44 Специфика медиа рилейшнз в государственной сфере
В государственных и общественных организациях, учреждениях и на предприятиях отношения со СМИ, как правило, возлагаются на конкретное пресс-подразделение (соответствующего сотрудника), которому приходится решать не только задачи взаимоотношений с конкретными органами СМИ, но и выстраивать линию продвижения имиджа данного субъекта и его руководства.
По сфере PR пресс-службы можно разделить на те, что обеспечивают медиарилейшнз государственных структур, бизнес-структур, общественных организаций, политических партий и движений. В нынешней системе медиарилейшнз лидирующее положение занимают пресс-службы государственных органов исполнительной, представительной и судебной власти. Они, в первую очередь, служат основными поставщиками официальных мнений и комментариев со стороны государственных органов управления, и эта информация является наиболее востребованной. У государственных пресс-служб есть свой ресурс: это государственные СМИ, к тому же власть обязана информировать население о своей деятельности, этим и объясняется преобладающее количество пресс-структур государственных органов. В силу сложившихся исторических обстоятельств и объективных причин одним из основных участников медиарилейшнз в нашей стране является государство в лице его органов управления и их руководителей.
++++
На рубеже ХХ-ХХI вв. в Российской Федерации завершается формирование многоукладной экономики. Отечественные пресс-рилейшнз сегодня во многом повторяют сложившуюся в стране структуру государственной, политической и экономической сфер. Это не означает, что соответствующие пресс-службы и их место в любой сфере деятельности в точности повторяют структуры органов государственной власти или являются одной калькой для всех коммерческих организаций. Внутри сложившейся системы пресс-рилейшнз в России существует четкая дифференциация пресс-служб.
Их стоит различать и классифицировать по следующим признакам:
по отраслям деятельности,
по уровню управления и подчинения,
по территориально-производственной принадлежности,
по качественному и количественному кадровому составу,
по финансовым возможностям,
по материально-техническому обеспечению,
по степени влиятельности не только на конкретные виды и типы СМИ, но и на медиа-среду в целом.
В нынешней системе пресс-рилейшнз лидирующее положение занимают пресс-службы государственных органов исполнительной, представительной и судебной власти. Они, в первую очередь, стали основными поставщиками официальных мнений и комментариев со стороны государственных органов управления. И эта информация является наиболее востребованной, хотя такие структуры не очень охотно выдают вовне объективные сведения о состоянии дел в определенной сфере народного хозяйства. Аналогичные характеристики деятельности можно отнести и к ныне действующим ведомственным пресс-службам (министерства и комитеты на федеральном уровне, а также – комитеты, департаменты и управления на региональном уровне). Показательным примером может служить работа пресс-службы Министерства обороны и Северного флота в августе 2000 г., когда затонула АПЛ “Курск”: несогласованность позиций военных и морских начальников разных уровней и желание избежать отрицательного общественного мнения вынуждало прибегать их сотрудников к сокрытию трагической правды, что не могло не привести к прямой дезинформации населения целой страны.
Проблема информационной открытости пресс-службы по-разному решается в разных отраслях общественной, политической и экономической деятельности в современных российских условиях. Стоит понимать, что принадлежность пресс-службы (а точнее, самого субъекта PR) к определенной сфере диктует конкретные задачи данной пресс-службы. Например, пресс-служба коммерческого банка в ряде случаев вряд ли обнародует информацию о структуре расходов данного учреждения по итогам года, тогда как планово-экономический отдел (или управление) какого-нибудь комитета, отвечающего за определенную сферу городского хозяйства, просто обязан регулярно озвучивать те цифры, которые характеризуют бюджетные затраты на содержание или эксплуатацию данной сферы.
Исходя из дифференциации деятельности субъектов пресс-деятельности конкретных субъектов PR в нынешних политических и экономических условиях, можно определить разделение существующих сегодня пресс-служб по принадлежности к конкретному учреждению, организации, ведомству. Фактически эта градация осуществляется по отраслям деятельности. Можно выделить следующие типы пресс-служб:
пресс-службы государственных органов исполнительной, представительной и судебной власти,
пресс-службы политических партий и движений,
пресс-службы общественных организаций,
пресс-службы коммерческих предприятий,
пресс-службы финансовых организаций и учреждений,
пресс-службы государственных бюджетных учреждений и организаций (учебные заведения, учреждения здравоохранения, учреждения науки и культуры),
пресс-службы спортивных организаций и учреждений,
пресс-службы творческих союзов,
пресс-службы конфессиональных организаций и учреждений,
пресс-службы субъектов рекламно-информационной деятельности,
пресс-службы средств массовой информации.
