18. Понятия «факт», «новость», разновидности новостей
Факт – нечто сделанное, произошедшее, лежит в основе новости.,
В журналистике: истинное событие, реальное проишествие или явление, лежит в основе журналистского произведения. Факт д. обладать свойством достоверности, истинности. Методы познания факта: наблюдение, практический опыт, эксперимент, опрос.
Факт в пр-тексте – это всегда определенный отрезок» действительности, представленный таким образом, чтобы максимально полно служить цели создания благоприятной коммуникационной среды базисного пр-субъекта.
Новость – раннее не известная инфо целевой или массовой аудитории.
Конструирование для пр-мена:
- непрерывный поток
- привязка к юбилею, дате, нестандартные даты
- создание события, праздника
- усиление новости за счет присутствия персоны
- интрига, подача кусками
- усиление новости: доставляется быстрее, чем другие подобные; эксклюзив; анонс, изложить событие, прокомментировать 1-е итоги, иконический материал (фото, рисунки, диаграммы, графики, схемы, таблицы, карикатуры, комиксные элементы)
Новости для всех:
- связь с новостью дня
- сотрудн-во с другой организацией
- связь с газетой или телестудией в рамках совместного проекта
- проведение опроса или исследования
- выпуск отчета
- организация интервью со знаменитостью
- участие в полемике
- подготовка к награждению
- подготовка к выступлению
- проведение анализа или прогноза
- формирование комитетов или объявление их состава
- проведение выборов
- объявление о назначении
- празднование годовщины
- впуск подборки фактов
- связь с праздником
- проведение поездки
- присуждение премии
- проведение конкурса
- вынесение резолюции
- появление перед общественными структурами
- создание специального события
- написание письма
- опубликование полученного письма
- адаптация национальных докладов и исследований местным условиям
- проведение дебатов
- связь с праздничной неделей или днем
- оказание почестей институции
- организация тура
- инспекция проекта
- вынесение благодарности
- выступление с протестом
- любое происходящее в мире событие (экспертная оценка нужна журналистам)
Есть переход от внутренней новости к внешней, или наоборот от внешней к внутренней, когда отдаленные события комментирует наш специалист, задачей которого является создание связки между ними
Связь внешней и внутренней новости: от большего события к меньшему, чтобы обратить внимание на последнее, т.к. первое уже и так имеет ценность (выборы в Госдуму связать с выборами в региональную думу)
++++++++
«Новости». Сюда относятся все те события, к которым применимо понятие «новость», т.е. новая для целевой общественности информация: открытие новых учреждений, организаций, предприятий, или их филиалов (или наоборот, закрытие конкретного объекта); кадровые изменения; новые законы или иные распорядительные документы исполнительной и законодательной власти; появление новых товаров и услуг; начало распространения нового вида аудиовизуальной, печатной или иной продукции в социокультурной сфере; начало функционирования новых методов организации в различных сферах производства и т. д. Важно что бы новость была важной д/целевой аудитории и носила локальный характер.
Основной характеристикой новости для представителей СМИ должен являться ее исключительный характер, оригинальность произошедшего (происходящего) факта, выделение из общего ряда регулярно происходящих событий.
«Принцип знаменательной даты». Могут использоваться юбилей компании, персональные биографические даты, связанные с конкретными юбилеями. Пресс-конференции могут организовываться и в связи с датами общегосударственного характера (годовщины политических и исторических событий, профессиональные праздники и под). Может быть и дата, связанная с трагическими событиями.
«Проблемная пресс-конференция». В центре внимания оказывается определенная общественно значимая проблема. Она может быть связана со сферой профессиональной деятельности субъекта PR, которая влияет на жизнь большинства граждан, затрагивает интересы различных слоев населения, причем обозначенная проблема должна быть сориентирована на конкретные особенности того региона, где проводится встреча с журналистами. Учет социодемографических факторов обязателен.
«Специальные мероприятия». Такие пресс-конференции проводятся, как правило, в связи с началом проведения специальных мероприятий (более подробно см. соответствующий раздел)- -чемпионаты, конкурсы, викторины, а также симпозиумы, конференции, коллоквиумы, семинары.
«Принцип чрезвычайного события». В последнее время все чаще- связано с катастрофическими ситуациями в различных сферах общественной жизни или профессиональной деятельности. Отрицательные события экстремального характера с точки зрения новостного подхода более предпочтительны для представителей СМИ как информационный повод.
