logo
ответы на билеты госник

36. Правовое регулирование со

Законы

Закон РФ о рекламе

Закон РФ об авторском праве и смежных правах

Закон РФ о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров

Закон РФ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках

Закон РФ о государственной тайне

Закон РФ об информации информатизации и защите информации

Закон РФ о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации

Закон о средствах массовой информации

Закон РФ об участии в международном информационном обмене

Закон РФ об общественных объединениях

Кодекс профессиональной сертификации в области связей с общественностью

Кодекс профессионального поведения

Кодекс профессионального поведения IPRA

Российский Кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью

Афинский кодекс

Римская хартия

Хартия принципов сотрудничества и конкуренции на российском рынке услуг по связям с общественностью

Хартия "Политические консультанты за честные выборы"

В ПР сущ-ют регулятивные механизмы. Можно выделить два осн. направления: правовое регулирование и саморегулирование.

Правовое регулирование - это с/сма регулирования поведения людей в обществе посредством правовых норм, устанавливаемых органами гос-ой власти и выполняемых гражданами под контролем уполномоченных орган-ий с возможностью применения фиксированных санкций за отклонение отданных норм. Это строго установленная, четко прописанная, обязательная для всех членов общества система норм.

Саморегулирование гораздо более подвижная система. Она вступает в действие, когда невозможно применение правового регулирования, когда нет «общественно опасного деяния» с точки зрения права, но есть морально-этическая коллизия, порой более негативная по своим последствиям для общества, чем любой правовой проступок. Саморегулирование не может носить обязательный и всеобщий характер, его осн-ым признаком яв-ся добровольность следования декларированным нормам. Роль саморегуляторов играют в данном случае нормы и идеалы, которые служат этическими критериями для оценки как отдельно взятых поступков, так и всей деят-сти в целом.

СО - активно развивающееся явление общест-ой жизни, поэтому требуют создания самост-ой законодательной базы, регулирующей те или иные ком-ые процессы.

Нормативно-правовые, составляющие юридическую основу функционирования PR, отражены в достаточно новой отрасли права - информационной.

Информация в нашем обществе приобретает ведущее значение, и ее влияние на развитие государства становится более эффективным, чем полит-ое, эк-ое, военное. Инф-ые ресурсы в таком социуме занимают один ряд с природными, трудовыми, финан-ми, составляя осн. потенциал страны.

В рез-те интенсивного развития рынка рекламы и СО инф-ия стала активно исполь-ся для создания паблицидного капитала, таким образом, эк-ка начала осваивать инф-ый ресурс как товар, как объект произ-ва, как равноценного участника коммер-их отношений.

Правового регулирования требует не только сама информация как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях независимо от формы их донесения до потребителя, но и процессы, связанные с ее получением, созданием, обработкой, распространением, что и составляет суть любого ком-го процесса.

Т. о., инфор-ное право — это отрасль, к-ая «не яв-ся ни классической, ни чистой по принадлежности к какому-либо семейству одной отрасли права по методу регулирования. Инфор-ное право является отраслью третьего уровня классификации — отраслью комплексной по методам правового регулирования...

Инф-ое право только начинает складываться, и поэтому говорить о четкой систематизации и классификации законодательства, регулирующего отношения в этой отрасли, пока рано. Отдельные положения, регламентирующие информационные процессы, разбросаны по различным законодательным актам

в сфере деят-сти органов власти и органов гос. управления — фед. закон «О порядке освещения деят-ти органов гос-ой власти в гос-ых СМИ», Указы Президента РФ «О гос-ом флаге РФ», «О судебной палате по инф-ым спорам», «Об управлении Президента РФ по СО», постановления Правительства РФ «О мерах по совершенствованию взаимодействия Правительства РФ со СМИ», «Положение о правительственной комиссии по реализации концепции гос-ой национальной политики РФ».

в сфере окр. среды — фед. закон «Об уничтожении химического оружия», фед. закон «Об экологической экспертизе» и др.

в условиях чрезв. и криз. обстановки — фед. закон «О гражданской обороне», фед. закон «О защите населения и территорий в период чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указ Президента «О комиссии при Президенте РФ по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести» и др.

В системе СМИ — Постановление Правительства РФ «О мерах по совершенствованию взаимодействия Правительства РФ со СМИ», Европейская конвенция о трансграничном телевидении, Парламентская ассамблея Совета Европы «О роли национ-ого вещания и управления им» и др).