К пресс-службам государственных органов исполнительной, представительной и судебной власти относятся:
пресс-служба Администрации Президента Российской Федерации;
пресс-служба Правительства Российской Федерации;
пресс-служба Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
пресс-служба Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
пресс-служба Конституционного Суда РФ;
пресс-службы федеральных министерств и ведомств, комитетов, департаментов и управлений;
пресс-службы специальных служб, имеющих федеральное подчинение,
пресс-службы аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах;
пресс-службы органов государственного управления субъектов Федерации (администрации, правительства, территориальные управления и т.д.);
пресс-службы органов представительной власти субъектов Федерации (думы, законодательные собрания и т.д.);
пресс-службы судебных органов всех типов и всех уровней;
пресс-служба Центральной Избирательной Комиссии РФ, а также избирательных комиссий субъектов Федераций.
Очевидно, что пресс-служба Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ имеет более высокий уровень подчинения, так как находится в структуре общефедерального ведомства, тогда как пресс-служба Управления по чрезвычайным ситуациям какого-нибудь субъекта Федерации имеет более низкий уровень подчинения. Аналогична ситуация и в среде коммерческих организаций, когда пресс-служба головного офиса компании или банка фактически определяет политику отношений со СМИ на всей территории собственной ответственности. Тогда как пресс-службы местных филиалов такой компании или банка выполняют более утилитарные и прагматические задачи руководства местного филиала в пределах собственной территориальной компетенции. Это и есть уровень управленческого подчинения. Закономерность в классификации пресс-служб по этому признаку позволяет сделать вывод: чем менее высок уровень ответственности за принятие решений руководством той или иной структуры, тем более конкретные прикладные задачи приходится решать пресс-службе такой структуры. Справедлива и обратная закономерность.
С классификацией по уровню управления и подчиненности очень часто пересекается и классификация пресс-служб по территориально-производственному принципу. Стоит понимать, что если пресс-служба действует на определенной единице административного деления территории – область, город, район, поселок, муниципальное образование, то и задачи, которые стоят перед соответствующей пресс-службой любого типа организации и учреждения, также расположенного на данной территории, соотносятся с масштабами данной территориальной единицы. Последние предопределяют качественный и количественный состав пресс-служб всех видов и уровней. Например, деятельность руководителя пресс-службы главы администрации МО «Ухта» по числу и качеству контактов с представителями местных СМИ отличается от того, чем занимается, например, начальник пресс-службы Главы РК. И кадровые, и административные возможности у последнего гораздо шире.
Очевидно и соотношение между статусом пресс-службы и ее местом в общей управленческой структуре конкретного субъекта экономической, политической или государственной деятельности, и теми квалификационными требованиями, которые предъявляются к сотрудникам данной службы. Если на местном и региональном уровне в пресс-службы принимаются главным образом сотрудники, имеющие опыт работы в качестве журналистов печатных или электронных СМИ. Как правило, они ранее специализировались на конкретной проблематике или сфере деятельности, и поэтому переход журналистов из отряда масс-медиа в отряд пресс-служб выглядит естественным. Фактически при такой смене места работы меняются лишь задачи и цели. Профессиональные навыки экс-журналиста будут востребованы точно так же, как и его связи, знакомства и авторитет в среде бывших коллег.
На уровне топ-менеджмента субъекта Федерации в государственных и бизнес-структурах к сотрудникам пресс-служб предъявляются более формализованные и расширенные требования. Они касаются, во-первых, стажа профессиональной деятельности. Во-вторых, необходим опыт работы либо в государственном учреждении или организации, либо в определенной сфере хозяйственной и коммерческой деятельности.
Нынешняя практика работы пресс-служб разного уровня доказывает, что все вышеизложенные принципы классификации их деятельности определяют их разделение по финансовым возможностям. Здесь преимущество имеют те пресс-подразделения, которые являются составной частью коммерческих предприятий, финансовых учреждений и организаций (преимущественно негосударственной формы собственности). Одним из основополагающих принципов организации их функционирования является наличие фиксированного бюджета расходов на обеспечение собственных профессиональных нужд. Минимальными возможностями по части финансирования обладают, как правило, пресс-службы учебных заведений, творческих союзов, учреждений науки и культуры, образования и медицины, если они принадлежат к государственной системе. До последнего времени в регламентирующих документах, которым обязаны следовать госучреждения по части расходования финансовых средств, не предусмотрена такая статья расхода, как “обеспечение работы пресс-службы”. В большинстве случаев официально в структуре подразделений большинства госучреждений не значатся и сами пресс-службы. Особенно такое положение характерно для муниципального и районного уровня государственных органов управления и подчиненных им непосредственно учреждений и организаций, поэтому вопрос о финансировании пресс-структур органов государственной власти должен обсуждаться с руководителем и вписываться в общую смету органа власти. Негосударственный характер той структуры, к которой принадлежит пресс-служба, оставляет больше возможностей для выделения финансовых средств в соответствие с предоставляемой пресс-службой сметой расходов на собственную деятельность.
