III. 2003 год — начало нового периода, обретения нового качества пр-отрасли.
Многие специалисты сходятся во мнении, что, несмотря на довольно солидный уровень развития отрасли, ПР в России пока не достигли зрелости. Объясняется это прежде всего тем, что сама страна (государство, социальные, политические институты) все еще не вышла из стадии переходного периода. Слишком много неопределенности как в экономической сфере, так и в государственном строительстве, развитии правовой базы, институтов гражданского общества.
+++++++++
(по Шишкиной)
В отличие от США, история отечественных связей насчитывает чуть более 10 лет. Попытка периодизации СО в нашей стране сделана Вероникой Моисеевой, генеральным директором агентства «Имиджленд PR». Она выделяет 3 этапа развития ПР-коммуникации в России.
Первый этап (1988 – 1991) – зарождение рынка ПР, связанное с появлением соответствующих служб в гос.структурах и открытием московских отделений международных агентств. Развитие предпринимательской деятельности способствует возникновению первых отечественных фирм, оказывающих наибольшее простые ПР-услуги.
Второй этап (1991-1995) – стадия роста и становления. Российские агентства осваивают зарубежный опыт, постепенно адаптируют его к отечественным условиям и начинают проводить крупные ПР-мероприятия и информационные компании. Наиболее активно развивается политический консалтинг, в ряде вузов открывается специальность «Связи с общественностью». Рождается первое корпоративное объединение: Российская Ассоциация по связям с общественностью.
Третий этап начинается с 1996 года и характеризуется качественным скачком в развитии ПР.
На качественное изменение ПР-рынка существенно повлияли :
- завершение рекламного бума, вызванного деятельностью финансовых пирамид;
- расширение и усложнение практики избирательных кампаний, ставших одной из наиболее капиталоёмких областей ПР-консалтинга;
- дифференциация рынка информационных каналов, возникновение новых секторов прессы, где стал появляться современный подход к работе с информацией;
- кризис недоверия к СМИ со стороны общества, что обусловило необходимость создания поля повышенной достоверности.
Некот-ые спец-ты выд-ют еще 2 этапа. Первый связан с возросшим спросом на PR-услуги после дефолта 1998 г., когда необх-мо было восст-вать репутацию рос-го бизнеса и гос-ва внутри страны и в мире. Второй этап начался в Ро-ии после избрания на пост През-та в 2000 г. Вл-ра Путина. Он харак-ся активизацией развития пресс-стр-р, изме-ем стр-ры власти и знач-ным усилением ее инфо-ной работы с нас-ем, активизацией эк-ой и пол-ой дея-ти суб-ов федерации
Но сама Шишкина утверждает, что данная периодизация затрагивает достаточно узкие типологизационные факторы, отражающие естественную динамику профессионального рынка, и не даёт представления о ПР как социальном институте. В своей книге Шишкина предлагает следующую периодизацию развития ПР в России.
Первый период – доинституциональный (1988-1991), когда формируется лишь первый признак института – выделяются субъекты конкретной профессиональной сферы и возникают соответствующие отношения между ними и обществом.
В конце 80-х годов на гребне экономических реформ в российском обществе появляются организации, ориентированные на связи с общественностью. К ним относятся отделы по СО и СМИ Исполкомов Моссовета и Ленсовета (1988), далее подобные отделы формируются в органах гос. власти и управления крупных областных и региональных центров. В информационных услугах стал нуждаться и молодой российский бизнес, который активно использовал рекламу, как наиболее рентабельную и простую коммуникативную форму. Возникают первые отечественные фирмы, предлагающие ПР как услугу: в 1989 г. В Москве создаются агентства «Николо М» и «Миссия Л», в 1990 – «Имиджленд паблик рилейшнз» и др.
Наблюдается переориентация рекламных агентств и служб на профессиональное ПР - поле и совмещение в рамках одной орг-ции рекламных и ПР - услуг. «Чистые» пиармены и соответствующие технологии были представлены в основном в российских представительствах зарубежных ПР - агентств. Или в отделах по СО иностранных фирм и корпораций. Доинституциональный период можно назвать эпохой «дикого» рынка, именно в это время наблюдается кризис российской рекламы, «чёрный ПР».
