73. Журналистика как институт демократии
ГЛАСНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРЕССЫ
Краткий экскурс в историю прессы и связанных с нею теоретических концепций убеждает в том,то журналистика не только, отражает общественные потребности, не только развивается синхронно с социальной системой, но и нуждается в таком состоянии общества, при котором она способна в полной мере раскрыть свой богатый гуманиегическии, социокультурный и коммуникативный потенциал- Иначе говоря, должна быть достигнута такая степень зрелости общественных отношений и общественного устройства, которая порождает всезнающую, честную и открытую журналистику. Что имеется в виду?
Нет сомнений в том, что политической основой для свободного функционирования прессы должна служить демократия. Но это еще не окончательное решение проблемы, Во-первых, потому что понятие «демократия* всегда нуждается в конкретизации; насколько она широка, права каких слоев населе нил в ней отражены, какие реальные отношения складываются у власти с гражданами и т.д. Во-вторых, потому что между конституционным политическим строем и практикой прессы есть некая «соединительная ткань», которую составляют общепринятые нормы массового общения в данном государстве, способы регулирования информационных потоков, осознание различными субъектами социальной ответственности за свои действия и т.д. Именно эта духовно-информационная обстановка, производная от политики, но гораздо более богатая содержанием и красками, составляет непосредственную среду жизнедеятельности прессы.
В России издавна было принято употреблять для характеристики этого своеобразного социального климата слово «гласность». Историки находят зарождение гласности в древних славянских городах, с их традицией выносить на всеобщее обсуждение спорные вопросы коллективного существования. Временами расширение гласности становилось своего рода синонимом нормализации социально-политической обстановки. Например, в конце 50-х годов прошлого века развернулось публичное обсуждение грядущей земельной реформы — и российские либералы восприняли это как внедрение гласности в политику царского правительства. В 90-х годах знаменитая энциклопедия Ф.Брокгауза и И.Ефрона утверждала, что в России гласность получила не встречавшееся до тех пор развитие и что она обеспечена законодательно и административно. Несмотря на известное преувеличение, в данном высказывании отражались некоторые реальные достижения демократической общественности и прессы.
Как правило, борьбу за гласность особенно настойчиво вели оппозиционные силы. Тем самым они стремились лишить правительство привилегий в области социально значимой информации. В частности, большое внимание уделялось гласности в марксистской теории. К.Маркс писал, что задача печати «превратить государство из таинственного жреческого дела в ясное, всем доступное и всех касающееся мирское дело...»7 И гласность, и журналистика, по его представлениям, включены в систему политико-властных отношений. С их помощью устанавливается взаимодействие между верхним уровнем государственного управления и широкими слоями населения. В русле этих воззрений высказывался и В.И.Ленин. В письме в редакцию«Искры» (1903 г.) он утверждал следующее:
«Чтобы не на словах только стать партией масс, мы должны к участию во всех партийных делах привлекать все более и более широкие массы... Можно ли достигнуть этого результата, не внося самой широкой гласности в дела, от решения которых зависит то или иное воздействие на массу?»8
К сожалению, в реальной государственной политике подобные идеи чаще декларировались, чем осуществлялись. Так, в Конституции СССР 1977 г., гласности отводилось видное место. Многие журналисты в период застоя честно стремились воплотить данный конституционный принцип в жизнь. Однако общая социально-политическая обстановка в стране не создавала для этого надежных предпосылок и гарантий.
В 80-е годы исконно русское слово «гласность» привлекло живейшее внимание не только отечественной, но и мировой общественности. Причина заключалась в том, что оно выражало самые зримые и предметные результаты преобразований, начавшихся в Советском Союзе, стало как бы символом перестройки в период, когда страной руководил М.С.Горбачев. Известный поэт Е.Евтушенко писал тогда; «Как слово «спутник», русское слово «гласность» уже ьошло в мировой лексикон без перевода, ибо оно становится делом». Данное явление и понятие вызвало большой интерес у исследователей, за короткий срок появилось немало публикаций, авторы которых пытались анализировать актуальное значение гласности.0 Однако полоса отечественной истории, получившая название «перестройка», завершилась, а вместе с ней заметно угас и интерес к гласности — она как бы вышла из моды, В связи со сложными политическими коллизиями власти не раз административными мерами ограничивали деятельность СМИ. Тем самым была ярко продемонстрирована тесная зависимость гласности от политики в государстве. Внимание сторонников реформ, в частности журналистов, «переилючшосъ» ня борьбу за свободу печати как более строгое в социологическом, правовом и административном отношениях явление.