Когда новость становиться новостью она проходит три этапа: само реальное событие( факт, не важно когда произошедший вчера или 20 лет назад); инфа, которая попадает в СМИ; инфа д. б. воспринята как новостная (признаки: своевременность, индивидуальность, локальный характер, человеческий интерес, конфликтная основа новости и собственно новизна, т.е. появление в одном СМИ быстрее чем в др.)
Существуют две (американские) модели новостного производства: make story(создание рассказа о прошедшем событии); make sense ( создание смысла, контекста.
19. Понятие PR-текст. Принципы классификации PR – текстов.
Вообще под текстом (от лат. Textus – ткань, сплетение, соединение) понимается «объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которых являются связность и цельность». И. Р. Гальперин указывает на текст как особого рода документ. Некоторые жанровые разновидности PR-текста внешне схожи с документами и по своим стилистическим особенностям совпадают с другими текстами, традиционно в стилистике относящимся к официально-деловому стилю. Документ по определению Закона Российской Федерации от 25.01.1995 «Об информации, информатизации и защите информации» не является PR-текстом.
Источники PR-текста несут прежде всего информацию, исходящую из самого базисного PR-субъекта: это могут быть устные источники (сообщения первого или должностного лица) или письменные (различного рода документы). Какие документы могут быть использованы в качестве источника? Служебные документы: 1) директивные и распорядительные документы (законы, постановления, решения, приказы и т. п.) ; 2) административно-организационные документы (планы, уставы, правила, акты, отчеты, протоколы …) ; 3) документы по личному составу работающих, включая такие их виды, как заявление, автобиография (личные документы) ; 4) финансовая документация; 5) учетная документация. Все перечисленные выше разновидности документов не являются PR-текстом, это инструменты управленческих коммуникаций.
Эти источники PR-текста можно признать первичными. Вторичными источниками для PR-текста будут служить публикации, выступления в СМИ о базисном субъекте, которые сотрудники пресс- или PR-структуры фирмы отслеживают в процессе мониторинга СМИ.
Очевидно, что в центре PR-текста находится базисный субъект. В данном случае имеются в виду «прямые предметные базисные PR-субъекты»: индивиды (политические, государственные, общественные деятели, первые и должностные лица); социальные общности различных типов и уровней (общности-объединения по социально-демографическим, конфессиональным, этнонациональным и подобным признакам); социальные организации; социальные институты. Следовательно, и объектом PR-текста становится данная фирма, организация и ее деятельность, информация о которой может способствовать формированию или приращиванию паблицидного капитала.
Понятие «паблицидный капитал» - ключевое в определении сущности PR-текста. Паблицидный капитал – это особый вид капитала, которым обладает рыночный субъект, функционирующий в пространстве публичных коммуникаций.
Любой текст создается конкретным человеком или группой лиц, то есть он имеет авторство. В отличие от журналистского текста, данная проблема для PR-текста не является актуальной, поскольку в любом случае PR-текст служит цели создания оптимальной коммуникационной среды базисного PR-субъекта и является отражением корпоративной точки зрения, где автор по определению отражает корпоративное суждение. Для общественности важным представляется то, что данный текст исходит от самой организации, а не от конкретного индивида. Однако, авторство может быть и прямым, открытым, например, когда первое лицо самостоятельно от своего имени составляет текст, допустим, поздравления. В любом случае открытое авторство является выражением корпоративной точки зрения.
Основными дифференциальными признаками PR-текста, таким образом становятся паблицидность и скрытое авторство. Теперь можно дать определение.
Под PR-текстом понимается письменный текст, служащий целям формирования или приращения паблицидного капитала базисного субъекта, облагающий скрытым (или реже – прямым) авторством, предназначенный для внешней или внутренней общественности. PR-текст распространяется различными средствами: через СМИ, путем прямой рассылки, посредством личной доставки.
Принципы классификации PR-текстов.
В науке нет единого определения понятия «тип текста». Наиболее распространенная трактовка данного понятия в современной коммуникативной лингвистике рассматривает тип текста как определенный класс текстологических единиц с одинаковой языковой и стилистической актуализацией. Типология текстов в таком случае проводится по функциональным (в основе которых лежит сфера употребления текстов, их социальные функции), структурным (рассматривающим внутреннюю организацию корпуса текстов) и стилистическим признакам.
Однако, в современной научной и методической литературе уже сделаны попытки представить как жанры текстов, используемых в PR-коммуникациях, так и некоторые принципы классификации этих текстовых материалов. И. В. Алешина, С. Пономарев, К. Семенов предлагают свои варианты классификаций PR-текстов, основанные на функциональных признаках.
Классификация PR-текстов представлена автором как дихотомическое членение всего корпуса PR-текстов по признакам адресата и способа доставки текста.
