекса “product”, “price”, “place”, “promotion” теперь следует добавить пятую «р»- паблик рилейшнз. Другие напротив, рассматривают маркетинг как составляющую часть ПР.
По мере приближения конца 20 века ПР - деятельность всё в меньшей степени оставалась некоторым общим и для всех ясным понятием; здесь постоянно выделялись всё новые направления, имеющие свои специальные маркеры-обозначения. Так,
Работа по связям с гос. учреждениями и общественными организациями получила название “public affairs”
Управление корпоративным имиджем – “corporate affairs”
Создание благоприятного образа личности – “image making”
Построение отношений со СМИ – “media relations”
Закрепление кадров, создание хороших отношений с персоналом- “employee communications”
Общественная экспертиза – “public involvement”
Взаимоотношения с инвесторами – “investor relations”
Проведение спец. мероприятий – “special events”
Управление кризисными ситуациями – “crisis management”
Управление процессом адекватного восприятия аудиторией сообщений – “massage management”
Говоря о степени развитости ПР как сегмента современной мировой рыночной среды, следует констатировать, что связи с общественностью не просто распространились вширь и вглубь, но стали полноправным, необходимым, конкурентоспособным направлением международного бизнеса. Здесь существуют свои монополии в виде транснациональных ПР - агентств с представительствами в десятках стран мира, профессия специалиста по связям с общественностью считается престижной и высокооплачиваемой, а подготовкой таких специалистов занимаются вузы многих государств земного шара.
+Билет 2. Возникновение и развитие проф. деятельности в сфере СО в США и Европе
Первым американским президентом, активно использовавшим методы ПР, был Т. Рузвельт. Говорили, что он руководит страной с первых страниц газет. Уотергейт стал примером победы обществ. мнения и одновременно неумения работать с ним правительственных структур. В Великобритании наибольшим ПР - проектом довоенного времени была попытка приблизить к населению экзотические фрукты, что делалось с помощью фильмов, выставок и плакатов. Так же – в период послевоенного времени агитация за вхождение в Общий рынок. В 1948г. Основываются Институт ПР в Лондоне и Ассоциация ПР в Америке. Причем в Европе как в Америке после 1 мировой войны спецы пропаганды переместились в новую профессию. Американцы отмечают бум ПР в 1945-1965гг.:пост. рост программ в пром,, соц., правит. Агентствах стрем. Рост книг, статей и проч., рост числа курсов в колледжах, возникновение м/н норм=> 1955г. м/н ПР ассоциация. Сначала были представлены только пять стран ( Британия, Франция, Голландия, Норвегия и США). Сейчас – уже 70 стран, в том числе Венгрии, Болгарии, России, Белоруссии, Украине.
Этапы становления СО в России
Первыми внешними проявлениями демократизации государственного управления на территории бывшего СССР стало введение должности пресс-секретаря (создание пресс-службы) у первых лиц: Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева, у первых секретарей обкомов КПСС.
Хотя их обязанности сводились в основном к написанию текстов речей и статей лидеров, организации встреч с прессой, заслуживает внимания само стремление руководителей советского периода к открытости. «Перестройка», «гласность» — эти слова становятся символами преобразований в стране, они даже не требуют перевода при общении с иностранцами. В определенном смысле это была ПР-кампания, проходившая почти стихийно, без четкого управляющего начала. Она позволила всему миру по-новому взглянуть на Россию.
В конце 80-х годов XX века в Москве открываются отделения международных ПР-агентств. В 1989 году создаются отечественные агентства «Никколо М», «Имидж-Контакт», «Миссия Л», чуть позже — «Имиджленд паблик рилейшнз», Международный пресс-клуб, которые предлагают ПР-услуги. Отдельные отечественные рекламные фирмы начинают оказывать простейшие ПР-услуги. Едва ли стоит считать этот период (80-е годы XX столетия) первым этапом развития общественных отношений как профессии. Потому что социально-экономические основы для развития ПР в России появляются лишь после 1991 года.
(В специальной литературе можно встретить несколько вариантов периодизации этапов формирования и развития ПР-отрасли в России. Мы предлагаем свою периодизацию, на наш взгляд, более точно характеризующую этапы развития общественных отношений как сферы деятельности.)
- 1. Социальные и экономические предпосылки возникновения связей с общественностью.
- 2. Возникновение и развитие профессиональной деятельности в сфере со в сша и Европе.
- 2. Общественные отношения в Европе
- I. 1991-1994 годы — период начального формирования пр-рынка.
- III. 2003 год — начало нового периода, обретения нового качества пр-отрасли.
- 4. Субъекты связей с общественностью.
- 10. Репутация и управление ею.
- 12. Корпоративная философия и корпоративная культура: понятие, сущность, взаимосвязь.
- 13. Технологии в со.
- 14. Этика и право в со.
- 14. Этика в со.