Спец. федеральных законов пока немного. Это законы: «О СМИ» от 27 декабря 1991 г., «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г., «Об инф-ии, информатизации и защите инф-ии» от 20 февраля 1995 г., «О рекламе» от 18 июля 1995 г., «Об участии в международном инф-ом обмене» от 4 июля 1996 г. и ряд других.

Характерной особенностью развития современного рос-го общества яв-ся интенсивное преобразование именно массовой соц. инф-ой среды. Переход от полностью контролируемых СМИ, которые были инструментом формирования единой советской идеологии и находились под жестким гос.-правовым регулированием, к инфор. вседозволенности вызвал, наряду с увеличением роли и востребованности инф-ии, формир-ем гражданского общества, возникновением института свободы слова, и негативные явления: незащищенность общества от непроверенной информации, использование общ-ого мнения для лоббирования интересов отдельных соц-х групп, нагнетание ощущения тех или иных глобальных проблем для манипулирования ауд-ей. Особенно ярко эти эксцессы проявляются в относительно новой для нашего общества сфере - СО и традиционной для нашей страны, но изменившейся по сути рекламе.

Сейчас вопросы СО находят отражение в законодательных актах, имеющих отношение к тем или иным сферам права: статьи Конституции РФ, провозглашающие права и свободы граждан, косвенно затрагивают вопросы связей с общественностью; УК РФ принимает санкции против виновных в оскорблении и клевете, которые могут нанести урон имиджу политика, бизнесмена, артиста; ГК РФ защищает честь, достоинство и деловую репутацию, которые лежат в основе паблицитного капитала индивида или орг-ции.

Для того чтобы свободно ориентироваться в правовом пространстве связей с общественностью, необходимо быть готовым к комплексному анализу существующей законодательной базы.

Зарубежный опыт правового регулирования ПР

Управление общественными отношениями — публичный процесс. Несмотря на то что термин «паблик рилейшнз» не значится в амери­канских юридических словарях, он имеет отношение к иным фор­мам деятельности, отраженным в статьях многих законов. Так, со времени выделения IIP как профессии и сферы бизнеса они нахо­дятся «под защитой» Первой поправки к Конституции США. Как известно, Первая поправка защищает от государственного контроле свободу самовыражения. Она гласит, что Конгресс США не может принимать никаких законов, «ущемляющих свободу слова, прессы, права людей мирно собираться и обращаться в государственные органы со своими жалобами и петициями».

Однако реальность выдвигает проблемы, которые заставляют об­ращаться к законодательству. Возник вопрос: не слишком ли велика свобода, предоставляемая Первой поправкой? Не ущемляются ли интересы граждан при недобросовестном использовании свободы слова? В прошлом столетии Верховный суд США неоднократно расматривал дела, связанные с крммуникативной практикой. В частно­сти, с сомнительной коммерческой рекламой. В США существует определенная система законов, регулирующих сферу массовых ком­муникаций и СМИ, а также разветвленная сеть контролиру­ющих органов. Можно сказать, что судебная практика США, а также солидарная деятельность различных государственных контролирую­щих органов стремятся оградить потребителя от недобросовестной информации.

В США налагаются большие ограничения на корпоративные по­литические высказывания (хотя у физических лиц и СМИ здесь больше свободы). Это связано с опасениями, что крупные корпора­ции могут за счет своих ресурсов воздействовать на общественное мнение. Корпорациям и профсоюзам запрещено также финансиро­вать кандидатов от политических партий в федеральные государ­ственные органы. Законодательство налагает ограничения на вели­чину суммы, которую отдельные чина могут вложить в кандидатов или потратить в пользу кандидатов. Недопустимо также использова­ние корпоративного оборудования для изготовления агитационных материалов в пользу кандидата.

Таковы лишь отдельные примеры правового регулирования про­цесса выборов в США. Законодательство по выборам развивается и часто является предметом политических дискуссий.

В США жестко регламентируется деятельность консультантов, об­служивающих иностранные государства (принятие соответствующих законов считается заслугой американских ПР-фирм, стремившихся не допустить пропаганды фашизма в своей стране).

Особенностью законодательства США является последовательная защита свободы СМИ. В этой стране любое СМИ может отвергать любой материал, распространению которого редакция не желает спо­собствовать. Таким образом, создается ситуация, при которой доступ к СМИ порой оказывается проблематичным.

