22. Новостные жанры pr-текста.
Это группа жанров, которые оперативно передают ранее не известную общественности информацию. Такая информация может подаваться как предваряющая новостное событие или сообщающая о его свершении.
Объектом отражения в этой группе жанров будут явления и события, связанные с деятельностью базисного субъекта PR.
Характерные признаки этой группы: оперативность, релевантность, фактологичность.
Стилистические характеристики: лаконичность, краткость, емкость информации.
К оперативно-новостным жанрам относятся пресс-релиз, приглашение.
Пресс-релиз. Традиционно считается одним из основных средств PR. В практике современных пресс- и PR-служб пресс-релизом называют практически любую текстовую информацию для СМИ, обладающую паблицидностью, исходящую от организации, а большинство практиков-специалистов по СО, впрочем, как и журналистов, назовут пресс-релиз единственным жанром PR-текста. Кстати, пресс-релиз является одним из древнейших жанров PR- текста в доинституциональный период существования PR.
Пресс-релиз – основной информационный жанр PR-текста, содержащий предназначенную для прессы актуальную оперативную информацию о событии, касающемся базисного субъекта PR.
Три наиболее распространенных «предмета» пресс-релиза:
новое событие, продукт, услуга;
управленческие изменения в организации
публичные выступления в СМИ ведущих специалистов компании, ее руководства.
Пресс-релиз включает в себя не только фактологическое описание новостного события, но дает некоторые параметры отображаемого явления, которые более полную информационную картину данного отображаемого в данном тексте явления. Содержит в себе ограниченную систему фактов, характеризующиеся единством времени, места, проблемы.
Оформляется на бланке с логотипом организации, оформление на фирменном бланке с реквизитами фирмы нежелательно. При верхнем расположении логотипа фирмы и адресных координат там же, в правом верхнем углу, обозначаются имя (имена) контактной персоны, наделенной полномочиями предоставления дополнительной информации, и его (их) координаты (телефон, факс); наименование организации (структуры), подготовившей текст. Далее обычно указывают сроки распространения (например, «для немедленного распространения» или конкретная дата). При нижнем расположении логотипа координаты и имена контактных лиц располагаются внизу.
Текст строится по принципу «перевернутой пирамиды»: каждый следующий абзац содержит менее важную информацию и может состоять из одного предложения. Каждый абзац содержит отдельный информационный длок, и во многом четкое структурирование содержания предопределяет полноту и эффективность отражения пресс-релиза во вторичном тексте – в тексте СМИ.
А. Н. Чумиков определяет две разновидности пресс-релиза:
пресс-релиз анонс – короткое сообщение о предстоящем событии с приглашением журналистов. Функция – привлечение внимания СМИ.
новостной (ньюс-релиз) доносит до широкой публики важную новость или информационное сообщение. Распространяются в ходе пресс-конференции и после новостного события.
Композиция и речевой облик этих двух типов не имеют строгих различий.
Приглашение – это распространяемый через СМИ, путем прямой или личной рассылки текст о новостном событии (мероприятии), касающемся базисного субъекта PR, в котором адресату (конкретному лицу или организации) предлагается принять участие.
Цель данного текста – обеспечение участия в новостном событии значимых для базисного субъекта лиц.
Приглашение должно содержать информацию о характере мероприятия, месте и сроках проведения, условиях участия: это обязательные компоненты его композиции. При прямой адресации приглашение должно быть оформлено на одной странице бланка организации с логотипом.
По характеру адресата текста, масштабу события, по структуре текста, в том числе речевой, приглашения разделяются на основные два вида: для общественности и для узких целевых групп (акционеров, журналистов). Отдельно можно рассмотреть приглашение на событие из «художественной» жизни общества.
Приглашение для журналистов – прежде всего приглашение на пресс-конференцию или любое мероприятие (новостное событие) в жизни базисного субъекта PR. Обычно не распространяется через СМИ. Информация о событии должна быть конкретизирована, и приглашение может быть структурно построено по схеме пресс-релиза: лид, детали новостного события, список приглашенных VIP-гостей, программа мероприятия и – факультативно – просьба о подтверждении участия. Контактные лица и телефоны в таком случае всегда указываются в конце текста.
Приглашение для широкой общественности – в зависимости от обхвата конкретной целевой аудитории распространяется преимущественно через СМИ. Могут указываться спонсоры мероприятия. Композиция приглашения напоминает композицию одного из журналистских жанров – информационной заметки, поскольку строится по принципу «перевернутой пирамиды».