- 17. Понятие «информация», «социальная информация» и «pr-информация». Отличие pr – информации от журналистской и рекламной.
- 18. Понятия «факт», «новость», разновидности новостей
- 21. Методы сбора информации в со.
- 22. Новостные жанры pr-текста.
- 23. Исследовательские и фактологические жанры pr – текста.
- 24. Жанровые особенности комбинированных текстов. Смежные pr – тексты.
- 25. Группы общественности. Их классификации.
- 26. Формы взаимодействия с внутренней общественностью (по Алёшиной)
- Листки новостей, газеты и журналы.
- Управленческие публикации.
- Ежегодные отчёты для занятых.
- Книги, брошюры, инструкции.
- 5. Письма, вкладыши, репринты публикаций.
- 6. Доски объявлений.
- 27. Формы взаимодействия с внешней общественностью (по Алёшиной).
- 36. Правовое регулирование со
- Закон «Об информации, информатизации и защите информации».
- Закон “о рекламе”
- Закон “Об авторском праве и смежных правах”.
- 28. Паблик рилейшнз: профессия и образование. Модель pr-специалиста.
- 29. Исследование в pr
- 30. Планирование пр-деятельности. Королько
- 31. Специальные pr-мероприятия.
- 33. Оценка эффективности в pr.
- 34. Основные характеристики медиа-рилейшнс. Медиарилейшнз в политике, бизнесе и социально-культурной сфере.
- 44 Специфика медиа рилейшнз в государственной сфере
- 35. Предмет и основные понятия психологии Массовых Коммуникаций.
- 46. Социология мк
- 62. Реклама в коммуникационном процессе.
- 64. Структура рекламного текста.
- 1.Определение понятия «рекламный текст»
- 2. Формальные признаки рекламного текста
- 3. Семиотическая природа рекламного текста
- 4. Содержательная структура рекламного текста
- 5. Композиционная структура рекламного текста
- 6. Функционально-стилевой статус рекламных текстов
- 7. Типологии видов и жанров рекламных текстов
- 65.Общие принципы организации pr – отдел, структура pr – отдела. Основные документы, регулирующие деятельность pr – отдела.
- 3) Годовой план пр-отдела.
- 66. Понятие коммуникационной компании. Основные этапы коммуникационной компании.Виды коммуникационных кампаний.
- 67.Современная пресс-служба.
- 68. Пр в кризисных ситуациях.
- Определение дублеров для ключевого штата.
- Предоставление инструкций по управлению кризисом для всех, потенциально вовлеченных в него.
- Подготовка поддержки пресс-офиса, служб отношений с потребителями, управления человеческими ресурсами, а также консультантов.
- 63. Виды рекламы.
- 35. Понятие социальных коммуникаций, объект и предмет теории коммуникации.( не дописан)
- 36. Виды и типы социальных коммуникаций.
- 37. Процессно-информационный подход к соц коммуникациям
- Денотат (референт) –
- 39. Источники коммуникации, их характеристики.
- 40. Аудитории коммуникации.
- 3.1. Гю Блумер – масса, как особая группа.
- 3.2. М.А. Как рынок. Хаар-ки:
- 3.3. Концепция активной аудитории
- Школа «научного управления» или школа ф. Тейлора
- Административная или классическая школа м. (а Файоль, г. Форд, г Эмерсон, м Вебер)
- Школа «человеческих отношений» (20-50 гг) э. Мэйо
- «Новый менеджмент» или эмпирический м., или маркет. М., или инф-ый м. Оучи
- 4. Сильные и слабые
- 43. Методики определения организационной культуры.
- 47 Современные психологические теории массовой коммуникации: бихевиоризм, когнитивизм, гештальт-психология, психоаналитические теории.
- 2. Теории опосредованного духовного контроля;
- 2.2. Теорию гегемонии сми
- 2.3. Советская соц школа на основе Маркс-ленинской методологии.
- 2.4. Теория коммунист пропаганды
- 44. Сущность и психологические характеристики массовой аудитории.
- 45. Психологические аспекты, затрудняющие включение личности в коммуникацию.
- 53. Правовое регулирование деятельности сми
- 54. Система жанров журналистики
- 1. Информ жанры (репортажные)
- 2. Аналитические жанры
- 3. Худож-но-публицист жанры
- Жанры журналистики
- Классификация жанров
- 72. Джон Мильтон и концепция свободы печати
- 73. Журналистика как институт демократии
- 57. Рынок смк в современной России. Сми и рынок
- 75. Система сми: их взаимодействие и тенденции развития
- 2. Телевидение
- Развитие Интернета и его будущее
- ܀Интернет как средство массовой информации
- 1/4 Пресса
- ܀Что ожидает прессу
- 1/5 Радио
- ܀Что ожидает радио
- 1/6 Телевидение
- ܀Что ожидает телевидение
- III Вывод