33. Оценка эффективности в pr.
Оценка эфф-ти – анализ соответствия достигнутых результатов тем задачам, которые были разработаны на этапе планирования.
Осн. показатели оценки эфф-сти закладываются на этапе планирования, а оцениваться будет прежде всего этап реализации (акций и коммуникаций).
Осн.целями этапа являются:
- обеспечение соответствия глав. направлений РR-мероп-ий общим целям коммуникац-ой политики орг-ии;
- определение эффекта, результатов РR-кампаний и РR-деят-ти в целом;
обеспечение эффек-сти в самом широком смысле: от выбора наиболее эфф-ых вариантов обращений, средств и каналов коммун-ии до разработки общих целей РR-деят-сти;
определение эффек-сти расходования финан-ых средств;
- обеспечение соответствия формы и содержания коммун-ций требованиям гос. и профес-ого регулирования и морально-этическим нормам общ-ва.
Осн. функциями могут быть названы контрольная, отчетно-презентационная (по итогам кампании представляется отчет, в котором характеризуются осн.параметры события; он сопровождается иллюстративными материалами, например, медиаклипингом, подборкой отзывов значимых персон) и функция собственно оценки эффек-сти.
Осн.подходы к оценке эффек-сти, к которым относятся: «вкусовой» (заказчик или руководитель судит об эффек-ти РR-деят-ти или отдельных РR-мероприятий по тому, нравится она ему или нет, никакие количественные или качественные параметры не измеряются, при этом реальные результаты кампании и их оценка существуют во многом обособленно, параллельно), количественный (как правило, оценивается количество публикаций в СМИ, число персон, пришедших на спец.мероприятие, однако эти показатели далеко не всегда объективно характеризуют эффект РR-деят-ти), научный (проводится серьезное иссл-ие воздействия акций на те или иные параметры, характеризующие позиции цел. групп).
Оценка эффек-ти РR – сложная и практически значимая проблема. Данный вид оценки требует измерения того, что по сути с трудом поддается измерению, а именно, изменения мнений потребителей. Оценка вклада РR оказывается сложной еще и потому, что обычно они используются совместно с др.видами маркет-ых комму-ий. Другими словами, если для маркет-ых комму-ий возможны как количественные (достигнутый объем сбыта, величина завоеванной доли рынка, полученной прибыли), так и качественные оценки (осведомленность потребителей, степень запоминаемости торговой марки, изменение отношения к товару), то для РR — только качественные (например, изменение мнений цел. групп). Однако сложность измерения результатов РR-деят-ти вовсе не означает отказа от него вообще.
Приступая к оценке эффек-ти РR-деят-ти, необходимо учитывать ряд особенностей как связей с общес-тью вообще, так и параметров самого этапа.
1. Реальная оценка эффек-сти РR-деят-ти возможна только тогда, когда ее результат соотнесен с поставленной целью. В данном случае речь идет о «целях влияния» (инф. цели, цели в сфере поведения), хотя и «цели выхода» (распространение инф.материалов) могут и должны служить оценке результатов на промежуточной стадии.
2. Базовые показатели оценки эффек-ти должны быть заложены еще на этапе планирования, в ином случае возможен лишь «вкусовой» подход.
3.Возможна ситуация, когда перед РR-кампанией, являющейся частью РR-деят-ти, ставится не одна, а несколько целей. В этом случае необходим ряд систем оценки эффек-ти, каждая из которых харак-ется собст.показателями.
4. Особое значение приобретает РR-иссл-ие — «оценочное иссл-ие».
5. Необходимость наличия соответствующей статьи расходов в бюджете РR-деят-ти. Причем затратность данного этапа связана еще и с тем, что оценочное иссл-ие должно проводиться наиболее квалифицированными специалистами, в том числе и независимыми экспертами.
6. Если результаты РR-деят-ти относятся к «стратегическим» факторам формирования нематериальных активов фирмы, то помимо непосредственного эффекта на момент завершения кампании следует ожидать и «отложенного эффекта», «растянутых во времени» результатов, которые достаточно сложно поддаются планированию и проектированию.
