67.Современная пресс-служба.
Пресс-служба — это автономное подразделение субъекта PR. обеспечивающее его информационную политику с помощью коммуникационных контактов со средствами массовой информации.
При всем разнообразии действующих ныне пресс-служб можно говорить об общих, идентичных для всех пресс-служб функциях:
1. сбор, обработка, фиксация, анализ и хранение внешней информации, касающейся непосредственно деятельности базисного субъекта PR;
2. сбор, обработка, фиксация, анализ и хранение информации о состоянии дел в той сфере паблик рилейшнз, к которой относится данный субъект PR;
организация сбора, обработки, фиксации и хранение внутренней информации от управляющей структуры субъекта PR и его подразделений;
3. организация распространения информации о субъекте PR как вовне, так и внутри самой структуры(один из вариантов реализации данной функции пресс-службы является организация и выпуск корпоративного издания , а также организация и поддержание работы соответствующего корпоративного сайта)
4. организация непосредственных контактов представителей субъекта PR со
СМИ;
5. организация особых форм публичного присутствия представителей субъекта PR в различных видах и формах деятельности всех типов СМИ;
6. инициирование и организация разнообразных форм коммуникации со СМИ.
Деятельность пресс-службы в реальности рассматривается исключительно в контексте общей PR-деятельности субъекта PR. В государственных и общественных организациях, учреждениях и на предприятиях отношения со СМИ, как правило, возлагаются на конкретное пресс-подразделение (соответствующего сотрудника), которому приходится решать не только задачи взаимоотношений с конкретными органами СМИ, но и выстраивать линию продвижения имиджа данного субъекта и его руководства.
Особенность деятельности пресс-подразделений во взаимоотношениях со СМИ накладывает и определенные квалификационные требования на специалистов Медиарилейшнз (пресс-секретарь):
1. знание современного рынка СМИ: его структуры, принципов управления и организации, политической ориентации и экономической специфики деятельности конкретных медиа, типовых и видовых характеристик СМИ, технологических особенностей печатного, радио- и телепроизводства, рейтинга эфирного и печатного продукта, ценовой рекламной политики;
2. обладание необходимыми журналистскими навыками, позволяющими производить сбор и обработку первичной информации, ее подготовку к публикации в наиболее распространенных жанрах печатной и электронной прессы;
3. умение пользоваться индивидуальными техническими средствами: диктофоном, фотокамерой, видеокамерой, компьютером для выполнения конкретных задач информационной деятельности;
4. осведомленность об отраслевой специфике «своего» субъекта PR, представление о сферах и характере его деятельности, знание о конкурентной среде; установленные контакты с профессионально ориентированными участниками Медиарилейшнз в данной сфере: отраслевыми и специализированными изданиями, радио- и телепрограммами, информационными агентствами, Интернет-ресурсами, а также персональные связи с конкретными журналистами, специализирующимися по тематике отрасли.
Совокупность указанных профессиональных характеристик конкретного сотрудника пресс-службы не может рассматриваться отдельно от его персональных особенностей, с одной стороны, и реальных условий его работы, вплоть до статуса занимаемой должности, с другой: медиарилейшнз—та сфера коммуникационной деятельности, в которой идеальная модель отношений корректируется реалиями бытия участников информационного обмена.
Пресс-службы можно классифицировать по достаточно обширному набору признаков, среди которых определяющими будут следующие два: по сфере паблик рилейшнз и по территориальному признаку.
По сфере PR пресс-службы можно разделить на те, что обеспечивают медиарилейшнз государственных структур, бизнес-структур, общественных организаций, политических партий и движений. В нынешней системе медиарилейшнз лидирующее положение занимают пресс-службы государственных органов исполнительной, представительной и судебной власти. Они, в первую очередь, служат основными поставщиками официальных мнений и комментариев со стороны государственных органов управления, и эта информация является наиболее востребованной. У государственных пресс-служб есть свой ресурс: это государственные СМИ, к тому же власть обязана информировать население о своей деятельности, этим, и объясняется преобладающее количество пресс-структур государственных органов. Активные игроки на рынке медиарилейшнз — коммерческие организации, в распоряжении которых не только штат профессиональных работников в данной области, но и сеть специализированных СМИ Очевидно также и то, что в российской реальности наиболее активно и открыто, используют ресурсы медиарилейшнз субъекты политической деятельности: от партий и движений до реальных претендентов на выборные должности и ныне действующих представителей политической элиты.