Минимальные финансовые затраты на свои пресс-службы производят субъекты рекламно-информационной деятельности в силу специфичности сферы собственных интересов и существующих возможностей информационной поддержки своих усилий для выполнения заказов и исполнения принимаемых в работу проектов. В области рекламно-информационной деятельности сегодня чрезвычайно распространен и такой вид внебюджетной поддержки, как информационный бартер6.
Фактически не производят прямых финансовых затрат на продвижение самих себя печатные СМИ, что объясняется отсутствием в их штатном расписании и организационных структурах пресс-подразделений. Традиционно внешними связями и имиджем издания, как правило, занимается отдел рекламы или маркетинга издания. Здесь существенно отметить следующую закономерность: чем ниже периодичность газеты или журнала, тем выше приток желающих к ним с размещением рекламы и тем выше у таких печатных СМИ возможности сотрудничества с другими видами СМИ (как правило, аудиовизуальными – радио, телевидением, Интернет).
Что касается пресс-служб конфессиональных и общественных организаций, то они совпадают по многим аспектам своей деятельности. Более всего – в феномене закрытости финансовых аспектов их работы. Поступления средств преимущественно лишены периодичности, данные о них не разглашаются, как остаются тайной для общества и прессы статьи расходов имеющегося финансирования.
Классификация пресс-служб по уровню материально-технического обеспечения напрямую связана как с финансовыми возможностями подобного типа подразделений, так и с уровнем их управления и подчиненности. У пресс-служб, встроенных в системы федеральных органов власти, есть гораздо больше возможностей обеспечить себя современными системами связи7 и технологическим оборудованием (компьютеры с принтерами, множительная техника, видео- и звукозаписывающая аппаратура, фототехника). Для фиксации определенных событий специалисты с соответствующей техникой могут приглашаться в качестве внештатных сотрудников. Естественно, что определенные преимущества по части технического обеспечения есть у пресс-служб коммерческих организаций по сравнению с бюджетными учреждениями государственной системы. Так, например, у сотрудников комитетов городской Администрации Санкт-Петербурга, отвечающих за связь с прессой, факсовые аппараты и компьютеры появились только в самом конце 1990-х гг., тогда как в банках и других коммерческих организациях они стали привычным инструментом работы на пять-шесть лет раньше. Если пресс-служба является частью крупной PR-cтруктуры какой-либо организации, то ее шансы получить необходимое материально-техническое обеспечение собственных производственных нужд возрастают.
В целом современный уровень развития сферы пресс-рилейшнз в нашей стране таков, что, несмотря на все трудности бюджетного финансирования и не до конца осознанную необходимость в наличии постоянной действующей пресс-служб, такие подразделения, либо лица, отвечающие за эту сферу, наличествуют в подавляющем большинстве субъектов государственной, экономической, политической и общественной деятельности. Соответственно и первые лица таких структур пытаются обеспечить свои пресс-службы требуемым технологическим минимумом оборудования, справедливо полагая, что без материально-технического обеспечения данному подразделению вряд ли удастся оперативно и эффективно решать вопросы сбора, подготовки, обработки и распространения требуемой информации. Например, в нынешних условиях созыв журналистов на пресс-конференцию осуществляется, как правило, тремя равноэффективными способами: телефонным обзвоном, рассылкой приглашений по факсу и рассылкой по электронной почте.
Все вышеперечисленные признаки, по которым можно классифицировать современные пресс-службы, предопределяют один из главных показателей в их работе: cтепень влиятельности на отдельные СМИ и всю медиасреду в целом. В первом случае принадлежность пресс-службы к определенной коммерческой структуре (как правило, федерального или регионального уровня), промышленно-финансовой группе, холдингу и т. д. облегчает задачу контактов и управления размещением информации в соответствующих СМИ, которые находятся в зоне их влияния, а в ряде случаев просто являются дочерними подразделениями.
