36. Правовое регулирование со
Законы
Закон РФ о рекламе
Закон РФ об авторском праве и смежных правах
Закон РФ о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров
Закон РФ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках
Закон РФ о государственной тайне
Закон РФ об информации информатизации и защите информации
Закон РФ о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации
Закон о средствах массовой информации
Закон РФ об участии в международном информационном обмене
Закон РФ об общественных объединениях
Кодекс профессиональной сертификации в области связей с общественностью
Кодекс профессионального поведения
Кодекс профессионального поведения IPRA
Российский Кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью
Афинский кодекс
Римская хартия
Хартия принципов сотрудничества и конкуренции на российском рынке услуг по связям с общественностью
Хартия "Политические консультанты за честные выборы"
В ПР сущ-ют регулятивные механизмы. Можно выделить два осн. направления: правовое регулирование и саморегулирование.
Правовое регулирование - это с/сма регулирования поведения людей в обществе посредством правовых норм, устанавливаемых органами гос-ой власти и выполняемых гражданами под контролем уполномоченных орган-ий с возможностью применения фиксированных санкций за отклонение отданных норм. Это строго установленная, четко прописанная, обязательная для всех членов общества система норм.
Саморегулирование — гораздо более подвижная система. Она вступает в действие, когда невозможно применение правового регулирования, когда нет «общественно опасного деяния» с точки зрения права, но есть морально-этическая коллизия, порой более негативная по своим последствиям для общества, чем любой правовой проступок. Саморегулирование не может носить обязательный и всеобщий характер, его осн-ым признаком яв-ся добровольность следования декларированным нормам. Роль саморегуляторов играют в данном случае нормы и идеалы, которые служат этическими критериями для оценки как отдельно взятых поступков, так и всей деят-сти в целом.
СО - активно развивающееся явление общест-ой жизни, поэтому требуют создания самост-ой законодательной базы, регулирующей те или иные ком-ые процессы.
Нормативно-правовые, составляющие юридическую основу функционирования PR, отражены в достаточно новой отрасли права - информационной.
Информация в нашем обществе приобретает ведущее значение, и ее влияние на развитие государства становится более эффективным, чем полит-ое, эк-ое, военное. Инф-ые ресурсы в таком социуме занимают один ряд с природными, трудовыми, финан-ми, составляя осн. потенциал страны.
В рез-те интенсивного развития рынка рекламы и СО инф-ия стала активно исполь-ся для создания паблицидного капитала, таким образом, эк-ка начала осваивать инф-ый ресурс как товар, как объект произ-ва, как равноценного участника коммер-их отношений.
Правового регулирования требует не только сама информация как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях независимо от формы их донесения до потребителя, но и процессы, связанные с ее получением, созданием, обработкой, распространением, что и составляет суть любого ком-го процесса.
Т. о., инфор-ное право — это отрасль, к-ая «не яв-ся ни классической, ни чистой по принадлежности к какому-либо семейству одной отрасли права по методу регулирования. Инфор-ное право является отраслью третьего уровня классификации — отраслью комплексной по методам правового регулирования...
Инф-ое право только начинает складываться, и поэтому говорить о четкой систематизации и классификации законодательства, регулирующего отношения в этой отрасли, пока рано. Отдельные положения, регламентирующие информационные процессы, разбросаны по различным законодательным актам
в сфере деят-сти органов власти и органов гос. управления — фед. закон «О порядке освещения деят-ти органов гос-ой власти в гос-ых СМИ», Указы Президента РФ «О гос-ом флаге РФ», «О судебной палате по инф-ым спорам», «Об управлении Президента РФ по СО», постановления Правительства РФ «О мерах по совершенствованию взаимодействия Правительства РФ со СМИ», «Положение о правительственной комиссии по реализации концепции гос-ой национальной политики РФ».
в сфере окр. среды — фед. закон «Об уничтожении химического оружия», фед. закон «Об экологической экспертизе» и др.
в условиях чрезв. и криз. обстановки — фед. закон «О гражданской обороне», фед. закон «О защите населения и территорий в период чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указ Президента «О комиссии при Президенте РФ по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести» и др.
В системе СМИ — Постановление Правительства РФ «О мерах по совершенствованию взаимодействия Правительства РФ со СМИ», Европейская конвенция о трансграничном телевидении, Парламентская ассамблея Совета Европы «О роли национ-ого вещания и управления им» и др).
Спец. федеральных законов пока немного. Это законы: «О СМИ» от 27 декабря 1991 г., «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г., «Об инф-ии, информатизации и защите инф-ии» от 20 февраля 1995 г., «О рекламе» от 18 июля 1995 г., «Об участии в международном инф-ом обмене» от 4 июля 1996 г. и ряд других.