Так вышло, что гласность не успела получить детального обоснования в научной литературе. Между тем она ни в коей мере не утрачивает значения для общественного прогресса и журналистской деятельности. Более того, рассмотрение свободы печати, равно как и других аспектов теории и практики СМИ, возможно лишь в контексте гласности и в зависимости от нее.
Формируемое сегодня представление о гласности должно вобрать ь себя опыт, накопленный всей цивилизацией. Вместе с тем это не повторение идей, принадлежащих прошлому, и не копирование какого-либо зарубежного образца, а качественно новый феномен.
Конечно, заслуживают изучения модели распространения массовой информации, принятые в других странах. В США, например, многочисленные специалисты и политики исходят из того, что нужно обеспечить свободный рынок идей и беспрепятственное опубликование любых фактов, чтобы просвеченные граждане сами выбирали интересующие их сведения. Однако на деле далеко не вся информация оказывается полностью открытой. Американский профессор Б.Багдикян пишет, что «почти все средства массовой информации имеют друзей, которым отдается предпочтение при помещении информации и которые не подвергаются критике... В редакционных кабинетах Америки таких друзей называют «священными коровами». 2>го обычно владелец органа информации, его родственники и друзья, основные рекламодатели, а также политические круги, близкие к владельцу».10
В России необходимо учесть не только плюсы, но и минусы информационных систем, сложившихся в мировой практике. По словам ггрезидента Международной организации журналистов А.Ролленберга, у нас в стране в настоящий момент имеется уникальный шанс создать новую модель системы информации — такую, что не контролировалась бы ни государством, ни какой-либо партией, ни законами рынка. Только общественностью!
. Общепринятого научного определения гласности пока еще нег. В толковых словарях русского языка она характеризуется как известность, доступность для широкого ознакомления и обсуждения. В справочниках обществоведческого профиля акцент переносится на другие свойства гласности — она трактуется как «максимальная открытость и правдивость в деятельности государственных и общественных организаций, действенная и активная форма участия общественного мнения в демократическом решении важнейших проблем страньр».11 Такой, подчеркнуто социальный угол зрения на предмет нашего анализа дает возможность глубже понять механизмы деятельности прессы в условиях гласности. Мы рассматриваем ее в системе отношений доверия и взаимопонимания между социальными институтами, учреждениями и органами, народными масса/ли, коллективами и отдельными гражданах^. Решающим фактором развития отношений гласности служит политика государства, направленная на совершенствование демократии. В политико-правовом плане отношения гласности обеспечиваются полновластием народа, правом граждан на участие в. управлении государством и обществом, подотчетностью органов управления гражданам, наличием свободы слова и печати. Формой осуществления гласности служит широкое обращение актуальной информации по вопросам, требующим публичного обсуждения, решения и контроля, а результатом — оптимизация процессов управления и самоуп. Из данного определения следует, что гласность ни в коей мере не монополизируется журналистикой и не сводится к ее деятельности. Она предстает перед нами как характеристика определенного состояния всей общественной жизни. Соответственно и функции (роль, содержание деятельности) гласности мы будем определять с опорой на социологические источники. В политическом плане к ее функциям относятся демократизация общества и создание механизмов для участия граждан в решении государственных и иных существенных вопросов, в социальном — реализация эффективных форм общественного контроля, в социально-психологическом — воспитание высокой политической культуры масс, формирование у них государственною отношения к делу и соответствующая психологическая перестройка должностных лиц.12 Данные функции осуществляются благодаря свободному распространению информации, прежде всего через печать, телевидение и радио.