Разделение пресс-структур по территориальному признаку может выглядеть следующим образом: пресс-службы федеральных структур, региональных, муниципальных, здесь также по отраслевому признаку. Понятно, что если пресс-служба действует в определенной области, городе, районе, поселке, муниципальном образовании, то и задачи зависят от масштаба данной территориальной единицы.
Специализация по отраслям деятельности предполагает следующую классификацию пресс-служб. Это пресс-службы: политических партий и движений; общественных организаций; коммерческих предприятий; финансовых организаций и учреждений; государственных бюджетных учреждений и организаций; конфессиональных организаций и учреждений; субъектов рекламно-информационной деятельности; средств массовой информации.
Кроме этого, пресс-структуры можно классифицировать по
- отраслям деятельности;
- уровню управления и подчинения;
- территориально-производственной принадлежности;
- качественному и количественному кадровому составу
- финансовым возможностям;
- материально-техническому обеспечению;
- степени влиятельности не только на конкретные виды и типы СМИ, но и на медиасреду в целом.
К пресс-службам государственных органов исполнительной, представительной и судебной власти относятся пресс-службы администрации Президента Российской Федерации; Правительства Российской Федерации; Государственной Думы Федерального Собрания РФ-Совета Федерации Федерального Собрания РФ; Конституционного суда РФ;
Исходя из дифференциации деятельности субъектов медиарилейшнз, можно определить разделение существующих сегодня пресс-служб по принадлежности к конкретному учреждению, организации, ведомству. Можно выделить следующие типы пресс-служб по отраслям деятельности:
- пресс-службы государственных органов исполнительной, представительной и судебной власти;
- пресс-службы политических партий и движений;
- пресс-службы общественных организаций;
- пресс-службы коммерческих предприятий;
- пресс-службы финансовых организаций и учреждений;
- пресс-службы государственных бюджетных учреждений и организаций (учебные заведения, учреждения здравоохранения, учреждения науки и культуры);
- пресс-службы творческих союзов;
- пресс-службы конфессиональных организаций;
- пресс-службы субъектов рекламно-информационной деятельности;
- пресс-службы средств массовой информации.
Классификация пресс-служб по уровню управления и подчинения связан со статусом и значением субъекта PR. Первый: пресс-служба «встроена» в общенациональную систему управления ведомством, компанией, партией; творческим союзом и т. Д(пресс-службы федерального или национального управленческого уровня). Второй: пресс-служба находится внутри замкнутой локализованной организационной структуры, как правило, не выходящей в своей деятельности за пределы очерченного региона или сферы хозяйства.
В прямой зависимости от территориально-производственного принципа классификации пресс-служб действует и принцип различия по качественному и количественному кадровому составу. Закономерность очевидна: чем более велик объем деятельности той или иной структуры, тем больше сотрудников требуется для его информационного обеспечения.
Нынешняя практика работы пресс-служб разного уровня доказывает, что все вышеизложенные принципы классификации их деятельности определяют их разделение по финансовым возможностям. Здесь преимущество имеют те пресс-подразделения, которые являются составной частью коммерческих предприятий, финансовых учреждений и организаций (преимущественно негосударственной формы собственности). Одним из основополагающих принципов организации их функционирования является наличие фиксированного бюджета расходов на обеспечение собственных профессиональных нужд. Минимальными возможностями по части финансирования обладают, как правило, пресс-службы учебных заведений, творческих союзов, учреждений науки и культуры, образования и медицины, если они принадлежат к государственной системе.