Под адресатом понимается целевая группа общественности. Общественность есть «элемент широкой общественности, интересы и ценности которого связаны с рыночной, социально-политической или иной, имеющей публичный статус, деятельностью субъектов PR». На основании сравнительного анализа существующих точек зрения (И. В. Алешиной, А. Б. Зверинцева, В. А. Моисеева, И. П. Яковлева; и др.) выделяются две основные группы общественности: внешняя и внутренняя.
По способу доставки PR-тексты классифицируются по трем группам: прямая личная доставка, директ-мейл, опосредование через СМИ.
Под типологией PR-текстов понимается членение корпуса данных текстов по их жанровым группам. Основанием типологии является иерархическая система диверсифицирующих признаков, среди которых выделяются следующие. Во-первых, соответствие текстового феномена совокупности дифференциальных признаков PR-текста. По этому признаку весь корпус PR-текстов, под которым понимается совокупность текстовых компонентов, отвечающих признакам цельности и системности, подразделяется на две группы: базисные и смежные. Первые по признаку первичности делятся на первичные и вторичные, или опосредованные (медиа-тексты). Первичные по признаку сложности разделяются на простые и комбинированные PR-тексты. Типология PR-текстов представлена в следующей схеме:
20. Понятие жанр. Жанрообразующие факторы PR-текста.
На основании анализа признаков жанрообразования в журналистике и рекламоведении выявляются и операционализируются жанрообразующие признаки PR-текстов. Под жанром PR-текста понимается особого рода форма организации текстового материала, характеризующаяся общностью содержательных, структурно-композиционных и стилистических признаков. Установлено, что жанр для PR-текста может быть предписанным (как для основного новостного сообщения пресс-релиза) или свободно избираться пишущим.
Жанрообразующими факторами для PR-текста признаются следующие: предмет отображения, целеустановка, метод отображения, функции и стилистико-языковой фактор.
Предметом отображения PR-текста могут быть событие, процесс, ситуация, отражающие деятельность базисного субъекта PR, а также персона.
Основные цели PR-текста — информирование и создание (а иногда и поддержание) оптимальной коммуникационной среды базисного субъекта PR — достигаются через описание предмета или установление причинно-следственных связей события, процесса, ситуации. Оценка действительности как целеустановка PR-текста заложена в его глубинной сущности; PR-текст всегда дает оптимизированную оценку предмета его отображения. Прогноз развития предмета отображения и формулирование программы действий считаются периферийными целеустановками PR-текста, поскольку они характерны для ограниченного круга жанров (например, заявления для СМИ). Однако любое обращение с PR-информацией в публичных коммуникациях есть тип заранее продуманного послания, где всегда предусматриваются, прогнозируются последствия введения информации, поэтому цель прогноза развития предмета отображения будет для PR-текста имплицидной. Формулирование программы действий является для PR-текста периферийной целеустановкой, характерной для жанров, предполагающих в качестве своего предмета отображения различные поступательные процессы в развитии деятельности базисного субъекта PR (например, в бэкграундере) или поддержание паблицидного капитала базисного субъекта (например, в заявлении для СМИ).
Таким образом, в отношении PR-текста следует говорить об основных (информирование и создание оптимальной коммуникационной среды) и о периферийных целеустановках — с одной стороны, а с другой — об эксплицидных (то же информирование через описание или выявление причинно-следственных связей) и имплицитных (оценка и прогноз предмета отображения).
По Кривоносову:
Жанрообразующие признаки:
Предмет отражения или событие, ситуация, персона.
Цели
Информирование и воздействие
Фактическое общение (общение ради общения, без передачи важной информации)
Функции
Формирование или поддержание положительного имиджа
Информационная
Воздействующая
Лингвостилистический
- 1. Социальные и экономические предпосылки возникновения связей с общественностью.
- 2. Возникновение и развитие профессиональной деятельности в сфере со в сша и Европе.
- 2. Общественные отношения в Европе
- I. 1991-1994 годы — период начального формирования пр-рынка.
- III. 2003 год — начало нового периода, обретения нового качества пр-отрасли.
- 4. Субъекты связей с общественностью.
- 10. Репутация и управление ею.
- 12. Корпоративная философия и корпоративная культура: понятие, сущность, взаимосвязь.
- 13. Технологии в со.
- 14. Этика и право в со.
- 14. Этика в со.
- 17. Понятие «информация», «социальная информация» и «pr-информация». Отличие pr – информации от журналистской и рекламной.
- 18. Понятия «факт», «новость», разновидности новостей
- 21. Методы сбора информации в со.
- 22. Новостные жанры pr-текста.