Второй период – первичная институционализация (1991-1994), стадия формирования начальной организации субъектов. Доказательством служит создание 13 августа 1991 года первой Российской Ассоциации по СО (РАСО), деятельность которой во многом предопределяет развитие СО в нашей стране. Первым президентом был декан факультета международной информации, профессор Александр Борисов. К началу 1998 года РАСО насчитывала в своих рядах 45 членов, среди которых были крупнейшие ПР-агентства: «Миссия Л», «Михайлов и партнёры», «ПР-центр», «Паблисити ПР», «Альтер Эго», «Николо М», «Имидж-контакт», «Имиджленд ПР», - СМИ и издательские дома: «КП», «Марлена» и т.д. Производители товаров и услуг: «Проктер энд Гэмбл», «Ингосстрах», «Лукойл» и т.д.
С первых дней создания РАСО организаторы не скрывали основной идеи своего объединения – помощь и поддержка отечественного производителя. Неразвитость ПР-рынка, пассивность российских агентств, непонимание приоритетности ПР-воздействия в продвижении отечественных товаров и услуг, оставляли западным конкурентам широкое поле деятельности. В 1997 году РАСО стала членом Европейской Конфедерации ПР (CEPR). Признание РАСО на международном профессиональном рынке выразилось в тесном сотрудничестве с Американским обществом PR (PRSA).
Качественным признаком первичной институализации можно считать и рождение соответствующей образовательной системы. В 1991 году в государственном образовательном реестре появляется специальность 022000 «связи с общественностью», подготовка подобных специалистов начинается в Московском государственном институте международных отношений. Впоследствии другие вузы открывают обучение по данной специальности. В начале 90-х годов постепенно развивается профессиональная сеть, на отечественном рынке появляются новые субъекты. Особенностью его становления явилось то, что ПР-коммуникации зарождались в крупных городах, региональных центрах и столицах, где концентрировался российский бизнес, финансы и была политическая активность. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 1993 году насчитывалось свыше 400 структур, связывающих свою деят-ть с ПР. В Москве рынок начал формироваться раньше. О фирмах было сказано выше. В 1993 году к ним присоединяются «Маслов, Сокур и партнёры», «Михайлов и партнёры», «Элла».
Третий период – вторичная институализация. С 1994 года. Формализуется система специфических норм, предписаний, регулирующих поведение людей в рамках конкретного социального института.
Первым вкладом в формирование норм и правил ПР-деятельности можно считать Декларацию профессиональных и этических принципов в области СО, принятую членами РАСО 22 ноября 1994 года.
В 1997 году ряд организаций – членов РАСО, таких как «Имиджленд паблик рилейшнз», «Миссия Л», «Тайный советник» и другие приняли Хартию принципов сотрудничества и конкуренции, целью которой было формирование цивилизованных рамок сотрудничества и взаимодействия на рынке услуг по СО (честный подход к клиентам, невозможность представления в одном лице интересов конфликтующих и конкурирующих сторон, сохранение конфиденциальности сведений).
В этот период формируется законодательная база, впрямую или косвенно регулирующая сферу ПР - деятельности. Так, в 1995 году появляется ФЗ «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации», «О порядке освещения деятельности органов гос. власти в государственных СМИ» и т.д.
Формируются просветительская, профессионально – этическая, популяризационная, образовательная, научно – исследовательская функции социального института ПР.
В 1997 году присуждается Национальная премия в области развития СО «Серебряный Лучник», которая, по существу, стала первым сертификатом качества ПР - услуг на отечественном рынке. В 1999 – 2000 гг. проведены исследования известности и популярности российских ПР - агентств, на основе которых составлен рейтинг российских фирм, профессионально работающих на рынке услуг по СО.
3. Понятия «общественность» и «общественное мнение».
«Общественность» является сущностным эквивалентом англ. понятия public. Общественность в исходном значении этого термина – это субстанциональный субъект публичной сферы, или субстанциональный субъект сферы публичных отношений. Субъектное пространство публичной сферы составляют два субъекта – субстанциональные (индивиды и их общности) и институциональные (соц. организации и соц. институты). Общественность образуется из субстанциональных субъектов.