Нынешняя практика работы пресс-служб разного уровня доказывает, что все вышеизложенные принципы классификации их деятельности определяют их разделение по финансовым возможностям. Здесь преимущество имеют те пресс-подразделения, которые являются составной частью коммерческих предприятий, финансовых учреждений и организаций (преимущественно негосударственной формы собственности). Одним из основополагающих принципов организации их функционирования является наличие фиксированного бюджета расходов на обеспечение собственных профессиональных нужд. Минимальными возможностями по части финансирования обладают, как правило, пресс-службы учебных заведений, творческих союзов, учреждений науки и культуры, образования и медицины, если они принадлежат к государственной системе.
Все вышеперечисленные признаки, по которым можно классифицировать современные пресс-службы, предопределяют один из главных показателей в их работе: cтепень влиятельности на отдельные СМИ и всю медиасреду в целом. В первом случае принадлежность пресс-службы к определенной коммерческой структуре (как правило, федерального или регионального уровня), промышленно-финансовой группе, холдингу и т. д. облегчает задачу контактов и управления размещением информации в соответствующих СМИ, которые находятся в зоне их влияния, а в ряде случаев просто являются дочерними подразделениями.
Основной характер деятельности пресс-службы заключается в организации подачи информационно-новостных материалов для представителей медиасообщества. Для этого, собственно, используются четко определяемые формы работы пресс-служб, ориентированные на плотную и результативную коммуникацию со СМИ.
Подобные специальные мероприятия имеют несколько преимуществ, которые обязательно должны учитываться, а главное — использоваться при их организации и проведении.
Главным действующим лицом на таких мероприятиях, как правило, становится первое (должностное) лицо субъекта PR — ньюсмейкер.
Как и другие формы PR-деятельности, работа со СМИ должна иметь свое планирование. Медиапланирование – необходимый компонент работы пресс-службы, представляющий собой перечень предполагаемых публикаций в конкретных СМИ с указанием предполагаемых сроков.
Медиапланирование начинается с составления медиалиста и медиакарты. Медиалист – перечень наиболее целевых для субъекта PR СМИ и их характеристика, где указываются:
название СМИ;
маркировка (например, «еженедельная газета для деловых людей»);
учредитель;
периодичность;
тираж;
аудитория;
количество полос;
основные рубрики;
журналисты, работающие по определенной тематике и их координаты.
Медиакарта – справочный материал по одному СМИ, содержащее информацию о нем (материалы, публикуемые на каждой полосе, основные рубрики, разделы, политическая направленность, взаимоотношения с ним за предшествующий период, например: всего публикаций — 10, положительных — 5, нейтральных —4, негативных — 1; профили ведущих менеджеров и журналистов). Медиакарты позволяют адресно направлять информацию конкретному лицу для предполагаемой публикации в конкретной рубрике, на конкретной полосе.
К наиболее распространенным формам деятельности пресс-службы с представителями СМИ относятся:
- пресс-конференции,
- брифинги,
- пресс-туры,
- предосмотр (превью), круглые столы,
- встречи с журналистами,
- интервью,
- фото-, теле- и киносессии.
Дадим краткую характеристику этих форм.
Пресс-конференция - встреча журналистов с представителями субъекта PR, имеющая целью предоставить СМИ комментирующую, проблемную и фактографическую информацию. Последняя может относиться как к деятельности субъекта PR, так и к конкретным персонам, а также событиям, явлениям, сведениям, цифрам и фактам.
Продолжительность пресс-конференции - от 30-40 минут до 1 часа 15 минут. Форма общения - ответы представителей субъекта PR на вопросы журналистов. Количество участников отвечающей стороны - от 1-2 до 3-5 человек, обычно это модератор (ведущий — сотрудник пресс-службы), первое (должностное) лицо -ньюсмейкер и эксперт, отвечающий на предоставление специальной информации.
Брифинг — краткая встреча журналистов с представителями субъекта PR, во время которой они получают либо комментирующую информацию, либо соответствующие заявления по конкретному информационному поводу. Брифинг может быть также посвящен определенным процессуальным вопросам взаимоотношений субъекта PR с представителями СМИ (например, по вопросам аккредитации). Чаще всего брифинг организуют субъекты PR, наделенные властью и обязанные отчитываться перед своими целевыми аудиториями.