Возрастает значение американских законов, охраняющих граждан от клеветы и посягательств на личную жизнь. Информационные бюллетени, посвященные ПР, периодически сообщают о случаях предъявления обвинений специалистам в области ПР за клевету. Но ответчики часто оказываются оправда.....>ши, так как законодатель­ство содержит положения, позволяющие защитить право на тенден­циозные высказывания, если они основаны на добросовестно со­бранной информации. Неприкосновенность личной жизни также является предметом многочисленных юридических разбирательств,13 которых нередко участвуют ПР-специалисты. Например, публиЛ ное раскрытие фактов личной жизни может быть оспорено в суде. Специалисту в области ПР важно до тонкостей знать законодателе ство, чтобы не подвести своего заказчика. Интересный факт: в аме­риканском законодательстве есть понятие и термин «право личности на паблисити» (в отдельных штатах оно даже передается по наслед­ству). Считается фактом присвоения паблисити использование чьейЯ то популярности в интересах другого лица (например, продажа сувеЯ ниров с изображением, похожим на известную личность, — без ее разрешения). Без разрешения нельзя использовать фамилию, голос, фотографию человека.

ПР-практика тесно связана с применением авторского права. Ведь | в холе реализации проектов издаются брошюры, книги, используютсзИ слова, изображения определенных авторов. Американское законодаЯ тельство по авторскому праву имеет длинную историю и продолжает развиваться. Законы об авторском праве, о сохранении национальД но го кино, о правах художников визуального жанра и др. постоянно пересматриваются, в них вносятся поправки в связи с динамикой 1 жизни. Например, в связи с развитием копировальной техники, ИнЯ тернета остро встал вопрос о том, является ли нарушением автор-И ского права распространение ксерокопий фото или текстов? Ведь вЯ студенческих городках такая практика стала повсеместной. Или — считать ли нарушением авторских прав ведение записей передавае­мых в эфир материалов? Службы мониторинга ПР-фирм регулярно создают видеоархивы по заказам клиентов и считают это «честными использованием» информации, так как она записана с эфира. Не менее ■ остро обсуждаются порой вопросы правовой защиты торговых ма- 1 рок. Здесь так много тонкостей, что владельцам ценных торговых! марок приходится содержать в штате юриста для урегулирования всех вопросов.

Одной из самых престижных специализаций в США являются .] финансовые ПР. Страна, являющаяся мировым центром финансов, имеет огромное количество банков, инвестиционных компаний, су­ществующих в условиях жесточайшей конкуренции. Законодательство требует от них высокой степени прозрачности. Поэтому специали­сты по обеспечению «связей с инвесторами» активно востребованы. 1 Чтобы ориентироваться и умело выстраивать отношения с обще­ственностью для базисного ПР-субъекта, работающего на фондовом или кредитном рынках, специалисту приходится вникать во множе­ство сложных законодательных актов.Как видим, США как родина ПР имеет опыт регулирования коммуникационной деятельности. Однако и здесь еще Не пришли к необходимости создания отдельных законодательных актов по ПР. Это связано отчасти с тем, что ПР-деятельность носит комплексный характер и попадает своими гранями в поле зрения многих существующих законов.

В других странах также существует система применения ряда за­конов к ПР-практике. Так, Британская ассоциация отраслевых редак­торов (ВЛ1Н) активно участвует в принимаемых законах по автор­ским нравам, исковым заявлениям и публикуемым выходным данным. Это не удивительно, так как члены ассоциации — сами издатели.

Особенности регулирования сферы PR в России.

Правовые нормы.

PR-деятельность в России не имеет своего законодательного акта, такого, как, например, Федеральный закон “О рекламе”. Принятию подобного единого нормативного документа, способного в полной мере отразить все возможные в этой сфере правоотношения, мешает, прежде всего, многогранность public relations. Для воздействия на общественное мнение используется самый разнообразный инструментарий – от информационного сообщения в средствах массовой информации до убеждения отдельных лиц в приватной беседе. Этот набор ничем не ограничен и зависит лишь от творческой инициативы специалистов. Нередко применяются и нетрадиционные технологии.

Но это не означает, что правовое поле PR-действий не очерчено в других государственных нормативных актах.

В России каждый работник сферы PR должен знать :