Общественность – субстанциональный субъект публичной сферы – выступает как совокупность индивидов и социальных общностей, которые функционируют в публичной сфере и которыми движут некие общие интересы и ценности, имеющие публичный статус.
Публичный статус – статус, связанный, во-первых, с открытостью (общедоступностью), и, во-вторых, с ориентацией на общий интерес.
Для того, чтобы тот или иной субъект стал элементом общественности необходимы следующие условия:
наличие у него общего интереса или общей ценности с другими субъектами;
осознание этого интереса или ценности как общего с другими субъектами;
представленность этого общего интереса в актуальном публичном дискурсе;
включенность субъекта в отношения коммуникации.
Таким образом у общественности всегда есть два важнейших атрибута:
она субъективна и не существует вне субъектов с их индивидуальными сознаниями;
она объектна и всегда формируется вокруг того или иного объекта.
Под общественностью в PR (или целевой общественностью) мы понимаем элемент широкой общественности, интересы и ценности которого связаны с рыночной, социально-политической или иной, имеющей публичный статус, деятельностью субъектов PR. Соотношение понятий общественность в широком смысле и целевой общественности учитываем три обстоятельства:
В каждый определенный момент общественность состоит из множества целевых общественностей, организованных вокруг актуальных публичных дискурсов.
Один и тот же субстанциональный элемент общественности – индивид или социальная общественность – может одновременно быть включенным в несколько публичных дискурсов и выступать как представитель разных целевых общественностей.
Целевая общественность может образоваться спонтанно, в силу наличия публичного дискурса, и целенаправленно, в результате PR-деятельности. Целевая общественность делится на внутреннюю и внешнюю, или закрытую или открытую.
Общественное мнение. В рамках гносеологического подхода Д.П.Гавра определяет общественное мнение как «заинтересованно ценностное оценочное отношение социального субъекта к затрагивающим его интересы, дискуссионным и информационно- доступным объектам, функционирующее в духовной или духовно-практической форме (в форме суждения или поведенческой готовности)».
Под общественным мнением в деятельностном аспекте можно в широком смысле понимать совместную заинтересованно ценностную оценочную и вытекающую из нее практическую деятельность социальных субъектов. Под институтом общественного мнения вслед за Д.П.Гавра мы будем понимать «устойчивую совокупность организационно объединенных ролей и статусов, предназначенных для решения задачи обеспечения включения массовых заинтересованных оценочно-ценностных суждений и обусловленных ими волевых проявлений в процессы социальной регуляции». С другой стороны, с точки зрения социологии, институт общественного мнения – особая форма социальной организации, способ социального закрепления специфических видов деятельности, выполняющих определенные задачи.
Общественное мнение как единство социальной оценки и социальной воли способно выполнять роль организатора совместной деятельности своих субъектов, направленной на удовлетворение их общего интереса.
Именно такое общественное мнение, понимание в совокупности с его гносеологическими и социологическими характеристиками, выступает важнейшим элементом коммуникативной среды и одной из форм бытия результатов бытия PR-деятельности.
- 1. Социальные и экономические предпосылки возникновения связей с общественностью.
- 2. Возникновение и развитие профессиональной деятельности в сфере со в сша и Европе.
- 2. Общественные отношения в Европе
- I. 1991-1994 годы — период начального формирования пр-рынка.
- III. 2003 год — начало нового периода, обретения нового качества пр-отрасли.
- 4. Субъекты связей с общественностью.
- 10. Репутация и управление ею.
- 12. Корпоративная философия и корпоративная культура: понятие, сущность, взаимосвязь.
- 13. Технологии в со.
- 14. Этика и право в со.
- 14. Этика в со.
- 17. Понятие «информация», «социальная информация» и «pr-информация». Отличие pr – информации от журналистской и рекламной.
- 18. Понятия «факт», «новость», разновидности новостей
- 21. Методы сбора информации в со.
- 22. Новостные жанры pr-текста.
- 23. Исследовательские и фактологические жанры pr – текста.
- 24. Жанровые особенности комбинированных текстов. Смежные pr – тексты.
- 25. Группы общественности. Их классификации.
- 26. Формы взаимодействия с внутренней общественностью (по Алёшиной)
- Листки новостей, газеты и журналы.
- Управленческие публикации.
- Ежегодные отчёты для занятых.
