logo search
ответы на билеты госник

47 Современные психологические теории массовой коммуникации: бихевиоризм, когнитивизм, гештальт-психология, психоаналитические теории.

Макс Вебер в 1910 г обосновал необходимость изучения прессы в социологическом аспекте. Он показал соц и соц-психол функции прессы как соц института, объяснил ее связь с другими институтами общества, обозначил подходы исследования проблемы личности коммуникатора, журналиста, человека из мира СМИ.

Развитие теории м.к. в 20 - начале 21 века проходило прежде всего в русле функциональных теорий. Эти теории выдвигали на первый план ту или иную доминирующую функцию СМИ и опираясь на нее рассматривали условия и последствия ее реализации. Эти теории условно можно разделить на три группы в соответствии с критерием доминирующей функции:

1. теории политического контроля;

М.к. понимается как ф-я политического контроля как выражение концентрации полит. Власти. В рамках этой группы теорий выделяется 2 подвида: в первом подвиде ведущим фактором контроля над СМИ и соответственно контроля СМИ над аудиторией считается материально-экономический фактор (теории массового общества, разл версии марксизма вкл неомарксизм). Теория массового общества исходит из положения о том, что в совр масс обществе с массовыми аудиториями СМИ и в целом система м.к. интегрируются в систему властных институтов, переплетаются с ними. Т.о. они (СМК) становятся неотъемлемым элементом системы управления обществом, реальной 4 властью. Согл этой теории СМИ вместе с др. формальными властными институтами участвуют в управлении обществом. Элита СМИ – естественный сегмент политической деловой элиты. СМК при этом выполняют двоякую функцию, с одной стороны, они помогают управлять общественным мнением, с др стороны, они обеспечивают психол релаксацию аудитории, поддержку и в целом стабилизацию соц-психол климата. К 1 группе относятся К. Мангейм, В. Паретто.

Полит-эконом теория, опирающаяся на постулаты марксизма, выводит базовые функции СМК в обществе из вульгарно понимаемых отношений собственности на осн. Фонды СМИ (кто платит, то и...). Поли ф-ии СМИ в данной теории напрямую вытекают из их экономического базиса. Осн. Сторонники этого подхода англ социологи Мердок и Голдинг.

Второй подвид на передний план выдвигает духовно-идеологический фактор.