Сбор и тиражирование сведений является не самоцелью, а средством достижения социальных результатов. Информация — это язык гласности, но при этом обществу совсем не безразлично, о чем и как вещает пресса. Один иностранный фотограф воспользовался условиями гласности для того, чтобы снимать обнаженную натуру на фоне культурно-исторических памятников Москвы и у ложи Президента в Большом театре. «Гласность означает прозрачность, следовательно, и заголение...» — так однобоко он понимает перемены в кашей информационной политике.
Для журналистики на первый план выступают полезные социальные эффекты ее деятельности в атмосфере гласности. К ним в первую очередь относится углубленное познание того общества, в котором мы живем. На эту задачу работают и событийная хроника, и аналитическая публицистика. Главное, чтобы информация сражала не третьестепенные явления и процессы, а острую злобу дня. Для движения вперед необходимо знать о противоречиях, которые пока что не получили разрешения и потому должны привлечь к себе общественное внимание. Как считает публицист и писатель Ю.Черниченко, необхо-дилло анализировать само движение событий, ибо «постфактумная гласность слишком часто есть соло в пустыне*.
Выделим также эффект социального действия. Он связан с практически/л решением поднимаемых в прессе вопросов. Журналист несет моральную ответственность за судьбу героев публикаций, за исход тех дел, о которых он рассказывает. Безответственность проявляется, например, в нежелании корреспондента вникнуть в ситуацию или в стремлении любой пеной обнародовать выигрышную информацию, даже если она не совсем соответствует действительности. Так, ряд средств информации поспешили предать гласности сообщение информационного агентства о банкротстве одного из крупнейших предприятий Петербурга. Опубликованные факты не подтвердйлись, но «Ленэнерго» на всякий случай отключило мнимого банкрота от энергосети.
В числе эффектов гласности — укрепление контактов органов власти и управления с рядовыми гражданами. В практику редакций прочно вошли репортажи с некогда закрытых заседаний, публикация планов и бюджетов организаций, традиционно окрркавшихся секретностью, обсуждение проектов государственных документов на республихсанском и местном уровнях. Таким образом, появилась возможность поставить систему власти под постоянный общественный контроль. Однако взаимодействие органов управления с трудящимися не исчерпывается информацией о решениях, принимаемых наверху. Не менее важно наладить приток информации снизу. Гласность предполагает, что все ценные суждения и мнения, появляющиеся у граждан, должны быть услышаны и восприняты как широкой публикой, так и конкретными должностными лицами. Это и есть проявление непосредственной демократии. Задача журналистики заключается в том, чтобы открыть миру новые источники идей и предложений, организовать дискуссии по предмету всеобщего интереса, дать выход интеллектуальной энергии населения.
Гласность помогает росту политической культуры граждан. Это тоже один из ее эффектов. Обилие информации заразительно действует на аудиторию, вызывает у нее стремление не только осмыслить происходящее вокруг, но и принять участие в общественной жизни. В идеале журналистская практика как бы сливается с политической активностью масс, сознательно принимающих участие в выборных кампаниях, обсуждении законопроектов, внедрении в жизнь перспективных форм хозяйствования и организации социальной работы.
Одной из сторон гласности являегся плюрализм, что в буквальном переводе означает множественность, разнообразие. До недавнего времени в научной и учебной литературе было принято относить плюрализм только к буржуазной социологии и западному образу жизни, причем оценивать его в негативном плане. Но практика убедила, что есть и возможность, и необходимость развивать это явление в нашей стране.
В журналистике, а затем и в массовом сознании закрепилось узкое понимание плюрализма — как явления, относящегося главным образом к сфере мнений. В действительности разнообразие мнений и высказываний — всего лишь вершина пирамиды, основание которой составляют базисные, по отношению к прессе, сферы социальной жизни. Плюралистические начала проявляются в экономике (многообразие форм собственности), культуре (разные школы и течения), политике (многопартийность).
