logo
ответы на билеты госник

12. Корпоративная философия и корпоративная культура: понятие, сущность, взаимосвязь.

Корпор-ая фил-ия — это базис для выработки принципов корп-ой политики. Корпо-ая фил-ия — это, с одной стороны, с/ма идей, взгля­дов на вн-ее и внут-ее окружение фирмы, на общество в це­лом, на место конкретной стр-ры в этом обществе, с др. - методологические принципы, лежащие в основе политики фирмы, методы и способы организации практической деятельности.

Корпор-ая фил-ия, — это фундамент фирмы. Это полное, развер­нутое, подробное изложение морально-этических и деловых норм, принципов, кредо, кот-ми руководствуются работники фирмы. Корп-ая фил-ия не преследуют рекламные цели, а выполняет фун-ию внутр-го организующего начала. Разработ­кой корп-ой философии д. заниматься профессиона­лы, причем наделенные соответствующими полномочиями для ее внедрения. Корпоративная философия должна быть известной и обя­зательной для всех.

Любая креативная технология д. избираться с уче­том декларированных в философии фирмы, принимаемых орган-ей и разделяемых ее сотрудниками концептуальных и смыс­ловых принципов, доминирующих ценностей, понятий и убеждений. Корпоративная философия - это основополагающая идея орг-ии.

Корпоративная философия определяется не столько эк-ми, сколько соц-ми фун-ми орг-ии, ее историей, традициями, опытом, социально-полит-ми ориентирами.

Корпоративная философия «определяет цель, к которой необхо­димо стремиться; мобилизует персонал; задает критерии принад­лежности к данному коллективу (принцип разделения «мы — они», «свой — чужой»); формирует с/му ценностей, кот-я опр-ет методы, допустимые для достижения поставленной цели.

Корпоративной фил-ей обладают все компании без исклю­чения. Только у одних она зафиксирована документально в виде основных направляющих корпоративных принципов, а у других присутствует на неосознанном уровне. И если у одних корп-ая фил-ия — это рез-т продуманной стратегии развития фир­мы, то у других она сформировалась в рез-те деят-ти ком­пании в течение опр-ого отрезка вр-ни.

Квинтэссенцией корпоративной философии является миссия — основная социальная цель существования фирмы. Ключевым в этой формулировке яв-ся слово «социальная». Миссия д. ответить на вопрос: зачем фир­ма нужна обществу, что она дает обществу, опр-ть социальную цель существования фирмы. Примером четко сформулированной миссии может служить компания «Форд» - предоставлять людям дешевый транспорт.

Однако кроме внешней цели, декларированной в миссии, у лю­бой организации имеется внутренняя цель, декларированная в кре­до — то, что члены данной орган-ии хотят получить для себя в рез-те своей деят-ти и способ достижения этого, опр-ый корпоративным мировоззрением. Она заключается, как ми­нимум, в обеспечении своего выживания, а как максимум — в по­вышении собственного благосостояния и собственного статуса. Кредо — осн-ая внутрикорпоративная цель существования фир­мы. Отождествление миссии и кредо ведет к путанице как в теории, так и в практике PR. Если миссии уделяется активное внимание, процесс ее создания подробно описан в литературе, то инте­рес к кредо, как, впрочем, и к орган-ой кул-ре, в Р-ии только начинает формир-ся.

Корпоративная культура. Четко сформулированные и обо­снованные миссия и кредо ложатся в основу корпор-ой культу­ры. Корп-ая кул-ра способствует созданию полож-ой среды жизнедеятельности в коллективе. Сумма общепринятых ценностей позволяет членам группы жить и работать по правилам, к-ые они одинаково воспринимают; совершать действия, харак­тер к-ых понятен всем остальным членам сообщества; регули­ровать социальные и производственные отношения ч/з призму нравственно-этических установок, выработанных корп-ой фи­л-ей и воплощенных корп-ой кул-рой.

Ритуалы, традиции, правила поведения, этические нормы, при­нятые в орган-ии, - все требует интерпретации и понимания. Понимание – это оценка сотрудниками социальных явлений в со­ответствии с правилами, к-ые установлены данной корп-ой куль-рой. Каждая орган-ия д. иметь свои правила и критерии. Корпоративная культура - это социальный клей, к-ый пронизывает все отношения м/у сотрудниками и склеивает орга­н-ию в единое целое. Корпоративная культура – это набор убеждений, ценностей и усвоенных способов решения реальных проблем, сформировавшийся за время жизни орган-ии и проявляющийся в различных материальных формах и в поведении членов организации.

Взаимосвязь понятий: Корпоративная культура есть практический способ реализации корп-ой философии, к-ая декларирует принципы, обязатель­ства перед разными слоями общества, в том числе и перед собствен­ными сотрудниками. Корп-ая философия яв-ся мировоз­зренческим фундаментом корп-ой политики и корп-ой кул-ры.

Уровни корпоративной к-ры:

1. Базовые представления (подсознательные, представляющиеся самоочевидными убеждения, воспринимаемые мысли, чувства)

2. провозглашенные ценности организации

Артефакты – видимые орг-е стр-ры и процессы (фирм.стиль, дизайн …)

Инструменты анализа орг-й к-ры

А). Модель OCAI – данная методика позволяет оценить и количесвтенно выразить орг-ю к-ру на всех уровнях, причем как настоящую так и предпочтительную

Основа методики – выделение 4-х основ-х типов орг-й культуры

- иерархическая (бюрократическая)

- клановая (традиционная), орг-я семейного типа

- рыночный тип

- адхократический (власть по случаю)

Б). методика отнесения к конкретному типу

Экспертный опрос, включает 6 осн-х блоков по 4 высказывания, соглашение с той или иной позицией в % из 100%, затем подсчитывается средний бал