Продолжительность брифинга - не более 30 минут, форма общения - выступления официальных представителей субъекта PR. Сообщения на брифинге для представителей СМИ носят односторонний, информирующий характер. Вопросы со стороны журналистов во время брифинга не предусмотрены. Количество выступающих — не более одного-двух. Количество журналистов, как и во время пресс-конференции, обычно не ограничивается.
Пресс-тур - специально организованный выезд заранее отобранной группы журналистов для знакомства и получения информации об объекте, о событии. Пресс-тур может носить локальный (в рамках одного предприятия, района, города), региональный (для знакомства представителей СМИ с жизнью конкретного региона), страноведческий (для знакомства журналистов с жизнью конкретного государства) или международный характер. Международный пресс-тур организуется как для поездок группы журналистов из разных стран в одну страну по освещению определенной проблематики, так и для поездки группы журналистов из одной страны в несколько стран для изучения идентичных проблем. Каждый из этих видов может быть ситуативным или тематическим (например, изучение последствий наводнения в городах Чехии или состояния медицинских учреждений в Вологодской области).
Главная форма — обмен информацией в виде вопросов и ответов, раздачи текстовых или наглядных материалов в каждой точке маршрута. Продолжительность пресс-тура зависит от его характера - от нескольких часов до нескольких дней. Количество лиц со стороны организаторов может варьироваться в зависимости от продолжительности маршрута пресс-тура во времени и пространстве. Опыт показывает, что группу журналистов лучше всего сопровождать двум-трем представителям организующей структуры. Дополнительные специалисты могут привлекаться в ходе самого пресс-тура по маршруту, в каждом из пунктов остановки. Количество журналистов в рамках пресс-тура строго ограничено и определяется возможностями и персональными пожеланиями организующей стороны.
Предосмотр (превью) - специально организованное предварительное знакомство журналистов с конкретным объектом, экспозицией, выставкой, комплексом, сооружением и т. д., намеченным к открытию. В ходе предосмотра журналисты получают исчерпывающую информацию об открываемом объекте, проводят его съемку. Предосмотр может быть включен в маршрут пресс-тура.
Главная форма общения — рассказ и демонстрация объекта с последующими ответами на вопросы или комментариями непосредственно во время предосмотра (экскурсии). Обычно продолжительность превью менее одного часа, но не более двух часов. Количество лиц субъекта PR — не более двух-трех с привлечением по ходу экскурсии специалистов на местах по маршруту следования группы журналистов. Количество журналистов, которые могут участвовать в предосмотре, не ограничено.
Круглый стол—специально организуемое собрание журналистов с представителями субъекта PR, а также сопутствующих структур, посвященное обмену мнениями по общей для всех приглашенных сторон проблеме, явлению, событию. Основное предназначение круглого стола — в привлечении внимания общественности к актуальной проблеме. Как правило, круглый стол используется в рамках более масштабных организационных мероприятий, как-то: симпозиумы, научно-практические семинары, совещания, конгрессы, съезды.
Главная форма общения — многосторонний обмен мнениями, дискуссия по заявленной теме. Продолжительность заседаний в жанре «круглого стола» — от 1 часа до 2,5-3 часов. Количество участников с каждой из сторон оговаривается отдельно, но, как правило, в целях соблюдения принципа равноправия норма представительства носит паритетный характер. Количество участвующих журналистов либо определяется количеством СМИ, заинтересованных в теме круглого стола, либо заранее оговаривается организаторами.
Встреча с журналистами — специально организованное общение представителя субъекта PR с журналистами в неформальной обстановке. Не имеет строго оговоренного формального регламента. Главная форма общения — свободный обмен мнениями в режиме диалога по заранее обозначенному кругу вопросов и проблем, представляющих взаимный интерес. Предполагается и допускается двусторонний режим вопросов и ответов. Используется для более тесного знакомства с конкретными представителями СМИ, как правило, на первоначальной стадии отношений между вновь назначенным первым (должностным) лицом и журналистами.