7. РR-деят-ть сопровождается рекламой, маркет-ой поддержкой, соответствующей работой с персоналом, поэтому реально оценить эффект каждой из составляющих весьма проблематично, налицо «опосредованность эффекта». Если в целях РR-деят-ти содержится требование «способствовать непосредственной маркет-ой активности орг-ии», то результаты проявятся через деят-ть отдела продаж, продавцов, персонала, которые с опр.основанием могут заявить о собственном вкладе в конечный результат.
Осн. формы проведения оценки эффек-ти РR-деят-ти:
1. Система «план-факт». Результативность РR-деят-ти оценивается с точки зрения выполнения всех запланированных мероприятий, акций, комму-ий. Необходимо отметить, что данная методика не является сугубо формальной. При грамотно, качественно составленном плане она с достаточной степенью точности отражает достижение запланированных результатов.
2. Система «от достигнутого», как правило, применяется при достаточно регулярных акциях одного типа (например, ежегодный «День открытых дверей» или годовое собрание акционеров), позволяет сравнить планируемые показатели сходных мероприятий, выделить достижения или их отсутствие (естественно, учитывается и бюджет каждого из сравниваемых мероприятий).
3.Система «цель — конечный результат». Эффек-ть РR-деят-ти оценивается как реализация поставленной цели, естественно, с учетом врем-ых и финан-ых соответствий плану.
4. оценка текущего хода PR-деятельности с целью выявления допущенных ошибок и новых условий, или мониторинг хода PR-деятельности.
Особенности оценки эффективности PR-коммуникаций:
чаще всего эффективность носит неэкономический, нематериальный характер
отложенный эффект
необходимость закладывания оценки эффективности на этапе планирования
тесная связь, цели PR и цели организации
"эффект посредника"
Показатели оценки эффективности коммуникаций (PR)
степень усвоенности (усвояемости), запоминаемости информации об организации.
отношение к организации (позитивное, негативное, нейтральное, аттитюдное)
изменения поведения:
организационные показатели изменения поведения
экономические факторы
Основные модели оценки эффективности в ПР.
Общей моделью оценки эффективности РR-деятельности может служить «рекламная пирамида», иначе «модель иерархии результатов».
В самом общем виде суть этой модели и ее модификаций может быть выражена в требовании организовать воздействие коммуникаций по следующей схеме: неосведомленность - осведомленность - знание - расположенность - предпочтение -убеждение - изменение поведения. К конкретным моделям иерархии результатов обычно относят:
модель AIDА (внимание, интерес, желание, действие)
модель DAGMAR (по существу, разновидность модели AIDА: узнавание марки товара, ассимиляция (осведомленность о качестве товара), убеждение, действие)
модель «думать — чувствовать — делать»
модель FCB отмечает возможность построения различных типов коммуникаций для различных видов услуг или товаров: «думать — чувствовать — делать», «чувствовать — думать — делать», «делать — думать — чувствовать», «делать — чувствовать - думать»;
модель доменов предполагает воздействие на «разум и душу» аудитории (к параметрам восприятия авторы модели относят «внимание, интерес и память», обучение сводится к уровню знаний, показателями убежденности являются эмоции, отношения, аргументы и поведение).
Проводящему исследование эффективности РR-деятельности предлагается последовательно оценить результаты по трем основным «ступеням» оказываемого воздействия:
1) оценка информирования целевых групп (оцениваются интенсивность распространения информации, степень ее достижения и усвояемости конкретными аудиториями; единицы измерения — процент охвата целевых аудиторий, объем прочитанного материала, время слушания и просмотра и т. д.);
2) оценка реакции групп общественности (оценивается степень интереса и понимания; основной метод — опрос аудитории);
3) оценка эффекта кампании в целом, понимаемого как изменение поведения людей (основные методы — опрос и «измерение показателей поведения», т. е. увеличение количества заявок на информацию, справок об услугах, уменьшение числа жалоб и т. д.).
Д. Бернет и С. Мориарти предлагают следующую схему оценки эффективности РR-деятельности.