Сохранение влияния на весь медиа-рынок, действующие СМИ и практикующих журналистов – задача, которую могут решить лишь те структуры, которые обладают значительными административными, финансовыми и техническими ресурсами. В данном случае пресс-службы действуют по принципу широкого охвата всех субъектов информационной деятельности, независимо от их тематической специализации, экономических и политических интересов, аудиторной ориентации. Такие действия под силу лишь тем пресс-подразделениям, которые имеют дело либо с информацией, представляющей широкий общественный интерес, либо с теми персонами - ньюс-мейкерами8 общефедерального масштаба.
На региональном уровне можно также рассматривать работу пресс-служб в подобном аспекте, если они способны привлечь внимание к тем делам, которые связаны со структурой-учредителем или ее владельцем. Если последние находятся в центре информационного поля, образуемого всем спектром региональных СМИ, то можно говорить о высокой степени влиятельности пресс-службы в масштабах данного территориально-административного образования.
Из приведенной типологии современных российских пресс-служб вытекает вывод о том, что наибольшее влияние на медиа-среду в целом оказывают пресс-подразделения, действующие внутри государственных управленческих структур федерального уровня, то есть Администрации Президента Российской Федерации, Правительства, Государственной Думы и Совета Федерации, различных министерств и ведомств. В последнем случае рейтинг влиятельности зачастую равноценен рейтингу популярности и индексу использования подготовленной и выданной вовне информации. В силу особых условий нынешнего политического и экономического развития нашего государства первые строчки в таких списках по преимуществу занимают пресс-подразделения силовых ведомств, а также судов всех инстанций, прокуратуры). Особенно усиливается влияние подобных структур в периоды обострения политической и военной ситуации. Захват заложников в театральном центре на Дубровке в октябре 2002 г. продемонстрировал важность наличия подобных пресс-структур и их место в сложнейшей информационной ситуации.
Критерием влиятельности пресс-подразделений в обоих рассмотренных нами случаях следует считать имеющиеся реальные возможности управлять информационными потоками в соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед субъектами политической, экономической, общественной, культурной или иной любой другой деятельности. Это качественный показатель, который может иметь и вполне конкретное количественное выражение. Он определяется, например, в ряде случаев по числу публикаций в печатных СМИ, теле- и радиоматериалов, вышедших в эфир и посвященных конкретному событию, явлению, факту, дате и т. д. – словом, всему тому, что подпадает под понятие “информационный повод”. Весь массив опубликованных и эфирных материалов обычно разделяют на три группы: положительные, нейтральные и негативные. Если первая группа значительно превышает последнюю, то можно говорить о том, что пресс-подразделение проявило всю силу своего влияния и добилось требуемого положительного эффекта в СМИ.
Пресс-службы в системе отечественных пресс-рилейшнз занимают четкое место. Но они не могут существовать сами по себе, вне тех субъектов пресс-рилейшнз, каковые были обозначены на приведенной схеме. Они встроены в них и являются составной частью непосредственных участников пресс-рилейшнз. Однако представление об этой системе отношений было бы неполным, если бы мы не рассмотрели ключевое звено схемы – средства массовой информации. Как указывают С. Катлип, А. Сентер и Г. Брум, «знание средств массовой информации – умение работать с различными видами средств массовой информации, создавать информационный продукт для тех или иных средств массовой информации, укладываться в сроки, задаваемые ими, выдерживать особые требования к стилю и обращаться к аудитории, характерной для каждого из средств массовой информации, – является одним из важнейших компонентов работы PR-специалиста. Специалисты, отвечающие за работу со средствами массовой информации, и руководители средств массовой информации должны формировать и поддерживать отношения взаимного уважения и доверия друг к другу»9.
- 1. Социальные и экономические предпосылки возникновения связей с общественностью.
- 2. Возникновение и развитие профессиональной деятельности в сфере со в сша и Европе.
- 2. Общественные отношения в Европе
- I. 1991-1994 годы — период начального формирования пр-рынка.
- III. 2003 год — начало нового периода, обретения нового качества пр-отрасли.
- 4. Субъекты связей с общественностью.
- 10. Репутация и управление ею.
- 12. Корпоративная философия и корпоративная культура: понятие, сущность, взаимосвязь.
- 13. Технологии в со.
- 14. Этика и право в со.
- 14. Этика в со.
- 17. Понятие «информация», «социальная информация» и «pr-информация». Отличие pr – информации от журналистской и рекламной.
- 18. Понятия «факт», «новость», разновидности новостей
- 21. Методы сбора информации в со.
- 22. Новостные жанры pr-текста.
- 23. Исследовательские и фактологические жанры pr – текста.