Плюрализм, как и гласность в целом, нельзя восггрикимать в идеалистически-анархистском ключе, т.е. как безграничную вседозволенность. Социальная реальность обязательно вносит поправки в неизбежно отвлеченные тексты деклараций. Следить за тем, чтобы свобода высказываний не влекла за собой социальной и психологической дестабилизации, призваны в первую очередь органы государства. Так, одним из самых деликатных аспектов межчеловеческого общения является различие граждан по национальным признакам. Сравним два подхода к данному щ>едмету освещения в СМИ. В Австралии, имеющей репутацию страны мигрантов, создана специальная радиотелевещательная служба, призванная консолидировать десятки этнических меньшинств. Руководство службы бдительно следит за тем, чтобы при освещении событий отражались разные точки зрения, особенно — чтобы не допускалась какая-либо национальная нарочитость. В Петербурге же, по информации прокуратуры города, в начале 90-х годов значительная часть изданий нарушала закон, запрещающий разжигание национальной и религиозной нетерпимости и вражды. Однако государственные органы контроля за массовой информацией слабо реагировали на случаи зло--л-ютребления свободой печати.
Затронутый вопрос относится к теме гарантий и условий обеспечения гласности и плюрализма. Мы уже установили, что центральное место среди них занимают политическая воля руководства страны и государственная политика в целом. Рассмотрим и другие гарантии.
Московские социологи СМИ провели опрос ученых, государственных и общественных деятелей, работников культуры, журналистов. Опрос был посвящен судьбам гласности в нашей стране. Характерно, что преобладающая часть экспертов в числе гарантий гласности назвала меры по укреплению ее законодательной базы.13
Основную нагрузку как гарант гласности несет на себе Закон РФ «О средствах -массовой информации». Равное право на учреждение средств информации предоставляется государственным органам, предприятиям, учреждениям'и организациям, объединениям граждан, созданным в соответствии с законом, и отдельным гражданам, достигшим 18-летнего возраста и не ограниченным в правах. Не допускается монополизация какого-либо вида средств информации. В Законе оговаривается право редакций получать информацию о деятельности государственных органов, общественных объединений и должностных лиц, а отказ в предоставлении таких сведений может быть обжалован в административном или судебном порядке. Существенно также, что право окончательного суждения вовсе не закреплено за редакцией. Она обязана опубликовать ответ граяеданина или организации, чьи честь и законные интересы были ущемлены в выступлении редаю^ий. Существуют и другие правовые гарантии гласности, хотя в целом законодательная практика пока что отстает от потребностей печати и аудитории.
Нормы права могут быть реализованы, если под ними есть экономическая и материально-техническая почва. В этом отношении расширение гласности встречается с большими чрудностями. Для отражения в прессе всей палитры существующих интересов и взглядов требуется обогатить систему печати и телерадиостудий. И действительно, за последние годы появились сотни новых газет и журналов, в том числе так называемых неформальных. В результате возник бумажный кризис, болезненно проявилась слабость отечественной полиграфии. В начале 90-х годов потребление бумаги на душу населения у нас составляло около 40 кг в год, тогда как во многих других государствах — 200~ 300 кг. Остро не хватает типографских мощностей, практически не развивалось производство оборудования для мобильных малых типографий. Всевозможные дефициты быстро привели к удорожанию издательского процесса и, как следствие, к непомерному повышению цен на журналистскую продукцию. Поэтому правом на издание печатного органа или книг фактически могут воспользоваться далеко не все желающие, а только обладатели солидного банковского счета.
К примеру, в начале 90-х годов в Петербурге было выдано более 600 лицензий на издательскую деятельность, но лишь десятки фирм освоили производство. В данной ситуации сотням редакций не остается ничего иного, как обращаться за дотациями к государству. Добавим, что в России примерно 20% СМИ официально являются государственными (едва ли не уникальная для мировой прессы цифра). Учтем также государственную монополию в ряде смежных с журналистикой областей; бумагоделательная промышленность, связь, распространение печати, энергоснабжение, Таким образом, пространство для обмена информацией и ее оценки также а значительной мере огосударствлено.
Не менее сложные проблемы возникли и в эфирной журналистике: недавнее полновластное господство центрального ведомства — Гостелерадиокомите-та, крайне ограниченное число каналов вещания, отставание технической базы на 10~ 15 лет от мирового уровня не создавали условий для полифоничного отображения окружающей действительности.