1. «определение числа контактов с потребителями, обеспеченного средствами распространения информации». По итогам измерения составляется отчет, в котором указываются все средства распространения информации, сообщение сведений о товаре. Отчет завершается расчетом расценок на рекламу(оценивается «экономический результат» РR-деятельности как уменьшение затрат средств организации на коммуникационную политику).
2. «оценка изменения осведомленности, понимания и отношения». Предлагается «собирать данные об ответах потребителей на разные вопросы», например, уровень запоминаемости сообщения, свободного тиражирования сообщений реципиентами, т. е. измерение влияния основных условий коммуникаций, изменение отношения к организации и т. д.
3. «оценка влияния паблик рилейшнз на показатели сбыта и прибыли». Очевидна «маркетинговая ориентированность Д. Бернета и С. Мориарти, однако предлагаемая методика целиком «оценочна», «предположительна», поскольку вклад РR в достижении этих показателей основывается на «личном опыте руководителей предприятия».
Л. Азарова, К. Иванова, И. Яковлев выделяют четыре основные направления оценки РR-деятельности:
1. оценка распространения информации (включает в себя три измерения сообщений: размещение, понятность, удержание в памяти),
2. оценка влияния на ценностные установки (измеряются выраженность и направленность установок до и после проведения кампании, отслеживается появление новых установок), 3. оценка «поведенческих целей» (используются опросы, наблюдения, качественные методы),
4. оценка «числа событий в контролируемых и неконтролируемых СМИ» (РR-тексты, встречи с журналистами, публикации для каждой группы).
По мнению А. Чумикова, при оценке эффективности РR прежде всего следует учесть тот факт, что СО - это вид информационной деятельности, следовательно, измерению подлежит то, что связано с производством и использованием информационных продуктов.
1. количество подготовленных информационных продуктов, среди которых следует выделить базовые информационные продукты (справка о результатах исследования, стратегическая концепция, тактический план, сценарий акции, рабочая смета) и оперативные информационные продукты (информационный пакет, письмо, релиз, анонсы, приглашения и т. д.).
2. «количество лиц / организаций / СМИ, получивших подготовительные информационные продукты». Здесь подлежат изучению и измерению следующее: адресаты, которым направлены оперативные информационные продукты, адресаты, получившие направленные информационные продукты (зафиксирован факт получения информации), и организации ( последовала какая-либо реакция на полученную информацию).
3. «количество изменений, произошедших в результате получения информационных продуктов». а)параметры, «подверженные» прямым, непосредственным, точным измерениям (количество субъектов, отреагировавших на полученную информацию, персон, пришедших на спецмероприятие, количество СМИ, разместивших полученную информацию, и т. д.), б)параметры, характеризующие косвенные, приблизительные, ориентированные измерения (процент участников целевой аудитории, изменивших свое мнение / отношение в направлении предложенного товара или услуги).
Весьма важна следующая мысль А. Чумикова: следует разделить все показатели оценки РR-деятельности на 2 группы: поддающиеся планированию и прогнозированию, вплоть до фиксации в соответствующих разделах договоров на РR-обслуживание, и не поддающиеся планированию и прогнозированию, «поскольку мотивация к совершению действий, а тем более глубинные изменения ценностных ориентации являют результатом большой совокупности факторов, где РR-обеспечение фигурирует лишь в виде отдельной и не всегда доминирующей составной части» - т.е. «изменения мнений, ценностей, поведения» участников целевой группы, замечания.
4. «количество информационных циклов, связанных с производством и использованием информационных продуктов» - количество операций по подготовке/рассылке/отслеживанию на уровне обратной связи эффекта, произведенного информационными продуктами (чем больше операций, тем выше количественный уровень эффекта).
С. Катлип, А. Сентер, Г. Брум выделяют три основных этапа: оценку на этапе концептуализации и разработки программ, мониторинг и отчетность реализации программы, оценку целесообразности программы с точки зрения ее итогового воздействия и эффективности.
1. На этапе подготовки РR-деятельности («концептуализация и разработка программы») следует оценить адекватность исходной информации, провести анализ организации и пригодность программы, избранной тактики и стратегии сообщений именно для данных целевых групп и данной организации; заключительной фазой оценки этапа подготовки программы является анализ качества сообщений. Основными методами исследования здесь выступают анализ, «тесты на удобочитаемость», в целом мониторинг СМИ.