Продолжительность таких встреч не оговаривается специально, но опыт показывает, что они длятся от одного часа до двух. Количество участников — не более одного-двух от приглашающей стороны и не более десяти журналистов. Качественный и количественный состав приглашенных определяют те лица, которые выходят с ними на подобный режим общения.
Интервью - форма диалогического общения конкретного журналиста персонально с одним из представителей субъекта PR с целью получения мнений, суждений, оценок или информации. Чаще всего встречается как частный случай общения с прессой в таких формах, как пресс-тур, предосмотр, встреча с журналистами. Главная форма общения - диалог в системе «вопрос-ответ», носящий направленный характер со стороны журналиста по отношению к интервьюируемой персоне. Интервью продолжается от 20 минут до одного часа. Количество участников строго определено: это обычно беседа один на один. В редких случаях интервью дает одно лицо нескольким журналистам.
Фото-, теле- и киносессии - специально организуемые для журналистов ситуации фиксации визуального изображения какого-либо лица, события или объекта. Как правило, организуются вне временных рамок иных форм журналистского делового общения, за исключением пресс-тура и предосмотра. Можно различать специальные, постановочные и репортажные сессии, причем к первым относятся съемки конкретной персоны или объекта. Продолжительность съемки различна, в зависимости от той технологической базы и типа техники, которые используются журналистом - от получаса с учетом процесса предварительной подготовки. Количество представителей субъекта PR - не более одного, со снимающей стороны могут присутствовать несколько специально приглашенных журна-листов, если речь идет о фотосессии. Кино- и телесъемки проводятся бригадами, в состав которых входит обычно четыре-пять человек.
Существует 3 функции пресс-службы:
- информационно-коммуникационная – обеспечение информацией, налаживание двухсторонней связи;
- аналитическая – мониторинг, анализ общественного мнения;
- организационная – организация спецмероприятий для СМИ;
А также сбор, обработка, фиксация, анализ и хранение информации о:
Субъекте пр
О состоянии дел в отрасли
Для крупных организаций о деятельности их организаций
Организация различных форм публичного присутствия представителей субъекта пр в мероприятиях со СМИ.
Типовые должностные обязанности пресс-секретаря:
- орган-т работу пресс-службы
- готовит и проводит пресс-конференцию и тд
Взаимодействие с местными, областными, городскими СМИ
- готовит пресс-релизы и тд
- готовит обзор СМИ для руководителей.
Формы и методы работы п-с:
- текущее информирование
- организация спецмероприятий
- 1. Социальные и экономические предпосылки возникновения связей с общественностью.
- 2. Возникновение и развитие профессиональной деятельности в сфере со в сша и Европе.
- 2. Общественные отношения в Европе
- I. 1991-1994 годы — период начального формирования пр-рынка.
- III. 2003 год — начало нового периода, обретения нового качества пр-отрасли.
- 4. Субъекты связей с общественностью.
- 10. Репутация и управление ею.
- 12. Корпоративная философия и корпоративная культура: понятие, сущность, взаимосвязь.
- 13. Технологии в со.
- 14. Этика и право в со.
- 14. Этика в со.
- 17. Понятие «информация», «социальная информация» и «pr-информация». Отличие pr – информации от журналистской и рекламной.
- 18. Понятия «факт», «новость», разновидности новостей
- 21. Методы сбора информации в со.
- 22. Новостные жанры pr-текста.
- 23. Исследовательские и фактологические жанры pr – текста.
- 24. Жанровые особенности комбинированных текстов. Смежные pr – тексты.
- 25. Группы общественности. Их классификации.
- 26. Формы взаимодействия с внутренней общественностью (по Алёшиной)
- Листки новостей, газеты и журналы.
- Управленческие публикации.
- Ежегодные отчёты для занятых.
- Книги, брошюры, инструкции.
- 5. Письма, вкладыши, репринты публикаций.
- 6. Доски объявлений.
- 27. Формы взаимодействия с внешней общественностью (по Алёшиной).