Приведенные характеристики слабости прессы в техническом отношении не означают, однако, что гласность обречена на неполноценное развитие. Журналистские коллективы и ассоциации преодолевают монополизм, создавая альтернативные службы доставки газет, заключая контракты с частными (отечественными и зарубежными) издательскими фирмами, добиваясь для себя налоговых льгот. Опыт показывает, что трудности материально-экономического порядка преодолимы — и одновременно, что не только в них упирается развитие свободного рынка информации.
К условиям осуществления гласности относится также высокая политическая, этическая и профессиональная культура людей, участвующих в информационном обмене. По данным экспертного опроса, на который мы уже ссылались в этом разделе, именно здесь лежат основные опасности для гласности, некомпетентность прессы, личные амбиции, социальная инфантильность населения, демагогия и пр.
Авторитарный образ мышления и поведения имеет очень прочные корни в обществе. Он принимает разные обличья — в зависимости от социальной роли того или иного человека. Со стороны должностных лиц авторитаризм проявляется с стремлении ограничить своеволие прессы — тогда как надо было бы признать, что ею нельзя и не нужно командовать. Но и в среде самих журналистов сохраняется непримиримость по отношению к любым оппонентам. В профессиональной психологии слишком медленно происходит сдвиг в сторону демократического мышления, толерантности, допущения свободы дискуссий. Н.Яковлев, работавший председателем телерадиокомпании «Останкино», делится следующими наблюдениями: «Я пришел на телевидение с совершенно наивной и глупой верой в то, что... сниму только политический пресс, и все начнет расти. Но все оказалось далеко не так. Теперь шге кажется, что многие i не только привыкли к политической цензуре и политическому прессингу, но даже были довольны, когда они существовали».
Особенно много нареканий вызывает низкая культура полемики. Eiye в XVIII в. Вольтер писал, что «гуманная словесность стала весьма негуманной: здесь оскорбляют, клевещут, строят козни, сочиняют куплеты».н К сожалению, многие современные журналисты заслуживают столь же нелестных отзывов. Такой непредвзятый наблюдатель, как Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, заметил однажды, что люди оказались не готовы к правильному восприятию понятий «гласность», «демократия», «плюрализм»: на них спекулируют в весьма неблаговидных' целях, на потеху толпе выносятся малозначительные факты и откровенные домыслы, плюрализм используется для пропаганды абсурдных идей — лишь бы привлечь внимание к своей персоне.
Из всего сказанного следует, что гласность представляет собой чрезвычайно ■сложное и многоаспектное явление. Возникающие в процессе ее развития проблемы служат «зеркалом* реального состояния и движения общества. Они могут быть разрешены не путем ограничений и запретов — пусть временных, «до нормалиэацл-iv. положения дел в обществе», я только п}тем неуклонного расширения гласности. Сказанное относится и к массовой культуре обращения с гласностью: она формируется только в условиях открытого ведения дел з государстве и их свободного обсуждения в СМИ.
- 1. Социальные и экономические предпосылки возникновения связей с общественностью.
- 2. Возникновение и развитие профессиональной деятельности в сфере со в сша и Европе.
- 2. Общественные отношения в Европе
- I. 1991-1994 годы — период начального формирования пр-рынка.
- III. 2003 год — начало нового периода, обретения нового качества пр-отрасли.
- 4. Субъекты связей с общественностью.
- 10. Репутация и управление ею.
- 12. Корпоративная философия и корпоративная культура: понятие, сущность, взаимосвязь.
- 13. Технологии в со.
- 14. Этика и право в со.
- 14. Этика в со.
- 17. Понятие «информация», «социальная информация» и «pr-информация». Отличие pr – информации от журналистской и рекламной.
- 18. Понятия «факт», «новость», разновидности новостей
- 21. Методы сбора информации в со.
- 22. Новостные жанры pr-текста.
- 23. Исследовательские и фактологические жанры pr – текста.
- 24. Жанровые особенности комбинированных текстов. Смежные pr – тексты.
- 25. Группы общественности. Их классификации.
- 26. Формы взаимодействия с внутренней общественностью (по Алёшиной)
- Листки новостей, газеты и журналы.
- Управленческие публикации.
- Ежегодные отчёты для занятых.
- Книги, брошюры, инструкции.
