logo
ответы на билеты госник

37. Процессно-информационный подход к соц коммуникациям

Лекции

Общая характеристика:

- центр понятия – информация

- рассматривают комм-ю как процесс в ее пространственном выражении

- линейны

- осн акцент на источники и получателей информации

Модель Шеннона-Вивера

  1. осн внимание проблеме точности передачи инф-ии от источника до получателя

  2. весьма важным для них является понятие инф-го выбора ли энтропии, от которого зависит информативность сообщения

  3. инф-ть сообщ м.б. выражена ф0лой: Мn, где М – число знаков в данной системе, а n – кол-во комбинаций этих знаков

  4. математическая модель работает только на относительно простых, ограниченных в единицах своего выражения кодах

Социально-психологическая модель Теодора Ньюкомба или модель АВХ

Исходные положения:

  1. осн внимание отношениям между участниками комм-ии и объектом к.

  2. гл вопрос – как эти отношения влияют на процесс к., т.е.

    1. проблема условий к.

    2. влияние условий на участников

  3. условия к. по Ньюкомбу вкл в себя:

3.1. наличие как min 2 субъектов к.

3.2. наличие предмета к. или общей темы

4. гл ф-ии к.: одновременная ориентация субъектов относительно а) предмета к. и б) друг друга

5. ориентации вкл в себя 2 аспекта:

5.1. эмоциональный: описывается в терминах позитивных или негативных аттитюдов;

5.2. когнитивная осведомленность об объекте или освоенная информация об объекте к.

6. к. позволяет ее участникам определить ориентацию относительно друг друга, а также относительно предмета к.

А и В – субъекты к.

Х – объект в окруж мире, по поводу кот. создается к.

АХ, ВХ, АВ, ВА – предварительные ориентации или аттитюды.

Комментарии к схеме:

  1. осн. понятие – симметрия, т.к. по Н коммуникативная ситуация стремится к обретению сходных ориентаций ее субъектов

  2. сила движения в сторону симметрии зависит от

а) симпатии между А и В

б) интенсивности (важности) их отноешния к Х

3. пример Н.: Х – роль СМИ в совр мире, А относится к СМИ +, В - -. Возможны след варианты:

- А достигает согласия с В по поводу Х

- изменение ориентации А к В; или А изменит симпатию на антипатию, или А убедит себя в том, что никогда не было симпатии

- согласие с фактом асимметрии и наличие противоречия без изменения аттитюдов (соглашение о несогласии).

4. данная схема принципиально не объясняет как происходит сам акт комм-ии, она просо рассматривает акт как данность.

Чтобы к. состоялась наиб значимым является понятие "симметрия. К. зависит не только от отношений между А, В к Х, но и от отношений между ними самими.

Модель Брюса Вестли и М. Маклина

1 данная модель описывает как межличн так и массовую к. (первые 2 как правило млк)

2. к. начинается тогда, когда В (в данном случае коммуникатор, которым может быть личность группа или организация) начинает ощущать потребность в ориентации относительно определенных объектов в соц среде.

3. ориентация по В-М вкл-ют в себя как аффектные, так и когнитивные аспекты.

4. цель ориентации – удовлетворение потребностей или решение проблем.

5. ограниченные сенсорные возможности чела лимитируют его способность к восприятию кол-ва объектов в каждый конкр момент времени

6. В должен ориентироваться относительно ряда объектов в избирательном режиме и отбирать те, кот будут в состоянии в наиб степени удовлетворить его потребности или решить проблемы.

7. возможна элементарная ситуация когда В непосредственно наблюдает объект и реагирует на него; посредник в к. отсутствует

8. более часта ситуация, когда В неспособен непосредственно наблюдать объект, ему требуется инф-й посредник.

9. в этом случае между А и В начинается комм-я по схеме Н.

10. в данной схеме предусмотрен вариант включения в к. СМИ

1. модель предусматривает и обр связи, т.о. комм-и, отправленные от получателя к источнику, цель – корректировка к.

Трансакционная модель Алексиса Тана

  1. объединяет все предыдущие.

Охеренная схема

  1. к начинается с восприятия или перцепции субъектом к. внешних стимулов

  2. знак (м.б. сигнал, символ, симптом) – это чувственно воспринимаемое явление (письмо, звук, изображение), кот представляет или замещает в соц коммуникации другое явление или его свойство, отношение.

  3. осн отличия от процессного подхода:

    1. к. понимается прежде всего как процесс рождения и понимания новых смыслов, а не как передача информации;

    2. особое внимание уделяется тексту и реципиенту, в центре внимания проблемы декодирования;

    3. семиотические модели нелинейны, они показывают не шаги или этапы, а отношение;

    4. весьма большое внимание уделяется культурному контексту коммуникации.

  4. основные направлениями подхода являются:

    1. "прагматические" модели, представители Ч. Пирс, Ч. Моррис

    2. модели, разработанные в рамках структурной лингвистики, Фердинанд де Соссюр и Николай Трубецкой.

    3. современные направления в семиотике. Ролан Барт (мифы как средство комммуникации), С. Огден, И. Ричардсон.

Прагматические модели коммуникации

1. возникновение направления связано с именем Чарльза Пирса – амер логик, математик, философ, естествоиспытатель. В дальн. эта школа развивалась в 2-х направлениях:

1). Собственно прагматическое направление (Ч. Моррис – знаки и язык поведения), Поль Грайс.

2). Аналитическая философия Бертран Рассел, Р. Карнан, Винтгенштейн

2 . Ч Пирс предложил для анализа процесса коммуникации треугольную модель знака. В этой схеме уже появляются 2 рода знаков: объективные и субъективные, т.е. интерпретирующие объективные знаки отдельным субъектом.

3. пирс дает след определение знака – это явление, представляющее что-то перед кем-то в некотором отношении.

4. треугольник Пирса демонстрирует 3 типа отношений:

4.1. О (объект) – знак О (знак обозначает объект)

4.2. знак S – знак О (интерпретация субъектом общепринятого закона)

4.3. S – О (чел им или не им представление об объекте)

5. в отношении S – О возможно 2 вида коииуникации:

5.1. прямая к., т.е. субъект имеет представления об объекте мат-го/дух-го мира;

5.2. виртуальная к. – субъект не имеет знаний об объекте, а меет лишь представление о знаке объекта.

6. Пирс выделяет 3 типа знаков О:

6.1. знаки-индексы (знаки-симптомы), т.е. наблюдаемые явления, свидетельствующие о наличии др. непосредственно ненаблюдаемых явлений;

6.2. знаки-иконы (знаки-модели) – материальные предметы или тексты, воспроизводящие внешний вид или внутр. устройство объекта;

6.3. знаки-символы (комм-е знаки) – прямой связи между объектом и знаком нет, она возникает в процессе соглашения или договоренности между людьми.

7. Пирс предлагает схему размещения знаков по степени их понимания по "шкалам ясности"

знаки-индексы

знаки-символы

малоизвестные символы

известные символы

знаки-иконы

образ

изображение

фотография

Структурно-лингвистические модели коммуникации

????????????????????????????

38. Семиотический подход к социальным коммуникациям.

Опираются как на идеи П-М, так и Ф. де С.

Модель Огдена-Ричардсона (модель семантического треугольника)

Школа Р. Барта