- 36. Правовое регулирование со
- Закон «Об информации, информатизации и защите информации».
- Закон “о рекламе”
- Закон “Об авторском праве и смежных правах”.
- 28. Паблик рилейшнз: профессия и образование. Модель pr-специалиста.
- 29. Исследование в pr
- 30. Планирование пр-деятельности. Королько
- 31. Специальные pr-мероприятия.
- 33. Оценка эффективности в pr.
- 34. Основные характеристики медиа-рилейшнс. Медиарилейшнз в политике, бизнесе и социально-культурной сфере.
- 44 Специфика медиа рилейшнз в государственной сфере
- 35. Предмет и основные понятия психологии Массовых Коммуникаций.
- 46. Социология мк
- 62. Реклама в коммуникационном процессе.
- 64. Структура рекламного текста.
- 1.Определение понятия «рекламный текст»
- 2. Формальные признаки рекламного текста
- 3. Семиотическая природа рекламного текста
- 4. Содержательная структура рекламного текста
- 5. Композиционная структура рекламного текста
- 6. Функционально-стилевой статус рекламных текстов
- 7. Типологии видов и жанров рекламных текстов
- 65.Общие принципы организации pr – отдел, структура pr – отдела. Основные документы, регулирующие деятельность pr – отдела.
- 3) Годовой план пр-отдела.
- 66. Понятие коммуникационной компании. Основные этапы коммуникационной компании.Виды коммуникационных кампаний.
- 67.Современная пресс-служба.
- 68. Пр в кризисных ситуациях.
- Определение дублеров для ключевого штата.
- Предоставление инструкций по управлению кризисом для всех, потенциально вовлеченных в него.
- Подготовка поддержки пресс-офиса, служб отношений с потребителями, управления человеческими ресурсами, а также консультантов.
- 63. Виды рекламы.
- 35. Понятие социальных коммуникаций, объект и предмет теории коммуникации.( не дописан)
- 36. Виды и типы социальных коммуникаций.
- 37. Процессно-информационный подход к соц коммуникациям
- Денотат (референт) –
- 39. Источники коммуникации, их характеристики.
- 40. Аудитории коммуникации.
- 3.1. Гю Блумер – масса, как особая группа.
- 3.2. М.А. Как рынок. Хаар-ки:
- 3.3. Концепция активной аудитории
- Школа «научного управления» или школа ф. Тейлора
- Административная или классическая школа м. (а Файоль, г. Форд, г Эмерсон, м Вебер)
- Школа «человеческих отношений» (20-50 гг) э. Мэйо
- «Новый менеджмент» или эмпирический м., или маркет. М., или инф-ый м. Оучи
- 4. Сильные и слабые
- 43. Методики определения организационной культуры.
- 47 Современные психологические теории массовой коммуникации: бихевиоризм, когнитивизм, гештальт-психология, психоаналитические теории.
- 2. Теории опосредованного духовного контроля;
- 2.2. Теорию гегемонии сми
- 2.3. Советская соц школа на основе Маркс-ленинской методологии.
- 2.4. Теория коммунист пропаганды
- 44. Сущность и психологические характеристики массовой аудитории.
- 45. Психологические аспекты, затрудняющие включение личности в коммуникацию.
- 53. Правовое регулирование деятельности сми
- 54. Система жанров журналистики
- 1. Информ жанры (репортажные)
- 2. Аналитические жанры
- 3. Худож-но-публицист жанры
- Жанры журналистики
- Классификация жанров
- 72. Джон Мильтон и концепция свободы печати
- 73. Журналистика как институт демократии
- 57. Рынок смк в современной России. Сми и рынок
- 75. Система сми: их взаимодействие и тенденции развития
- 2. Телевидение
- Развитие Интернета и его будущее
- ܀Интернет как средство массовой информации
- 1/4 Пресса
- ܀Что ожидает прессу
- 1/5 Радио
- ܀Что ожидает радио
- 1/6 Телевидение
- ܀Что ожидает телевидение
- III Вывод