Приглашение на специальное мероприятие (событие из мира культуры: выставка, презентация, премьера). Отдельно в жанре приглашений. В этом случае большая роль отводится фантазии, креативным способностям PR-сотрудника, составляющего текст и придумывающего его оформление.
Образно-новостные жанры PR- текстов.
Сосредоточены на новостном событии, однако информация об этом событии излагается от конкретного лица: это жанры, чаще мнимо подписанные первым (должностным) лицом базисного PR-субъекта и/или распространяемые от его лица.
Функция – поддержание коммуникативного контакта. Основные признаки – релевантность, фактологичность, полнота, экспрессивность.
Не имеют общих черт с параллельной группой публицистических жанров, опирающихся прежде всего на понятие «образ». Это прежде всего жанры, в которых присутствует ярко выраженное личностное начало, можно сказать, художественное начало, характеризующее мнимого автора данного текста.
К ним относятся байлайнер, поздравление.
Байлайнер – это авторская, или именная статья, посвященная определенному новостному событию или периодически выходящая в органе СМИ, создающая или поддерживающая паблицидный капитал организации, фирмы через авторитетный текст от имени первого (должностного) лица.
Байлайнеры могут классифицироваться как периодические, то есть появляющиеся регулярно на страницах органа СМИ и имеющие свою определенную текстовую повторяющуюся структуру, и спорадические, то есть событийные, тематические: написанные от имени первого лица тексты, посвященные внутрифирменному событию или событию общественного характера – определенной теме. Такие б. могут появляться на страницах СМИ или распространяться посредством директ-мейл.
Это самостоятельный первичный PR-текст, но может выступать и в составе сложного – пресс-кита, годового отчета, буклета.
Периодический б. схож с таким публицистическим жанром, как «колонка редактора», обычно содержит рамочные компоненты: приветствие-обращение и подпись первого лица. Составляется от имени первого лица и имеет специфическую структуру: первый абзац – вводный (обычно приветствие первого лица и краткая характеристика компании или ее новостей). Далее следует краткий обзор содержания номера журнала, завершается приветствием и подписью первого лица.
Для событийного б. характерна следующая структура: событийный повод, констатирующая часть (подробности события), заключение-оптатив (часть, где может содержаться пожелание в явной или скрытой форме).
Иногда б., обращенный к узкой целевой аудитории, например к акционерам, может рассылаться под заголовком «Информационное письмо».
Поздравление – жанровая разновидность PR-текста, представляющая собственно поздравление от первого лица базисного субъекта со знаменательным событием.
По структуре напоминает байлайнер: имеет обязательные рамочные компоненты – обращение к адресату и подпись первого лица организации, конгратуляционную часть (повод и собственно поздравление), констатирующую часть и оптативную часть (собственно пожелание).
Является текстовым отражением так называемого ритуального поведения человека, поэтому рамочные элементы в целом не могут иметь большой спектр различных средств выражения. Особое значение приобретает констатирующая часть, так как именно в ней первое лицо обычно говорит о вкладе адресата в общее дело организации, подчеркивает его значение в событии, по поводу которого появляется данный текст.
Текст поздравления не обязательно содержит оптатив, заключительной частью может стать промессив – высказывание, в котором отражается обещание или надежда.
Может быть направлено не только общественности (коллективному адресату), но и адресату-лицу – VIP-персонам, партнерам.
- 1. Социальные и экономические предпосылки возникновения связей с общественностью.
- 2. Возникновение и развитие профессиональной деятельности в сфере со в сша и Европе.
- 2. Общественные отношения в Европе
- I. 1991-1994 годы — период начального формирования пр-рынка.
- III. 2003 год — начало нового периода, обретения нового качества пр-отрасли.
- 4. Субъекты связей с общественностью.
- 10. Репутация и управление ею.
- 12. Корпоративная философия и корпоративная культура: понятие, сущность, взаимосвязь.
- 13. Технологии в со.
- 14. Этика и право в со.
- 14. Этика в со.
- 17. Понятие «информация», «социальная информация» и «pr-информация». Отличие pr – информации от журналистской и рекламной.
- 18. Понятия «факт», «новость», разновидности новостей
- 21. Методы сбора информации в со.
- 22. Новостные жанры pr-текста.
- 23. Исследовательские и фактологические жанры pr – текста.
- 24. Жанровые особенности комбинированных текстов. Смежные pr – тексты.