- 24. Жанровые особенности комбинированных текстов. Смежные pr – тексты.
- 25. Группы общественности. Их классификации.
- 26. Формы взаимодействия с внутренней общественностью (по Алёшиной)
- Листки новостей, газеты и журналы.
- Управленческие публикации.
- Ежегодные отчёты для занятых.
- Книги, брошюры, инструкции.
- 5. Письма, вкладыши, репринты публикаций.
- 6. Доски объявлений.
- 27. Формы взаимодействия с внешней общественностью (по Алёшиной).
- 36. Правовое регулирование со
- Закон «Об информации, информатизации и защите информации».
- Закон “о рекламе”
- Закон “Об авторском праве и смежных правах”.
- 28. Паблик рилейшнз: профессия и образование. Модель pr-специалиста.
- 29. Исследование в pr
- 30. Планирование пр-деятельности. Королько
- 31. Специальные pr-мероприятия.
- 33. Оценка эффективности в pr.
- 34. Основные характеристики медиа-рилейшнс. Медиарилейшнз в политике, бизнесе и социально-культурной сфере.
- 44 Специфика медиа рилейшнз в государственной сфере
- 35. Предмет и основные понятия психологии Массовых Коммуникаций.
- 46. Социология мк
- 62. Реклама в коммуникационном процессе.
- 64. Структура рекламного текста.
- 1.Определение понятия «рекламный текст»
- 2. Формальные признаки рекламного текста
- 3. Семиотическая природа рекламного текста
- 4. Содержательная структура рекламного текста
- 5. Композиционная структура рекламного текста
- 6. Функционально-стилевой статус рекламных текстов
- 7. Типологии видов и жанров рекламных текстов
- 65.Общие принципы организации pr – отдел, структура pr – отдела. Основные документы, регулирующие деятельность pr – отдела.
- 3) Годовой план пр-отдела.
- 66. Понятие коммуникационной компании. Основные этапы коммуникационной компании.Виды коммуникационных кампаний.
- 67.Современная пресс-служба.
- 68. Пр в кризисных ситуациях.
- Определение дублеров для ключевого штата.
- Предоставление инструкций по управлению кризисом для всех, потенциально вовлеченных в него.
- Подготовка поддержки пресс-офиса, служб отношений с потребителями, управления человеческими ресурсами, а также консультантов.
- 63. Виды рекламы.
- 35. Понятие социальных коммуникаций, объект и предмет теории коммуникации.( не дописан)
- 36. Виды и типы социальных коммуникаций.
- 37. Процессно-информационный подход к соц коммуникациям
- Денотат (референт) –
- 39. Источники коммуникации, их характеристики.
- 40. Аудитории коммуникации.
- 3.1. Гю Блумер – масса, как особая группа.
- 3.2. М.А. Как рынок. Хаар-ки:
- 3.3. Концепция активной аудитории
- Школа «научного управления» или школа ф. Тейлора
- Административная или классическая школа м. (а Файоль, г. Форд, г Эмерсон, м Вебер)
- Школа «человеческих отношений» (20-50 гг) э. Мэйо
- «Новый менеджмент» или эмпирический м., или маркет. М., или инф-ый м. Оучи
- 4. Сильные и слабые
- 43. Методики определения организационной культуры.
- 47 Современные психологические теории массовой коммуникации: бихевиоризм, когнитивизм, гештальт-психология, психоаналитические теории.
- 2. Теории опосредованного духовного контроля;
- 2.2. Теорию гегемонии сми
- 2.3. Советская соц школа на основе Маркс-ленинской методологии.
- 2.4. Теория коммунист пропаганды
- 44. Сущность и психологические характеристики массовой аудитории.
- 45. Психологические аспекты, затрудняющие включение личности в коммуникацию.
- 53. Правовое регулирование деятельности сми
- 54. Система жанров журналистики
- 1. Информ жанры (репортажные)
- 2. Аналитические жанры
- 3. Худож-но-публицист жанры
- Жанры журналистики
- Классификация жанров
- 72. Джон Мильтон и концепция свободы печати
- 73. Журналистика как институт демократии
- 57. Рынок смк в современной России. Сми и рынок
- 75. Система сми: их взаимодействие и тенденции развития
- 2. Телевидение
- Развитие Интернета и его будущее
- ܀Интернет как средство массовой информации
- 1/4 Пресса
- ܀Что ожидает прессу
- 1/5 Радио
- ܀Что ожидает радио
- 1/6 Телевидение
- ܀Что ожидает телевидение
- III Вывод