- 5. Письма, вкладыши, репринты публикаций.
- 6. Доски объявлений.
- 27. Формы взаимодействия с внешней общественностью (по Алёшиной).
- 36. Правовое регулирование со
- Закон «Об информации, информатизации и защите информации».
- Закон “о рекламе”
- Закон “Об авторском праве и смежных правах”.
- 28. Паблик рилейшнз: профессия и образование. Модель pr-специалиста.
- 29. Исследование в pr
- 30. Планирование пр-деятельности. Королько
- 31. Специальные pr-мероприятия.
- 33. Оценка эффективности в pr.
- 34. Основные характеристики медиа-рилейшнс. Медиарилейшнз в политике, бизнесе и социально-культурной сфере.
- 44 Специфика медиа рилейшнз в государственной сфере
- 35. Предмет и основные понятия психологии Массовых Коммуникаций.
- 46. Социология мк
- 62. Реклама в коммуникационном процессе.
- 64. Структура рекламного текста.
- 1.Определение понятия «рекламный текст»
- 2. Формальные признаки рекламного текста
- 3. Семиотическая природа рекламного текста
- 4. Содержательная структура рекламного текста
- 5. Композиционная структура рекламного текста
- 6. Функционально-стилевой статус рекламных текстов
- 7. Типологии видов и жанров рекламных текстов
- 65.Общие принципы организации pr – отдел, структура pr – отдела. Основные документы, регулирующие деятельность pr – отдела.
- 3) Годовой план пр-отдела.
- 66. Понятие коммуникационной компании. Основные этапы коммуникационной компании.Виды коммуникационных кампаний.
- 67.Современная пресс-служба.
- 68. Пр в кризисных ситуациях.
- Определение дублеров для ключевого штата.
- Предоставление инструкций по управлению кризисом для всех, потенциально вовлеченных в него.
- Подготовка поддержки пресс-офиса, служб отношений с потребителями, управления человеческими ресурсами, а также консультантов.
- 63. Виды рекламы.
- 35. Понятие социальных коммуникаций, объект и предмет теории коммуникации.( не дописан)
- 36. Виды и типы социальных коммуникаций.
- 37. Процессно-информационный подход к соц коммуникациям
- Денотат (референт) –
- 39. Источники коммуникации, их характеристики.
- 40. Аудитории коммуникации.
- 3.1. Гю Блумер – масса, как особая группа.
- 3.2. М.А. Как рынок. Хаар-ки:
- 3.3. Концепция активной аудитории
- Школа «научного управления» или школа ф. Тейлора
- Административная или классическая школа м. (а Файоль, г. Форд, г Эмерсон, м Вебер)
- Школа «человеческих отношений» (20-50 гг) э. Мэйо
- «Новый менеджмент» или эмпирический м., или маркет. М., или инф-ый м. Оучи
- 4. Сильные и слабые
- 43. Методики определения организационной культуры.
- 47 Современные психологические теории массовой коммуникации: бихевиоризм, когнитивизм, гештальт-психология, психоаналитические теории.
- 2. Теории опосредованного духовного контроля;
- 2.2. Теорию гегемонии сми
- 2.3. Советская соц школа на основе Маркс-ленинской методологии.
- 2.4. Теория коммунист пропаганды
- 44. Сущность и психологические характеристики массовой аудитории.
- 45. Психологические аспекты, затрудняющие включение личности в коммуникацию.
- 53. Правовое регулирование деятельности сми
- 54. Система жанров журналистики
- 1. Информ жанры (репортажные)
- 2. Аналитические жанры
- 3. Худож-но-публицист жанры
- Жанры журналистики
- Классификация жанров
- 72. Джон Мильтон и концепция свободы печати
- 73. Журналистика как институт демократии
- 57. Рынок смк в современной России. Сми и рынок
- 75. Система сми: их взаимодействие и тенденции развития
- 2. Телевидение
- Развитие Интернета и его будущее
- ܀Интернет как средство массовой информации
- 1/4 Пресса
- ܀Что ожидает прессу
- 1/5 Радио
- ܀Что ожидает радио
- 1/6 Телевидение
- ܀Что ожидает телевидение
- III Вывод