Характерной особенностью развития современного рос-го общества яв-ся интенсивное преобразование именно массовой соц. инф-ой среды. Переход от полностью контролируемых СМИ, которые были инструментом формирования единой советской идеологии и находились под жестким гос.-правовым регулированием, к инфор. вседозволенности вызвал, наряду с увеличением роли и востребованности инф-ии, формир-ем гражданского общества, возникновением института свободы слова, и негативные явления: незащищенность общества от непроверенной информации, использование общ-ого мнения для лоббирования интересов отдельных соц-х групп, нагнетание ощущения тех или иных глобальных проблем для манипулирования ауд-ей. Особенно ярко эти эксцессы проявляются в относительно новой для нашего общества сфере - СО и традиционной для нашей страны, но изменившейся по сути рекламе.
Сейчас вопросы СО находят отражение в законодательных актах, имеющих отношение к тем или иным сферам права: статьи Конституции РФ, провозглашающие права и свободы граждан, косвенно затрагивают вопросы связей с общественностью; УК РФ принимает санкции против виновных в оскорблении и клевете, которые могут нанести урон имиджу политика, бизнесмена, артиста; ГК РФ защищает честь, достоинство и деловую репутацию, которые лежат в основе паблицитного капитала индивида или орг-ции.
Для того чтобы свободно ориентироваться в правовом пространстве связей с общественностью, необходимо быть готовым к комплексному анализу существующей законодательной базы.
Зарубежный опыт правового регулирования ПР
Управление общественными отношениями — публичный процесс. Несмотря на то что термин «паблик рилейшнз» не значится в американских юридических словарях, он имеет отношение к иным формам деятельности, отраженным в статьях многих законов. Так, со времени выделения IIP как профессии и сферы бизнеса они находятся «под защитой» Первой поправки к Конституции США. Как известно, Первая поправка защищает от государственного контроле свободу самовыражения. Она гласит, что Конгресс США не может принимать никаких законов, «ущемляющих свободу слова, прессы, права людей мирно собираться и обращаться в государственные органы со своими жалобами и петициями».
Однако реальность выдвигает проблемы, которые заставляют обращаться к законодательству. Возник вопрос: не слишком ли велика свобода, предоставляемая Первой поправкой? Не ущемляются ли интересы граждан при недобросовестном использовании свободы слова? В прошлом столетии Верховный суд США неоднократно расматривал дела, связанные с крммуникативной практикой. В частности, с сомнительной коммерческой рекламой. В США существует определенная система законов, регулирующих сферу массовых коммуникаций и СМИ, а также разветвленная сеть контролирующих органов. Можно сказать, что судебная практика США, а также солидарная деятельность различных государственных контролирующих органов стремятся оградить потребителя от недобросовестной информации.
В США налагаются большие ограничения на корпоративные политические высказывания (хотя у физических лиц и СМИ здесь больше свободы). Это связано с опасениями, что крупные корпорации могут за счет своих ресурсов воздействовать на общественное мнение. Корпорациям и профсоюзам запрещено также финансировать кандидатов от политических партий в федеральные государственные органы. Законодательство налагает ограничения на величину суммы, которую отдельные чина могут вложить в кандидатов или потратить в пользу кандидатов. Недопустимо также использование корпоративного оборудования для изготовления агитационных материалов в пользу кандидата.
Таковы лишь отдельные примеры правового регулирования процесса выборов в США. Законодательство по выборам развивается и часто является предметом политических дискуссий.
В США жестко регламентируется деятельность консультантов, обслуживающих иностранные государства (принятие соответствующих законов считается заслугой американских ПР-фирм, стремившихся не допустить пропаганды фашизма в своей стране).
Особенностью законодательства США является последовательная защита свободы СМИ. В этой стране любое СМИ может отвергать любой материал, распространению которого редакция не желает способствовать. Таким образом, создается ситуация, при которой доступ к СМИ порой оказывается проблематичным.