- 23. Исследовательские и фактологические жанры pr – текста.
- 24. Жанровые особенности комбинированных текстов. Смежные pr – тексты.
- 25. Группы общественности. Их классификации.
- 26. Формы взаимодействия с внутренней общественностью (по Алёшиной)
- Листки новостей, газеты и журналы.
- Управленческие публикации.
- Ежегодные отчёты для занятых.
- Книги, брошюры, инструкции.
- 5. Письма, вкладыши, репринты публикаций.
- 6. Доски объявлений.
- 27. Формы взаимодействия с внешней общественностью (по Алёшиной).
- 36. Правовое регулирование со
- Закон «Об информации, информатизации и защите информации».
- Закон “о рекламе”
- Закон “Об авторском праве и смежных правах”.
- 28. Паблик рилейшнз: профессия и образование. Модель pr-специалиста.
- 29. Исследование в pr
- 30. Планирование пр-деятельности. Королько
- 31. Специальные pr-мероприятия.
- 33. Оценка эффективности в pr.
- 34. Основные характеристики медиа-рилейшнс. Медиарилейшнз в политике, бизнесе и социально-культурной сфере.
- 44 Специфика медиа рилейшнз в государственной сфере
- 35. Предмет и основные понятия психологии Массовых Коммуникаций.
- 46. Социология мк
- 62. Реклама в коммуникационном процессе.
- 64. Структура рекламного текста.
- 1.Определение понятия «рекламный текст»
- 2. Формальные признаки рекламного текста
- 3. Семиотическая природа рекламного текста
- 4. Содержательная структура рекламного текста
- 5. Композиционная структура рекламного текста
- 6. Функционально-стилевой статус рекламных текстов
- 7. Типологии видов и жанров рекламных текстов
- 65.Общие принципы организации pr – отдел, структура pr – отдела. Основные документы, регулирующие деятельность pr – отдела.
- 3) Годовой план пр-отдела.
- 66. Понятие коммуникационной компании. Основные этапы коммуникационной компании.Виды коммуникационных кампаний.
- 67.Современная пресс-служба.
- 68. Пр в кризисных ситуациях.
- Определение дублеров для ключевого штата.
- Предоставление инструкций по управлению кризисом для всех, потенциально вовлеченных в него.
- Подготовка поддержки пресс-офиса, служб отношений с потребителями, управления человеческими ресурсами, а также консультантов.
- 63. Виды рекламы.
- 35. Понятие социальных коммуникаций, объект и предмет теории коммуникации.( не дописан)
- 36. Виды и типы социальных коммуникаций.
- 37. Процессно-информационный подход к соц коммуникациям
- Денотат (референт) –
- 39. Источники коммуникации, их характеристики.
- 40. Аудитории коммуникации.
- 3.1. Гю Блумер – масса, как особая группа.
- 3.2. М.А. Как рынок. Хаар-ки:
- 3.3. Концепция активной аудитории
- Школа «научного управления» или школа ф. Тейлора
- Административная или классическая школа м. (а Файоль, г. Форд, г Эмерсон, м Вебер)
- Школа «человеческих отношений» (20-50 гг) э. Мэйо
- «Новый менеджмент» или эмпирический м., или маркет. М., или инф-ый м. Оучи
- 4. Сильные и слабые
- 43. Методики определения организационной культуры.
- 47 Современные психологические теории массовой коммуникации: бихевиоризм, когнитивизм, гештальт-психология, психоаналитические теории.
- 2. Теории опосредованного духовного контроля;
- 2.2. Теорию гегемонии сми
- 2.3. Советская соц школа на основе Маркс-ленинской методологии.
- 2.4. Теория коммунист пропаганды
- 44. Сущность и психологические характеристики массовой аудитории.
- 45. Психологические аспекты, затрудняющие включение личности в коммуникацию.
- 53. Правовое регулирование деятельности сми
- 54. Система жанров журналистики
- 1. Информ жанры (репортажные)
- 2. Аналитические жанры
- 3. Худож-но-публицист жанры
- Жанры журналистики
- Классификация жанров
- 72. Джон Мильтон и концепция свободы печати
- 73. Журналистика как институт демократии
- 57. Рынок смк в современной России. Сми и рынок
- 75. Система сми: их взаимодействие и тенденции развития
- 2. Телевидение
- Развитие Интернета и его будущее
- ܀Интернет как средство массовой информации
- 1/4 Пресса
- ܀Что ожидает прессу
- 1/5 Радио
- ܀Что ожидает радио
- 1/6 Телевидение
- ܀Что ожидает телевидение
- III Вывод