- 25. Группы общественности. Их классификации.
- 26. Формы взаимодействия с внутренней общественностью (по Алёшиной)
- Листки новостей, газеты и журналы.
- Управленческие публикации.
- Ежегодные отчёты для занятых.
- Книги, брошюры, инструкции.
- 5. Письма, вкладыши, репринты публикаций.
- 6. Доски объявлений.
- 27. Формы взаимодействия с внешней общественностью (по Алёшиной).
- 36. Правовое регулирование со
- Закон «Об информации, информатизации и защите информации».
- Закон “о рекламе”
- Закон “Об авторском праве и смежных правах”.
- 28. Паблик рилейшнз: профессия и образование. Модель pr-специалиста.
- 29. Исследование в pr
- 30. Планирование пр-деятельности. Королько
- 31. Специальные pr-мероприятия.
- 33. Оценка эффективности в pr.
- 34. Основные характеристики медиа-рилейшнс. Медиарилейшнз в политике, бизнесе и социально-культурной сфере.
- 44 Специфика медиа рилейшнз в государственной сфере
- 35. Предмет и основные понятия психологии Массовых Коммуникаций.
- 46. Социология мк
- 62. Реклама в коммуникационном процессе.
- 64. Структура рекламного текста.
- 1.Определение понятия «рекламный текст»
- 2. Формальные признаки рекламного текста
- 3. Семиотическая природа рекламного текста
- 4. Содержательная структура рекламного текста
- 5. Композиционная структура рекламного текста
- 6. Функционально-стилевой статус рекламных текстов
- 7. Типологии видов и жанров рекламных текстов
- 65.Общие принципы организации pr – отдел, структура pr – отдела. Основные документы, регулирующие деятельность pr – отдела.
- 3) Годовой план пр-отдела.
- 66. Понятие коммуникационной компании. Основные этапы коммуникационной компании.Виды коммуникационных кампаний.
- 67.Современная пресс-служба.
- 68. Пр в кризисных ситуациях.
- Определение дублеров для ключевого штата.
- Предоставление инструкций по управлению кризисом для всех, потенциально вовлеченных в него.
- Подготовка поддержки пресс-офиса, служб отношений с потребителями, управления человеческими ресурсами, а также консультантов.
- 63. Виды рекламы.
- 35. Понятие социальных коммуникаций, объект и предмет теории коммуникации.( не дописан)
- 36. Виды и типы социальных коммуникаций.
- 37. Процессно-информационный подход к соц коммуникациям
- Денотат (референт) –
- 39. Источники коммуникации, их характеристики.
- 40. Аудитории коммуникации.
- 3.1. Гю Блумер – масса, как особая группа.
- 3.2. М.А. Как рынок. Хаар-ки:
- 3.3. Концепция активной аудитории
- Школа «научного управления» или школа ф. Тейлора
- Административная или классическая школа м. (а Файоль, г. Форд, г Эмерсон, м Вебер)
- Школа «человеческих отношений» (20-50 гг) э. Мэйо
- «Новый менеджмент» или эмпирический м., или маркет. М., или инф-ый м. Оучи
- 4. Сильные и слабые
- 43. Методики определения организационной культуры.
- 47 Современные психологические теории массовой коммуникации: бихевиоризм, когнитивизм, гештальт-психология, психоаналитические теории.
- 2. Теории опосредованного духовного контроля;
- 2.2. Теорию гегемонии сми
- 2.3. Советская соц школа на основе Маркс-ленинской методологии.
- 2.4. Теория коммунист пропаганды
- 44. Сущность и психологические характеристики массовой аудитории.
- 45. Психологические аспекты, затрудняющие включение личности в коммуникацию.
- 53. Правовое регулирование деятельности сми
- 54. Система жанров журналистики
- 1. Информ жанры (репортажные)
- 2. Аналитические жанры
- 3. Худож-но-публицист жанры
- Жанры журналистики
- Классификация жанров
- 72. Джон Мильтон и концепция свободы печати
- 73. Журналистика как институт демократии
- 57. Рынок смк в современной России. Сми и рынок
- 75. Система сми: их взаимодействие и тенденции развития
- 2. Телевидение
- Развитие Интернета и его будущее
- ܀Интернет как средство массовой информации
- 1/4 Пресса
- ܀Что ожидает прессу
- 1/5 Радио
- ܀Что ожидает радио
- 1/6 Телевидение
- ܀Что ожидает телевидение
- III Вывод