Возрастает значение американских законов, охраняющих граждан от клеветы и посягательств на личную жизнь. Информационные бюллетени, посвященные ПР, периодически сообщают о случаях предъявления обвинений специалистам в области ПР за клевету. Но ответчики часто оказываются оправда.....>ши, так как законодательство содержит положения, позволяющие защитить право на тенденциозные высказывания, если они основаны на добросовестно собранной информации. Неприкосновенность личной жизни также является предметом многочисленных юридических разбирательств,13 которых нередко участвуют ПР-специалисты. Например, публиЛ ное раскрытие фактов личной жизни может быть оспорено в суде. Специалисту в области ПР важно до тонкостей знать законодателе ство, чтобы не подвести своего заказчика. Интересный факт: в американском законодательстве есть понятие и термин «право личности на паблисити» (в отдельных штатах оно даже передается по наследству). Считается фактом присвоения паблисити использование чьейЯ то популярности в интересах другого лица (например, продажа сувеЯ ниров с изображением, похожим на известную личность, — без ее разрешения). Без разрешения нельзя использовать фамилию, голос, фотографию человека.
ПР-практика тесно связана с применением авторского права. Ведь | в холе реализации проектов издаются брошюры, книги, используютсзИ слова, изображения определенных авторов. Американское законодаЯ тельство по авторскому праву имеет длинную историю и продолжает развиваться. Законы об авторском праве, о сохранении национальД но го кино, о правах художников визуального жанра и др. постоянно пересматриваются, в них вносятся поправки в связи с динамикой 1 жизни. Например, в связи с развитием копировальной техники, ИнЯ тернета остро встал вопрос о том, является ли нарушением автор-И ского права распространение ксерокопий фото или текстов? Ведь вЯ студенческих городках такая практика стала повсеместной. Или — считать ли нарушением авторских прав ведение записей передаваемых в эфир материалов? Службы мониторинга ПР-фирм регулярно создают видеоархивы по заказам клиентов и считают это «честными использованием» информации, так как она записана с эфира. Не менее ■ остро обсуждаются порой вопросы правовой защиты торговых ма- 1 рок. Здесь так много тонкостей, что владельцам ценных торговых! марок приходится содержать в штате юриста для урегулирования всех вопросов.
Одной из самых престижных специализаций в США являются .] финансовые ПР. Страна, являющаяся мировым центром финансов, имеет огромное количество банков, инвестиционных компаний, существующих в условиях жесточайшей конкуренции. Законодательство требует от них высокой степени прозрачности. Поэтому специалисты по обеспечению «связей с инвесторами» активно востребованы. 1 Чтобы ориентироваться и умело выстраивать отношения с общественностью для базисного ПР-субъекта, работающего на фондовом или кредитном рынках, специалисту приходится вникать во множество сложных законодательных актов.Как видим, США как родина ПР имеет опыт регулирования коммуникационной деятельности. Однако и здесь еще Не пришли к необходимости создания отдельных законодательных актов по ПР. Это связано отчасти с тем, что ПР-деятельность носит комплексный характер и попадает своими гранями в поле зрения многих существующих законов.
В других странах также существует система применения ряда законов к ПР-практике. Так, Британская ассоциация отраслевых редакторов (ВЛ1Н) активно участвует в принимаемых законах по авторским нравам, исковым заявлениям и публикуемым выходным данным. Это не удивительно, так как члены ассоциации — сами издатели.
Особенности регулирования сферы PR в России.
Правовые нормы.
PR-деятельность в России не имеет своего законодательного акта, такого, как, например, Федеральный закон “О рекламе”. Принятию подобного единого нормативного документа, способного в полной мере отразить все возможные в этой сфере правоотношения, мешает, прежде всего, многогранность public relations. Для воздействия на общественное мнение используется самый разнообразный инструментарий – от информационного сообщения в средствах массовой информации до убеждения отдельных лиц в приватной беседе. Этот набор ничем не ограничен и зависит лишь от творческой инициативы специалистов. Нередко применяются и нетрадиционные технологии.
Но это не означает, что правовое поле PR-действий не очерчено в других государственных нормативных актах.
В России каждый работник сферы PR должен знать :
- 1. Социальные и экономические предпосылки возникновения связей с общественностью.
- 2. Возникновение и развитие профессиональной деятельности в сфере со в сша и Европе.
- 2. Общественные отношения в Европе
- I. 1991-1994 годы — период начального формирования пр-рынка.
- III. 2003 год — начало нового периода, обретения нового качества пр-отрасли.
- 4. Субъекты связей с общественностью.
- 10. Репутация и управление ею.
- 12. Корпоративная философия и корпоративная культура: понятие, сущность, взаимосвязь.
- 13. Технологии в со.
- 14. Этика и право в со.
- 14. Этика в со.
- 17. Понятие «информация», «социальная информация» и «pr-информация». Отличие pr – информации от журналистской и рекламной.
- 18. Понятия «факт», «новость», разновидности новостей
- 21. Методы сбора информации в со.
- 22. Новостные жанры pr-текста.