- Книги, брошюры, инструкции.
- 5. Письма, вкладыши, репринты публикаций.
- 6. Доски объявлений.
- 27. Формы взаимодействия с внешней общественностью (по Алёшиной).
- 36. Правовое регулирование со
- Закон «Об информации, информатизации и защите информации».
- Закон “о рекламе”
- Закон “Об авторском праве и смежных правах”.
- 28. Паблик рилейшнз: профессия и образование. Модель pr-специалиста.
- 29. Исследование в pr
- 30. Планирование пр-деятельности. Королько
- 31. Специальные pr-мероприятия.
- 33. Оценка эффективности в pr.
- 34. Основные характеристики медиа-рилейшнс. Медиарилейшнз в политике, бизнесе и социально-культурной сфере.
- 44 Специфика медиа рилейшнз в государственной сфере
- 35. Предмет и основные понятия психологии Массовых Коммуникаций.
- 46. Социология мк
- 62. Реклама в коммуникационном процессе.
- 64. Структура рекламного текста.
- 1.Определение понятия «рекламный текст»
- 2. Формальные признаки рекламного текста
- 3. Семиотическая природа рекламного текста
- 4. Содержательная структура рекламного текста
- 5. Композиционная структура рекламного текста
- 6. Функционально-стилевой статус рекламных текстов
- 7. Типологии видов и жанров рекламных текстов
- 65.Общие принципы организации pr – отдел, структура pr – отдела. Основные документы, регулирующие деятельность pr – отдела.
- 3) Годовой план пр-отдела.
- 66. Понятие коммуникационной компании. Основные этапы коммуникационной компании.Виды коммуникационных кампаний.
- 67.Современная пресс-служба.
- 68. Пр в кризисных ситуациях.
- Определение дублеров для ключевого штата.
- Предоставление инструкций по управлению кризисом для всех, потенциально вовлеченных в него.
- Подготовка поддержки пресс-офиса, служб отношений с потребителями, управления человеческими ресурсами, а также консультантов.
- 63. Виды рекламы.
- 35. Понятие социальных коммуникаций, объект и предмет теории коммуникации.( не дописан)
- 36. Виды и типы социальных коммуникаций.
- 37. Процессно-информационный подход к соц коммуникациям
- Денотат (референт) –
- 39. Источники коммуникации, их характеристики.
- 40. Аудитории коммуникации.
- 3.1. Гю Блумер – масса, как особая группа.
- 3.2. М.А. Как рынок. Хаар-ки:
- 3.3. Концепция активной аудитории
- Школа «научного управления» или школа ф. Тейлора
- Административная или классическая школа м. (а Файоль, г. Форд, г Эмерсон, м Вебер)
- Школа «человеческих отношений» (20-50 гг) э. Мэйо
- «Новый менеджмент» или эмпирический м., или маркет. М., или инф-ый м. Оучи
- 4. Сильные и слабые
- 43. Методики определения организационной культуры.
- 47 Современные психологические теории массовой коммуникации: бихевиоризм, когнитивизм, гештальт-психология, психоаналитические теории.
- 2. Теории опосредованного духовного контроля;
- 2.2. Теорию гегемонии сми
- 2.3. Советская соц школа на основе Маркс-ленинской методологии.
- 2.4. Теория коммунист пропаганды
- 44. Сущность и психологические характеристики массовой аудитории.
- 45. Психологические аспекты, затрудняющие включение личности в коммуникацию.
- 53. Правовое регулирование деятельности сми
- 54. Система жанров журналистики
- 1. Информ жанры (репортажные)
- 2. Аналитические жанры
- 3. Худож-но-публицист жанры
- Жанры журналистики
- Классификация жанров
- 72. Джон Мильтон и концепция свободы печати
- 73. Журналистика как институт демократии
- 57. Рынок смк в современной России. Сми и рынок
- 75. Система сми: их взаимодействие и тенденции развития
- 2. Телевидение
- Развитие Интернета и его будущее
- ܀Интернет как средство массовой информации
- 1/4 Пресса
- ܀Что ожидает прессу
- 1/5 Радио
- ܀Что ожидает радио
- 1/6 Телевидение
- ܀Что ожидает телевидение
- III Вывод