2. На этапе реализации («мониторинг и отчетность реализации программы») оцениваются следующие параметры: 1) количество сообщений, переданных СМИ, и запланированных РR-действий; 2) количество размещенных в СМИ сообщений и выполненных РR-действий; 3) количество лиц, получивших сообщение и охваченных РR- действиями; 4) количество лиц, обративших внимание на сообщения и РR- действия. Однако эти показатели формальны, не позволяют судить о реализации глобальных целей программы, являются лишь данными об использованных ресурсах и проведенных мероприятиях (т. е. средствах), а не о желаемом результате (т. е. цели).
3. «оценка целесообразности программы с точки зрения ее итогового воздействия и эффективности». Параметры, которые должны быть оценены на данной фазе: 1) количество членов целевой группы, изучивших содержание сообщения; 2) количество таких лиц, изменивших свои убеждения; 3) количество лиц, изменивших свое к нему отношение; 4) количество членов целевой аудитории, которые выполнили действия, запланированные программой; 5) количество членов целевой аудитории, которые повторно выполнили действия, запланированные программой; 6) изменения в социальной и культурной сферах.
Завершается оценочное исследование фазой использования результатов оценки, которая является базой последующей РR-деятельности, программам, кампаниям организации.
Р. Хейвуд ограничивается только перечислением основных факторов, влияющих на конечный результат: «бюджет» («осуществление деятельности в пределах планируемых материальных и временных возможностей»), «известность» («рост известности организации среди определенных аудиторий»), «отношения» («сдвиг в отношениях аудитории к организации»), «освещение» («уровень и тон охвата ваших мероприятий в средствах массовой информации»), «положение» («место организации на рынке по отношению к конкурентам»), «обратная связь» («число запросов, полученных в результате кампании»), «цена акции» («сумма, вкладываемая в компанию инвестором»), «сбыт» (изменения в объеме сбыта или цены, вызванные исключительно деятельностью по связям с общественностью»).
Необходимо отметить, что данные подходы не противоречат друг другу, могут пересекаться, дополняться, варьироваться.
После завершения оценки эффективности РR-деятельности (иногда и на самом этапе оценки) целесообразно провести «РR-аудит» (аудит групп общественности, аудит коммуникации, аудит имиджа, социальный аудит). Это позволит: 1-определить те изменения в среде (иногда неожиданные, не планировавшиеся и не измерявшиеся в ходе мероприятия), которые произошли под воздействием прошедшей РR-кампании, 2-связать ее результаты с основными направлениями текущей РR-активности.
- 1. Социальные и экономические предпосылки возникновения связей с общественностью.
- 2. Возникновение и развитие профессиональной деятельности в сфере со в сша и Европе.
- 2. Общественные отношения в Европе
- I. 1991-1994 годы — период начального формирования пр-рынка.
- III. 2003 год — начало нового периода, обретения нового качества пр-отрасли.
- 4. Субъекты связей с общественностью.
- 10. Репутация и управление ею.
- 12. Корпоративная философия и корпоративная культура: понятие, сущность, взаимосвязь.
- 13. Технологии в со.
- 14. Этика и право в со.
- 14. Этика в со.
- 17. Понятие «информация», «социальная информация» и «pr-информация». Отличие pr – информации от журналистской и рекламной.
- 18. Понятия «факт», «новость», разновидности новостей
- 21. Методы сбора информации в со.
- 22. Новостные жанры pr-текста.
- 23. Исследовательские и фактологические жанры pr – текста.
- 24. Жанровые особенности комбинированных текстов. Смежные pr – тексты.
- 25. Группы общественности. Их классификации.
- 26. Формы взаимодействия с внутренней общественностью (по Алёшиной)
- Листки новостей, газеты и журналы.
- Управленческие публикации.
- Ежегодные отчёты для занятых.
- Книги, брошюры, инструкции.
- 5. Письма, вкладыши, репринты публикаций.
