logo
ответы на билеты госник

39. Источники коммуникации, их характеристики.

Аристотель считал, что эффективный коммуникатор должен обладать:

  1. чувством аудитории,

  2. сильной волей,

  3. достойными моральными качествами.

Николо Макиавелли выделяет следующие качества:

  1. авторитет в своей сфере деятельности,

  2. высокий общественный престиж,

  3. способность маскировать свое намерение убедить.

Иосиф Геббельс выделяет 2 основные качества: престиж и наличие доверия к нему.

Эффект коммуникации зависит от имиджа источника в первую очередь. В современных теориях коммуникации принято выделять 3 основные характеристики.

  1. правдоподобность, которая состоит из 2 компонент:

    1. компетентность – оцениваемая аудиторией мера способности знать правильный ответ на поставленный вопрос и владеть истинным положением вещей. Как правило, в компетентности выделяют следующие состояния:

Существуют 2 теории, которые объясняют наше стремление к компетентности:

1. "социальное научение" (social learning) – считается, что мы стремимся к компетентности, потому что в прошлом неоднократно получали "награждение" за "правильное поведение", согласованное с мнением компетентных источников.

2. функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон) – Парсонс: любая система может быть описана. Integration Adaptation (внешняя, внутренняя, пассивная, активная.) Latency (поддержание образцов), Goal (все цели социальных систем делятся на реальные и утопические).

    1. надежность или способность вызывать доверие – мера отсутствия у источника предвзятости и необъективности в глазах аудитории.

Объяснение стремления к надежности:

  1. с т. Зр. Теории соц научения – предыдущий опыт показывает, что если нами манипулируют, то это чревато для нас потерями.

Эти 2 состояния правдоподобия находятся в весьма противоречивом отношении: чем я боле компетентен и чем менее компетентна аудитория, тем выше мои намерения (возможности) манипулировать аудиторией.

  1. привлекательность

    1. знакомые источники более привлекательны, поскольку из поведения более предсказуемо, известно, понятно.

    2. существуют многочисленные эмпирические доказательства формулы "известность усиливает симпатию".

    3. выявлен механизм привыкания к сложности замены знакомых источников.

    1. связана со сходством, подобием, известностью.

    2. существует такая формула "симпатия усиливает эффективность к., т.к. действует феномен подкрепления".

    3. симпатия выполняет функции "психологического вознаграждения":

- снижение уровня беспокойства, стресса : а) "эффект разделения", б) "отвлечение"

- чувство близости, родства (пространственная): а) лицом к лицу; б) близость создает хорошие условия для информационного обмена и интеракции, поэтому малая физическая дистанция усиливает эффект коммуникации.

- чувство социальной поддержки и поощрения: "нам нравятся те, кто нас любит, и очень желательны те, кто способен показать нам, как быть любимым"; "нет ничего выгоднее и циничнее, чем спонсорство в сфере культуры".

- обеспечение возможности сотрудничества с др. людьми: кооперация и конкуренция (Закон PR^ у нас нет конкурентов, у нас – одни партнеры)

- общее мнение: физическая внешность далеко не главное для коммуникации, мы способны судить о партнерах по содержательны параметрам;

- результаты исследований показывают, что по крайней мере при первичных контактах физическая привлекательность является главным фактором;

- исследования показывают, что аудитория приписывает лучшие личностные качества физически более привлекательным людям;

- основной механизм в эффективности физической привлекательности и заключается в том, что происходит перенос впечатления от внешности на деловые качества

- однако эффект физической привлекательности, если он не подкрепляется иными составляющими эффект коммуникации, носит кратковременный характер и в дальнейшем может иметь обратный эффект.

  1. власть

Источники власти:

- насилие

- традиция

- профессиональная компетентность

- деньги

- информация

- харизма

- связи

Принято выделять три характеристики власти коммуникатора над аудиторией:

  1. параметр воспринимаемого контроля или возможность коммуникатора управлять поощрениями и наказаниями аудитории;

  2. параметр воспринимаемой связанности или оценка аудиторией меры озабоченности источника тем, подчиняется ему аудитория или нет.

  3. параметр взыскательного внимания или мера, в кот. Источник способен управлять, наблюдать, как аудитория реагирует на пожелания источника.