- 23. Исследовательские и фактологические жанры pr – текста.
- 24. Жанровые особенности комбинированных текстов. Смежные pr – тексты.
- 25. Группы общественности. Их классификации.
- 26. Формы взаимодействия с внутренней общественностью (по Алёшиной)
- Листки новостей, газеты и журналы.
- Управленческие публикации.
- Ежегодные отчёты для занятых.
- Книги, брошюры, инструкции.
- 5. Письма, вкладыши, репринты публикаций.
- 6. Доски объявлений.
- 27. Формы взаимодействия с внешней общественностью (по Алёшиной).
- 36. Правовое регулирование со
- Закон «Об информации, информатизации и защите информации».
- Закон “о рекламе”
- Закон “Об авторском праве и смежных правах”.
- 28. Паблик рилейшнз: профессия и образование. Модель pr-специалиста.
- 29. Исследование в pr
- 30. Планирование пр-деятельности. Королько
- 31. Специальные pr-мероприятия.
- 33. Оценка эффективности в pr.
- 34. Основные характеристики медиа-рилейшнс. Медиарилейшнз в политике, бизнесе и социально-культурной сфере.
- 44 Специфика медиа рилейшнз в государственной сфере
- 35. Предмет и основные понятия психологии Массовых Коммуникаций.
- 46. Социология мк
- 62. Реклама в коммуникационном процессе.
- 64. Структура рекламного текста.
- 1.Определение понятия «рекламный текст»
- 2. Формальные признаки рекламного текста
- 3. Семиотическая природа рекламного текста
- 4. Содержательная структура рекламного текста
- 5. Композиционная структура рекламного текста
- 6. Функционально-стилевой статус рекламных текстов
- 7. Типологии видов и жанров рекламных текстов
- 65.Общие принципы организации pr – отдел, структура pr – отдела. Основные документы, регулирующие деятельность pr – отдела.
- 3) Годовой план пр-отдела.
- 66. Понятие коммуникационной компании. Основные этапы коммуникационной компании.Виды коммуникационных кампаний.
- 67.Современная пресс-служба.
- 68. Пр в кризисных ситуациях.
- Определение дублеров для ключевого штата.
- Предоставление инструкций по управлению кризисом для всех, потенциально вовлеченных в него.
- Подготовка поддержки пресс-офиса, служб отношений с потребителями, управления человеческими ресурсами, а также консультантов.
- 63. Виды рекламы.
- 35. Понятие социальных коммуникаций, объект и предмет теории коммуникации.( не дописан)
- 36. Виды и типы социальных коммуникаций.
- 37. Процессно-информационный подход к соц коммуникациям
- Денотат (референт) –
- 39. Источники коммуникации, их характеристики.
- 40. Аудитории коммуникации.
- 3.1. Гю Блумер – масса, как особая группа.
- 3.2. М.А. Как рынок. Хаар-ки:
- 3.3. Концепция активной аудитории
- Школа «научного управления» или школа ф. Тейлора
- Административная или классическая школа м. (а Файоль, г. Форд, г Эмерсон, м Вебер)
- Школа «человеческих отношений» (20-50 гг) э. Мэйо
- «Новый менеджмент» или эмпирический м., или маркет. М., или инф-ый м. Оучи
- 4. Сильные и слабые
- 43. Методики определения организационной культуры.
- 47 Современные психологические теории массовой коммуникации: бихевиоризм, когнитивизм, гештальт-психология, психоаналитические теории.
- 2. Теории опосредованного духовного контроля;
- 2.2. Теорию гегемонии сми
- 2.3. Советская соц школа на основе Маркс-ленинской методологии.
- 2.4. Теория коммунист пропаганды
- 44. Сущность и психологические характеристики массовой аудитории.
- 45. Психологические аспекты, затрудняющие включение личности в коммуникацию.
- 53. Правовое регулирование деятельности сми
- 54. Система жанров журналистики
- 1. Информ жанры (репортажные)
- 2. Аналитические жанры
- 3. Худож-но-публицист жанры
- Жанры журналистики
- Классификация жанров
- 72. Джон Мильтон и концепция свободы печати
- 73. Журналистика как институт демократии
- 57. Рынок смк в современной России. Сми и рынок
- 75. Система сми: их взаимодействие и тенденции развития
- 2. Телевидение
- Развитие Интернета и его будущее
- ܀Интернет как средство массовой информации
- 1/4 Пресса
- ܀Что ожидает прессу
- 1/5 Радио
- ܀Что ожидает радио
- 1/6 Телевидение
- ܀Что ожидает телевидение
- III Вывод