- 6. Доски объявлений.
- 27. Формы взаимодействия с внешней общественностью (по Алёшиной).
- 36. Правовое регулирование со
- Закон «Об информации, информатизации и защите информации».
- Закон “о рекламе”
- Закон “Об авторском праве и смежных правах”.
- 28. Паблик рилейшнз: профессия и образование. Модель pr-специалиста.
- 29. Исследование в pr
- 30. Планирование пр-деятельности. Королько
- 31. Специальные pr-мероприятия.
- 33. Оценка эффективности в pr.
- 34. Основные характеристики медиа-рилейшнс. Медиарилейшнз в политике, бизнесе и социально-культурной сфере.
- 44 Специфика медиа рилейшнз в государственной сфере
- 35. Предмет и основные понятия психологии Массовых Коммуникаций.
- 46. Социология мк
- 62. Реклама в коммуникационном процессе.
- 64. Структура рекламного текста.
- 1.Определение понятия «рекламный текст»
- 2. Формальные признаки рекламного текста
- 3. Семиотическая природа рекламного текста
- 4. Содержательная структура рекламного текста
- 5. Композиционная структура рекламного текста
- 6. Функционально-стилевой статус рекламных текстов
- 7. Типологии видов и жанров рекламных текстов
- 65.Общие принципы организации pr – отдел, структура pr – отдела. Основные документы, регулирующие деятельность pr – отдела.
- 3) Годовой план пр-отдела.
- 66. Понятие коммуникационной компании. Основные этапы коммуникационной компании.Виды коммуникационных кампаний.
- 67.Современная пресс-служба.
- 68. Пр в кризисных ситуациях.
- Определение дублеров для ключевого штата.
- Предоставление инструкций по управлению кризисом для всех, потенциально вовлеченных в него.
- Подготовка поддержки пресс-офиса, служб отношений с потребителями, управления человеческими ресурсами, а также консультантов.
- 63. Виды рекламы.
- 35. Понятие социальных коммуникаций, объект и предмет теории коммуникации.( не дописан)
- 36. Виды и типы социальных коммуникаций.
- 37. Процессно-информационный подход к соц коммуникациям
- Денотат (референт) –
- 39. Источники коммуникации, их характеристики.
- 40. Аудитории коммуникации.
- 3.1. Гю Блумер – масса, как особая группа.
- 3.2. М.А. Как рынок. Хаар-ки:
- 3.3. Концепция активной аудитории
- Школа «научного управления» или школа ф. Тейлора
- Административная или классическая школа м. (а Файоль, г. Форд, г Эмерсон, м Вебер)
- Школа «человеческих отношений» (20-50 гг) э. Мэйо
- «Новый менеджмент» или эмпирический м., или маркет. М., или инф-ый м. Оучи
- 4. Сильные и слабые
- 43. Методики определения организационной культуры.
- 47 Современные психологические теории массовой коммуникации: бихевиоризм, когнитивизм, гештальт-психология, психоаналитические теории.
- 2. Теории опосредованного духовного контроля;
- 2.2. Теорию гегемонии сми
- 2.3. Советская соц школа на основе Маркс-ленинской методологии.
- 2.4. Теория коммунист пропаганды
- 44. Сущность и психологические характеристики массовой аудитории.
- 45. Психологические аспекты, затрудняющие включение личности в коммуникацию.
- 53. Правовое регулирование деятельности сми
- 54. Система жанров журналистики
- 1. Информ жанры (репортажные)
- 2. Аналитические жанры
- 3. Худож-но-публицист жанры
- Жанры журналистики
- Классификация жанров
- 72. Джон Мильтон и концепция свободы печати
- 73. Журналистика как институт демократии
- 57. Рынок смк в современной России. Сми и рынок
- 75. Система сми: их взаимодействие и тенденции развития
- 2. Телевидение
- Развитие Интернета и его будущее
- ܀Интернет как средство массовой информации
- 1/4 Пресса
- ܀Что ожидает прессу
- 1/5 Радио
- ܀Что ожидает радио
- 1/6 Телевидение
- ܀Что ожидает телевидение
- III Вывод